Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2022 №2 (35)

ВЕСТНИК №2 (35) 2022

 

УДК 629.7.072.45

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВЗЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА
В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛЕТОВ

Ю.Ю. Михальчевский д.э.н., к.т.н., доцент, А.И. Верстюк,
Г.В. Коваленко д.т.н., профессор, И.С. Муравьев к.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье проведена оценка задержек вылетов рейсов вследствие метеоусловий, которые в свою очередь приводят к снижению эффективности выполнения полётов по экономическим критериям. Для частичного устранения влияния этого фактора, кроме того рассмотрены существующие методы выполнения взлёта в автоматическом режиме, оценены их недостатки и возможные пути их устранения.

Ключевые слова: задержка вылетов, автопилот, взлёт, неблагоприятные метеоусловия

PROSPECTS OF AIRCRAFT TAKE-OFF PROCEDURE IN AUTOMATIC MODE TO INCREASE ECONOMIC EFFICIENCY OF FLIGHTS
Yu.Yu. Mikhalchevsky, I.Verstiuk, G.V. Kovalenko, I.S. Muravyev

The article estimated flight departure delays due to weather conditions, which in turn lead to a decrease in the efficiency of flights according to economic criteria. To partially eliminate the influence of this factor, it is proposed to consider existing methods for taking off in automatic mode, evaluate their shortcomings and possible ways to solve them.

Keywords: delayed departures, autopilot, takeoff, adverse weather conditions

 

УДК 656.7:004.9

ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОЛЕТНЫХ ПЛАНШЕТОВ (EFB)
А.А. Панишев, Ю.Н. Сарайский к.т.н. доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются вопросы применения электронных полетных планшетов (EFB) в полете и при его планировании. Проводится анализ функций и реализующего эти функции программного обеспеченияEFB. Определены основные направления дальнейшего совершенствования этих устройств.

Ключевые слова: электронный полетный планшет, ElectronicFlightBag, электронная карта, аэронавигационная информация.

EVOLUTION AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC FLIGHT BAGS (EFB)
A.A.Panishev, Yu. N. Sarayskiy
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The issues of using electronic flight bags (EFB) in flight and during its planning are considered. The analysis of the functions and the EFB software that implements these functions is carried out. The main directions for further improvement of these devices are determined.

Keywords: electronic flight bag, electronic map, aeronautical information.

 

УДК 351.814.24

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПАДЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ЧЕЛОВЕКА
И.Н. Шестаков, д.т.н., доцент, Н.С. Литвиновский
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается опасность, которую представляют беспилотные воздушные суда (БВС) для людей, находящихся на земле при падении. Применяя известные законы механики получены зависимости высоты полета БВС с различной массой и потенциальный ущерб, который может быть причинен при столкновении его с человеком. Расчёты показали, что применение БВС практически любой массы представляет угрозу человеку и требует дополнительных защитных мер на законодательном и технологическом уровне.

Ключевые слова: беспилотные воздушные суда, использование воздушного пространства, физическое повреждение человека

ASSESSMENT OF THE CONSEQUENCES OF AN UNMANNED AIRCRAFT COLLISION WITH A MAN
I.N. Shestakov, N.S. Litvinovsky,
FSBEI HE “St. Petersburg State University of Civil Aviation”

The article examines the danger posed by unmanned aerial vehicles (UAVs) for people locating on the ground. Applying the well-known laws of mechanics, the dependences of the altitude of a UAV with different masses and the potential damage that can be caused when it collides with a person are obtained. Calculations have shown that the usage of BVS of almost any mass poses a threat to humans and requires additional protective measures at the legislative and technological levels.

