Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2021 №1 (30)

 

МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ НАВЫКОВ РУЧНОГО ПИЛОТИ-РОВАНИЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВС В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗО-ВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор,И.С. Муравьев2, к.т.н., А.В. Мирошниченко3

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

3ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

Отсутствие или потеря навыков ручного пилотирования серьезно влияет на надеж-ность системы «экипаж – высокоавтоматизированное ВС» (Э-ВАВС). Возникающая нагрузка на рабочую память пилота не позволяет экипажам всегда справляться в усложнен-ной обстановке. Чтобы избежать таких ситуаций необходимо на этапе обучения пилотов ис-пользовать процессы памяти человека, которые не применяются на режимах ручного пило-тирования ВС. В статье предложен метод обучения пилотов, использование которого по-вышает эффективность управления воздушным судном.

Ключевые слова: управление, внимание, память, формирование навыка, моделирование.

FORMATION OF METHOD FOR MAINTAINING MANUAL PILOTING SKILLS ON HIGHLY AUTOMATED AIRCRAFT IN AUTOMATIC MODE

G.V. Kovalenko, I. S. Muravyev, A.V. Miroshnichenko

Lack or loss of manual piloting skills seriously affects the reliability of the “crew – highly automated aircraft” system. The resulting load on the pilot’s working memory does not allow the crews to always cope in a difficult environment. To avoid such situations, it is necessary at the pilot training stage to purposefully use the human memory processes that are not used in the aircraft manual piloting modes. The article proposes a method for training pilots, the use of which increas-es the efficiency of aircraft control.

Key words: management, attention, memory, skill formation, modeling.

ОЦЕНКА МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НАЗЕМНЫМ
ОБЛЕДЕНЕНИЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Афанасьева Ю.С., Мамич А.В.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются вопросы учета метеорологических рисков, связанных с наземным обледенением ВС для обеспечения регулярности и безопасности полетов. Произведен расчет дополнительных экономических потерь исходя из стоимости противообледенительной об-работки ВС.

Ключевые слова: метеорологические риски, наземное обледенение, экономические потери.

ASSESSMENT OF METEOROLOGICAL RISKS, CONNECTED WITH AIR-CRAFT GROUND ICING

  1. Y.S. Afanasieva, A. V. Mamich

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The questions of accounting meteorological risks connected with aircraft ground icing for provision of flight regularity and safety are considered in this article. In addition the calculation of extra economic losses based on the price of de-icing and anti-icing procedures is made.

Keywords: meteorological risks, ground icing, economic losses.

ВЛИЯНИЕ БОКОВОГО ВЕТРА НА ВЗЛЁТ И ПОСАДКУ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

А.И. Желанников1, д.т.н., проф., Г.В. Кот2, Е.П.Дубовик2, Н.Е.Баранов2, к.т.н.

1Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского,

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлены результаты исследований по влиянию скорости бокового ветра на положение вихревого следа при взлёте и посадке воздушных судов на параллельные по-лосы. Расчёты показали, что крыльевые вихри могут пересекать параллельную взлётно-посадочную полосу и при этом представлять опасность для других, взлетающих или иду-щих на посадку самолётов.

Ключевые слова: звихревой след, взлёт и посадка, воздушное судно, боковой ветер, метод дискретных вихрей.

CROSS WIND EFFECT ON AIRCRAFT TAKEOFF AND LANDING
ON DUAL RUNWAYS

  1. A.I.Zhelannikov1, G.V.Kot2, E.P.Dubovik2, N.E.Baranov2,

1The Central Aerohydrodynamic Institute named after N.E. Zhukovsky,

2Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents of research results of cross wind speed effect on vortex wake position during aircraft takeoff and landing on dual runways. Calculation result shows that wing vortices can cross a parallel runway and endangers to other taking off or landing aircraft.

Keywords: vortex wake, takeoff and landing, aircraft, cross wind, method of discrete vortices.

