
- Ученая степень:
- Кандидат технических наук
- Ученое звание:
- Доцент
- Должность:
- Заведующий кафедрой
- Контакты:
-
local_phoneplace196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, Лабораторный корпус, 3-й этаж, к.369
Общие сведения о кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики». Кафедра была создана в 1956 г., как кафедра «Авиационных двигателей» практически одновременно с открытием подготовки кадров в Высшем авиационном училище (ВАУ ГВФ).
Первым руководителем кафедры «Авиационных двигателей» был опытный производственник, выдающийся ученый и педагог Петр Сергеевич Лабазин. Им были написаны учебники по конструкции и эксплуатации поршневых авиационных двигателей, которые считаются лучшими и по настоящее время. Петр Сергеевич являлся одним из энтузиастов и активных разработчиков реверсивных устройств самолетов с газотурбинными двигателями.
С 1969 год по 1978 год кафедрой «Авиационных двигателей» заведовал доктор технических наук, профессор Владимир Васильевич Шашкин, им была создана научная школа в области исследования и разработке информационного обеспечения автоматизированной информационной управляющей системы (АСУ) «Безопасность» с целью оценки эффективности средств обеспечения безопасности технических систем.
С 1978 г. кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Борис Александрович Соловьев. В этот период на кафедре активно развивались научные направления, связанные с анализом конструктивных особенностей и характеристик газотурбинных двигателей воздушных судов гражданской авиации, разработкой алгоритмов оперативной оценки технического состояния двигателей НК-86 самолетов Ил-86 по данным МСРП-256, созданием автоматизированных обучающих систем воздушных судов гражданской авиации.
В этот же период времени в связи с созданием факультета Высших командных кадров кафедра пополнилась специалистами в области конструкции и прочности воздушных судов и получила название: кафедра «Инженерно-авиационной службы».
В 2000 года кафедра была переориентирована на подготовку специалистов для инженерно-технического факультета и реорганизована в кафедру «Авиационная техника».
В 2017 г. в процессе структурной реорганизации Университета на основании приказа ректора в состав кафедры вошла кафедра № 26 «Диагностики и неразрушающего контроля технических систем».
Объединенная кафедра получила наименование: кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики».
В 2024 году на основании приказа Ректора Университета и решения Ученого Совета Университета кафедра № 6 «Механики» вошла в состав кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики».
На сегодняшний день кафедра №24 «Авиационной техники и диагностики» как выпускающая, формирует модель инженеров в области организации технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики» определяет
перечень профильных дисциплин, руководит практиками, определяет тематику выпускных квалификационных работ и перечень вопросов для государственного экзамена, осуществляет руководство выпускными квалификационными работами. На кафедре активно развиваются научные направления, связанные с анализом конструктивных особенностей и характеристик газотурбинных двигателей воздушных судов гражданской авиации.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Специальность 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализация «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (ОРТОР).
Квалификация: инженер. Срок обучения: очная форма – 5 лет; заочная форма – 5 лет 6 месяцев
Обучающиеся по специализации ОРТОР за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечиваются питанием и форменным обмундированием.
По программе специалитета специализации ОРТОР предусмотрены места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и места по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Кафедра №24 «Авиационной техники и диагностики» как выпускающая, формирует модель инженеров в области: «Организации технического обслуживания и ремонта воздушных судов». Это организация процедуры обслуживания воздушного судна и двигателей, проведение оценки технического состояния авиационной техники, то есть обеспечение эффективной эксплуатации авиационной техники.
Направление подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»
Профиль «Поддержание летной годности» (ПЛГ)
Квалификация: бакалавр
Срок обучения:
Очная форма – 4 года
Заочная форма – 4 года 6 мес
Выпускающая кафедра – кафедра No24 «Авиационной техники и диагностики».
Поддержание летной годности – подержание и сохранение летной годности с целью обеспечения безопасности полетов; контроль соблюдения экологической безопасности; эксплуатация и техническое обслуживание воздушных судов; анализ надежности авиационной техники, опыта ее технической эксплуатации; планирование мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов, отказов и повреждений авиационной техники; процедуры сертификации типа и экземпляра воздушного судна, Эксплуатантов, организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.
- Бакалавр организует работу технического персонала:
- проверку качества ремонта и обслуживания воздушных судов;
- распределяет обязанности персонала;
- обеспечивает соответствие воздушного судна, двигателя, воздушного винта действующим требованиям к летной годности и поддержании в состоянии, соответствующем условиям безопасной эксплуатации, на протяжении срока их службы;
- внедряет более эффективные методы ремонта воздушных судов;
- участвует в патентной работе, стандартизации и унификации методов технического обслуживания воздушных судов;
- организует стажировки и переобучение подчиненных.
