Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2023 №1 (38)

ВЕСТНИК №1 (38) 2023

 

УДК 629.7.058

ЭВОЛЮЦИЯ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Г. В. Коваленко1, Ю.Ю. Михальчевский1, И. С. Муравьев2, И. А. Ядров1
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2Служба лётных испытаний управления научно-исследовательского испытательного центра им. В.П. Чкалова, г. Феодосия

В статье рассматривается эволюция в сфере разработки интеллектуальных систем от ранних технологически ориентированных человеко-машинных систем (ЧМС) до новейших ЧМС, ориентированных на обеспечение оптимального взаимодействия между человеком и машиной, после чего производится сравнение между различными подходами к их созданию. Авторами рассматриваются интеллектуальные адаптивные системы (ИАС), определяются их основные отличительные черты и свойства, их достоинства и недостатки. В заключении сформулированы основные принципы современных подходов к созданию интеллектуальных систем, а также приведены примеры и результаты применения различных подходов к их созданию в авиационной отрасли.

Ключевые слова: автоматизация, интеллектуальные адаптивные системы, человеко-машинные системы, системы автоматизированного управления.

THE EVOLUTION OF INTELLIGENT SYSTEMSDEVELOPMENT AND INTELLIGENT ADAPTIVE SYSTEMS
G. V. Kovalenko, Y.Y. Mikhal’chevskiy, I. S. Muravyev, I. A. Yadrov
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The article is aimed at analysing evolution in the development of intelligent systems, from early technology-centered human-machine systems (HMS) up to state-of-the-art interaction-centered HMS, followed by comparison between various approaches to their design. We consider intelligent adaptive systems (IAS), and define their specialties as well as corresponding merits and shortcomings. Finally, we state the main IAS design principles and results of their use in aviation.

Keywords:automatization, intelligent adaptive systems, human-machine systems, automated control systems

 

УДК 656.7:351.814.263:808

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТА ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Н. А. Бабнищев
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

Статья продолжает ряд исследований, по поиску возможных подходов к созданию метода контент-анализа речевой деятельности пилота гражданской авиации для расследования и предупреждения авиационных происшествий. В статье проанализировано речевое взаимодействие, как реальных пилотов, так и речевая деятельность студентов-пилотов в ходе тренажёрного эксперимента. Рассмотрены перспективы использования контент-анализа речевой деятельности в программе Evidence-BasedTraining.

Ключевые слова: речевая деятельность, контент-анализ, Evidence-BasedTraining, безопасность полётов.

POSSIBLE APPROACHES TO CREATING A METHOD OF CONTENT ANALYSIS OF A PILOT’S SPEECH ACTIVITY FOR THE INVESTIGATION AND PREVENTION OF AVIATION ACCIDENTS
N. A. Babnischev
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article continues a number of studies on the search for possible approaches to the creation of a method of content analysis of the speech activity of a civil aviation pilot for the investigation and prevention of aviation accidents. The article analyzes the speech interaction of both real pilots and the speech activity of student pilots during a simulator experiment. The prospects of using content analysis of speech activity in the Evidence-Based Training program are considered.

Keywords: speech activity, content analysis, Evidence-Based Training, flight safety.

 

УДК 656.7-051:316.485.6

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ НОВЫЙ ПОДХОД
А. В. Малишевский, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А.Новиков

Статья продолжает ряд исследований, по проблеме конфликтного поведения в экипажах воздушных судов. Рассмотрен новый подход к классификации комплексных стратегий поведения в конфликте и методов их определения. Исследования проведены на выборке из 673 студентов Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Иркутского государственного университета

Ключевые слова: конфликт, поведение, безопасность полётов.

STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT (PART ONE): A NEW APPROACH
A. V. Malishevskii
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article continues a number of studies on the problem of conflict behavior in aircraft crews. A new approach to the classification of complex strategies of behavior in conflict and methods of their definition is considered. The research was conducted on a sample of 673 students from St. Petersburg State University of Civil Aviation and Irkutsk State University.

Keywords: conflict, behavior, flight safety.

