Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Кафедра №24 «Авиационной техники и диагностики»

Петрова Татьяна Владимировна
Ученая степень:
Кандидат технических наук
Ученое звание:
Доцент
Должность:
Заведующий кафедрой

 

Контакты:
local_phone
place
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, Лабораторный корпус, 3-й этаж, к.369

 

Положение о кафедре №24

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Общие сведения о кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики». Кафедра была создана в 1956 г., как кафедра «Авиационных двигателей» практически одновременно с открытием подготовки кадров в Высшем авиационном училище (ВАУ ГВФ).
Первым руководителем кафедры «Авиационных двигателей» был опытный производственник, выдающийся ученый и педагог Петр Сергеевич Лабазин. Им были написаны учебники по конструкции и эксплуатации поршневых авиационных двигателей, которые считаются лучшими и по настоящее время. Петр Сергеевич являлся одним из энтузиастов и активных разработчиков реверсивных устройств самолетов с газотурбинными двигателями.
С 1969 год по 1978 год кафедрой «Авиационных двигателей» заведовал доктор технических наук, профессор Владимир Васильевич Шашкин, им была создана научная школа в области исследования и разработке информационного обеспечения автоматизированной информационной управляющей системы (АСУ) «Безопасность» с целью оценки эффективности средств обеспечения безопасности технических систем.
С 1978 г. кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Борис Александрович Соловьев. В этот период на кафедре активно развивались научные направления, связанные с анализом конструктивных особенностей и характеристик газотурбинных двигателей воздушных судов гражданской авиации, разработкой алгоритмов оперативной оценки технического состояния двигателей НК-86 самолетов Ил-86 по данным МСРП-256, созданием автоматизированных обучающих систем воздушных судов гражданской авиации.
В этот же период времени в связи с созданием факультета Высших командных кадров кафедра пополнилась специалистами в области конструкции и прочности воздушных судов и получила название: кафедра «Инженерно-авиационной службы».
В 2000 года кафедра была переориентирована на подготовку специалистов для инженерно-технического факультета и реорганизована в кафедру «Авиационная техника».
В 2017 г. в процессе структурной реорганизации Университета на основании приказа ректора в состав кафедры вошла кафедра № 26 «Диагностики и неразрушающего контроля технических систем».
Объединенная кафедра получила наименование: кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики».
В 2024 году на основании приказа Ректора Университета и решения Ученого Совета Университета кафедра № 6 «Механики» вошла в состав кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики».
На сегодняшний день кафедра №24 «Авиационной техники и диагностики» как выпускающая, формирует модель инженеров в области организации технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики» определяет
перечень профильных дисциплин, руководит практиками, определяет тематику выпускных квалификационных работ и перечень вопросов для государственного экзамена, осуществляет руководство выпускными квалификационными работами. На кафедре активно развиваются научные направления, связанные с анализом конструктивных особенностей и характеристик газотурбинных двигателей воздушных судов гражданской авиации.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Специальность 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализация «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (ОРТОР).

Специальность 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализация «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (ОРТОР).
Квалификация: инженер. Срок обучения: очная форма – 5 лет; заочная форма – 5 лет 6 месяцев
Обучающиеся по специализации ОРТОР за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечиваются питанием и форменным обмундированием.
По программе специалитета специализации ОРТОР предусмотрены места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и места по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Кафедра №24 «Авиационной техники и диагностики» как выпускающая, формирует модель инженеров в области: «Организации технического обслуживания и ремонта воздушных судов». Это организация процедуры обслуживания воздушного судна и двигателей, проведение оценки технического состояния авиационной техники, то есть обеспечение эффективной эксплуатации авиационной техники.

Направление подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», профиль «Поддержание летной годности» (ПЛГ)

Направление подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»
Профиль «Поддержание летной годности» (ПЛГ)
Квалификация: бакалавр
Срок обучения:
Очная форма – 4 года
Заочная форма – 4 года 6 мес
Выпускающая кафедра – кафедра No24 «Авиационной техники и диагностики».

Поддержание летной годности – подержание и сохранение летной годности с целью обеспечения безопасности полетов; контроль соблюдения экологической безопасности; эксплуатация и техническое обслуживание воздушных судов; анализ надежности авиационной техники, опыта ее технической эксплуатации; планирование мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов, отказов и повреждений авиационной техники; процедуры сертификации типа и экземпляра воздушного судна, Эксплуатантов, организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

    Бакалавр организует работу технического персонала:

  • проверку качества ремонта и обслуживания воздушных судов;
  • распределяет обязанности персонала;
  • обеспечивает соответствие воздушного судна, двигателя, воздушного винта действующим требованиям к летной годности и поддержании в состоянии, соответствующем условиям безопасной эксплуатации, на протяжении срока их службы;
  • внедряет более эффективные методы ремонта воздушных судов;
  • участвует в патентной работе, стандартизации и унификации методов технического обслуживания воздушных судов;
  • организует стажировки и переобучение подчиненных.