В данных образовательных программах реализованы практико- ориентированные технологии обучения в интеграции с экономическими субъектами (работодателями).
Профессиональные компетенции разработаны с учетом требований и при участии работодателей ведущих предприятий авиационной отрасли.
Большое внимание уделено вопросу практико-ориентированных технологий обучения, понимая ценность формирования практических навыков и информационных технологий для их внедрения и адаптации в учебном процессе:
– тематические занятия на виртуальных тренажерах;
– проведение практической подготовки в рамках практических занятий на базе учебно- производственной мастерской на моторо-испытательной станции Университета.
Актуальность образовательных программ подтверждается стратегией научно-технологического развития Российской Федерации для обеспечения безопасности авиационных перевозок, а также эффективным использованием газотурбинных агрегатов во всех областях промышленности, решением проблем поддержания летной годности в современных экономических условиях, ориентируясь на потребности предприятий, где обучающиеся будут проходить практику.
Знания, умения и навыки реализованные с помощью дискрипторов индикаторов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций данной специализации, позволяют выпускникам успешно решать весь комплекс вопросов и задач, связанных с эффективной и безопасной эксплуатацией воздушных судов и поддержания их летной годности, в состоянии, соответствующем требованиям эксплуатационной документации и воздушного законодательства.
Особенности специализации ОРТОР и ПЛГ, а также структура общеобразовательных программ позволяет выпускникам работать в любых отраслях промышленности: авиационной отрасли; космической отрасли; оборонной отрасли и других.
После получения диплома специалиста и бакалавра выпускники имеют возможности продолжения образования в аспирантуре и магистратуре Университета.
Кафедрой № 24 реализуется образовательный процесс по специальности 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализации «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (ОРТОР) и направлению подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» профилю «Поддержание летной годности» (ПЛГ).
Кафедра № 24 обеспечивает образовательный процесс по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и федеральными государственными требованиями для следующих направлений (специальностей) Университета:
№ п/п | Код и наименование направления (специальности) |
1 | 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ» Направление подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» Профиль: Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов (очная и заочная формы обучения) |
2 | 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ» Направление подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» Профиль: Обеспечение авиационной безопасности (очная форма обучения) |
3 | 25.00.00 «АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ» Направление подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов» Профиль: Организация аэропортовой деятельности (очная и заочная формы обучения) |
4 | 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» Специализация: Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов (очная и заочная формы обучения) |
5 | 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» Специализация: Организация радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов (очная и заочная формы обучения) |
6 | 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» Специализация: Организация лётной работы (очная и заочная формы обучения) |
7 | 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» Специализация: Организация лётной работы (очная и заочная формы обучения) |
8 | 25.00.00 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Специальность 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» Специализация: Организация аэронавигационного обеспечения полётов воздушных судов (очная форма обучения) |
9 | АСПИРАНТУРА 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Группа научных специальностей 2.9. Транспортные системы Наименование научной специальности 2.9.6. Аэронавигация и эксплуатация авиационной техники (очная форма обучения) |
Введение в специальность; Авиационная техника; Основы авиации; Гидравлика; Термодинамика и теплопередача; Начертательная геометрия и инженерная графика; Прикладная геометрия и инженерная графика; Инженерная графика; Компьютерная графика; Механика; Механика (теоретическая и прикладная); Теоретическая механика; Техническая механика; Сопротивление материалов; Детали машин; Транспортная энергетика; Техника транспорта, обслуживание и ремонт; Моделирование систем и процессов; Теория авиационных двигателей; Конструкция и прочность авиационных двигателей; Конструкция и прочность воздушных судов; Гидромеханические системы; Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов; Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости; Автоматика управления авиационными двигателями; Методы и средства диагностирования авиационной техники; Надежность авиационной техники; Системы контроля технического состояния воздушных судов; Теория технической эксплуатации авиационной техники; Сохранение летной годности воздушных судов; Техническая диагностика; Испытания авиационной техники; Испытания авиационных газотурбинных двигателей; Теория надежности; Системы воздушных судов и авиационных двигателей; Конструкция воздушных судов и авиационных двигателей; Сертификация экземпляра воздушного судна; Сертификация и лицензирование организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов; Основы теории надежности; Методы и средства исследований авиационной техники; Основы технической диагностики авиационной техники; Материаловедение и технология конструкционных материалов; Конструкция и эксплуатация авиационных двигателей; Конструкция и эксплуатация воздушных судов; Конструкция и техническое обслуживание авиационных двигателей; Конструкция и техническое обслуживание воздушных судов.