 

УДК 629.7.072.01

ВЛИЯНИЕ НЕСТАНДАРТНОГОГРАДИЕНТА ТЕМПЕРАТУРЫ НА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ МЕТОДОМ Baro-VNAV
А. В. Липин, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

Рассмотрены вопросы определения температурой поправки барометрического высотомера при заходе на посадку с применением Baro-VNAVс учетом нестандартного градиента температуры воздуха и влияния его на угол снижения в вертикальной плоскости. Определены градиенты температуры воздуха для диапазона температур 50 – минус 50 °С с интервалом 10°. Вычислены значения угла наклона траектории в вертикальной плоскости для нестандартного градиента температуры воздуха.

Ключевые слова:Заход на посадку, барометрический высотомер, температурная поправка, градиент температуры, безопасная высота, вертикальный угол снижения.

INFLUENCE OF NON-STANDARD TEMPERATURE GRADIENT ON RESTRICTIONS WHEN LANDING BY THE Baro-VNAV METHOD
V. Lipin
St. Petersburg University of Civil Aviation.

The issues of determining the temperature correction of a barometric altimeter during landing with the use of Baro-VNAV, taking into account the non-standard air temperature gradient and its effect on the angle of descent in the vertical plane, are considered. The air temperature gradient is determined for the temperature range 50 ÷ -50 °C with an interval of 10°. The values of the trajectory inclination angle in the vertical plane for a non-standard air temperature gradient are calculated.

Keywords:Approach, barometric altimeter, temperature correction, temperature gradient, safe altitude, vertical angle of descent.

 

УДК: 629.7.05:531.553

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГНОЗИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ СПИРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАРАМЕТРОВ РОДРИГА-ГАМИЛЬТОНА
М.М. Алексеева, Н.Е. Баранов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

В статье представлены уравнения прогнозирующей модели спирального движения беспилотного воздушного судна с пользованием параметров Родрига-Гамильтона.

Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, прогнозирующая модель, параметры Родрига-Гамильтона.

PREDICTIVE MODEL FORMULATION USING RODRIGUES-HAMILTON PARAMETERS FOR UNMANNED AERIAL VEHICLE’S SPIRAL MOTION
M.M.Alekseeva, N.E.Baranov
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after
Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

The article presents predictive model equations using Rodrigues-Hamilton parameters for unmanned aerial vehicle’s spiral motion.

Keywords: unmanned aerial vehicle, predictive model, Rodrigues-Hamilton parameters

 

УДК 351.814.334.3

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗА СЧЕТ РАЗВЕДЕНИЯ ПОТОКОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
А.Ю. Княжский, к.т.н., А.П. Плясовских, д.т.н.
АО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» (АО «ВНИИРА»)

В статье предлагается способ разведения в горизонтальной плоскости конфликтующих потоков воздушных судов, повышающий пропускную способность воздушного пространства без снижения топливной эффективности и увеличения вредных выбросов в атмосферу. Путем моделирования оценено влияние предложенного способа на расход топлива, количество вредных выбросов в атмосферу, стоимость полетов и загрузку диспетчера. Показано, что предложенный способ эффективнее известного способа разведения потоков воздушных судов в вертикальной плоскости, поскольку не требует повышенного расхода топлива на совершение маневра в вертикальной плоскости.

Ключевые слова: деконфликтизация, опасное сближение, пропускная способность, воздушное пространство, управление воздушным движением, планирование использования воздушного пространства.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF AIRSPACE USE BY SEPARATING AIRCRAFT FLOWS
A.Y. Knyazhsky, A.P. Plyasovskikh
JSC “Order of the Red Banner of Labor All-Russian Research Institute of Radio Equipment” (JSC “VNIIRA”)

The article proposes a method for separating conflicting aircraft flows in a horizontal plane, which increases the airspace capacity without reducing fuel efficiency and increasing harmful emissions into the atmosphere. By modeling, the impact of the proposed method on fuel consumption, the amount of harmful emissions into the atmosphere, the cost of flights and the dispatcher’s workload was estimated. It is shown that the proposed method is more efficient than the known method of separating aircraft flows in the vertical plane, since it does not require increased fuel consumption for maneuvering in the vertical plane.

Keywords: deconfliction, dangerous approach, capacity, airspace, air traffic control, airspace use planning.

