Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2022 №3 (36)

ВЕСТНИК №3 (36) 2022

 

УДК 629.7.073.6

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЭКИПАЖЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ПОЛЕТЕ

Ю.Ю. Михальчевский, д.э.н., к.т.н., доцент, Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор,
И.С. Муравьев, к.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Практика показывает, что авиационные инциденты и происшествия возникают не только и не столько по причине ошибок операторов, управляющих воздушным движением, но чаще по вине летных экипажей. В статье предлагается решение этой проблемы на основе применения когнитивно-информационных процессов алгоритмов деятельности пилотов воздушных судов (ВС) последних поколений при формировании навыков у пилотов по взаимодействию с другими экипажами в полете.

Ключевые слова: навык по взаимодействию, модель, обучение, экипаж, профессиональная деятельность

METHODS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF INTERACTION BETWEEN
THE CREWS OF MODERN AIRCRAFT IN FLIGHT

Yu.Yu. Mikhalchevskiy, G.V. Kovalenko, I. S. Muravyev
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Practice shows that aviation incidents and accidents arise not only and not so much due to errors of operators controlling air traffic, but more often due to the fault of flight crews. The article proposes a solution to this problem based on the use of cognitive information processes of algorithms for the activities of aircraft pilots (Sun) of recent generations in the formation of skills for pilots to interact with other crews in flight.

Keywords: interaction skill, model, training, crew, professional activity

 

УДК 123.4.567.8

ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПИЛОТОВ
ПРОСТРАСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

А.Г. Костылев к.т.н., доцент, А.Ю. Клюс, А.И. Верстюк,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье поднимается вопрос обучения студентов-пилотов пространственной ориентировке. Выполнен обзор существующих методов, а также проведен анализ их эффективности на основе статистики авиационных событий за период 2000-2020гг. Сделан вывод о необходимости учёта манипулятивной способности каждого из будущих пилотов путём раскрытия психофизиологических аспектов оператора.

Ключевые слова: пространственная ориентировка, метод обучения, эффективность, студент-пилот, манипулятивная способность.

TYPOLOGY OF METHODS OF TEACHING PILOT STUDENTS IN SPATIAL
ORIENTATION AND ANALYSIS OF THEIR EFFECTIVENESS

The Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article reviewed the existing methods of training pilot students in spatial orientation, analyzed their effectiveness, proposed recommendations for introducing new tests for assessing the professional and psychological qualities of a pilot student.

Keywords: spatial orientation, teaching method, efficiency, student-pilot, manipulative ability.

 

УДК: 629.09.301

БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОДНО – И
ДВУХФЮЗЕЛЯЖНОЙ СХЕМ

В.Н. Арбузов, д.ф.-м.н., профессор, В.Г. Гусев, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлены аэродинамические компоновки сравниваемых самолетов классической и двухфюзеляжной схем. Показаны имманентные недостатки характерные классической компоновке воздушных судов, оказывающие негативное влияние на безопасность полетов. Рассмотрены компоновочные варианты устранения этих недостатков.

Ключевые слова: безопасность полетов, региональный самолет, компоновка, крыло, фюзеляж, шасси, силовая установка.

AIRCRAFT SAFETY OF THE SINGLE- AND TWINFUSELAGE SCHEMES
Arbuzov V.I., Dr.Sci., Professor,
Gusev V.G., Ph.D., Associated Professor,
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The aerodynamic layouts of the compared aircraft of the classical and twinfuselage schemes are presented. The inherent disadvantages characteristic of the classical layout of aircraft, which have a negative impact on flight safety, are shown. The layout options for eliminating these shortcomings are considered.

Keywords: flight safety, regional aircraft, layout, wing, fuselage, landing gear, power plant.

 

УДК 625.717.2

АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ ДЛЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛЬДООБРАЗОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ
ПОКРЫТИЙ АЭРОПОРТОВ ГА РФ

Измайлов А.Т., Маслаков В.П, д.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Целью данной работы является разработка алгоритма модели использования спутниковых технологий для прогнозирования процесса льдообразования аэродромных покрытий аэропортов гражданской авиации (ГА) РФ. Актуальность данной работы состоит в необходимости оптимизации процессов содержания аэродромных покрытий в осенне-зимний период навигации при проведении обработки аэродромных покрытий химическими реагентами. Авторами рассмотрены основные физические процессы льдообразования и имеющиеся технологии спутникового дистанционного зондирования Земли. При выполнении анализа были использованы методы патентного поиска и методы компьютерного моделирования. В дальнейших исследованиях предполагается создание комплексной модели с созданием прототипа рабочей системы и спутников.

