Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2022 №1 (34)

 

ВЕСТНИК №1 2022

 

УДК 656.7: 551.509

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВЛИЯНИЯ ПРИ
УЧЁТЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ

Н.О. Моисеева1, к.т.н., Д.Н. Арзаманов1, к.т.н., А.Н.Ефременко2, к.т.н. доцент, В.В.Черный2, к.т.н. доцент
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург

Рассматриваются методические аспекты использования функций влияния при обеспечении безопасности полётов авиации в метеорологическом отношении. Проанализированы возможные подходы к использованию математических методов для определения функций влияния на всех этапах полетов воздушных судов. Сформулированы рекомендации по получению и использованию функций влияния при учете метеорологической информации в интересах обеспечения безопасности полётов авиации

Ключевые слова: метеорологическое обеспечение полётов, функции влияния, опасные явления погоды, безопасность полётов

METHODOLOGICALASPECTS OF THE USE OF INFLUENCE FUNCTIONS IN THE METEOROLOGICAL SUPPORT OF FLIGHTS
N. O. Moiseeva, Ph. D., D. N. Arzamanov, Ph. D.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg, Russia
A. N. Efremenko, Ph. D. Associate Professor, V. V. Cherny, Ph. D. Associate Professor
Mozhaisky Military Space Academy, Saint Petersburg, Russia

The methodological aspects of the use of influence functions in ensuring the safety of aviation flights in meteorological terms are considered. Possible approaches to the use of mathematical methods for determining the influence functions at all stages of aircraft flights are analyzed. Recommendations for obtaining and using influence functions in the meteorological support of aviation flights are formulated

Keywords: meteorological support of flights, influence functions, dangerous weather phenomena, flight safety.

 

УДК 656.078.1

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА
Е.В. Богданов
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены проблемы, присущие аэропортам с высоким потенциалом роста объемов осуществляемых через них перевозок. Обозначены ключевые аспекты принимаемых решений строить новый аэропорт или развивать существующий, связанные с соответствующими затратами. Сформулированы системные проблемы, с которыми может столкнуться в период дальнейшего развития аэропорт Санкт-Петербурга «Пулково». Предложен метод принятия решений по развитию аэропортов в условиях неопределенности на основе экспертных оценок.

Ключевые слова: развитие аэропорта, принятие решений в условиях неопределенности, имитационное моделирование, метод экспертных оценок.

EVALUATION OF CAPACITY DEVELOPMENT OF THE AIRPORT
E.V. Bogdanov
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The problems inherent in airports with high potential for growth of its traffic are considered.The key aspects of decisions either to build a new airport or to develop an existing one are identified . These aspects are related to costs. The systemic problems that Saint PetersburgPulkovo Airport may face during further development are set out. The method of decision-making on airport development under conditions of uncertaintyis proposed on the basis of expert estimations.

Keywords: airport development, decision-making under conditions of uncertainty, simulation modeling, method of expert estimations.

 

УДК 629.7.072.01

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРАДИЕНТОВ ТЕМПЕРАТУРЫ
А. В. Липин, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации.

Рассмотрены вопросы определения градиентов температуры для расчета безопасных высот в зимний период на основании статистических данных.

Ключевые слова: Градиент температуры, барометрический высотомер, безопасная высота, температурная поправка барометрического высотомера.

DETERMINATION OF THE VERTICAL TEMPERATURE GRADIENTS
A.V. Lipin, Ph.D., Associate Professor
St. Petersburg University of Civil Aviation.

The issues of determining vertical temperature gradients when calculating safe heights in winter based on statistical data are considered.

Keywords: Temperature gradient, barometric altimeter, safe altitude, temperature correction of the barometric altimeter.

 

УДК 656.7

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЙОНЕ
АЭРОДРОМА

А.П. Плясовских1, М.Н. Верховец2
1 доктор технических наук, главный конструктор Научно-технического центра «Организация воздушного движения» АО «ВНИИРА»
2 Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

В статье проанализирована актуальность разработки Автоматизированной системы мониторинга безопасности воздушного движения, необходимой для реализации упреждающего предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, то есть для проактивного управления безопасностью полетов. Наличие автоматизированной системы мониторинга безопасности воздушного движения позволит внести существенный вклад в достижение обеспечения безопасности полетов (БП), позволит с упреждением предотвратить назревающие авиационные происшествия и многие инциденты.