В данных образовательных программах реализованы практико- ориентированные технологии обучения в интеграции с экономическими субъектами (работодателями).

Профессиональные компетенции разработаны с учетом требований и при участии работодателей ведущих предприятий авиационной отрасли.
Большое внимание уделено вопросу практико-ориентированных технологий обучения, понимая ценность формирования практических навыков и информационных технологий для их внедрения и адаптации в учебном процессе:
– тематические занятия на виртуальных тренажерах;
– проведение практической подготовки в рамках практических занятий на базе учебно- производственной мастерской на моторо-испытательной станции Университета.
Актуальность образовательных программ подтверждается стратегией научно-технологического развития Российской Федерации для обеспечения безопасности авиационных перевозок, а также эффективным использованием газотурбинных агрегатов во всех областях промышленности, решением проблем поддержания летной годности в современных экономических условиях, ориентируясь на потребности предприятий, где обучающиеся будут проходить практику.
Знания, умения и навыки реализованные с помощью дискрипторов индикаторов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций данной специализации, позволяют выпускникам успешно решать весь комплекс вопросов и задач, связанных с эффективной и безопасной эксплуатацией воздушных судов и поддержания их летной годности, в состоянии, соответствующем требованиям эксплуатационной документации и воздушного законодательства.
Особенности специализации ОРТОР и ПЛГ, а также структура общеобразовательных программ позволяет выпускникам работать в любых отраслях промышленности: авиационной отрасли; космической отрасли; оборонной отрасли и других.
После получения диплома специалиста и бакалавра выпускники имеют возможности продолжения образования в аспирантуре и магистратуре Университета.

УЧЕБНАЯ РАБОТА

Кафедрой № 24 реализуется образовательный процесс по специальности 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализации «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (ОРТОР) и направлению подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» профилю «Поддержание летной годности» (ПЛГ).
Кафедра № 24 обеспечивает образовательный процесс по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и федеральными государственными требованиями для следующих направлений (специальностей) Университета:

№ п/п Код и наименование направления (специальности)
1 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»
Направление подготовки 25.03.03 «Аэронавигация»
Профиль: Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов
(очная и заочная формы обучения)
2 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»
Направление подготовки 25.03.03 «Аэронавигация»
Профиль: Обеспечение авиационной безопасности
(очная форма обучения)
3 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»
Направление подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»
Профиль: Организация аэропортовой деятельности
(очная и заочная формы обучения)
4 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Специализация: Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов
(очная и заочная формы обучения)
5 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Специализация: Организация радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов
(очная и заочная формы обучения)
6 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Специализация: Организация лётной работы
(очная и заочная формы обучения)
7 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Специализация: Организация лётной работы
(очная и заочная формы обучения)
8 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Специализация: Организация аэронавигационного обеспечения полётов воздушных судов
(очная форма обучения)
9 АСПИРАНТУРА 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Группа научных специальностей 2.9. Транспортные системы Наименование научной специальности 2.9.6. Аэронавигация и эксплуатация авиационной техники (очная форма обучения)

ПРОФИЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность; Авиационная техника; Основы авиации; Гидравлика; Термодинамика и теплопередача; Начертательная геометрия и инженерная графика; Прикладная геометрия и инженерная графика; Инженерная графика; Компьютерная графика; Механика; Механика (теоретическая и прикладная); Теоретическая механика; Техническая механика; Сопротивление материалов; Детали машин; Транспортная энергетика; Техника транспорта, обслуживание и ремонт; Моделирование систем и процессов; Теория авиационных двигателей; Конструкция и прочность авиационных двигателей; Конструкция и прочность воздушных судов; Гидромеханические системы; Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов; Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости; Автоматика управления авиационными двигателями; Методы и средства диагностирования авиационной техники; Надежность авиационной техники; Системы контроля технического состояния воздушных судов; Теория технической эксплуатации авиационной техники; Сохранение летной годности воздушных судов; Техническая диагностика; Испытания авиационной техники; Испытания авиационных газотурбинных двигателей; Теория надежности; Системы воздушных судов и авиационных двигателей; Конструкция воздушных судов и авиационных двигателей; Сертификация экземпляра воздушного судна; Сертификация и лицензирование организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов; Основы теории надежности; Методы и средства исследований авиационной техники; Основы технической диагностики авиационной техники; Материаловедение и технология конструкционных материалов; Конструкция и эксплуатация авиационных двигателей; Конструкция и эксплуатация воздушных судов; Конструкция и техническое обслуживание авиационных двигателей; Конструкция и техническое обслуживание воздушных судов.