Ключевые слова: Спутник, алгоритм, модель, инфракрасное излучение, лёд, льдообразование, аэродром, поверхность покрытия ИВПП.

DEVELOPMENT OF AN ALGORITHM FOR USING SATELLITE
TECHNOLOGIES TO PREDICT THE PROCESS OF ICE FORMATION OF THE
RUSSIAN FEDERATION CIVIL AIRPORT SURFACES

Izmailov A.T., Maslakov V.P., Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor
St. Petersburg State University of Civil Aviation,

The purpose of this work is to develop an algorithm for the model of using satellite technologies to predict the process of ice formation on airfield pavements of airports in the Civil Aviation of the Russian Federation. The relevance of this work lies in the need to optimize the maintenance of airfield pavements in the autumn-winter period when treating airfield pavement with chemical reagents. The authors considered the main physical processes of ice formation and the available technologies for satellite remote sensing of the Earth. When performing the analysis, methods of patent analysis and methods of experimental computer modeling were used. In further studies, it is planned to create an integrated model with the creation of a prototype of a working system and satellites.

Keywords: Satellite, algorithm, model, infrared radiation, ice, ice formation, airfield, coverage

 

УДК 629.7.073.6

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ ВС С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА
ПОДДЕРЖАНИЯ НАВЫКОВ РУЧНОГО ПИЛОТИРОВАНИЯ В
АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ В ПОЛЕТЕ

И.С. Муравьев, к.т.н.

Потеря навыков ручного пилотирования серьезно влияет на надежность системы «экипаж – высокоавтоматизированное ВС». Возникающая нагрузка на рабочую память пилота не позволяет экипажам справляться в усложненной обстановке с заданными рамками безопасности, что может привести к авиационному событию. Чтобы избежать сложностей в этом направлении необходимо на этапе обучения пилотов использовать процессы памяти человека, которые не применяются на режимах ручного пилотирования. Это позволяет сформировать метод, обучения пилотов, использование которого повышает эффективность управления высокоавтоматизированным воздушным судном (ВАВС).

Ключевые слова: управление, внимание, память, формирование навыка, моделирование.

CONTROL EFFICIENCY OF HIGHLY AUTOMATED AIRCRAFT IMPROVED
USING THE MAINTAINING MANUAL PILOTING SKILLS IN AUTOMATIC MODE IN FLIGHT METHOD

The loss of manual piloting skills seriously affects the reliability of the “crew – highly automated aircraft” system. The resulting load on the pilot’s working memory does not allow crews to cope in a complicated environment with the specified safety frames, which can lead to an aviation event. To avoid difficulties in this direction, it is necessary to use human memory processes at the pilot training stage, which are not used in manual piloting modes. This makes it possible to form a method for training pilots, the use of which increases the efficiency of controlling a highly automated aircraft.

Keywords: management, attention, memory, skill formation, modeling.

 

УДК 656.078.1

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ДЕЛОВОЙ АВИАЦИИ В АЭРОПОРТАХ
Е.В. Богданов
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены особенности функционирования центров бизнес-авиации в крупнейших аэропортах России. Определены факторы, оказывающие негативное влияние на взаимодействие авиакомпаний и провайдеров услуг аэропортового сервиса. Сформулированы системные проблемы, с которыми может столкнуться любой центр деловой авиации в период формирования и дальнейшего развития. Предложена новая форма управления наземным обслуживанием воздушных судов в условиях неопределенности.

Ключевые слова: деловая авиация, принятие решений в условиях неопределенности, наземное обслуживание воздушных судов, взаимодействие авиакомпаний и операторов аэропортовой деятельности.

PROBLEMS OF FUNCTIONING OF BUSINESS AVIATION CENTERS AT AIRPORTS
E.V. Bogdanov
St. Petersburg State University of Civil Aviation

The features of the functioning of business aviation centers in the largest airports in Russia are considered. The factors that have a negative impact on the interaction of airlines and airport service providers have been identified. The systemic problems that any business aviation center may face during the formation and further development are formulated. A new form of aircraft ground handling management under conditions of uncertainty is proposed.