 

УДК 629.7.017.1:519.9

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ УВД НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ STCA («Треугольник риска»)
Е.А. Куклев, профессор, д.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

Оцениваются возможности создания моделей функциональных процессов, определяющих при УВД ситуацию взаимодействия 2-х ВС. Предлагается схема поиска цепей событий в виде критических сценариев процессов смены дискретных состояний, приводящим к катастрофам и авариям при ОрВД. Показано, что для таких объектов, как воздушные суда, предпочтительным является применение метода имитационного нестохастического моделирование на основе риск-ориентированного подхода по ИКАО вместо моделей П. Райха [2].

Ключевые слова:оригинал, модель (образ объекта), имитационное нестохастическое моделирование, цепи-сценарии процессов, критические состояния, точка риска, уязвимость систем.

NOT STOCHASTIC MODELING TECHNOLOGICAL PROCESSES IN TRAFFIC CONTROL OF AVIATION SYSTEMS
E.A. Kuklev
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

Possibilities of creating the models determining the Risk`s collision in aviation sphere of Traffic control of technical systems are considered. Proposed schemes are based on the chains of some events which have been composed as the scenarios based on the multitude of discrete states of technological processes which are given by famous models so as graphs. It is shown that the method of non-stochastic simulation must be used in any cases to find the critical situation with the acceptable harm (or risk).

Keywords:: the model (image of the object), simulation not stochastic modeling, theoretical diagram of risk`s conflict, chain scenarios of processes, critical states.

УДК 00.007:519.7

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ПИВП РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
С.Л. Олексин, к.т.н., доцент, М.К. Гимишян
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

В статье изложена основная концепция методики определения численности персонала регионального центра по планированию использования воздушного пространства (ПИВП), реализация которой позволить обеспечить качество обслуживания пользователей воздушного пространства. Результаты проведенных ранее исследований, основанные на специальном факторном анализе, подтвердили гипотезу о взаимосвязи организационной структуры Регионального центра в плане технологической численности персонала по ПИВП и соблюдением его Технологического регламента в части касающейся оперативности обработки планов полетов. Однако открытым остался вопрос соответствия интенсивности их поступления и количеством диспетчеров, задействованных в плановом обеспечении полетов. С целью реализации поставленной задачи, разработана специальная методика. Математическая модель, используемая в методике, основана на элементах классической теории массового обслуживания. Особенностью математической модели является анализ деятельности диспетчерского персонала не только в штатных условиях, но и в сбойных ситуациях, что позволяет определить основные направления снижения оперативной нагрузки. Таким образом, исходя из условия соблюдения временных ограничений по рассмотрению и утверждению планов полетов, предоставляемых эксплуатантами, устанавливается рекомендуемая численность диспетчерского персонала. Результаты моделирования могут быть применены при структурном анализе технологических процессов планового обеспечения полетов.

Ключевые слова:математическая модель, формулы очередей Хинчина–Палачека, эффективности планирования воздушного движения.

DEVELOPMENT OF A METHOD FOR DETERMINING THE NUMBER OF DISPATCHING PERSONNEL OF THE PIVP REGIONAL CENTER
S. L. Oleksin, M. K. Gimishchyan
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

The article outlines the basic concept of the methodology for determining the number of personnel of the Regional Center for Planning the Use of Airspace (PUA), the implementation of which will ensure the quality of service to airspace users. The results of earlier studies, based on special factor analysis, confirmed the hypothesis of the relationship between the organizational structure of the Regional Center in terms of the technological number of personnel for the PUA and compliance with its Technological Regulations in terms of the efficiency of processing flight plans. However, the question of the correspondence of the intensity of their arrival and the number of dispatchers involved in the planned support of flights remained open. In order to implement the task, a special methodology has been developed. The mathematical model used in the technique is based on elements of the classical queuing theory. A feature of the mathematical model is the analysis of the activities of dispatching personnel not only in normal conditions, but also in failed situations, which makes it possible to determine the main directions for reducing the operational load. Thus, based on the condition of compliance with the time limits for the consideration and approval of flight plans provided by operators, the recommended number of dispatch personnel is established. The results of modeling can be applied in the structural analysis of technological processes of planned flight support.

Keywords:mathematical model, formulas of Hinchin-Palachek queues, efficiency of air traffic planning.