Keywords: unmanned aerial vehicles, unmanned aircraft systems, use of airspace, physical damage to a person

 

УДК656.7.025

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ
ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПИЛОТА С
ПОМОЩЬЮ КРИТЕРИЯ КРУСКАЛА-УОЛЛИСА

П.Г. Мягкова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлена оценка эффективности методики формирования учебных экипажей для проведения этапа тренажерной подготовки на основе кластерного анализа профессионально важных качеств пилотов в 10-ти группах, проходивших обучение в Авиационном учебном центре ФГБОУ ВО СПбГУ ГА по «Программе переподготовки пилотов на самолет Boeing 737NG», с помощью критерия Крускала-Уоллиса.

Ключевые слова: кластерный анализ, формирование учебных экипажей, тренажерная подготовка, оценка эффективности, критерий Крускала-Уоллиса.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE METHOD OF FORMING
TRAINING CREW FOR SIMULATION TRAINING BASED ON CLUSTER
ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PILOT QUALITIES
USING THE KRUSKAL-WALLIS CRITERION

P.G. Myagkova
St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents an assessment of the effectiveness of the methodology for the formation of training crews for the stage of simulator training based on a cluster analysis of professionally important qualities of pilots in 10 groups who were trained on the FFS Boeing 737NG at the St. Petersburg University of Civil Aviation using the Kruskal-Wallis test.

Keywords: cluster analysis, formation of training crews, simulator training, efficiency mark, Kruskal-Wallis test.

 

УДК 629.7: 656.7

ВЛИЯНИЕ СМЕНЫ ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ НА НАДЁЖНОСТЬ
АБОТЫ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

В.И. Арбузов д.ф.-м.н., профессор, А.П. Брыткова,
Г.В. Коваленко д.т.н., профессор, И.А. Степаненко
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Длительные полеты (продолжительностью шесть и более часов) являются неотъемлемой частью современной гражданской авиации, однако члены экипажей, выполняющих такие полеты, подвержены негативному влиянию, вызванным быстрой сменой часовых поясов. Утомление, являющееся одним из самых распространенных последствий рассогласования циркадного ритма человека с природным суточным ритмом, входит в список причин, по меньшей мере, 4-8% авиационных происшествий, что ставит безопасность длительных полетов под угрозу.

Ключевые слова: длительный полет, джетлаг, смена часовых поясов, утомление, безопасность полетов.

THE IMPACT OF TIME ZONES CHANGING ON THE WORKING
RELIABOLITY AND THE HEALTH OF FLIGHT CREW MEMBERS

V.I. Arbuzov, A.P. Brytkova, G.V. Kovalenko, I.A. Stepanenko
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Long-haul flights (duration of 6 hours or more) are the important part of modern civil aviation but crews committing such flights are affected by jet lag. Fatigue which is one of the most common consequences of misalignment of the human circadian rhythm with the natural rhythm is included in the list of reasons for at-least 4-8% of aviation accidents. It means that the safety of long-haul flights is under threat.

Keywords: long-haul flights, jet lag, time zones changing, fatigue, flight safety.

 

УДК 629.7.072.01

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОПРАВКИ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА
А. В. Липин, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации.

Рассмотрены вопросы определения температурой поправки барометрического высотомера при расчете безопасных высот при низких отрицательных температур воздуха на аэродроме.

Ключевые слова: Барометрический высотомер, температурная поправка, градиент температуры, безопасная высота.

DETERMINATION OF THE TEMPERATURE CORRECTION BAROMETRIC ALTIMETER
A.V. Lipin, Ph.D., Associate Professor
St. Petersburg University of Civil Aviation.

The issues of determining the temperature correction of a barometric altimeter when calculating safe heights at low negative air temperatures at the airfield are considered.

Keywords: Barometric altimeter, temperature correction, temperature gradient, safe altitude.

 

УДК:656.7:551.5

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМА ТЕМПЕРАТУРЫ В НИЖНЕЙ
АТМОСФЕРЕ ПО ДАННЫМ ТЕМПЕРАТУРНО-ВЕТРОВОГО
ЗОНДИРОВАНИЯ НА ПОДВЕТРЕННОЙ СТОРОНЕ
УРАЛЬСКИХ ГОР

Л.Ю. Белоусова1, к.г.н., профессор, Ю.С.Афанасьева1, В.Е. Кудрина2
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
2Авиакомпания Utair (Ютейр), г. Санкт Петербург, Россия.