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

В число научно-педагогических работников кафедры (НПР) № 24 входят:
22 преподавателя, из них: 4 профессора, 10 доцентов, 9 старших преподавателей – из них 6 работодателей.
Средний возраст НПР кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» – 67 лет.

 ФИО

Должность

Ученая степень

Ученое звание

1.       
Петрова Татьяна Владимировна

Заведующий кафедрой № 24

Кандидат технических наук

Доцент

2.       
Куклев Евгений Алексеевич

Профессор

Доктор технических наук

Профессор

3.       
Артюх Виктор Геннадьевич

Профессор

Доктор технических наук

Профессор

4.       
Старцев Юрий
Кузьмич

Профессор

Доктор физико-математи-ческих наук

Профессор

5.       
Байрамов Авез Байрам оглы

Доцент

 

Кандидат технических наук

Доцент

6.       
Глазков Александр Сергеевич

Доцент

 

Кандидат технических наук

7.       
Галли Георгий Владимирович

Доцент

 

Кандидат технических наук

8.       
Королев Владимир Александрович

Доцент

 

Кандидат технических наук

Доцент

9.       
Иванов Денис Анатольевич

Доцент

 

Кандидат технических наук

Доцент

10.    Любимов
Игорь Владимирович

Доцент

 

Кандидат технических наук

11.    Степанов Александр Николаевич

Доцент

 

Кандидат технических наук

Доцент

12.    Хаертдинов Ильгизар Миннисламович

Проректор по учебной работе

Доцент

Кандидат педагогических наук

Доцент

13.   
Ефимова Елена Вячеславовна

Доцент

 

Кандидат технических наук

14.    Давыдов Искандар Ахтамович

Старший преподаватель

15.   
Симак Алексей Иванович

Старший преподаватель

16.    Говоров
Александр Геннадьевич

Старший преподаватель

17.    Никифоров
Александр Иванович

Старший преподаватель

18.    Ложечников Илья Андреевич

Старший преподаватель

19.    Скрипов Олег Алексеевич

Старший преподаватель

20.    Греков Михаил Дмитриевич

Старший преподаватель

21.    Каровецкий Алексей Алексеевич

Старший преподаватель

22.    Деев Илья Гельевич

Старший преподаватель

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Кафедра № 24 ежегодно участвует в подготовке обучающихся ОРТОР к научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной памяти авиаконструктора И.И. Сикорского, по итогам которой публикуются сборники статей.
Также студенты ОРТОР и аспиранты кафедры принимают активное участие во Всероссийских молодежных научных конференциях – Гагаринские и Туполевские чтения (Ульяновск, Самара) и др.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе Международных и Всероссийских научных конференциях, публикуют статьи в сборниках. Регулярно публикуются статьи студентов в соавторстве с преподавателями в газете «Академический вестник».
Ежегодно кафедра 24 проводит научно-практическую конференцию, посвященную Дню науки. Материалы конференции охватывают широкий спектр проблем, связанных с вопросами зарождения и развития гражданской авиации и её современном состоянии. Конференция стала традиционной и проводится каждый год в феврале месяце. По итогам конференций издается сборник статей, индексированный в РИНЦ, где активное участие принимают преподаватели, студенты, аспиранты.
Научно-исследовательская работа кафедры проводится по следующим направлениям:
• разработка автоматизированных систем учета и анализа неисправностей авиационной техники,
• анализ типовых неисправностей авиационной техники,
• повышение эффективности технической эксплуатации авиационной техники,
• совершенствование организации технического обслуживания и ремонта авиационной техники, анализ надежности авиационной техники в процессе эксплуатации,
• разработка и внедрение технического обслуживания по состоянию авиационной техники.