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
В число научно-педагогических работников кафедры (НПР) № 24 входят:
22 преподавателя, из них: 4 профессора, 10 доцентов, 9 старших преподавателей – из них 6 работодателей.
Средний возраст НПР кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» – 67 лет.
ФИО |
Должность |
Ученая степень |
Ученое звание |
1. |
Заведующий кафедрой № 24 |
Кандидат технических наук |
Доцент |
2. |
Профессор |
Доктор технических наук |
Профессор |
3. |
Профессор |
Доктор технических наук |
Профессор |
4. |
Профессор |
Доктор физико-математи-ческих наук |
Профессор |
5. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
Доцент |
6. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
– |
7. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
– |
8. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
Доцент |
9. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
Доцент |
10. Любимов |
Доцент |
Кандидат технических наук |
– |
11. Степанов Александр Николаевич |
Доцент |
Кандидат технических наук |
Доцент |
12. Хаертдинов Ильгизар Миннисламович |
Проректор по учебной работе Доцент |
Кандидат педагогических наук |
Доцент |
13. |
Доцент |
Кандидат технических наук |
– |
14. Давыдов Искандар Ахтамович |
Старший преподаватель |
– |
– |
15. |
Старший преподаватель |
– |
– |
16. Говоров |
Старший преподаватель |
– |
– |
17. Никифоров |
Старший преподаватель |
– |
– |
18. Ложечников Илья Андреевич |
Старший преподаватель |
– |
– |
19. Скрипов Олег Алексеевич |
Старший преподаватель |
– |
– |
20. Греков Михаил Дмитриевич |
Старший преподаватель |
– |
– |
21. Каровецкий Алексей Алексеевич |
Старший преподаватель |
– |
– |
22. Деев Илья Гельевич |
Старший преподаватель |
– |
– |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Кафедра № 24 ежегодно участвует в подготовке обучающихся ОРТОР к научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной памяти авиаконструктора И.И. Сикорского, по итогам которой публикуются сборники статей.
Также студенты ОРТОР и аспиранты кафедры принимают активное участие во Всероссийских молодежных научных конференциях – Гагаринские и Туполевские чтения (Ульяновск, Самара) и др.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе Международных и Всероссийских научных конференциях, публикуют статьи в сборниках. Регулярно публикуются статьи студентов в соавторстве с преподавателями в газете «Академический вестник».
Ежегодно кафедра 24 проводит научно-практическую конференцию, посвященную Дню науки. Материалы конференции охватывают широкий спектр проблем, связанных с вопросами зарождения и развития гражданской авиации и её современном состоянии. Конференция стала традиционной и проводится каждый год в феврале месяце. По итогам конференций издается сборник статей, индексированный в РИНЦ, где активное участие принимают преподаватели, студенты, аспиранты.
Научно-исследовательская работа кафедры проводится по следующим направлениям:
• разработка автоматизированных систем учета и анализа неисправностей авиационной техники,
• анализ типовых неисправностей авиационной техники,
• повышение эффективности технической эксплуатации авиационной техники,
• совершенствование организации технического обслуживания и ремонта авиационной техники, анализ надежности авиационной техники в процессе эксплуатации,
• разработка и внедрение технического обслуживания по состоянию авиационной техники.
За 2022-24 год кафедрой № 24 издано 9 учебных пособий, 32 методических указания по изучению дисциплин кафедры.
Активное внимание НПР кафедры №24 «Авиационной техники и диагностики» уделяет научной работе студентов. Так в рамках ежегодной Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых были подготовлены 8 докладов, по итогам которых были опубликованы 8 работ в сборнике Тезисов докладов Недели науки.
Студенты под руководством кафедры участвуют с докладами в «Королёвских чтениях», «Туполевских чтениях», с присвоением дипломов 1 и 2 степени. Д.т.н. профессор Куклев Е.А и к.т.н. доцент Байрамов А.Б. неоднократно награждены дипломами ГУ ГА «За достигнутые успехи в руководстве научной работой студентов» (2017-19 г.г.), «За научное руководство студенческими докладами» на Научных чтениях имени И.И. Сикорского с международным участием.