Keywords: business aviation, decision-making in conditions of uncertainty, ground handling of aircraft, interaction of airlines and airport operators.

 

УДК656.078.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПУНКТУАЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ
РЕЙСА В АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, Е.В. Коникова, к.т.н., доцент, И.А. Тецлав,
И.Г. Шайдуров, к.т.н., А.В. Юшков, аспирант
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Рассмотрен концептуальный подход к оценке пунктуальности рейса, как итогу эффективного взаимодействия систем участвующих в подготовке и выполнении рейса, обеспечивающих пунктуальность на логистических принципах «от двери до двери» и «точно в срок» на всех этапах маршрута рейса от начала наземного обслуживания пассажиров, груза, самолета, обеспечения готовности аэродрома в аэропорту отправления, движения самолета по аэродрому, взлет и полет по маршруту, снижение и посадка, движение самолета по аэродрому аэропорта посадки и остановка на месте стоянки.
Рассматриваются предложения по формированию комплексной системы управления пунктуальностью при проведении всех видов работ на всех этапах подготовки и выполнения рейса в сложной организационно-технической авиационной транспортно-логистическойсистеме (АвиаТЛС).
Даны предложения по использованию цифровых технологий на этапах выполнения рейса.

Ключевые слова: АвиаТЛС, система взаимодействия в АвиаТЛУ вылета и прилета, пунктуальность, функциональная и матричная модель системы управления пунктуальностью в АвиаТЛС.

A CONCEPTUAL APPROACH TO FORMING A PUNCTUALITY MANAGEMENT
SYSTEM IN THE PREPARATION AND PERFORMANCE OF A FLIGHT IN THE
AVIATION TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM

E.N. Zaitsev, E.V. Konikova, I.T. Tetslav, I.G. Shaydurov, V.A. Yushkov
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

A conceptual approach to assessing the punctuality of a flight is considered as the result of effective interaction between the systems involved in the preparation and execution of a flight, ensuring punctuality on the logistical principles “from door to door” and “just in time” at all stages of the flight route from the beginning of ground handling of passengers, cargo, aircraft, ensuring the readiness of the aerodrome at the airport of departure, aircraft movement along the aerodrome, takeoff and flight along the route, descent and landing, aircraft movement along the aerodrome of the landing airport and stopping at the parking lot.
Proposals are considered for the formation of an integrated punctuality management system for all types of work at all stages of the preparation and execution of a flight in a complex organizational and technical aviation transport and logistics system (AviaTLS).
Proposals on the use of digital technologies at the stages of the flight are given.

Keywords: AviaTLS, interaction system in AviaTLH of departure and arrival, punctuality, functional and matrix model of the punctuality management system in AviaTLS.

 

УДК 00.007:519.7

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОПУСКНОЙ
СПОСОБНОСТИ СЕКТРОВ РЦ

Олексин С.Л., Шейко Э.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье изложены основная концепция математического моделирования технологических процессов обслуживания воздушного движения, реализуемые диспетчерским пунктом с типовой структурной композицией. Математическая модель представляет собой однолинейную трехприоритетную систему массового обслуживания с ожиданием при двух дисциплинах непрерывного пополнения очередей. Результаты моделирования могут быть использованы при комплексном анализе пропускной способности секторов районных центров Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД). Реализация математической модели позволяет установить взаимосвязь между интегральнымии и дифференциальными показателями (базовым сечением) загруженности диспетчерского персонала, обеспечивающие нормативные значения пропускной способности секторов РЦ ЕС ОрВД

Ключевые слова: математическая модель, относительный и абсолютный приоритет решения задач оперативного управления, система дифференциальных уравнений, производящие функции, интегральный коэффициент загруженности диспетчера УВД

NVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE
OF THE CONTROL ROOM ON THE CHARACTERISTICS OF THE THROUGHPUT
OF RC SECTRES

S.L. Oleksin, E.V. Sheiko
St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article describes the basic concept of mathematical modeling of technological processes of air traffic services implemented by a control room with a typical structural composition. The mathematical model is a one-line three-priority queuing system with waiting for two disciplines of continuous replenishment of queues. The simulation results can be used in a comprehensive analysis of the capacity of the sectors of the district centers of the Unified Air Traffic Management System (RC EC ATM). The implementation of the mathematical model makes it possible to establish the relationship between integral and differential indicators (basic cross-section) of dispatching personnel workload, providing the normative values of the throughput of the sectors of the RC EC ATM.