Ключевые слова: автоматизированная система, риск, уровень риска, проактивный подход.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING AN AUTOMATED SYSTEM FOR MONITORING
AIR TRAFFIC SAFETY IN THE AIRFIELD AREA

A.P. Plyasovskikh1, M.N. Verkhovets2
1 Doctor of Technical Sciences, Chief Designer of the Scientific and Technical Center «Air Traffic Management» of JSC«All-Russian Scientific Research Institute of Radio Equipment»
2 Postgraduate student of St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article analyzes the relevance of the development of an Automated air Traffic Safety Monitoring system necessary for the implementation of proactive prevention of accidents and incidents, that is, for proactive flight safety management. The presence of an automated air traffic safety monitoring system will make a significant contribution to the achievement of flight safety (FS), will allow preemptively prevent brewing aviation accidents and many incidents.

Keywords: automated system, risk, risk level, proactive approach.

 

УДК 351.814.334.3

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ,
ЦИРКУЛИРУЮЩИХ В КСА УВД ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ

А.В. Власова
Московский государственный технический университет гражданской авиации

Рассматривается возможность использования информации, циркулирующей в КСА УВД для решения задач обеспечения авиационной безопасности в аэропортах. Предлагается использовать информацию, которая имеется у диспетчеров руления и старта для применения в структурах, обеспечивающих авиационную безопасность в зоне аэродрома, куда входят рулежные дорожки, предстартовые позиции, взлетно-посадочная полоса, послепосадочная прямая, прилегающая к тем территориям. Анализируются технологии работы диспетчеров УВД с точки зрения их информационного обеспечения с целью привлечения этой информации для потребностей служб авиационной безопасности. Приводятся сведения о технологических возможностях современных КСА УВД с точки зрения получения необходимой информации о наблюдаемом пространстве в зоне аэродрома и за его пределами.

Ключевые слова: Технологии работы диспетчеров УВД, авиационная безопасность, системы авиационной безопасности, комплексы средств автоматизации УВД, рулежные дорожки, предстартовая зона выполнения взлета, послепосадочная прямая, взлетно-посадочная полоса, информационные множества.

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION STREAMS CIRCULATING IN
ATC CSA FOR SOLVING AVIATION SECURITY PROBLEMS IN AIRPORTS.

ArusyaV.Vlasova1
1 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia

The possibility of using the information circulating in the ATC KSA to solve the problems of ensuring aviation security at airports is being considered. It is proposed to use the information that taxi and launch controllers have for use in structures that ensure aviation security in the aerodrome area, which includes taxiways, pre-launch positions, a runway, a post-landing straight line adjacent to those territories. The technologies of work of air traffic controllers are analyzed from the point of view of their information support in order to attract this information for the needs of aviation security services. The article provides information on the technological capabilities of modern air traffic control systems from the point of view of obtaining the necessary information about the observed space in the airfield area and beyond.

Keywords: Air traffic controllers work technologies, aviation security, aviation security systems, ATC automation systems, taxiways, prelaunch take-off area, post-landing straight, runway, information sets.

 

УДК 621.396.96

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ И ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ
ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ БИСТАТИЧЕСКИХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Е.Г. Борисов1, д.т.н., доцент, И.Н. Шестаков2, д.т.н., доцент
1 ООО «НПК «ТИМ»
2Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается вариант использования бистатических радиолокационных систем для контроля воздушного пространства в зоне аэродрома. В качестве передающих устройств в данной системе могут использоваться как сигналы сторонних передатчиков, так и специализированные устройства формирования и генерирования сигналов. Показано, что варьируя составом системы и используя различные варианты обработки радиолокационной информации можно достичь требуемой точности определения местоположения воздушного объекта. Рассмотрены варианты местоопределения воздушных объектов при различном составе первичных измерений координат и количестве передающих позиций. Произведена оценка точности определения местоположения воздушных объектов для многопозиционных радиосистем такого типа.

Ключевые слова: бистатическая локация, метод наименьших квадратов, суммарно-дальномерные, угломерные измерения, определение местоположения, точность, полуактивная радиолокация.

DETERMINATION OF COORDINATES AND PARAMETERS OF THE
MOVEMENT OF AIR OBJECTS IN THE SYSTEM OF BISTATIC RADAR SYSTEMS

E.G. Borisov, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor,
I.N. Shestakov, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor
LLC “NPK “TIM”
Sankt – St. Petersburg State University of Civil Aviation

The article considers the option of using bistatic radar systems to control the airspace in the airfield area. As transmitting devices in this system, both signals from third-party transmitters and specialized devices for generating and generating signals can be used. It is shown that by varying the composition of the system and using various options for processing radar information, it is possible to achieve the required accuracy of determining the location of an air object. Variants of locating aerial objects with different composition of primary coordinate measurements and the number of transmitting positions are considered. The accuracy of determining the location of aerial objects for multi-position radio systems of this type is estimated.

Keywords: bistatic location, least squares method, total-rangefinder, angular measurements, location determination, accuracy, semi-active radar.