 

УДК 65.012.123

МЕТОД ПОЛУТОНОВОЙ ПОЛИХРОМНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДИСПЕТЧЕРА УВД
К. Ю. Пономарев
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

Данная статья раскрывает метод полутоновой полихромной (многоцветовой) визуализации элементов динамической воздушной обстановки (ДВО), которая позволяет сократить время восприятия этих элементов диспетчером УВД и повысить их выявляемость за счет использования естественных когнитивных свойств психо-физиологии человека при зрительном восприятии окружающего мира. Что необходимо для сокращения количества информации при повышенной загруженности диспетчера УВД для корректного формирования его ситуационной осведомленности.
Полутоновая полихромная визуализация элементов ДВО представляет собой способ кодирования данных в информационном обеспечении АС УВД для представления их диспетчеру УВД посредством привязки цветовых сочетаний, создающих визуально-когнитивный эффект глубины пространства, подобно как это осуществляется на физических картах местности. Привязка производится к выбранной последовательно изменяющейся динамической структуре параметров ДВО (например, высоте полета воздушных судов), необходимых для овладения ситуационной осведомленностью диспетчером УВД.

Ключевые слова: информационное обеспечение, метод, диспетчер управления воздушным движением, динамическая воздушная обстановка, ситуационная осведомленность, полихромия.

SEMITONE POLYCHROME METHOD OF DYNAMIC AIR SITUATION ELEMETS VISUALIZATION FOR DEVELOPING SITUATIONAL AWARENESS
K.Y. Ponomarev
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

This article revealsmethod ofsemitone polychrome visualization of dynamic air situation elemets wnich allows to reduce repception time of these elements by the air traffic controller and to increase theirdetectabilitythrough the use of natural cognitive properties of human psycho-physiology in the visual perception of a space. It is nesessary to reduce amout of information in air traffic controller high-level workload for correct formation of his situational awareness.
Semitonepolychromicvisualizationofdynamicairsituationelemets is a method of data coding in information support ofthe automated system for presentation this data to the air traffic controller. For this means special color combinations are used, which create a visual-cogntive effect of space depth, as it is in physical maps of the area Color combinations link to selected sequentially changing dynamic structure of air situation parametres(e.g. aircraft flight level).What isnecessary for developing a formration of a situational awareness by air traffic cintroller.

Keywords:information support, method, airtrafficcontroller, dynamicairsituation, situational awareness, polychromy.

 

УДК 65.011.56

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, И.Г. Шайдуров, к.т.н., С.Р. Зиганшин
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

В статье рассматривается вопрос о важности развития системы подготовки кадрового потенциала для системы управления воздушным движением (УВД) на базе отечественных ВУЗов, с учетом динамики изменения интенсивности полётов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве РФ, а также с учетом выхода отечественной системы образования из Болонского процесса. Авторами предложен целостный подход к процессу подготовки на первоначальном этапе профессионального обучения пилотов и диспетчеров УВД для формирования образа полёта и отработки соответствующих навыков как в традиционной, так в сложной динамической воздушной обстановке (ДВО). В статье предложена блок-схема иконографической модели целенаправленного формирования требуемых навыков комплексной функциональной деятельности (КФД), с учетом множества базисных факторов определяющих формирование рече-функциональных актов (РФА), а также математические модели позволяющие выявить структурные свойства между базисными факторами, особенно эффективность интегрального воздействия системы выработки обучающих и воспитательных факторов на показатели – результаты РФА.

Ключевые слова: мотивация, система подготовки кадров, система управления воздушным движением, динамическая воздушная обстановка.

PROBLEMS OF AIR TRAFFIC CONTROL TRAINING
S.R. Ziganshin, G.A. Kryzhanovskii, I.G. Shaydurov
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

The article discusses the importance of developing a system for training human resources for the air traffic control (ATC) system on the basis of domestic universities, taking into account the dynamics of changes in the intensity of flights of civil aircraft in the airspace of the Russian Federation, as well as taking into account the withdrawal of the domestic education system from the Bologna process. The authors propose a holistic approach to the process of training at the initial stage of professional training of pilots and air traffic controllers for the formation of a flight image and the development of relevant skills both in traditional and in complex dynamic air conditions (DAO). The article proposes a block diagram of the iconographic model of the purposeful formation of the required skills of complex functional activity (CFA), taking into account the many basic factors that determine the formation of speech-functional acts (SFA), as well as mathematical models that allow to identify the structural properties between the basic factors, especially the effectiveness of the integral impact systems for the development of training and educational factors for indicators – the results of the SFA.