Keywords: mathematical model, relative and absolute priority of solving operational management problems, system of differential equations, generating functions, integral load factor of the ATC dispatcher/

 

УДК 629.7.072.1

УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЯМИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
БЕЗОПАСНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

С.В. Григорьев, к.т.н., доцент, В.М. Затонский, к.т.н., доцент.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается метод обеспечения установленных интервалов эшелонирования двух воздушных судов (ВС) в полете в форме последовательной (итерационной) процедуры определения параметров управления в виде согласованной совокупности их путевых скоростей в рамках градаций (ограничений), установленных правилами полетов с соблюдением принципа гарантированного подхода к обеспечению безопасности результата применения процедуры принятия решения. Рассматривается формальное описание области допустимых решений, в которой лежат оптимальные решения, поиск которых является дальнейшим развитием этой статьи.

Ключевые слова: интервал эшелонирования, путевая скорость, процедура принятия безопасного решения.

AIRCRAFT SPEED CONTROL MODEL IN AIR TRAFFIC CONTROLLER TRAINING
Grigoriev S.V., Zatonsky V.M.
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The article discusses a method for ensuring the established separation intervals of two aircraft (AC) in flight in the form of a sequential (iterative) procedure for determining control parameters as an agreed set of their ground speeds within the gradations (limitations) established by the flight rules in compliance with the principle of a guaranteed approach to ensuring the security of the result of applying the decision-making procedure. A formal description of the domain of acceptable solutions is considered, in which optimal solutions lie, the search for which is a further development of this article.

Keywords: separation minima, ground speed, decision-making procedure.

 

УДК 629.7.07

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ
КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА САМОЛЁТА SUKHOI SUPERJET 100

А.И. Никифоров, Т.В. Петрова, к.т.н.,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье рассмотрены особенности технического обслуживания системы кондиционирования воздуха ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 и проанализированы характерные для неё отказы и неисправности.

Ключевые слова: система кондиционирования воздуха, техническое обслуживание, отказы и неисправности.

ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF THE AIRCRAFT AIR CONDITIONING SYSTEM SUKHOI SUPERJET 100
A.I. Nikiforov, T.V. Petrova, D.A. Ivanov
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article discusses the features of the maintenance of the air conditioning system of the Sukhoi Superjet 100 short-haul passenger aircraft and analyzes the failures and malfunctions characteristic of it.

Keywords: air conditioning system, maintenance, failures and malfunctions.

 

УДК 629.7.023. 44

РЕМОНТ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR)
И.А. Давыдов, И.А. Давыдов
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлена технология дополненной реальности и использование её техническими специалистами по ремонту композитных материалов, позволяющая уменьшить человеческие ошибки и сократить продолжительность как ремонта, так и сборки.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, дополненная реальность, эксплуатация.

REPAIR OF COMPOSITE MATERIALS USING AUGMENTED REALITY (AR)
I.A. Davydov,I.A. Davydov.

This article presents augmented reality technology and its use as instructing technicians on the repair of composite materials, reducing human errors and reducing the duration of repair and assembly.

Keywords: composite materials, aviation, augmented reality, operation.

 

УДК 656.7.025

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЗДЕФОРМАЦИОННЫХ УПРОЧНЯЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Д.А. Иванов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены результаты исследования в области методологии восстановительного ремонта элементов конструкции воздушных судов в части бездеформационных упрочняющих и восстанавливающих технологий на примере обработки дозвуковыми пульсирующими воздушными потоками ремонтируемых авиационных деталей и конструкций. Показан значительный технический и экономический эффект от использования данного вида обработки при восстановительном ремонте авиационной техники.

Ключевые слова: воздушный транспорт, восстановительный ремонт, бездеформационная обработка.

THE USE OF DEFORMATION-FREE STRENGTHENING TECHNOLOGIES IN
THE PROCESS OF RESTORATION REPAIR OF AIRCRAFT STRUCTURAL
ELEMENTS

D.A. Ivanov
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article presents the results of research in the field of the methodology of restorative repair of aircraft structural elements in terms of non-deformational strengthening and restoring technologies on the example of processing of repaired aircraft parts and structures by subsonic pulsating air flows. A significant technical and economic effect from the use of this type of treatment during the restoration repair of aircraft is shown.

Keywords: air transport, restorative repairs, non-deformational processing.


WordPress Lessons