 

УДК 00.007:519.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

М.К. Гимишян, С.Л. Олексин
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье изложена основная концепция методики определения основных направлений обеспечения качества обслуживания пользователей воздушного пространства персоналом Регионального центра по планированию использования воздушного пространства. Математическая модель, используемая в методике, основана на элементахспециального факторного анализа. Результаты моделирования дают обоснованную оценку степени воздействия каждого из выделенных факторов на эффективность технологических процессов планирования воздушного движения.

Ключевые слова: математическая модель, Центроидный метод факторного анализа, коэффициент множественной корреляции, факторные нагрузки, процент суммарной дисперсии, оценка общности.

THE USE ОF FACTОR ANALYSIS IN ENSURING THE QUALITY ОF
SERVICE FОR USERS ОF AIR SPREAD

Gimishyan M.K., Оleksin S.L., Sheikо E.V.
St. Petersburg State University оf Civil Aviatiоn

The article оutlines the basic cоnceptоf the methоdоlоgy fоr determining the main directiоnsоf ensuring the quality оf service fоr airspace users by the persоnnelоf the Regiоnal Center fоr Planning the Use оf Airspace. The mathematical mоdel used in the methоdоlоgy is based оn the elements оf special factоr analysis. The simulatiоn results prоvide a reasоnable assessment оf the degree оf impact оf each оf the identified factоrsоn the efficiency оftechnоlоgicalprоcessesоf air traffic planning.

Keywords: mathematical mоdel, Centrоidmethоdоffactоr analysis, multiple cоrrelatiоncоefficient, factоrlоads, percentage оftоtal variance, cоmmоnalityestimatiоn

 

УДК 621.391

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ
ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ В СИСТЕМАХ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ
БЕЗ ОБРАБОТКИ НА БОРТУ

М.П. Сагалаев

В известных методиках, применяемых для решения задачи определения местоположения (ОМП) источников радиоизлучения (ИРИ) в спутниковых системах связи (ССС) без обработки на борту разностно-дальномерным способом (РДС) применяются алгоритмы, основанные на применении тестового радиосигнала (ТРС) от наземной реперной станции (РС), для определения координат спутников-ретрансляторов (СР) и устранения частотных и фазовых искажений принимаемых сигналов ИРИ. При этом не рассматриваются алгоритмы повышения отношения сигнал-шум (ОСШ) в излучениях СР в условиях различных по своей природе помех. Разработана комплекснаяметодика ОМП ИРИ ССС, отличительной особенностью которой является отказ от использования РС. Определение истинных значений частотных и временных параметров сигналов ИРИ, а также определение координат СР без применения ТРС с одновременным повышением общей энергетики РДС позволит уменьшить ошибки измерения разности времени прихода сигналов ИРИ, а следовательно, и ошибки определения их координат.

Ключевые слова: Разностно-дальномерный способ, спутник-ретранслятор, легитимные сигналы.

COMPLEX METHODOLOGY FOR DETERMINING THE LOCATION OF RADIO
EMISSION SOURCES IN SATELLITE COMMUNICATION SYSTEMS WITHOUT
ON-BOARD PROCESSING

M. Sagalaev
Military Academy of Communications, Saint-Petersburg

In the well-known methods of determining the location of radio emission sources in satellite communication systems without on-board processing by the TDOA method, algorithms based on the use of a test radio signal from a ground reference station are used to determine the coordinates of satellites and eliminate frequency and phase distortions of received signals. At the same time, algorithms for increasing the signal-to-noise ratio in emissions in various types of interference are not considered. An improved method of determining the location of radio emission sources the has been developed, the distinctive feature of which is the rejection of the use of ground reference station. Determining the true values of the frequency and time parameters of the received signals, as well as determining the coordinates of the satellites without the use of ground reference station with a simultaneous increase in the total energy of the TDOA will reduce the measurement errors of the difference in the time of arrival of signals, and consequently, errors in determining coordinates their sources.

Keywords: Time difference of arrival, relay satellite, legitimate signals.

 

УДК 621.78

АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ СИСТЕМЫ ОБОГРЕВА КАБИНЫ
ЛЕГКОМОТОРНОГО САМОЛЕТА DIAMONDDA40NGС ДВИГАТЕЛЕМ АЕ-300

Г.Г. Матвеев, Т.В. Петрова, к.т.н., Д.А. Иванов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье проанализирована система обогрева кабины самолета DiamondDA40NG с двигателем АЕ-300. Рассмотрены мероприятия и рекомендации по утеплении салона самолета DiamondDA40NGи применение теплозащитных элементов.

Ключевые слова: авиационная техника, техническая эксплуатация, техническое обслуживание, безопасность полетов, надежность, внешняя среда, температура наружного воздуха, доработка, тепловая защита.