Keywords: motivation, personnel training system, air traffic control system, dynamic air situation.

 

УДК 629.035; 629.036

АНАЛИЗ МЕТОДА ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АВИАЦИОННЫХ ГТД
А.С. Глазков, к.т.н., доцент, Д.Р. Шахматов, Д.А.Петров
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А.Новикова

В данной статье представлено рассмотрение метода анализа жизненного цикла авиационных ГТД с помощью параметрического моделирования. Целью статьи является анализ имеющихся способов оценки показателей жизненного цикла авиационного двигателя и их объединение в одну публикацию, на основе которой можно будет воспроизвести уже проделанную в зарубежной практике работу. Построенная нашими заграничными коллегами модель даёт возможность прогнозирования затрат на ТОиР коммерческих авиационных газотурбинных двигателей путём использования метода параметрического моделирования стоимости этих работ на основе доступных данных. Основное внимание в модели уделяется ТОиР двигателя, которые выполняются в регулярные интервалы при снятии с крыла в соответствующих цехах ремонта. Поэтому рассматриваемая модель позволяет определять временные интервалы ТО двигателя, что недоступно в других работах, где использован метод для оценки различных событий ТО в течение жизненного цикла ВС как часть имитации инструмента моделирования стоимости жизненного цикла ВС, технически реализованного в среде Matlab [3]. нструмент моделирования стоимости жизненного цикла ВС дает возможность оценки технологий с учетом использования опытных данных в виде технологических факторов. Поэтому рассматриваемая модель не направлена на прогнозирование точных цифр стоимости операция по ТО и Р двигателя и временных интервалов между этими операциями. Она в большей степени предназначена для количественного отражения влияния основных факторов на ТО двигателя и определения соответствующих величин стоимости и интервалов.

Ключевые слова: взаимосвязи оценки затрат на техническое обслуживание авиационных газотурбинных двигателей, параметрическое моделирование, модель расчёта.

ANALYSIS OF THE METHOD OF PARAMETRIC MODELING OF THE LIFE CYCLE OF AVIATION GAS TURBINE ENGINES
A.S.Glazkov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,
D.R. Shakhmatov, D.A.Petrov
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

This article presents a review of the method of analyzing the life cycle of aviation gas turbine engines using parametric modeling. The purpose of the article is to analyze the available methods for assessing the life cycle indicators of an aircraft engine and combine them into one publication, on the basis of which it will be possible to reproduce the work already done in foreign practice. The model constructed by our foreign colleagues makes it possible to predict the costs of maintenance and repair of commercial aviation gas turbine engines by using the method of parametric modeling of the cost of these works based on available data. The main attention in the model is paid to the maintenance and repair of the engine, which are performed at regular intervals when removed from the wing in the corresponding repair shops. Therefore, the model under consideration makes it possible to determine the time intervals of the engine, which is not available in other works, where the method is used to evaluate various maintenance events during the life cycle of the aircraft as part of the simulation of the tool for modeling the cost of the life cycle of the aircraft, technically implemented in the Matlab environment [3]. The tool for modeling the cost of the aircraft life cycle makes it possible to evaluate technologies taking into account the use of experimental data in the form of technological factors. Therefore, the model under consideration is not aimed at predicting the exact figures of the cost of the engine maintenance and repair operation and the time intervals between these operations. It is more intended to quantitatively reflect the influence of the main factors on the quality of the engine and determine the corresponding values of cost and intervals.

Keywords: Costestimation relationships, parametric modeling, calculation model.

 

УДК 656.7.025

ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ГАЗОИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКИ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ
Д.А. Иванов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

В данной статье представлены результаты исследования воздействия обработки пульсирующими дозвуковыми воздушными потоками металлических элементов конструкции воздушных судов в процессе технического обслуживания и ремонта на структуру и свойства их материалов и соответствующая физическая модель, основывающаяся на современной дислокационной теории. Показаны причины значительного технического эффекта от газоимпульсной обработки металлических деталей эксплуатируемой и ремонтируемой авиационной техник, выражающегося в комплексном повышении их механических и эксплуатационных свойств.