Заведующей кафедрой Петровой Т.В., доцентом Степановым А.Н., старшим преподавателем Никифоровым А.Н., подготовлены студенты для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Транспортный лидер» в 2023 году, проводимого среди студентов и курсантов подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта вузов: МГТУ ГА, УИ ГА и СПбГУ ГА. 13 студентов ОрТОР соревновались в номинации «Техническое обслуживание ВС». Призерами стали место студенты кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики».
Студенты ОрТОР стали победителями Всероссийского инженерного конкурса в Ульяновске в 2023 году заняли 2 место и получили денежный приз.
Доценты Галли Г.В. И Степанов А.Н. приняли участие в XXVI Международных научных чтениях имени Игоря Ивановича Сикорского; профессор Куклев Е.А. и доцент Байрамов А.Б. приняли участие в конференции “Актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности”; старший преподаватель Давыдов И.А. представлял кафедру № 24 ФГБОУ ВО СПБГУ ГА им. А.А.Новикова на XVIII Международном форуме и выставке «Транспорт России», которые проходили в рамках «Транспортной недели 2024» в Москве и Ассоциации образовательных организаций «Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования» и программы Финала Чемпионата «Профессионалы» на площадке КВЦ «Экспофорум» стратегической сессии «Консорциум и “Профессионалы» в 2024 году.
Старший преподаватель Давыдов И.А. в 2024 году получил Премию Конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности за учебное пособие «Системы авиационных газотурбинных двигателей». Также старший преподаватель Давыдов И.А. в 2024 году получил грант на 27-й Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов в Университете промышленных технологий и дизайна.
В декабре 2024 года в Смольном состоялась церемония награждения лучших студентов из стран СНГ, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга студент ОрТОР Яйзлер А.В.. был в числе лучших студентов.
Доцент Иванов Д.А. и заведующий кафедрой Петрова Т.В. и ежегодно представляют доклады на конференции АО «ОДК-Климов» с публикациями в Сборнике предприятия.
В отчетный период 2024 года НПР кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» были опубликованы наиболее значимые научные статьи в рейтинговых изданиях
Ежегодно ППС кафедры № 24 «Авиационной техники и диагностики» публикуют более 20 значимых научных статей в рейтинговых изданиях, перечня ВАК.
В соответствии с постоянно изменяющимися требованиями к условиям реализации образовательных программ, кафедрой № 24 разрабатываются элементы основной профессиональной образовательной программы, перерабатываются рабочие программы по всем дисциплинам кафедры.
Особое внимание коллектив кафедры уделяет подготовке учебных и учебно-методических пособий, необходимыми для осуществления эффективной преподавательской и учебной деятельности.
Учебные издания, подготовленные преподавателями по реализуемым кафедрой основной профессиональной образовательной программе 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализации: «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» за 5 лет:
Авторы | Название работы | Вид | Издатель |
Иванов Д.А. | Получение заготовок и деталей из авиационных материалов пластическим деформированием | УП* | СПБГУ ГА 2017 |
Петрова Т.В. Иванов Д.А. |
Методы и средства диагностирования авиационной техники (учебное пособие) | УП | СПБГУ ГА 2021 |
Петрова Т.В. Иванов Д.А. |
Испытания как средство обеспечения надежности авиационных газотурбинных двигателей (учебное пособие) | УП | СПБГУ ГА 2021 |
Петрова Т.В. Иванов Д.А. |
Эксплуатационная технологичность воздушных судов гражданской авиации (учебное пособие) | УП | СПБГУ ГА 2021 |
Петрова Т.В. Байрамов А.Б. Артюх В.Г. |
Сопротивление материалов: сборник задач | УП | СПБГУ ГА 2021 |
Петрова Т.В. Старцев Ю.К. |
Авиационные композиционные материалы(физические и химические особенности) Часть 2 | УП | СПБГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. Старцев Ю.К. |
Введение в специальность | УMП* | СПБГУ ГА 2020 |
Иванов Д.А. | Воздействие нестационарных газовых потоков на структуру и свойства материалов, используемых в авиационной промышленности | Монография | СПБГУ ГА 2017 |
Любимов И.В. | Надежность АТ | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Королев В.А. | Гидравлика | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Королев В.А. | Гидромеханические системы | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Никифоров А.И. | Термодинамика | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Никифоров А.И. | Теория авиационных двигателей | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Любимов И.В. Михалев В.Д. |
Теория авиационных двигателей | УМП* | СПбГУ ГА 2019 |