Представлены статистические характеристики повторяемости приземных и приподнятых инверсий, их мощность и глубина, рассчитанные по данным температурно-ветрового зондирования атмосферы в пяти пунктах, расположенных на подветренной стороне Уральских гор. Проведен их сравнительный анализ. Выполнена оценка влияния приземных инверсий на взлетные характеристики воздушных судов.

Ключевые слова: Пограничный слой атмосферы, приземные и приподнятые инверсии, градиент температуры, тяга двигателя, скорость набора высоты.

RESEARCHING OF THE TEMPERATURE MODE IN THE LOWER
ATMOSPHERE ACCORDING TO TEMPERATURE-WIND SOUNDING
DATA ON THE LEEWARD SODE OF THE URAL MOUNTAINS

L.Y.Belousova1, Y.S.Afanasieva1, V.E.Kudrina2
1Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg, Russia
2Airline Utair, Saint Petersburg, Russia

Statistical characteristics of the frequency of surface and elevated inversions, their power and depth, calculated from the data of temperature-wind sounding of the atmosphere at five points located on the leeward side of the Ural Mountains, are presented. Their comparative analysis is carried out. The influence of surface inversions on the take-off characteristics of aircraft was evaluated.

Keywords: Boundary layer of the atmosphere, surface and elevated inversions, temperature gradient, engine thrust, climb rate.

 

УДК 00.007:519.7

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОТОКА ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Михальчевский Ю.Ю., Олексин С.Л.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье изложена основная концепция математического моделирования информационного обеспечения технологических процессов обслуживания воздушного движения (ОВД). Математическая модель представляет собой систему массового обслуживания в виде схемы абонентского использования системы ОВД по соединительным каналам, включая телефонную связь при выполнении условия однолинейности (т.е. реализации процесса обслуживания воздушного движения одним диспетчером УВД). Результаты моделирования представляют аргументированную оценку вероятности информационной перегрузки диспетчера УВД.

Ключевые слова: математическая модель, система дифференциальных уравнений, кусочно-линейный марковский процесс.

MATHEMATICAL MODELING OF
THE PROCESSES OF IMPLEMENTATION OF THE FLOW OF TASKS OF INFORMATION
SUPPORT OF TECHNOLOGICAL PROCESSES OF AIR TRAFFIC
MAINTENANCE

Mikhalchevskiy Yu.Yu., Oleksin S.L.
St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents the basic concept of mathematical modeling of information support of technological processes of air traffic maintenance. The mathematical model is a tuning system in the form of a scheme of subscriber use of the ATC system through connecting channels, including telephone communication when the condition of unilinearity is met (i.e. the implementation of the air traffic maintenance process by one ATC dispatcher). The simulation results represent a reasoned estimate of the probability of information overload of the ATC dispatcher.

Keywords: mathematical model, system of differential equations, piecewise linear Markov process.

 

УДК 629.7

СНИЖЕНИЕ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
А.Ю. Княжский, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Предлагается способ снижения высоты траектории беспилотного высокоманевренного низколетящего аппарата, за счет движения над наиболее низкими участками подстилающей поверхности. Входной информацией являются точечные наклонные дальности, параметры движения беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и заданная конечная точка маршрута. Путем компьютерного моделирования движения БПЛА оценена эффективность способа минимизации высоты полета. При моделируемых условиях, в зависимости от расположения точек старта и конца движения БПЛА, среднюю высоту полета удалось снизить на 200 – 600 м.

Ключевые слова: БПЛА, низколетящий аппарат, минимизация высоты, оптимизация траектории, управление полетом.