Ключевые слова: воздушный транспорт, техническое обслуживание и ремонт, газоимпульсная обработка.

PHYSICAL MODEL OF THE PROCESS OF GAS PULSE PROCESSING OF STRUCTURAL ELEMENTS OF AIRCRAFT DURING MAINTENANCE AND REPAIR
D.A. Ivanov
St. Petersburg state university of civil aviation St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

This article presents the results of a study of the impact of the treatment of metal structural elements of aircraft by pulsating subsonic air flows during maintenance and repair on the structure and properties of their materials and the corresponding physical model based on modern dislocation theory. The reasons for the significant technical effect of the gas-pulse processing of metal parts of the operated and repaired aviation equipment, expressed in a complex increase in their mechanical and operational properties, are shown.

Keywords:air transport, maintenance and repair, gas pulse treatment.

 

УДК 629.017; 629.7.083

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
И. В. Любимов, к.т.н., доцент, Т.В. Петрова доцент, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

В данной статье представлена модель анализа эффективности и надежности изделий авиационной техники после восстановления работоспособного состояния, исходя из предположения полного или идеального восстановления. Даны понятия неполного или «минимального восстановления». Определены вероятностные характеристики восстанавливаемого изделия и его составных частей (или элементов). Рассмотрены процессы, описывающие функционирование восстанавливаемого изделия. Оценивается эффективность и ее стационарное значение. Определен эффект от введения дублирующего элемента. Предложен метод увеличения надежности восстанавливаемых изделий для случая убывающих функций. Для описания немонотонных случайных процессов использован аппарат диффузионных распределений. Предполагается дополнить возможности рассматриваемой модели анализа эффективности и надежности восстанавливаемых изделий с учетом характеристик и особенностей постепенного и неполного восстановления.

Ключевые слова: анализ надежности, анализ эффективности изделий, процесс восстановления, работоспособное состояние.

A MODEL FOR ANALYZING THE EFFECTIVENESS AND RELIABILITY OF PRODUCTS AVIATION TECHNOLOGY AFTER RESTORATION
I. V. Lyubimov, Ph.D., Associate Professor; T.V. Petrova, Associate Professor, Ph.D., Associate Professor
St. Petersburg state university of civil aviation St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

This article presents a model for analyzing the effectiveness and reliability of aircraft products after the restoration of operational condition, based on the assumption of complete or ideal recovery. The concepts of incomplete or “minimal recovery” are given. The probabilistic characteristics of the restored product and its components (or elements) are determined. The processes describing the functioning of the restored product are considered. The efficiency and its stationary value are evaluated. The effect of introducing a duplicate element is determined. A method of increasing the reliability of the restored products for the case of decreasing functions is proposed. The apparatus of diffusion distributions is used to describe nonmonotonic random processes. It is supposed to supplement the capabilities of the considered model for analyzing the effectiveness and reliability of the restored products, taking into account the characteristics and features of gradual and incomplete restoration.

Keywords:reliability analysis, product efficiency analysis, restoration process, operational condition.

 

УДК 681.5

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ САМОЛЕТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
О. А. Соколов1, к.т.н., А.Л. Кивокурцев2 , к.т.н., Д. О. Соколов3
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова,
2 Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
33АО «Авиакомпания «Россия»

Рассмотрен вопрос варианта расчета времени замены неисправного узла на примере системы автоматического управления самолета SSJ-95.

Ключевые слова: Система автоматического управления, эксплуатация, обслуживание, запасные части.

ETHODOLOGY FOR ESTIMATING THE TIME SPENT ON CARRYING OUT ROUTINE REPAIRS OF AIRCRAFT COMPONENTS AND ASSEMBLIES UNDER SANCTIONS
O. A. Sokolov3, Ph.D., A.L. Kivokurtsev2, Ph.D., D. O. Sokolov3
1St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov,
2Irkutsk Branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation
33AO «Airline “Russia»

The issue of calculating the time of replacement of a faulty node is considered on the example of the automatic control system of the SSJ-95 aircraft.

Keywords:Automatic control system, operation, maintenance, spare parts.


WordPress Lessons