Тарасов В.Н. | Введение в специальность | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Автоматика управления авиационными двигателями | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Галли Г.В. | Механизация и автоматизация процессов технического обслуживания воздушных судов | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Испытания авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Авиационная техника | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Михалев В.Д. | Материаловедение и технология конструкционных материалов | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Глазков А.С. | Основы авиации | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Иванов Д.А. | Методы и средства исследований авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Иванов Д.А. | Методы и средства диагностирования авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Испытания авиационных газотурбинных двигателей | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Системы воздушных судов и авиационных двигателей | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Ким А.А. | Теория технической эксплуатации авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Ким А.А. | Управление производственной деятельностью организации по техническому обслу-живанию и ремонту авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Ким А.А. | Сохранение летной годности воздушных судов | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Иванов Д.А. | Управление проектами в сфере технической эксплуатации авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Петрова Т.В. | Эксплуатационная надежность и режимы технической эксплуатации воздушных судов | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Михалев В.Д. | Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Михалев В.Д. | Авиационное материаловедение | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Любимов И.В. | Надежность авиационной техники | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Любимов И.В. | Основы технической диагностики | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Якущенко В.Ф. | Основы технологии ремонта | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Ким А.А. | Сертификация и лицензирование организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Любимов И.В. | Теория надежности | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Никифоров А.И. | Термодинамика и теплопередача | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Никифоров А.И. | Теория авиационных двигателей | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Любимов И.В. | Техническая диагностика | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
Галли Г.В. | Конструкция воздушных судов и авиационных двигателей | МУ | СПбГУ ГА 2022 |
МУ* – методические указания
УП*- учебное пособие
УМП*-учебно-методическое пособие
Основные научно-технические достижения коллектива за период существования кафедры:
• выпуск периодических тематических сборников научных трудов по безопасности полетов ВС;
• выпуск монографии по управлению транспортными системами;
• участие в разработке национальной программы «Транспорт России»;
• создание лаборатории «Исследование фундаментальных проблем в механике течения жидкости и газа, прогнозирование условий возникновения аварий и катастроф в авиации, а также в энергетических промышленных комплексах».
Д.т.н. профессор Куклев Е.А. является создателем и руководителем научной школы по проблемам моделирования нестационарных динамических систем и безопасности полетов. Разработал общую теорию исчисления рисков возникновения аварийных и катастрофических явлений в авиационных и технико-экономических системах. Является членом рабочей группы ИКАО по разработке документа АННЕХ-19 ИКАО (г. Монреаль, Канада).
КАФЕДРА №24 «АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ДИАГНОСТИКИ» ОСНАЩЕНА:
– Лаборатория «Механики»;
– Лаборатория «Прикладной геометрии и инженерной графики»;
– лаборатория «Материаловедения и технологии конструкционных материалов», где располагаются лабораторные стенды для исследования свойств авиационных материалов;
– лаборатория «Моторо-испытательная станция», где находятся учебно-производственные мастерские, натурные макеты 9-ти авиационных двигателей и 4 вертолетных редукторов;
– лаборатория «Виртуальных тренажеров: «Комплекс-тренажер проведения оперативных форм ТО с вертолетом Ми-8МТВ», «Техническая эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100»», используемыми в учебном процессе. Данные комплексы уникальны, с помощью детальной трехмерной графики и комплекта оборудования для создания виртуальной реальности проводятся исследовательские и практические работы, связанные с непосредственным изучением конструкции вертолета и самолета, основные процедуры их оперативного технического обслуживания, отрабатываются навыки диагностирования и поиска неисправностей;
– на кафедре работает студенческий научный кружок «Проектирования сверхлегких летательных аппаратов».
Положение о6 учебных лабораториях кафедры №24 «Авиационной техники и диагностики»
Положение. Лаборатория механики
Положение. Лаборатория моторо-испытательной станции
Положение. Лаборатория прикладной геометрии и инженерной графики
Положение. Лаборатория виртуальных тренажерных комплексов
Положение. Лаборатория материаловедения и технологии конструкционных материалов
- Основные научно-технические достижения коллектива за период существования кафедры:
- выпуск периодических тематических сборников научных трудов по безопасности полетов ВС;
- выпуск монографии по управлению транспортными системами;
- участие в разработке национальной программы «Транспорт России»;
- создание лаборатории «Исследование фундаментальных проблем в механике течения жидкости и газа, прогнозирование условий возникновения аварий и катастроф в авиации, а также в энергетических промышленных комплексах». Д.т.н. профессор Куклев Е.А. является создателем и руководителем научной школы по проблемам моделирования нестационарных динамических систем и безопасности полетов. Разработал общую теорию исчисления рисков возникновения аварийных и катастрофических явлений в авиационных и технико-экономических системах. Является членом рабочей группы ИКАО по разработке документа АННЕХ-19 ИКАО (г. Монреаль, Канада).