REDUCING THE ALTITUDE OF THE UNMANNED AIRCRAFT
Knyazhsky Alexander Yurievich,
Ph.D., Associate Professor, Department of Aerospace Measurement and Computing Systems, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

А method is proposed to reduce the altitude of the trajectory of an unmanned highly maneuverable low-flying vehicle, due to movement over the lowest parts of the underlying surface. The input information is point slant ranges, UAV movement parameters, and a given end point of the route. By computer simulation of the movement of the UAV, controlled using the proposed method and without it, the effectiveness of the altitude minimization method was evaluated. Under simulated conditions, the average flight altitude was reduced by 200–600 m.

Keywords: UAV, low-flying vehicle, altitude minimization, trajectory optimization, flight control.

 

УДК 629.7.023. 44

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ
КОНСТРУКЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗ
КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА НАДЕЖНОСТЬ
ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

И.А. Давыдов

В данной статье представлен анализ влияния цвета поверхности элементов конструкции воздушных судов выполненных из композиционных материалов на надежность визуального контроля. Приведены результаты испытаний.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, визуальный контроль, эксплуатация.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF
THE SURFACE COLOR OF AIRCRAFT STRUCTURAL ELEMENTS MADE OF COMPOSITE
MATERIALS ON THE RELIABILITY OF VISUAL INSPECTION.

I.A. Davydov

This article presents an analysis of the effect of the surface color of aircraft structural elements made of composite materials on the reliability of visual inspection. The test results are given.

Keywords: composite materials, aviation, visual inspection, operation.

 

УДК 656.7.025

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
КОНСТРУКЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С УЧЁТОМ ДАННЫХ ПО
ПЛОТНОСТИ ДЕФЕКТОВ КРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ
В ПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЯХ

Д.А. Иванов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены результаты исследования в области прогнозирования технического состояния элементов конструкции воздушных судов с учётом воздействия нестационарных дозвуковых воздушных потоков на плотность дефектов кристаллического строения, обуславливающую механические и эксплуатационные свойства их материалов.

Ключевые слова: воздушный транспорт, техническое обслуживание, прогноз технического состояния.

FORECASTING OF THE TECHNICAL CONDITION OF
AIRCRAFT STRUCTURAL ELEMENTS, TAKING INTO ACCOUNT
DATA ON THE DENSITY OF CRYSTAL STRUCTURE DEFECTS IN
SURFACE LAYERS

D.A. Ivanov
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article presents the results of a study in the field of forecasting the technical condition of aircraft structural elements, taking into account the impact of unsteady subsonic air flows on the density of defects in the crystal structure, which determines the mechanical and operational properties of their materials.

Keywords: air transport, maintenance, technical condition forecast.

 

УДК 62-50

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Н.Н. Сухих, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев, д.т.н., профессор,
В.Л. Рукавишников, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Приводится обзор направлений развития и применения автоматизированных систем управления (АСУ) в задачах, связанных с эксплуатацией воздушного транспорта, иллюстрируемый на ряде конкретных примеров и дается их краткий ретроспективный анализ. Укрупнёно выделяются две группы АСУ, а именно АСУ, связанные с полетами воздушных судов, и автоматизированные системы управления авиакомпаниями. Перспективным направлением их совершенствования является внедрение оптимизационных алгоритмов поиска решений, а также использование методов проектирования систем искусственного интеллекта.

Ключевые слова: системы управления, оптимизация, гражданская авиация.

AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS INTO CIVIL AVIATION
N.N. Sukhih, Y.E. Khoroshavtsev, V.L. Rukavishnikov
Saint Petersburg State University of Civil Aviation.

An overview of different applying of Automatic Control Systems (ACS) on the civil aviation is made. Some examples that depicture their facilities are given. It is shown, that all ACS can be separated on two main groups, namely, systems related to flights of aircrafts, and those which are used at air companies on the ground. The conclusion is made that in the future a sustainable development of ACS can be obtained by elaboration of optimization algorithms of solution findings.

Keywords: control systems, optimization, civil aviation.


WordPress Lessons