О ПРИМЕНИМОСТИ ТЕСТА КЕЙРСИ ДЛЯ СОЦИОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ ПИЛОТОВ

А. В. Малишевский, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья продолжает ряд научных работ, ранее начатых её автором, и направленных на решение важных и актуальных проблем совершенствования профессионального психологического отбора пилотов. Выполнено сравнение соционических характеристик, полученных на выборке из 508 студентов различных специализаций Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Иркутского государственного университета. Исследованы различия между группами студентов данных специализаций.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, соционика, соционические характеристики.

ON THE APPLICABILITY OF THE KEIRSI TEST FOR SOCIONIC RESEARCH IN THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF PILOTS

A. V. Malishevskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article continues a number of scientific works, previously started by its author, and aimed at solving important and topical problems of improving the professional psychological selection of pilots. The comparison of socionic characteristics obtained by different methods on a sample of 508 students of various specializations of the St. Petersburg State University of Civil Aviation and Irkutsk State University is carried out. The differences between groups of students of different specializations are investigated.

Keywords: professional psychological selection, socionics, socionic characteristics.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ТРЕНАЖЁРЕ САМОЛЁТА
DIAMOND DA42NG

О.В. Ариничева, к.т.н., Х. Д. Шерхонов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Предметом данной статьи является профессиональный психологический отбор и методы его совершенствования. Цель работы – выявить статистические зависимости между профессионально важными качествами пилотов, показанными ими в ходе нескольких тренажёрных экспериментов и результатами психодиагностики. Рассмотрены результаты тренажёрного эксперимента с участием 67 студентов-пилотов и данные их психодиагностики.

Ключевые слова: тренажёрный эксперимент, профессиональный психологический отбор, типы мышления, интеллект, нервно-психическая устойчивость.

RESULTS OF EXPERIMENTS ON THE SIMULATOR OF THE DIAMOND DA42NG AIRCRAFT

O. V. Arinicheva, Kh. D. Sherkhonov

The subject of this article is professional psychological selection and methods of its improvement. The aim of the work is to identify a statistical relationship between the professionally important qualities of pilots, shown by them during several training experiments and the results of psychodiagnostics. The results of a training experiments of 67 student pilots and their psychodiagnostics are considered.

Key words: training experiment, professional psychological selection, types of thinking, intelligence, neuropsychic stability.

ВЛИЯНИЕ ОТКАЗОВ СТАБИЛИЗАТОРА, ЗАКРЫЛКОВ И ПРЕДКРЫЛКОВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА САМОЛЕТА Ил-96Т

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, А.Г. Лукьянов3, аспирант УИГА, В.В. Трофимов2, к.т.н, доцент, В.Г. Ципенко2, д.т.н., профессор

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

2Московский государственный технический университет гражданской авиации

3Ульяновский институт гражданской авиации

В статье проанализированы результаты математического моделирования полета само-лета Ил-96Т при отказах его стабилизатора, закрылков и предкрылков на различных этапах полета. Разработаны соответствующие рекомендации и предложения по летной эксплуата-ции и обеспечению безопасности полета самолета Ил-96Т.

Ключевые слова: воздушное судно, взлет, посадка, горизонтальный полет, стабилизатор, закрылки, пред-крылки, безопасность полета

INFLUENCE OF STABILIZER FAILURES, FLATS AND SLATS ON SAFETY OF IL-96T AIRCRAFT

  1. Kovalenko G.V., Lukjanov A.G., TrofimovV.V.,TcipenkoV.G.

The results of mathematical modeling of the flight of an IL-96T aircraft are analyzed in the event of failure of its stabilizer, flaps and slats at various stages of flight. Corresponding recom-mendations and proposals have been developed for flight operation and ensuring flight safety of the IL-96T aircraft.

Keywords:aircraft, take-off, landing, horizontal flight, stabilizer, flaps, slats, flight safety.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ
АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО УЗЛА

Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, Е.В. Коникова, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается комплекс взаимодействия аэропорта, авиакомпании и УВД при приеме и обслуживании рейса. Рассматривается использование в аэропорту системы совместного принятия решений – AirportCollaborateDecisionMaking (A-CDM).Рост интен-сивности воздушного движения и требований к безопасности ВС при посадке, самостоя-тельному движению или при буксировке по аэродрому при взаимодействии аэродромной техникой и постановке на место стоянки определили и направление развития системы кон-троля и управления наземным движением А-SMGCS.

Ключевые слова. аэропорт, авиакомпания, взаимодействие, воздушное судно, наземное обслуживание рейса, авиационный транспортно-логистической узел, система совместного принятия решений в аэропорту.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF SYSTEMS
AVIATION TRANSPORTATION AND LOGISTICS HUB

Zaitsev E.N., Konikova E.V.

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

The article discusses the complex of interaction between the airport, airline and ATC when receiving and servicing a flight. The use of a joint decision-making system at the airport is being considered- Airport Collaborate Decision Making (A-CDM). The growth in the intensity of air traffic and the requirements for the safety of aircraft during landing, independent movement or when towing along the airfield when interacting with aerodrome equipment and placing at a park-ing place determined the direction of development of the control and management system for ground movementА-SMGCS.

Keywords. airport, airline, interaction, aircraft, flight ground handling, aviation transport and logistics hub, Airport Collaborative Decision Making.

УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ АВИА-ЦИОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕЗДЕФОРМА-ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ПУЛЬСИРУЮЩИХ ГАЗОВЫХ ПОТО-КОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены результаты разработки методов, направленных на по-вышение эффективности и безопасности авиаперевозок за счёт повышения надёжности и увеличения срока эксплуатации элементов конструкции авиационных транспортных средств, оборудования и механизмов, оптимизации сроков проверок и ремонтов с использованием технологии повышения и восстановления ресурса путём обработки пульсирующими дозву-ковыми газовыми потоками.

Ключевые слова: воздушный транспорт, ресурс, бездеформационная обработка.

INCREASING THE SERVICE LIFE OF STRUCTURAL ELEMENTS OF AIR-CRAFT VEHICLES USING NON-DEFORMATIONAL TECHNOLOGIES BASED ON PULSATING GAS FLOWS DURING MAINTENANCE

D.A. Ivanov, T.V. Petrova

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

This article presents the results of the development of methods aimed at improving the effi-ciency and safety of air transportation by improving the reliability and increasing the service life of structural elements of aircraft vehicles, equipment and mechanisms, optimizing the timing of in-spections and repairs using the technology of increasing and restoring the resource by processing pulsating subsonic gas flows.

Keywords: air transport, resource, non-deformational processing.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕГКОМОТОРНЫХ САМОЛЕТОВ С ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Г.Г. Матвеев, Д.А. Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова, к.т.н

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье подробно рассмотрена конструкция топливной системы самолета Di-amond DA40NGс двигателем АЕ-300, её особенности, состав и конструкция топливного фильтра-отстойника. Описаны мероприятия по усовершенствованию эксплуатационных ха-рактеристик и увеличение производительности топливной системы при эксплуатации в условиях крайнего Севера, а также разобранряд вероятных развитий событий на основе конструкции, которые могут привести к отказу двигателя на этапах от взлёта до посадки, а именно даны указание техническому персоналу и экипажу по устранению возможной оста-новки подачи топлива для питания двигателя.

Ключевые слова: авиационная техника, техническая эксплуатация, техническое обслуживание, отказ, авиаци-онное событие, доработка.

RESEARCH OF OPERATING FEATURES OF LIGHT-ENGINE AIRCRAFT WITH PISTON ENGINES IN THE HARD NORTH CONDITIONS

G.G. Matveev, D.A. Ivanov, T.V. Petrova

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article describes in detail the design of the fuel system of the Diamond DA40NG air-craft with the AE-300 engine, its features, the composition and design of the fuel filter-settler. Measures are described to improve the operational characteristics and increase the productivity of the fuel system during operation in the Far North, and also analyzed a number of possible devel-opments based on the design that can lead to engine failure at the stages from takeoff to landing, namely, instructions were given to the technical personnel and crew to eliminate a possible stop in the fuel supply to power the engine.

Keywords: caviation technology, technical operation, maintenance, failure, aviation event, revision.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ CFM56-7B

Т.В. Петрова, к.т.н., Иванов, к.т.н., доц. Давыдов И.А.

В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе технического об-служивания и ремонта авиационной техники, вызванные тем, что приоритет в авиастроении отдаётся обеспечению безотказности систем, узлов и агрегатов воздушных судов и при этом происходит недооценка важности задачи по обеспечению высокого уровня их эксплуатаци-онной технологичности.

Ключевые слова: авиационная техника, эксплуатационная технологичность, техническое обслуживание и ре-монт.

PROBLEMS OF ENSURING THE OPERATIONAL ADAPTABILITY OF AIR-CRAFT

T.V. Petrova, D.A. Ivanov, I.A. Davydov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article considers the problems arising in the process of maintenance and repair of the aircraft caused by the fact that the priority in the aviation industry is given to ensure the reliability of systems, components and assemblies of the aircraft and the underestimation of the importance of tasks to ensure a high level of serviceability.

Keywords: aviation equipment, operational adaptability, maintenance and repair.

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВХОДНЫМ НАПРАВЛЯЮЩИМ АППАРАТОМ ВЕНТИЛЯТОРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ
САМОЛЁТА
CFM56-7B

Ю.В. Кокунин, к.т.н., доцент, Г.Б. Афанасьева, к.физ.-мат.н., А.К. Черных, д.т.н., доцент

АО «ОДК-Климов»

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии
Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы построения и использования модели управления входным направляющим аппаратом (ВНА) вентилятора турбореактивного двухконтурного двигателя, который может быть использован в сверхзвуковых бизнес-джетах гражданского назначения. Проектирование таких двигателей в настоящее время активно ведётся ведущи-ми мировыми самолетостроительными фирмами. Даны общее описание модели системы управления ВНА, порядок ее использования и алгоритм функционирования. Приведены результаты анализа адекватности модели и её чувствительности к изменению учитываемых факторов. С помощью моделирования на основе вариации значений используемых коэффи-циентов передаточной функции определена область их оптимальных значений. Проведен сравнительный анализ качеств существующего, используемого в настоящее время в систе-мах автоматического управления, и предлагаемого алгоритма регулирования ВНА. Показа-но, что использование предлагаемого алгоритма позволяет существенно (примерно в 1.5-2 раза) повысить точность процесса регулирования ВНА, а также его устойчивость при воз-никновении внешних воздействий.

Ключевые слова: моделирование, передаточная функция, входной направляющий аппарат, погрешность регу-лирования, качество регулирования, динамический режим.

COMPUTER SIMULATION OF THE CONTROL SYSTEM OF THE INPUT GUIDE VANES OF THE FAN FOR THE ENGINE OF THE AIRCRAFT

J. V. Kokunin, G. B. Afanaseva, A. K. Chernykh

AO « ODK Klimov», St.-Petersburg

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

St.-Petersburg military institute of armies of national guards of Russian Federation, St.-Petersburg

The article deals with the construction and use of the control model of the input guide appa-ratus (VNA) of the fan for the turbojet engine, which can be used in supersonic business jets for civil purposes. The design of such engines is currently being actively carried out by the world’s leading aircraft manufacturers. The general description of the control system model VNA, the order of its use and the algorithm of functioning are given. The results of the analysis of the adequacy of the model and its sensitivity to changes in the factors taken into account are presented. By means of modeling on the basis of variation of values of the used coefficients of transfer function the area of their optimum values is defined. A comparative analysis of the efficiency of the existing, currently used in automatic control systems, and the proposed algorithm for regulating the internal VNA is carried out. It is shown that the use of the proposed algorithm can significantly (about 1.5-2 times) to improve the accuracy of the process of regulation of VNA, as well as its stability in the event of external influences.

Keywords: modeling, transfer function, input guide apparatus, control error, quality of regulation, dynamic mode.

 

 


WordPress Lessons