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ».
Положение о студенческом научном кружке “Проектирования сверхлёгких летательных аппаратов
Отчет за осенний семестр 2022-2023 учебного года
1) Выполнение обзорных полетов на самолете “Икарус-44” на аэродроме Гостилицы: Сновидов Д.С., Александров А.А., Худокормов В.Д. по 10 мин. каждый а также Г.В.Галли, пилот Олег Костенко. Октябрь, 2022 г.
2) Выполнение обзорных полетов на самолете “Птенец-2” на аэродроме Гостилицы:
Капустин И.А., Нилова С. С., пилот В.З. Марказен по 10 мин. каждый а также Г.В.Галли с пилотом А.Широковым. Октябрь, 2022 г.
3) Изучение конструкции самолетов «Птенец-2» В.Хрибкова (г.Кумертау), модернизированных клубом Арго, самолета Квиксильвер, Quicksilver MX2 Sport, с дельталетом Грач на аэродроме Гостилицы Октябрь, 2022 г. Все перечисленные студенты
4) Техническое обслуживание и подготовка к испытаниям сверхлегкого мотопланера «Гусь-МД» конструкции А.В.Самарина, А.С.Лебедева, А.Л.Сергеева, Б.Н.Степина и других, сотрудников АТСК ОЛАГА 1991 г. постройки и модернизированного в 2020 г. А.С.Самариным
Студенты Сновидов Д.С., Александров А.А., Худокормов В.Д.
5) Ознакомление с конструкцией аэроплана Блерио-XI Гоночного, построенного для Гатчинского музея истории военной авиации. Реконструкция чертежей, огранизация постройки элементов – Г.В.Галли. Сборка, постройка планера аэроплана – Общество с ограниченной ответственностью «Авиационно-реставрационная группа», г.Арсеньев, руководитель В.В.Акимчук
6) Организация 3D сканировпния воздушного винта самолета По-2 ВД-451-ЕС. Прислан из Тольятти Олегом Третьяковым, отправлен в Новосибирск;
7) Подготовка грузовой рамы аэроплана «Фарман» к установке двигателя;
8) Помощь в разработке выставки в аэропорту Пулково к 100-летию Гражданской авиации, раздел «История аэродинамики»;
9) Копирование и организация передачи на постоянное хранение рукописи книги “Техническое описание Як-50” в РНБ от Михаила Николаевича Удалова из Солнечногорска М.О. 10 часов;
10) Консультации, посещение кафедры Гидродинамики СПб Политехнического университета Петра Великого по вопросам реставрации аэротрубы Т-1 1956 г. Организация перевозки трубы в Университет ГА;
11) Формирование электронного архива чертежей и книг;
12) Организация видеозаписей докладов секции Истории авиации и космонавтики при СПбФ ИИЕТ РАН -4 доклада;
13) Подготовка к реставрации мотопланера «Октябрь» построенного в АТСК ОЛАГА в 1985 году под руководством Е.М.Галича
14) Расчет воздушного винта и разработка проекта модернизации зубчатого ременного редуктора мотопланера Гусь
После полетов на самолете «Икарус-22»
Слева-направо: студент 216 гр. ФАИТОП А.А.Александров; пилот клуба СЛА «Арго» О.Костенко; доцент каф.24 Г.В.Галли, директор клуба АРГО, Пилот-инструктор В.З.Марказен; студент 217 гр. В.Д.Худокормов; студент 216 гр. Д.С.Сновидов. Аэродром Гостилицы, Октябрь 2022 г.
Студенты 226 гр. ФАИТОП И.А.Капустин С.С.Нилова. Подготовка к диагностике мотопланера «Октябрь», построенного под руководством Е.М.Галича в 1985 г. в АТСК ОЛАГА. Фото Г.В.Галли, февраль 2023 г.
Весной 2024 года в рамках проекта «реверс проектирования» или проектирования сверхлегкого самолета, похожего на «Драгонфлай»:
1. Г.В.Галли была сформулирована задача сравнения аэродинамических характеристик различных профилей с подвесными элеронами «Юнкерса» для применения на Драгонфлае. и выполнен расчет и построены графики студентом ФЛЭ Артемом Александровичем Барановым.