ANALYSIS OF THE CAB HEATING SYSTEM OF THE DIAMOND DA40NG
LIGHT-ENGINE AIRCRAFT WITH AE-300 ENGINE

G.G. Matveev, D.A. Ivanov, T.V. Petrova
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The article analyzes the cabin heating system of the Diamond DA40NG aircraft with the AE-300 engine. The measures and recommendations for insulating the cabin of the Diamond DA40NG aircraft and the use of heat-shielding elements are considered.

Keywords: aviation technology, technical operation, maintenance, flight safety, reliability, environment, outside temperature, revision, thermal protection.

 

УДК 656.7.025

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОТКАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ CFM 56-3
А.С. Глазков, к.т.н., доцент, Т.В. Петрова, к.т.н., Д.А. Иванов, к.т.н., доцент,
А.Н. Степанов, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены результаты анализа причин характерных изменений технического состояния деталей авиационного турбовентиляторного двигателя CFM 56-3 а также вопросов, связанных с обнаружением эксплуатационных дефектов и реализацией возможных методов их устранения при учёте усовершенствованной модульной конструкции двигателя и повышенной доступности его компонентов

Ключевые слова: воздушный транспорт, техническое обслуживание, авиадвигатели, характерные неисправности.

ANALYSIS OF CHARACTERISTIC FAILURES OF THE CFM56-3 ENGINE
A.S. Glazkov, T.V. Petrova, D.A. Ivanov, A.N. Stepanov
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article presents the results of an analysis of the causes of characteristic changes in the technical condition of the CFM 56-3 aircraft turbofan engine parts, as well as issues related to the detection of operational defects and the implementation of possible methods for their elimination, taking into account the improved modular design of the engine and increased availability of its components

Keywords: air transport, maintenance, aircraft engines, typical malfunctions.

Для продления жизненного цикла и для снижения расходов на ТОиР компания CFM предлагают комплекты обновления для двигателя CFM 56-3.

 

УДК 629.7.083

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Т.В. Петрова1, к.т.н., С.А. Мешков2, к.т.н.
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Основной экологической проблемой окружающей среды от воздействия авиации является проблема и методы снижения уровня шума, этим занимаются российские и международные экологические и авиационные организации. Зарубежные двигателестроительные компании в настоящее время активно создают научный и технологический задел для кардинального улучшения экологических характеристик перспективных авиадвигателей.

Ключевые слова: шум двигателей, реактивная струя, звукопоглощающие конструкции, аэродромные глушители, экология, воздухозаборник.

ANALYSIS OF THE PROBLEM AND METHODS OF REDUCING THE NOISE
LEVEL OF AIRCRAFT

T.V. Petrova1, S.A. Meshkov2
1 St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg
2 BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY «VOENMEH» named after D.F. Ustinov

The main environmental problem of the environment from the impact of aviation is the problem and methods of noise reduction, this is dealt with by Russian and international environmental and aviation organizations. Foreign engine companies are currently actively creating scientific and technological groundwork for radically improving the environmental characteristics of promising aircraft engines.

Keywords: engine noise, jet stream, sound-absorbing structures, airfield silencers, ecology, air intake.

 

УДК 629.7.016.7

ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТИ ДОПУСТИМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ САМОЛЕТА
В МОМЕНТ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

М. Ю. Смуров, д.т.н., профессор, Н.Н.Сухих, д.т.н., профессор, В.Л. Рукавишников
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается посадка самолета как операция вывода в некоторую область, представляющую собой пространство допустимых отклонений самолета. Попадание самолета в эту область гарантирует, что летчик, имеющий соответствующую подготовку, выполнит необходимый корректирующий маневр и обеспечит посадку в заданной точке приземления.Кроме того, в статье также рассматривается нахождение параметра, учитывающего индивидуальные особенности пилота при ручном пилотировании.

Ключевые слова: самолет, ВПП, посадка самолета, приземление, экспериментальные исследования, область допустимых отклонений, пилот, пилотирование, директорное управление, ручное управление.

CONSTRUCTION OF THE AREA OF PERMISSIBLE DEVIATIONS OF THE
AIRCRAFT AT THE TIME OF LANDING

M. Yu. Smurov, N. N. Soukhikh, V. L. Rukavishnikov
Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article considers the landing of an aircraft as an operation of withdrawal to a certain area, which is the space of permissible deviations of the aircraft. Getting the aircraft into this area ensures that the pilot, who has the appropriate training, will perform the necessary corrective maneuver and ensure landing at a given landing point. In addition, the article also discusses finding a parameter that takes into account the individual characteristics of the pilot during manual piloting.

Keywords: airplane, runway, airplane landing, landing, experimental research, area of permissible deviations, pilot, piloting, director control, manual control.


WordPress Lessons