Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»

 

УДК 629.7.058.4; 629.7.076.4

3-D МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ
С. А. Кудряков, д.т.н., с.н.с., Е. А. Рубцов, к.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В. В. Макаров
АНО ДПО «Центр подготовки специалистов беспилотных систем» (г. Москва)

Деятельность операторов беспилотных авиационных систем связана с визуальным управлением дистанционно пилотируемыми аппаратами без тактильной связи с объектом управления. Это налагает повышенные требования на характеристики зрительного восприятия. Для их тренировки традиционно применяются таблицы Шульте. Однако существующая методика имеет ряд недостатков и не может обеспечить требуемую «эффективность работы» оператора. В статье предлагается вариант 3D модификации методики Шульте, которая предполагает применение перемещаемых в пространстве тестовых экранов.

Ключевые слова: безопасность полетов, беспилотные авиационные системы, дистанционно пилотируемые воздушные суда, таблицы Шульте, зрительное восприятие

3-D MODIFICATION OF THE SCHULTE METHOD FOR TRAINING OPERATORS OF UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS
Kudryakov S.A., Rubtsov E. A.
Saint-Petersburg state university of civil aviation
Makarov V. V.
Autonomous non-profit organization additional professional education « Center for training specialists of unmanned systems» (Moscow)

The activities of operators of unmanned aircraft systems are related to the visual control of remotely piloted vehicles without tactile communication with the control object. This imposes increased demands on the characteristics of visual perception. For their training Schulte tables are traditionally used. However, the existing technique has a number of disadvantages and cannot provide the required “work efficiency” of the operator. The article proposes a variant of the 3D modification of the Schulte technique, which involves the implementation of moved test screens.

Keywords: flight safety, unmanned aerial systems, remotely piloted aircraft, Schulte tables, visual perception

УДК 656.7

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ
Н.О. Моисеева, к.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Решение задач, направленных на повышение безопасности полетов воздушных судов и эффективности использования воздушного транспорта, связано с исследованиями в области совершенствования авиационной техники, автоматизированных систем управления воздушным движением и систем информационного обеспечения авиаперевозок, в том числе и метеорологического обеспечения полетов. Рост интенсивности авиаперевозок, появление новых маршрутов определяют повышение требований к метеорологической информации по точности, оперативности и репрезентативности. Для решения задачи развития регионального метеорологического обеспечения полетов воздушных судов автором проведен анализ региональных особенностей развития опасных для авиации явлений погоды, определены требования к развитию специализированной наблюдательной сети аэродромов и предложена модель регионального метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, целью создания которой является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного транспорта.

Ключевые слова: метеорологическое обеспечение, опасные явления погоды, безопасность полетов воздушных судов, эффективность использования воздушных судов, специализированная сеть аэродромных наблюдений, модель регионального метеорологического обеспечения воздушных судов.

IMPROVING FLIGHT SAFETY AND EFFICIENCY OF AIRCRAFT USE BY APPLYING A REGIONAL METEOROLOGICAL AVIATION SUPPORT MODEL
N.O Moiseeva, Ph.D.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The solution of tasks aimed at improving the safety of aircraft flights and the efficiency of using air transport is associated with research in the field of improving aviation technology, automated air traffic control systems and information systems for air transportation, including meteorological support for flights. The growth in the intensity of air transportation, the emergence of new routes determine the increased requirements for meteorological information in terms of accuracy, efficiency and representativeness. To solve the problem of developing regional meteorological support for aircraft flights, the author analyzed the regional features of the development of dangerous weather phenomena for aviation, determined the requirements for the development of a specialized observational network of aerodromes. Proposed a model for regional meteorological support for aircraft flights, the purpose of which is to improve flight safety and efficiency of use air transport.

Keywords: meteorological support, dangerous weather phenomena, aircraft flight safety, aircraft use efficiency, specialized aerodrome observation network, model of regional meteorological support for aircraft.

УДК 656.7

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Н. Верховец, Э.В.Шейко, А.Д. Новичихин
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения(далее – АОН) [1]. На сегодняшний день показатели аварийности в АОН находятся на высоком уровне. Связано это с тем, что в большинстве случаев у эксплуатантов АОН и собственников воздушных судов (далее – ВС) не внедрена система управления безопасностью полетов и отсутствует какой-либо контроль и выявление опасных факторов, которые могут привести к авиационному событию. В статье представлены итоги исследования и разработки контрольной карты оценки риска дляАОН в РФ, направленной на информирование экипажей и старших начальников посадочных площадок о текущем уровне риска во время принятия решения на вылет.

Ключевые слова: авиация общего назначения, оценкариска, уровень риска, контрольная карта оценки рисков.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE LEVEL OF FLIGHT SAFETY IN GENERAL AVIATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.N.Verkhovets,E.V.Sheigho, A.D. Novicikhin
Saint-Petersburg University of civil aviation

Civil aviation, which is not used for commercial air transportation and performance of aviation works, refers to general aviation (hereinafter – GA) [1]. Nowadays, accident rates in the GA are at a high level. This is due to the fact that in most cases, GA operators and aircraft owners (hereinafter referred to as aircraft) have not implemented a safety management system and there is no control and identification of dangerous factors that can lead to an aviation event. The article presents the results of the research and development of a risk assessment control card for GA in the Russian Federation, aimed at informing the crews and senior managers of landing sites about the current level of risk during the decision-making for departure.

Keywords: general aviation, risk assessment, risk level, risk assessment checklist.

УДК 656.7-05

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОНФЛИКТНОСТИ ПИЛОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЁТКИХ МНОЖЕСТВ
О. В. Ариничева, к.т.н., А. В. Малишевский, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья продолжает ряд исследований, которые направлены на совершенствование методик оценки степени конфликтности человека-оператора и преобладающих стратегий его поведения в ситуациях межличностного конфликта. Предложена методика «TKAM Instrument», использующая для этих целей теорию нечётких множеств. Выполнен корреляционный анализ результатов обследования 70 студентов пилотов и диспетчеров по управлению воздушным движением на наличие индивидуальных предпочтений в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации (тест К.Томаса в адаптации Н. В. Гришиной – TKI-R) и результатов, полученных с помощью «TKAM Instrument».

Ключевые слова: конфликт, стратегия поведение в конфликте, нечёткие множества, психологическая диагностика.

WAYS TO IMPROVE METHODS FOR ASSESSING THE DEGREE OF CONFLICT OF A PILOT USING FUZZY SETS
O. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article continues a number of studies aimed at improving the methods of assessing the degree of conflict of a human operator and the prevailing strategies of his behavior in situations of interpersonal conflict. The “TKAM Instrument” technique is proposed, which uses the theory of fuzzy sets for these purposes. A correlation analysis of the results of examining 70 students of pilots and air traffic controllers for the presence of individual preferences in choosing a strategy of behavior in a conflict situation (the test by K. Thomas in the adaptation of N. V. Grishina – TKI-R) and the results obtained with the help of “TKAM Instrument”.

Keywords: conflict, conflict management strategy, fuzzy sets, psychological diagnostics.

УДК 387

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
Н.В. Пяткова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья посвящена обучению летному делу с момента своего начала до сегодняшнего дня. На каждом этапе своего развития ставились конкретные цели, которые должны были достигаться в результате прохождения обучения персоналом.Все системы имеют одну цель, которая связана, безусловно, с повышением эффективности профессиональной инновационной подготовки авиационного персонала. В том числе речь идет и о летном составе. Это ведет к повышению уровня безопасности всех полетов.

Ключевые слова: гражданская авиация, авиационный персонал, безопасность полетов, непрерывная подготовка персонала, качество подготовки специалистов.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF TRAINING PROGRAMS FOR AVIATION PERSONNEL
N.V. Pyatkova
St. Peterburg State University of Civil Aviation

The article is devoted to flight training from the moment of its beginning to the present day. At each stage of its development, specific goals were set, which were to be achieved as a result of training by personnel. All systems have one goal, which is connected, of course, with increasing the efficiency of professional innovative training of aviation personnel. In particular, we are talking about the flight crew. This leads to an increase in the level of safety of all flights.

Keywords: civil aviation, aviation personnel, flight safety, continuous training of personnel, the quality of training of specialists.

УДК 656.078.1

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ НАЗЕМНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Е.В. Богданов
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены проблемы практического применения основного понятийного аппарата, относящегося к процедурам сертификации в области аэропортовой деятельности. Обозначены ключевые аспекты взаимодействия управляющих компаний аэропортов с провайдерами услуг аэропортового сервиса. Предложены новые инструменты управления наземным обслуживанием воздушных судов, основанные на принципах цифровизации и искусственного интеллекта.

Ключевые слова: авиационная транспортная система, наземное обслуживание воздушных судов, оператор аэродрома, цифровизация.

PROBLEMS OF INTERACTIONSAMONG ACTORS OF THE AVIATION TRANSPORT SYSTEM IN THE GROUND HANDLING SERVICES OF AIRCRAFTS
E.V.Bogdanov
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The problems of practical application of the basic conceptual apparatus related to certification procedures in the field of airport activities are considered. The key aspects of interaction among airport management companies and airport service providers are identified. New tools for aircraft ground handling servicemanagement based on the principles of digitalization and artificial intelligence are proposed.

Keywords: air transport system, aircraft ground handlingservices, aerodrome operator, digitalization

УДК:65.011.56

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, .В.В. Купин ,к.т.н., доцент, В.А. Самойлов, к.п.н., И.Н. Шестаков, д.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Представлена теория профессиональной подготовки как части теории управления в организационных системах с учётом теории функциональных систем и эмоционально-мотивационной сферы, которая возникает в мозге оператора аэронавигационной системы. Модель процесса первоначальной профессиональной подготовки, основанная на когнитивном анализе показала, что высокие уровень и качество подготовки оператора аэронавигационной системы возможно только при наличии достаточно высокой мотивации, которая должна поддерживаться цепочкой положительных эмоций, формирующих устойчивую когнитивную составляющую обучения на всём протяжении и всех этапах подготовки.

Ключевые слова: оператор аэронавигационной системы, первоначальная профессиональная подготовка, когнитивный подход, когнитивный анализ.

COGNITIVE APPROACH TO THE INITIAL PROFESSIONAL TRAINING OF OPERATORS OF AERONAUTICAL SYSTEMS
G. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin, V. A. Samoilov, I. N. Shestakov
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

The theory of professional training as a part of the theory of management in organizational systems is presented, taking into account the theory of functional systems and the emotional-motivational sphere, which arises in the brain of the operator of the air navigation system. The model of the initial vocational training process based on cognitive analysis showed that a high level and quality of training of an air navigation system operator is possible only if there is a sufficiently high motivation, which must be supported by a chain of positive emotions that form a stable cognitive component of training throughout and at all stages of training.

Keywords: air navigation system operator, initial training, cognitive approach, cognitive analysis.

УДК 656.7.025

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПИЛОТА
С.Г. Лобарь, к.т.н., П.Г. Мягкова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлена методика формирования учебных экипажей для проведения этапа тренажерной подготовки «Программы переподготовки пилотов на самолет Boeing 737NG» на основе кластерного анализа профессионально важных качеств пилотов с использованием программного пакета «Statistica», что позволяет формировать состав экипажа на основе различных исходных данных слушателей, таких как психофизиологические характеристики, налет часов, результаты и время промежуточного и итогового контроля знаний, навыков, умений.

Ключевые слова: кластерный анализ, формирование учебных экипажей, тренажерная подготовка.

TECHNIQUE FOR FORMING TRAINING CREWS FOR TRAINING ON THE FLIGHT SIMULATOR BASED ON CLUSTER ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PILOT`S QUALITIES
c.t.s. S.G. Lobar, P.G. Myagkova
St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents a methodology for training pilots for a Boeing 737NG aircraft based on cluster analysis of professionally important quality pilots using the Statistica package, which makes it possible to form the composition of the crew based on various initial listeners, such as those. as psychophysiological characteristics, flight hours, results and time of intermediate and final control of knowledge, skills, abilities.

Keywords: cluster analysis, formation of training crews, simulator training.

УДК 656.7.086.16

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ И НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЁТОВВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Н. А. Куприянов1, к.т.н., С. В. Стадник1, к.э.н.
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова, г. Краснодар

Рассматривается проблемная ситуация, заключающаяся в необходимости обеспечения заданного пространственно-временного разрешения параметров аэронавигационного и метеорологического обеспечения полётов воздушных судов. Предложено решение данного вопроса путём совместной обработки навигационных и радиолокационных данных. Представлены расчётные соотношения и раскрыта идея комплексирования радиолокационной и навигационной информации. Показано, что использование результатов измерения местоположения космических объектов может быть использовано в интересах аэронавигационного и метеорологического обеспечения полётов воздушных судов.

Ключевые слова: радиолокация, невязка измерений, спутниковая радионавигация, воздушное судно.

METHODOLOGICAL ISSUES OF INTEGRATING RADAR AND NAVIGATION INFORMATION IN THE ENSURING AIRCRAFT FLIGHTS INTERESTS
Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K.Serov
N.A. Kupriyanov, Candidate of Technical Sciences, 135 Dzerzhinskiy str., Krasnodar, 350090, Russia, Phone (909)5782551, e-mail: simple_progressor@rambler.ru
S.V. Stadnik, Candidate of Economic Sciences, 135 Dzerzhinskiy str., Krasnodar, 350090, Russia, Phone (918)3895428, e-mail: svs2167@yandex.ru

A problematic situation is considered, which consists in the need to provide a given spatial and temporal resolution of the parameters of air navigation and meteorological support for aircraft flights. The solution of this issue is proposed by joint processing of navigation and radar data. The calculated ratios are presented and the idea of combining radar and navigation information is disclosed. It is shown that the use of the results of measuring the location of space objects can be used in the interests of air navigation and meteorological support for aircraft flights.