Использовалась программа «OpenFOAM». Результаты «продувки» прикреплены в таблице Excel. И там же построены графики. Сравнивались три профиля: «Драгонфлай», «БРО-11» и «Драгонфлай с элероном БРО-11». Один из выводов после «продувки в программе» – После отклонения закрылков на 30 градусов вниз, аэродинамическое качество профиля с плоским элероном, как у оригинального Драгонфлая заметно не ухудшается по сравнению с применением профилированного элерона.
2. Совместно с сотрудником АСТК, пилотом-дельтапланеристом Сергеем Рощиным и членом кружка Софьей Ниловой снимались эскизы с натуры аэроплана «Драгонфлай» петербургского дельтаклуба «военмеха» «Сокол». Использовался эндоскоп Сергея Рощина.
3. Первая поездка в Смоленск для консультации и полетов с Леонидом Викторовичем Кулешом. 24 июня отъезд, 25-26 июня приезд, 27 июня визит к конструктору и пилоту В.А.Домброву и отъезд в Петербург, 28 июня приезд в Петербург.
4. Вторая поездка в Смоленск для консультации и полетов с Леонидом Викторовичем Кулешом. Полеты отъезд 20 сентября и приезд поздно в ночь на 20-21 сентября. 21 сентября – праздник деревни «Доманичи» под Смоленском. 22 сентября наблюдение за полетами. 23 сентября полеты с Л.В.Кулешом, 24 сентября, полеты, 25 сентября отъезд и возвращение в Петербург.
Обе поездки были с членом кружка Софьей Сергеевной Ниловой. Совершались фигурные полеты, а именно: «винговеры» (серия разворотов на вертикали, переходящая в перевернутый полет, представляя самолет санями в санном спорте и внутри «трубы») «кадушки» (перевороты с осью вне самолета с переходом в пикирование), развороты на вертикали, крутой штопор, серия срывов, полеты со скольжением. Леонид Кулеш обучал пилотированию и подробно рассказывал об особенностях конструкции. Были с натуры сняты чертежи со многих важных деталей, в том числе с лат-нервюр, упоров в лонжероны.
7. При активном участии студентов из Центра Аэродинамики были выполнены 7 эскизов с размерами малой аэродинамической трубы Т1, установлена на пилоны верхняя часть трубы.
8. Зимой 2024 г. состоялось знакомство с конструктором таганрогской фирмы по производству СЛА «Красные Крылья» Натальей Дмитриевной Лавровой. В 70-е, 80-е годы Н.Д.Лаврова – разработала мотопланер «Энтузиаст» в ХАИ, руководила клубом, руководила полетами, освоила много типов ЛА.
Дополнительная информация о создателях самолета Драгонфлай.
В 2024 году ушли из жизни создатели сверхлегкого самолета «Драгонфлай»:
– Билл Мойес 12.07.1932-24.09.2024, австралийский владелец фирмы производившей самолёты Драгонфлай, умер на 92 году жизни 24 сентября. Вклад этого человека в авиацию, дельтапланеризм огромен. Легендарный человек, хорошо был знаком с советским и мировым пионером дельтапланеризма Михаилом Борисовичем Гохбергом.
Новым членам кружка, студентам первого курса группы ОРТОР 24-01 были поставлены задачи:
1. Перевести на русский язык описание по сборке самолета Драгонфлай и Руководство по летной эксплуатации.
2. Перевести в Автокад и Солид Воркс чертежи с эскизов, выполненных ранее. Исправить ошибки эскизов.
3. Записать на английском и перевести на русский интервью Бобби Бэйли, в котором он рассказывает историю создания самолета, о его предшественнике «Lockwood Drifter» с ютюба.
4. Изучить конструкцию классических ультралайтов (СЛА) с крылом, в котором лонжероны – трубы и тряпичная обшивка, которые иногда называют «тряпколеты» а именно: Dragonfly, Lockwood Drifter, Kolb, Quicksilwer, Ikarus 22, 44.
5. Продолжить снятие с натуры эскизов, а именно – системы управления, подушек сидений, рукояток газа, тормоза.