За 2022-24 год кафедрой № 24 издано 9 учебных пособий, 32 методических указания по изучению дисциплин кафедры.
Активное внимание НПР кафедры №24 «Авиационной техники и диагностики» уделяет научной работе студентов. Так в рамках ежегодной Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых были подготовлены 8 докладов, по итогам которых были опубликованы 8 работ в сборнике Тезисов докладов Недели науки.
Студенты под руководством кафедры участвуют с докладами в «Королёвских чтениях», «Туполевских чтениях», с присвоением дипломов 1 и 2 степени. Д.т.н. профессор Куклев Е.А и к.т.н. доцент Байрамов А.Б. неоднократно награждены дипломами ГУ ГА «За достигнутые успехи в руководстве научной работой студентов» (2017-19 г.г.), «За научное руководство студенческими докладами» на Научных чтениях имени И.И. Сикорского с международным участием.
Заведующей кафедрой Петровой Т.В., доцентом Степановым А.Н., старшим преподавателем Никифоровым А.Н., подготовлены студенты для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Транспортный лидер» в 2023 году, проводимого среди студентов и курсантов подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта вузов: МГТУ ГА, УИ ГА и СПбГУ ГА. 13 студентов ОрТОР соревновались в номинации «Техническое обслуживание ВС». Призерами стали место студенты кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики».
Студенты ОрТОР стали победителями Всероссийского инженерного конкурса в Ульяновске в 2023 году заняли 2 место и получили денежный приз.
Доценты Галли Г.В. И Степанов А.Н. приняли участие в XXVI Международных научных чтениях имени Игоря Ивановича Сикорского; профессор Куклев Е.А. и доцент Байрамов А.Б. приняли участие в конференции “Актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности”; старший преподаватель Давыдов И.А. представлял кафедру № 24 ФГБОУ ВО СПБГУ ГА им. А.А.Новикова на XVIII Международном форуме и выставке «Транспорт России», которые проходили в рамках «Транспортной недели 2024» в Москве и Ассоциации образовательных организаций «Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования» и программы Финала Чемпионата «Профессионалы» на площадке КВЦ «Экспофорум» стратегической сессии «Консорциум и “Профессионалы» в 2024 году.
Старший преподаватель Давыдов И.А. в 2024 году получил Премию Конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности за учебное пособие «Системы авиационных газотурбинных двигателей». Также старший преподаватель Давыдов И.А. в 2024 году получил грант на 27-й Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов в Университете промышленных технологий и дизайна.
В декабре 2024 года в Смольном состоялась церемония награждения лучших студентов из стран СНГ, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга студент ОрТОР Яйзлер А.В.. был в числе лучших студентов.
Доцент Иванов Д.А. и заведующий кафедрой Петрова Т.В. и ежегодно представляют доклады на конференции АО «ОДК-Климов» с публикациями в Сборнике предприятия.
В отчетный период 2024 года НПР кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» были опубликованы наиболее значимые научные статьи в рейтинговых изданиях

Ежегодно ППС кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» публикуют более 20 значимых научных статей в рейтинговых изданиях, перечня ВАК.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В соответствии с постоянно изменяющимися требованиями к условиям реализации образовательных программ, кафедрой № 24 разрабатываются элементы основной профессиональной образовательной программы, перерабатываются рабочие программы по всем дисциплинам кафедры.
Особое внимание коллектив кафедры уделяет подготовке учебных и учебно-методических пособий, необходимыми для осуществления эффективной преподавательской и учебной деятельности.
Учебные издания, подготовленные преподавателями по реализуемым кафедрой основной профессиональной образовательной программе 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализации: «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» за 5 лет:

Авторы Название работы Вид Издатель
Иванов Д.А. Получение заготовок и деталей из авиационных материалов пластическим деформированием УП* СПБГУ ГА 2017
Петрова Т.В.
Иванов Д.А.
Методы и средства диагностирования авиационной техники (учебное пособие) УП СПБГУ ГА 2021
Петрова Т.В.
Иванов Д.А.
Испытания как средство обеспечения надежности авиационных газотурбинных двигателей (учебное пособие) УП СПБГУ ГА 2021
Петрова Т.В.
Иванов Д.А.
Эксплуатационная технологичность воздушных судов гражданской авиации (учебное пособие) УП СПБГУ ГА 2021
Петрова Т.В.
Байрамов А.Б.
Артюх В.Г.
Сопротивление материалов: сборник задач УП СПБГУ ГА 2021
Петрова Т.В.
Старцев Ю.К.
Авиационные композиционные материалы(физические и химические особенности) Часть 2 УП СПБГУ ГА 2022
Петрова Т.В.
Старцев Ю.К.
Введение в специальность УMП* СПБГУ ГА 2020
Иванов Д.А. Воздействие нестационарных газовых потоков на структуру и свойства материалов, используемых в авиационной промышленности Монография СПБГУ ГА 2017
Любимов И.В. Надежность АТ УМП* СПбГУ ГА 2019
Королев В.А. Гидравлика УМП* СПбГУ ГА 2019
Королев В.А. Гидромеханические системы УМП* СПбГУ ГА 2019
Никифоров А.И. Термодинамика УМП* СПбГУ ГА 2019
Никифоров А.И. Теория авиационных двигателей УМП* СПбГУ ГА 2019
Любимов И.В.
Михалев В.Д.
Теория авиационных двигателей УМП* СПбГУ ГА 2019
Тарасов В.Н. Введение в специальность МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Автоматика управления авиационными двигателями МУ СПбГУ ГА 2022
Галли Г.В. Механизация и автоматизация процессов технического обслуживания воздушных судов МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Испытания авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Авиационная техника МУ СПбГУ ГА 2022
Михалев В.Д. Материаловедение и технология конструкционных материалов МУ СПбГУ ГА 2022
Глазков А.С. Основы авиации МУ СПбГУ ГА 2022
Иванов Д.А. Методы и средства исследований авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Иванов Д.А. Методы и средства диагностирования авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Испытания авиационных газотурбинных двигателей МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Системы воздушных судов и авиационных двигателей МУ СПбГУ ГА 2022
Ким А.А. Теория технической эксплуатации авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Ким А.А. Управление производственной деятельностью организации по техническому обслу-живанию и ремонту авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Ким А.А. Сохранение летной годности воздушных судов МУ СПбГУ ГА 2022
Иванов Д.А. Управление проектами в сфере технической эксплуатации авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Петрова Т.В. Эксплуатационная надежность и режимы технической эксплуатации воздушных судов МУ СПбГУ ГА 2022
Михалев В.Д. Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости МУ СПбГУ ГА 2022
Михалев В.Д. Авиационное материаловедение МУ СПбГУ ГА 2022
Любимов И.В. Надежность авиационной техники МУ СПбГУ ГА 2022
Любимов И.В. Основы технической диагностики МУ СПбГУ ГА 2022
Якущенко В.Ф. Основы технологии ремонта МУ СПбГУ ГА 2022
Ким А.А. Сертификация и лицензирование организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов МУ СПбГУ ГА 2022
Любимов И.В. Теория надежности МУ СПбГУ ГА 2022
Никифоров А.И. Термодинамика и теплопередача МУ СПбГУ ГА 2022
Никифоров А.И. Теория авиационных двигателей МУ СПбГУ ГА 2022
Любимов И.В. Техническая диагностика МУ СПбГУ ГА 2022
Галли Г.В. Конструкция воздушных судов и авиационных двигателей МУ СПбГУ ГА 2022

МУ* – методические указания
УП*- учебное пособие
УМП*-учебно-методическое пособие

Основные научно-технические достижения коллектива за период существования кафедры:
• выпуск периодических тематических сборников научных трудов по безопасности полетов ВС;
• выпуск монографии по управлению транспортными системами;
• участие в разработке национальной программы «Транспорт России»;
• создание лаборатории «Исследование фундаментальных проблем в механике течения жидкости и газа, прогнозирование условий возникновения аварий и катастроф в авиации, а также в энергетических промышленных комплексах».
Д.т.н. профессор Куклев Е.А. является создателем и руководителем научной школы по проблемам моделирования нестационарных динамических систем и безопасности полетов. Разработал общую теорию исчисления рисков возникновения аварийных и катастрофических явлений в авиационных и технико-экономических системах. Является членом рабочей группы ИКАО по разработке документа АННЕХ-19 ИКАО (г. Монреаль, Канада).

КАФЕДРА №24 «АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ДИАГНОСТИКИ» ОСНАЩЕНА:

– Лаборатория «Механики»;
– Лаборатория «Прикладной геометрии и инженерной графики»;
– лаборатория «Материаловедения и технологии конструкционных материалов», где располагаются лабораторные стенды для исследования свойств авиационных материалов;
– лаборатория «Моторо-испытательная станция», где находятся учебно-производственные мастерские, натурные макеты 9-ти авиационных двигателей и 4 вертолетных редукторов;
– лаборатория «Виртуальных тренажеров: «Комплекс-тренажер проведения оперативных форм ТО с вертолетом Ми-8МТВ», «Техническая эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100»», используемыми в учебном процессе. Данные комплексы уникальны, с помощью детальной трехмерной графики и комплекта оборудования для создания виртуальной реальности проводятся исследовательские и практические работы, связанные с непосредственным изучением конструкции вертолета и самолета, основные процедуры их оперативного технического обслуживания, отрабатываются навыки диагностирования и поиска неисправностей;
– на кафедре работает студенческий научный кружок «Проектирования сверхлегких летательных аппаратов».

Положение о6 учебных лабораториях кафедры №24 «Авиационной техники и диагностики»

Положение. Лаборатория механики

Положение. Лаборатория моторо-испытательной станции

Положение. Лаборатория прикладной геометрии и инженерной графики

Положение. Лаборатория виртуальных тренажерных комплексов

Положение. Лаборатория материаловедения и технологии конструкционных материалов

    Основные научно-технические достижения коллектива за период существования кафедры:

  • выпуск периодических тематических сборников научных трудов по безопасности полетов ВС;
  • выпуск монографии по управлению транспортными системами;
  • участие в разработке национальной программы «Транспорт России»;
  • создание лаборатории «Исследование фундаментальных проблем в механике течения жидкости и газа, прогнозирование условий возникновения аварий и катастроф в авиации, а также в энергетических промышленных комплексах». Д.т.н. профессор Куклев Е.А. является создателем и руководителем научной школы по проблемам моделирования нестационарных динамических систем и безопасности полетов. Разработал общую теорию исчисления рисков возникновения аварийных и катастрофических явлений в авиационных и технико-экономических системах. Является членом рабочей группы ИКАО по разработке документа АННЕХ-19 ИКАО (г. Монреаль, Канада).

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ».

Положение о студенческом научном кружке “Проектирования сверхлёгких летательных аппаратов

Отчет за осенний семестр 2022-2023 учебного года
1) Выполнение обзорных полетов на самолете “Икарус-44” на аэродроме Гостилицы: Сновидов Д.С., Александров А.А., Худокормов В.Д. по 10 мин. каждый а также Г.В.Галли, пилот Олег Костенко. Октябрь, 2022 г.
2) Выполнение обзорных полетов на самолете “Птенец-2” на аэродроме Гостилицы:
Капустин И.А., Нилова С. С., пилот В.З. Марказен по 10 мин. каждый а также Г.В.Галли с пилотом А.Широковым. Октябрь, 2022 г.
3) Изучение конструкции самолетов «Птенец-2» В.Хрибкова (г.Кумертау), модернизированных клубом Арго, самолета Квиксильвер, Quicksilver MX2 Sport, с дельталетом Грач на аэродроме Гостилицы Октябрь, 2022 г. Все перечисленные студенты
4) Техническое обслуживание и подготовка к испытаниям сверхлегкого мотопланера «Гусь-МД» конструкции А.В.Самарина, А.С.Лебедева, А.Л.Сергеева, Б.Н.Степина и других, сотрудников АТСК ОЛАГА 1991 г. постройки и модернизированного в 2020 г. А.С.Самариным
Студенты Сновидов Д.С., Александров А.А., Худокормов В.Д.
5) Ознакомление с конструкцией аэроплана Блерио-XI Гоночного, построенного для Гатчинского музея истории военной авиации. Реконструкция чертежей, огранизация постройки элементов – Г.В.Галли. Сборка, постройка планера аэроплана – Общество с ограниченной ответственностью «Авиационно-реставрационная группа», г.Арсеньев, руководитель В.В.Акимчук
6) Организация 3D сканировпния воздушного винта самолета По-2 ВД-451-ЕС. Прислан из Тольятти Олегом Третьяковым, отправлен в Новосибирск;
7) Подготовка грузовой рамы аэроплана «Фарман» к установке двигателя;
8) Помощь в разработке выставки в аэропорту Пулково к 100-летию Гражданской авиации, раздел «История аэродинамики»;
9) Копирование и организация передачи на постоянное хранение рукописи книги “Техническое описание Як-50” в РНБ от Михаила Николаевича Удалова из Солнечногорска М.О. 10 часов;
10) Консультации, посещение кафедры Гидродинамики СПб Политехнического университета Петра Великого по вопросам реставрации аэротрубы Т-1 1956 г. Организация перевозки трубы в Университет ГА;
11) Формирование электронного архива чертежей и книг;
12) Организация видеозаписей докладов секции Истории авиации и космонавтики при СПбФ ИИЕТ РАН -4 доклада;
13) Подготовка к реставрации мотопланера «Октябрь» построенного в АТСК ОЛАГА в 1985 году под руководством Е.М.Галича
14) Расчет воздушного винта и разработка проекта модернизации зубчатого ременного редуктора мотопланера Гусь

После полетов на самолете «Икарус-22»
Слева-направо: студент 216 гр. ФАИТОП А.А.Александров; пилот клуба СЛА «Арго» О.Костенко; доцент каф.24 Г.В.Галли, директор клуба АРГО, Пилот-инструктор В.З.Марказен; студент 217 гр. В.Д.Худокормов; студент 216 гр. Д.С.Сновидов. Аэродром Гостилицы, Октябрь 2022 г.

Студенты 226 гр. ФАИТОП И.А.Капустин С.С.Нилова. Подготовка к диагностике мотопланера «Октябрь», построенного под руководством Е.М.Галича в 1985 г. в АТСК ОЛАГА. Фото Г.В.Галли, февраль 2023 г.

Весной 2024 года в рамках проекта «реверс проектирования» или проектирования сверхлегкого самолета, похожего на «Драгонфлай»:

1. Г.В.Галли была сформулирована задача сравнения аэродинамических характеристик различных профилей с подвесными элеронами «Юнкерса» для применения на Драгонфлае. и выполнен расчет и построены графики студентом ФЛЭ Артемом Александровичем Барановым.
Использовалась программа «OpenFOAM». Результаты «продувки» прикреплены в таблице Excel. И там же построены графики. Сравнивались три профиля: «Драгонфлай», «БРО-11» и «Драгонфлай с элероном БРО-11». Один из выводов после «продувки в программе» – После отклонения закрылков на 30 градусов вниз, аэродинамическое качество профиля с плоским элероном, как у оригинального Драгонфлая заметно не ухудшается по сравнению с применением профилированного элерона.
2. Совместно с сотрудником АСТК, пилотом-дельтапланеристом Сергеем Рощиным и членом кружка Софьей Ниловой снимались эскизы с натуры аэроплана «Драгонфлай» петербургского дельтаклуба «военмеха» «Сокол». Использовался эндоскоп Сергея Рощина.
3. Первая поездка в Смоленск для консультации и полетов с Леонидом Викторовичем Кулешом. 24 июня отъезд, 25-26 июня приезд, 27 июня визит к конструктору и пилоту В.А.Домброву и отъезд в Петербург, 28 июня приезд в Петербург.
4. Вторая поездка в Смоленск для консультации и полетов с Леонидом Викторовичем Кулешом. Полеты отъезд 20 сентября и приезд поздно в ночь на 20-21 сентября. 21 сентября – праздник деревни «Доманичи» под Смоленском. 22 сентября наблюдение за полетами. 23 сентября полеты с Л.В.Кулешом, 24 сентября, полеты, 25 сентября отъезд и возвращение в Петербург.
Обе поездки были с членом кружка Софьей Сергеевной Ниловой. Совершались фигурные полеты, а именно: «винговеры» (серия разворотов на вертикали, переходящая в перевернутый полет, представляя самолет санями в санном спорте и внутри «трубы») «кадушки» (перевороты с осью вне самолета с переходом в пикирование), развороты на вертикали, крутой штопор, серия срывов, полеты со скольжением. Леонид Кулеш обучал пилотированию и подробно рассказывал об особенностях конструкции. Были с натуры сняты чертежи со многих важных деталей, в том числе с лат-нервюр, упоров в лонжероны.
7. При активном участии студентов из Центра Аэродинамики были выполнены 7 эскизов с размерами малой аэродинамической трубы Т1, установлена на пилоны верхняя часть трубы.
8. Зимой 2024 г. состоялось знакомство с конструктором таганрогской фирмы по производству СЛА «Красные Крылья» Натальей Дмитриевной Лавровой. В 70-е, 80-е годы Н.Д.Лаврова – разработала мотопланер «Энтузиаст» в ХАИ, руководила клубом, руководила полетами, освоила много типов ЛА.
Дополнительная информация о создателях самолета Драгонфлай.
В 2024 году ушли из жизни создатели сверхлегкого самолета «Драгонфлай»:
– Билл Мойес 12.07.1932-24.09.2024, австралийский владелец фирмы производившей самолёты Драгонфлай, умер на 92 году жизни 24 сентября. Вклад этого человека в авиацию, дельтапланеризм огромен. Легендарный человек, хорошо был знаком с советским и мировым пионером дельтапланеризма Михаилом Борисовичем Гохбергом.
Новым членам кружка, студентам первого курса группы ОРТОР 24-01 были поставлены задачи:
1. Перевести на русский язык описание по сборке самолета Драгонфлай и Руководство по летной эксплуатации.
2. Перевести в Автокад и Солид Воркс чертежи с эскизов, выполненных ранее. Исправить ошибки эскизов.
3. Записать на английском и перевести на русский интервью Бобби Бэйли, в котором он рассказывает историю создания самолета, о его предшественнике «Lockwood Drifter» с ютюба.

4. Изучить конструкцию классических ультралайтов (СЛА) с крылом, в котором лонжероны – трубы и тряпичная обшивка, которые иногда называют «тряпколеты» а именно: Dragonfly, Lockwood Drifter, Kolb, Quicksilwer, Ikarus 22, 44.
5. Продолжить снятие с натуры эскизов, а именно – системы управления, подушек сидений, рукояток газа, тормоза.
6. В ближайшее время планируется на основании твердотельного чертежа С.Ниловой и аэродинамической продувки в «OpenFOAM» А.А.Баранова определить:
– положение оси жесткости консоли крыла за узлами крепления подкосов;
– положение и направление суммарной аэродинамической силы для расчетного случая 1 и 2 согласно АП23;
– положение аэродинамического профиля крыла;
– изменение положения центра давления крыла от угла атаки;
– на основании полученных данных прийти к выводу: что имеет переднее положение – ось жесткости или аэродинамический фокус. Если фокус впереди, то при перегрузке будет тенденция на дивергенцию (положительную крутку при увеличении угла атаки);
– проверить на сколько будет закручиваться пролет при медленном увеличении угла атаки (уменьшении скорости);
– проверить, как сильно будет меняться положение оси жесткости пролета крыла при увеличении жесткости заднего лонжерона крыла (увеличении толщины стенки и изготовления его из цельной трубы).
7. В дальнейшем необходимо выполнить чертежи с отечественными стандартами труб и крепежа, составить спецификацию и смету и обратиться за помощью для покупки необходимых материалов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Особое внимание на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» уделяется работе по укреплению дисциплины и организованности, поддержанию благоприятного морально-психологического климата в студенческой среде, что в определенной мере является показателем эффективности воспитательной деятельности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народов, успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях.
При планировании, организации и проведении внеучебной работы на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» проводятся следующие традиционные мероприятия:
– Ежегодно в мае проводится совещани о формах и методах работы, в котором принимают участие преподаватели кафедры № 24.
– Ежегодно в сентябре, после проведения первого организационного строевого собрания первокурсников – проводится собрание по самопрезентации студентов. На собрании каждый студент рассказывал о себе, о своей семье, о своих увлечениях, достижениях, способностях. Это помогает студентам адаптироваться в новом для себя коллективе, с другой стороны информация об увлечениях, достижениях, способностях позволяет более предметно проводить работу по вовлечению студентов в культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, общественную работу.
Кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики» для осуществления воспитательной деятельности взаимодействует с деканатом факультета аэропортов и инженерно-технического обеспечения полетов (ФАИТОП), со студенческим советом ФАИТОП, советом ветеранов, профком и т.п.
Ежегодно, для желающих студентов Университета на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» организуются демонстрации виртуального учебного комплекса «Тренажер проведения оперативных форм ТО с вертолетом Ми-8-МТВ» и виртуального учебного комплекса «Техническая эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100».
Данные комплексы с помощью детальной трехмерной графики и комплекта оборудования создания визуальной реальности позволяют проводить ряд исследовательских и практических работ, связанных с изучением конструкции воздушного судна, а также принципов работы его основных элементов и узлов, отрабатывать навыки диагностирования и поиска неисправностей.
Кроме образовательного процесса, взаимодействие со студентами выпускниками ведется по линии научно-исследовательской работы студентов (НИРС), где затрагиваются не только профессиональные вопросы, но и воспитательно-мировоззренческие куда входят: пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, здесь спектр тем существенно больше, чем во время учебного процесса.
В комплексе воспитательная и внеучебная работа позволяют не только сформировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, но и изложить ряд профессионально – значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций), необходимых будущему выпускнику, таких как коммуникативная культура, стремление к самопознанию и саморазвитию, законопослушное поведение, высокая профессиональная ответственность, устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, умение представлять свои профессиональные и личностные качества. На кафедре разработана программа воспитания.
Для всестороннего развития обучающихся преподаватели проводят тематические беседы на темы:
– Блокады Ленинграда;
– Истории ВАУ ГВФ – ОЛАГА – СПбГУ ГА;
– Международного дня авиации;
– Дня народного единства;
– 100 – летия Отечественной гражданской авиации;
– Дня Победы;
– Дня науки и т.д.
Студенты посещают достопримечательности Санкт-Петербурга на выездных автобусных экскурсиях, изучают историю Санкт-Петербурга, знакомятся с авиационными предприятиями. Кафедрой совместно с Авиационным Учебным Центром Университета организуются экскурсии для студентов в тренажерный центр в рамках ознакомления с деятельностью университета.
Традиционным является участие в конкурсах «Покоритель неба», приуроченный ко Дню Защитника Отечества, а также «Королева неба», посвященному международному женскому дню – 8 марта.
Кафедра №24 активно участвует в патриотической и профориетационной работе с курсантами кадетских классов 376 Московского района и 93 школы Санкт-Петербурга, доцент Галли Г.В. и старший преподаватель Давыдов И.А. преподают курсантам 5 и 6 классов.

Кадеты школы № 376 Московского района Санкт-Петербурга

Кадеты школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга

WordPress Lessons