Keywords: radar, measurement discrepancy, satellite radio navigation, aircraft.

УДК 351.814.334.3

ДЕКОНФЛИКТИЗАЦИЯ ТРАЕКТОРИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МЕТОДОМ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СМЕЩЕНИЯ
А.Ю. Княжский, к.т.н.
Акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» (АО «ВНИИРА»)

В статье сравниваются способы деконфликтизации траекторий воздушных судов с использованием параллельного смещения и переходом на другой эшелон. Оценивается изменение ключевых показателей эффективности: времени использования воздушного пространства, количества дополнительных операций и расхода топлива. Показано, что способ деконфликтизации с использованием параллельного смещения эффективнее способа деконфликтизации за счет перехода на другой эшелон, поскольку не требует повышенного расхода топлива на совершение маневра в вертикальной плоскости.

Ключевые слова: воздушные суда, управление воздушным движением, деконфликтизация, конфликт траекторий, диспетчерское обслуживание.

DECONFLICTING AIRCRAFT TRAJECTORIES USING THE PARALLEL DISPLACEMENT METHOD
Knyazhsky AlexanderYurievich, Ph.D., Senior Researcher, JSC “VNIIRA”

The article compares the methods of deconflicting aircraft trajectories using parallel displacement and transition to a different echelon. The change in key performance indicators is assessed: the time of airspace use, the number of additional operations and fuel consumption. It is shown that the deconflicting method using parallel displacement is more effective than the deconflicting method due to the transition to another echelon, since it does not require increased fuel consumption for maneuvering in the vertical plane.

Key words: aircraft, air traffic control, de-conflict, trajectory conflict, dispatch service.

УДК 621.78

АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
1Мазаев И.В., 1Иванов Д.А., к.т.н., доц., 1Петрова Т.В., к.т.н.
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлена методика обнаружения и классификации повреждений лопаток газотурбинного двигателя по фотоснимкам с помощью алгоритмов машинного зрения.

Ключевые слова: газотурбинный двигатель, повреждения, техническое обслуживание, компьютерное зрение, нейронные сети.

DAMAGE ANALYSIS OF TURBOFAN ENGINE BLADES BY NEURAL NETWORKS
I.V. Mazaev, D.A. Ivanov, T.V. Petrova
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg

The article describes a methodology for detecting and classifying turboprop engine blade damage from pictures using computer vision algorithms.

Keywords: turboprop engine, damage, maintenance, computer vision, neural networks.

УДК 656.519.8

ОЦЕНКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ
В.Г. Староселец, д.т.н., профессор, А.Б. Байрамов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Показана роль обоснованности решений при управлении транспортными системы (предприятиями, фирмами, компаниями и др.); отмечено влияние обоснованности решений на эффективность управления, при этом обращается внимание на возможности выявления наилучших вариантов решения с помощью показателей их обоснованности. Для решения задачи оценки обоснованности решений рассмотрены факторы, влияющие на неё. Показан комплексный характер обоснованности решений в связи с влиянием на неё различных параметров и показателей системы управления и внешней среды. Подробно рассмотрены влияющие на обоснованность решений неопределённость информации, знания о состоянии и изменении управляемой системы (объекта управления) и среды. Отдельно рассмотрены оценка состояния системы и выбор решения. Вводятся вероятностные оценки выполнения функций управления, показаны пути определения этих вероятностей. Предложены способы определения интегрального показателя обоснованности решений в транспортных системах, использование которого способствует определению путей совершенствования управления транспортными системами.

Ключевые слова: решение, обоснованность, неопределенность информации, вероятностная оценка.

ASSESSMENT OF DECISINS VALIDITY IN TRANSPORT SYSTEMS
V.G. Staroselec, A.B. Bayramov
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article considers the role of the decisions validity in the transport systems management (enterprises, firms, companies, etc.). The author describes the influence of decisions the influence of decisions validity on management efficiency and draws attention to possibility of identifying the best solutions by the use of validity indicators. Factors affecting decisions validity in solving evaluation problems are assessed. The complex nature of the decisions validity in relation to the influence of various parameters and indicators of the control system and the external environment is described. Information uncertainty, awareness of the state and changes in the managed system (control object) and the environment affecting decisions validity are examined in detail. The system condition and the choice of a solution are evaluated separately. Probabilistic estimates of the management functions performance and ways to determine such probabilities are described. The author proposes methods for determining an integral indicator of decisions validity, the use of which contributes to the improvement of the transport systems management.

Keywords: decision, validity, uncertainty of information, probabilistic assessment.

 

 


WordPress Lessons