6. В ближайшее время планируется на основании твердотельного чертежа С.Ниловой и аэродинамической продувки в «OpenFOAM» А.А.Баранова определить:
– положение оси жесткости консоли крыла за узлами крепления подкосов;
– положение и направление суммарной аэродинамической силы для расчетного случая 1 и 2 согласно АП23;
– положение аэродинамического профиля крыла;
– изменение положения центра давления крыла от угла атаки;
– на основании полученных данных прийти к выводу: что имеет переднее положение – ось жесткости или аэродинамический фокус. Если фокус впереди, то при перегрузке будет тенденция на дивергенцию (положительную крутку при увеличении угла атаки);
– проверить на сколько будет закручиваться пролет при медленном увеличении угла атаки (уменьшении скорости);
– проверить, как сильно будет меняться положение оси жесткости пролета крыла при увеличении жесткости заднего лонжерона крыла (увеличении толщины стенки и изготовления его из цельной трубы).
7. В дальнейшем необходимо выполнить чертежи с отечественными стандартами труб и крепежа, составить спецификацию и смету и обратиться за помощью для покупки необходимых материалов.
Особое внимание на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» уделяется работе по укреплению дисциплины и организованности, поддержанию благоприятного морально-психологического климата в студенческой среде, что в определенной мере является показателем эффективности воспитательной деятельности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народов, успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях.
При планировании, организации и проведении внеучебной работы на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» проводятся следующие традиционные мероприятия:
– Ежегодно в мае проводится совещани о формах и методах работы, в котором принимают участие преподаватели кафедры № 24.
– Ежегодно в сентябре, после проведения первого организационного строевого собрания первокурсников – проводится собрание по самопрезентации студентов. На собрании каждый студент рассказывал о себе, о своей семье, о своих увлечениях, достижениях, способностях. Это помогает студентам адаптироваться в новом для себя коллективе, с другой стороны информация об увлечениях, достижениях, способностях позволяет более предметно проводить работу по вовлечению студентов в культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, общественную работу.
Кафедра № 24 «Авиационной техники и диагностики» для осуществления воспитательной деятельности взаимодействует с деканатом факультета аэропортов и инженерно-технического обеспечения полетов (ФАИТОП), со студенческим советом ФАИТОП, советом ветеранов, профком и т.п.
Ежегодно, для желающих студентов Университета на кафедре № 24 «Авиационной техники и диагностики» организуются демонстрации виртуального учебного комплекса «Тренажер проведения оперативных форм ТО с вертолетом Ми-8-МТВ» и виртуального учебного комплекса «Техническая эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100».
Данные комплексы с помощью детальной трехмерной графики и комплекта оборудования создания визуальной реальности позволяют проводить ряд исследовательских и практических работ, связанных с изучением конструкции воздушного судна, а также принципов работы его основных элементов и узлов, отрабатывать навыки диагностирования и поиска неисправностей.
Кроме образовательного процесса, взаимодействие со студентами выпускниками ведется по линии научно-исследовательской работы студентов (НИРС), где затрагиваются не только профессиональные вопросы, но и воспитательно-мировоззренческие куда входят: пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, здесь спектр тем существенно больше, чем во время учебного процесса.
В комплексе воспитательная и внеучебная работа позволяют не только сформировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, но и изложить ряд профессионально – значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций), необходимых будущему выпускнику, таких как коммуникативная культура, стремление к самопознанию и саморазвитию, законопослушное поведение, высокая профессиональная ответственность, устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, умение представлять свои профессиональные и личностные качества. На кафедре разработана программа воспитания.
Для всестороннего развития обучающихся преподаватели проводят тематические беседы на темы:
– Блокады Ленинграда;
– Истории ВАУ ГВФ – ОЛАГА – СПбГУ ГА;
– Международного дня авиации;
– Дня народного единства;
– 100 – летия Отечественной гражданской авиации;
– Дня Победы;
– Дня науки и т.д.
Студенты посещают достопримечательности Санкт-Петербурга на выездных автобусных экскурсиях, изучают историю Санкт-Петербурга, знакомятся с авиационными предприятиями. Кафедрой совместно с Авиационным Учебным Центром Университета организуются экскурсии для студентов в тренажерный центр в рамках ознакомления с деятельностью университета.
Традиционным является участие в конкурсах «Покоритель неба», приуроченный ко Дню Защитника Отечества, а также «Королева неба», посвященному международному женскому дню – 8 марта.
Кафедра №24 активно участвует в патриотической и профориетационной работе с курсантами кадетских классов 376 Московского района и 93 школы Санкт-Петербурга, доцент Галли Г.В. и старший преподаватель Давыдов И.А. преподают курсантам 5 и 6 классов.
Кадеты школы № 376 Московского района Санкт-Петербурга
Кадеты школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга