Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Кафедра №27 «Комплексная безопасность на воздушном транспорте»

Балясников Валерий Васильевич 
Ученая степень:
Доктор технических наук
Ученое звание:
Профессор
Должность:
Заведующий кафедрой
Контакты:
local_phone
place
Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, каб. 471

 

Положение о кафедре №27

Историческая справка

Кафедра № 27 «Комплексной безопасности на воздушном транспорте» была основана в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации – СПбГУ ГА (на момент открытия Академии ГА) в соответствии с приказом ректора Академии ГА № 72 от 26 апреля 2000 года в результате разделения кафедры №18 «Безопасность полетов и жизнедеятельности в ГА» и выделения в качестве самостоятельной кафедры № 27 «Надежность и безопасность транспортных систем». 15 марта 2001 года в соответствии с приказом ректора Академии ГА произошло объединение кафедры № 27 с кафедрой 11 под общим названием «Электросветотехнические системы и безопасность производственных процессов». На основании приказа ректора Академии ГА от 30 декабря 2002 года в результате происшедших структурных изменений кафедре № 27 присвоено название «Безопасность транспортных систем». В 2005 году кафедра № 27 переименована в кафедру «Безопасность жизнедеятельности». В 2005 г в Университете ГА открыта подготовка специалистов по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств». Данная специальность отнесена к ведению Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по университетскому политехническому образованию, созданному приказом Министерства образования РФ от 08.11.2000 г. № 3206 на базе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ГОУ «СПбГПУ») с разделением между вузами компетенций по курированию конкретных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Первый набор студентов произведен в 2006/07 учебном году. Первый выпуск по специальности БТПиП состоялся в 2011г.
В целях соответствия спектру выполняемых задач кафедра № 27 приказом ректора СПб ГУГА от 2021 г. № была переименована в кафедру “Комплексная безопасность на воздушном транспорте”.

Общие сведения о кафедре

Кафедра является структурным подразделением факультета транспортных систем и безопасности (ФТСБ). Деятельность кафедры и организация управления кафедрой соответствуют целям факультета, их уставным требованиям. Заведующий кафедрой входит в состав Ученого Совета ФТСБ и Университета.
Кафедра “Комплексная безопасность на воздушном транспорте” является основным учебно-научным структурным подразделением Университета, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслях знаний (дисциплинах), воспитательную работу среди студентов, подготовку научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации специалистов по закрепленным за ней специальностям и направлениям подготовки. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется на основе нормативной и организационно-распорядительной документации:
– Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
– Уставом СПбГУ ГА;
– Локальной нормативной документации, включая Положение о кафедре.

Перечень образовательных программ высшего образования

На кафедре №27 ведется подготовка бакалавров и инженеров по следующим направлениям подготовки:

  • программы бакалавриата 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств»;
  • программы бакалавриата 25.03.03 «Аэронавигация», профиль «Обеспечение авиационной безопасности»;
  • программы бакалавриата 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», профиль «Организация и обеспечение транспортной безопасности»;
  • программы специалитета 25.05.05. «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализация «Организация авиационной безопасности».

Кафедра 27 в качестве выпускающей обеспечивает учебный процесс по основным образовательным программам направлений подготовки:

  • 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств»;
  • 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» профиль 25.04.03.10 «Организация и обеспечение транспортной безопасности;
  • 25.05.05. «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» специализация «Организация авиационной безопасности»;
  • 25.03.03 «Аэронавигация» профиль «Обеспечение авиационной безопасности»

Кроме этого кафедра принимает участие в реализации еще 15 основных образовательных стандартов:

  • 40.03.01- ПрОСВТ (Направление: Юриспруденция. Профиль: Правовое обеспечение деятельности системы воздушного транспорта);
  • 42.03.01- РЕК (Направление: Реклама и связи с общественностью. Профиль: Реклама и связи с общественностью в авиабизнесе;
  • 38.03.01- ЭПОВТ (Направление: Экономика. Профиль: Экономика предприятия и организации воздушного транспорта);
  • 38.03.02 – МВТ (Направление: Менеджмент. Профиль: Менеджмент на ВТ, Производственный менеджмент);
  • 38.03.03- УПОВТ (Направление: Управление персоналом. Профиль: Управление персоналом организации);
  • 43.03.01- СТ Направление: Сервис. Профиль: Сервис в сфере транспорта, Производственный сервис);
  • 01.03.04 – МПОСУ (Направление: Прикладная математика. Профиль: Математическое программное обеспечение систем управления);
  • 25.03.01 – ТЭЛААД (Направление: Техническая эксплуатация летательных аппаратов. Профиль: Техническое обслуживание летательных аппаратов и авиационных двигателей);
  • 25.03.03 (161000) АЭРОНАВИГАЦИЯ – (Направление: Аэронавигация. Профиль: Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте, ЛЭГВС,ТЭАСУВД, ОВД);
  • 23.03.01-ТЛ (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Транспортная логистика);
  • 23.03.01- ОПУВТ (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Организация перевозок и управление на воздушном транспорте);
  • 20.03.01- БТПП (Направление: Техносферная безопасность. Профиль: Безопасность технологических процессов и производств);
  • 16200104.65 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (специализация ОРТОП, ОРТОР, ОрАНО, ОрАБ, ОЛР, ИВП);
  • 23.03.01- ОПУЕТС (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Организация перевозок и управление в единой транспортной системе);
  • 25.03.04 (162700.62) – «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» Профиль: «Организация аэропортовой деятельности (ОрАД)»;

Перечень профильных дисциплин

В соответствии с учебным планом профиля «Организация и обеспечение транспортной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
– Безопасность жизнедеятельности
– Безопасность транспортного процесса
– Введение в профессию
– Защита в чрезвычайных ситуациях
– Информационное обеспечение транспортной безопасности
– Надзор и контроль в сфере безопасности
– Авиационная безопасность
– Ноксология
– Теория горения и взрыва
– Надежность технических систем и техногенный риск
– Производственная безопасность
– Управление рисками
– Силы транспортной безопасности
– Специальная подготовка и применение специальных средств
– Человеческий фактор в обеспечении транспортной безопасности
– Медико-биологические основы безопасности
– Психология стресса
– Психология экстремальных ситуаций
– Физиология человека
– Экспертиза условий труда
В соответствии с учебным планом профиля «Организация авиационной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
• Безопасность жизнедеятельности
• Авиационная безопасность
• Управление авиационной безопасностью
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Организация и проведение досмотра на воздушном транспорте
• Введение в специальность
• Теория горения и взрыва
• Специальная подготовка и применение специальных средств
• Безопасность и устойчивость функционирования авиапредприятия в чрезвычайных ситуациях
• Надзор и контроль в сфере безопасности
• Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта
• Теория горения и взрыва
• Производственная санитария и гигиена труда
• Человеческий фактор в системе безопасности
• Медицина катастроф
• Психология экстремальных ситуаций
• Управление безопасностью труда
• Методика выполнения выпускной квалификационной работы
В соответствии с учебным планом профиля «Обеспечение авиационной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
• Безопасность жизнедеятельности
• Авиационная безопасность
• Управление авиационной безопасностью
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Введение в профессию
• Специальная подготовка и аттестация сил авиационной безопасности
• Защита в чрезвычайных ситуациях
• Надзор и контроль в сфере безопасности
• Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ
• Теория горения и взрыва
• Управление рисками
• Производственная санитария и гигиена труда
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Человеческий фактор в системе обеспечения безопасности
• Производственная безопасность
• Психология стресса
• Психология экстремальных ситуаций
• Медико – биологические основы безопасности
• Методика выполнения выпускной квалификационной работы
Кафедра № 27 определяет перечень профильных дисциплин, руководит практиками, определяет тематику выпускных квалификационных работ и перечень вопросов для государственного экзамена, осуществляет руководство выпускными квалификационными работами.
По линии ДПО кафедра обеспечивает направления подготовки по организации системы управления безопасностью полетов в ГА и использованию человеческих ресурсов в целях обеспечения безопасности полетов. Она участвует в проведении занятий при различных видах повышения квалификации специалистов отрасли

Кадровый потенциал

Кадровый потенциал сотрудников кафедры характеризуют данные, приведенные в Приложениях 1, 2, 3). На кафедре работает 11 штатных преподавателей, из которых – 1 заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор, 7 преподавателей имеют ученые степени кандидатов наук и ученые звания доцентов. Средний возраст штатных преподавателей – 56 лет. Учёные степени и звания имеют 73 % штатных преподавателей кафедры.
На кафедре работают внутренних и внешних совместителей, которые имеют значительный стаж работы на производстве в гражданской авиации или большой преподавательский стаж.
Базовое образование и научные специальности научно-педагогических работников полностью соответствуют преподаваемым дисциплинам.
Все преподаватели проходят установленным порядком по истечению трудового договора переизбрание на конкурсной основе.

Сотрудники кафедры 27

ФИО Должность Электронная почта
Балясников Валерий Васильевич зав. каф., профессор timuss@mail.ru
Захаров Алексей Евгеньевич доцент
Илькухин Никита Юрьевич доцент nikitailkuhin@mail.ru
Евсикова Альмира Исламовна ст. преподаватель 18152@list.ru
Назарова Мария Сергеевна доцент Metodkab152@mail.ru
Байда Елена Александровна ст. преподаватель kluchik_pul@mail.ru
Детистова Елена Сергеевна ст. преподаватель detistova-Elenka@mail.ru
Умеренков Сергей Александрович доцент umer75@mail.ru
Корнеев Роман Леонидович ст. преподаватель r.korneev@geoscan.ru
Менг Елена Олеговна зав.лабораторией meng1953@mail.ru
Недеров Владимир Михайлович ст. преподаватель nederov_v@list.ru
Наговицина Оксана Алексеевна ст. лаборант st.laboratory@umail.com

Сведения о заведующем кафедры

Балясников В.В., Заведующий кафедрой № 27 (Комплексной безопасности на воздушном транспорте), профессор, доктор технических наук, действительный член Академии Транспорта, Почетный работник транспорта России, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Отличник Аэрофлота, Член Совета Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники». Автор более 150 научных трудов, учебно-методических и учебных пособий. Научная и педагогическая деятельность отмечена государственными и ведомственными наградами, в том числе медалями “За трудовую доблесть” и “Августина Бетанкура”. Балясников В.В. – создатель и руководитель научной школы по направлению “Управление ресурсами человека в целях обеспечения безопасности полетов”.

Учебно-методическая работа

В целях обеспечения качества подготовки студентов кафедра принимает активное участие в:
выполнении учебного процесса в соответствии с государственными стандартами, утвержденными учебными планами и типовыми программами;
развитии учебного процесса в контексте решения государственных проблем, изменения экономической ситуации, научных исследований и обобщения отечественного и зарубежного опыта передовых высших учебных заведений;
выполнении всех учебных мероприятий, предусмотренных учебными планами, по закрепленным за кафедрой дисциплинам (лекции, практические и семинарские занятия, консультации, зачеты и экзамены, учебная, производственная и преддипломная практики, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами и др.);
– разработках на основе государственных образовательных стандартов, утвержденных учебных планов и типовых программ – рабочих программ учебных курсов и дисциплин направления;
– обеспечении учебного процесса необходимыми учебными, учебно-методическими материалами в соответствии с рекомендациями и требованиями, принятыми в СПБГУ ГА;
– формировании, совместно с библиотекой и методическим кабинетом кафедры, заказа на приобретение необходимых учебников и учебных пособий;
– разработки и внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, в том числе, с использованием технических средств (круглый стол и т.п.);
– содействии трудоустройству выпускников, мониторинг и анализ востребованности, карьерного роста выпускников, их конкурентоспособности на рынке труда и разработка мероприятий по совершенствованию подготовки по направлению.

Научная работа

Организация научной работы осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение научных исследований в соответствии с научными направлениями кафедры в рамках межкафедральных программ.
2. Публикации результатов методической, научно-методической и научно- исследовательской деятельности в специальных научно – методических и научных изданиях, участие в семинарах и конференциях.
3. Осуществление научно – исследовательской работы в соответствии с утвержденным планом, руководство научно – исследовательской работой студентов и слушателей.
4. Осуществление подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов.
5. Рекомендации к изданию научно-исследовательских и учебно-методических разработок.
6. Проведение научных стажировок в ведущих отечественных научных, учебных и производственных организациях, аспирантуре.
7. Участие преподавателей в методических и научных семинарах, научных конференциях.
8. Участие в конкурсах на получение научных грантов;
9. Экспертиза диссертационных работ, научных статей, монографий, учебников, учебных пособий, подготовленных к опубликованию, научных проектов; подготовка заключения и рекомендаций по законченным научным разработкам об опубликовании их результатов, внедрении и использовании на практике и в учебном процессе;
Учебная и научно-исследовательская деятельность ориентирована на непрерывное развитие исследовательской компетентности обучающихся на протяжении всего срока обучения. За период обучения каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд научных работ: докладов, курсовых, статьи и тезисы для конкурсов и конференций, отчеты по практикам, ВКР.

Воспитательная работа

Проводимая на кафедре воспитательная работа различается:
– по количеству участников – индивидуальные (субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-обучающийся); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники);
– по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям – мероприятия, дела, игры;
– по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;
– по видам деятельности – трудовые, спортивные, художественные, общественные и др.;
– по результату воспитательной работы – социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решения.
Все формы воспитательной работы в своем сочетании гарантируют, с одной стороны, оптимальный учет особенностей обучающегося и организацию деятельности в отношении каждого по свойственным ему способностям, а, с другой стороны, приобретение опыта адаптации обучающегося к социальным условиям современной работы с людьми разных идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, характера.
В качестве методов воспитательной работы используются:
– формирование сознания личности (беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение);
– организация деятельности и формирование опыта поведения (задание. Общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, упражнение);
– мотивация деятельности и поведения (одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование).
К числу достижений в сфере воспитательной деятельности кафедры можно отметить:
1. Активное участие обучающихся (начиная с третьего курса) в конференциях, а также в подготовке и техническом оформлении методических материалов и учебных пособий кафедры.
2. Участие в «Дне знаний» и посвящении первокурсников в студенты Университета.
3. Участие в университетских, районных и городских всероссийских мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и мероприятиях, направленных на изучение истории России и авиации, таких как:
– участие обучающихся кафедры в подготовке проведения конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности»;
– участие студентов и преподавателей кафедры в организации и проведении мероприятия «Единый день безопасности»;
– участие в региональной студенческой олимпиаде по безопасности жизнедеятельности в Институте военно-технического образования и безопасности СПбПУ им. Петра Великого.
4. Участие в мероприятиях по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.
5. Участие в месячнике и субботнике по благоустройству территории.
6. Участие в конкурсе в честь Дня Защитника Отечества «Покоритель неба».
Кроме того, научно-педагогические работники кафедры практикуют беседы с обучающимися, в том числе по вопросам культуры поведения в аудиториях и в стенах ВУЗа, а также культуры обращения с современными техническими средствами, имеющимися в Университете.
В настоящее время сотрудниками кафедры проводится работа по изучению опыта, полученного в условия удаленного способа проведения учебных занятий. Изыскиваются дополнительные меры по гармонизации образовательного и воспитательного процессов. Особое внимание отводится использованию IT – технологий в целях раскрытия и реализации коллективных ресурсов обучающихся.

Основные достижения кафедры

За истекший учебный год на кафедре произошли следующие изменения. Она стала выпускающей по 5 профилям 4 направлений всех уровней и форм подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ДПО), приняла участие в реализации в 15 ООС. Кафедра обеспечила учебный процесс по 38 дисциплинам. Подтверждены стабильный бюджетный набор студентов и востребованность выпускников при устройстве на работу. Достигнут высокий уровень промежуточной аттестации студентов. Обеспечено активное и успешное участие студентов в профессиональных конкурсах разного уровня. ГАК отметила рост уровня ВКР и их практической значимости. Продолжена устойчивая тенденции расширения и совершенствования учебной базы кафедры за счет создания новых лабораторий и использования учебной и производственной базы внешних организаций и предприятий С-П. К ним относятся учебный центр Эрмитажа. НПО “Специальных материалов” и др. Несмотря на имеющиеся сложности, созданы условия, обеспечивающие научный рост ППС и аспирантов кафедры. Кафедра приняла участие в организации и проведении Симпозиума “Комплексная безопасность на транспорте в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности».
Достигнут относительно высокий средний уровень промежуточной аттестации студентов. Обеспечено активное участие студентов в жизни кафедры, а также их успешное с занятием призовых мест участие в профессиональных конкурсах разного уровня. ГЭК отмечен рост уровня ВКР и их практической значимости. Наблюдается устойчивая востребованность выпускников при их устройстве на работу по профилю обучения.
Для ликвидации разрыва в требованиях к выпускникам со стороны научно-педагогических работников кафедры и руководства транспортных компаний – работодателей на протяжении учебного года проводились встречи студентов с работодателями – представителями сектора услуг, а также с руководителями транспортных компаний и служб безопасности авиапредприятий.
Кафедра продолжила внедрение современных информационных технологий и инновационных методов в образовательный процесс (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов; выбор наиболее целесообразных форм и методов преподавания, рационального сочетания методических приемов, эффективного использования новейших образовательных технологий и современных технических средств обучения (видео-, аудио-, компьютерных и Интернет-технологий)).
Несмотря на имеющиеся сложности, созданы условия, обеспечивающие научный рост научно-педагогических работников и аспирантов кафедры. Кафедра принимает участие в организации и проведении Симпозиума “Комплексная безопасность на транспорте в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности». Кроме роста количества публикаций у научно-педагогических работников появился интерес к новым перспективным направлениям научной деятельности, таким как профайлинг, бэкмология, теория рисков, антиципация.
1. В течение трех – четырех ближайших лет планируется повысить активность участия студентов в НИР и в научных конкурсах.
2. Осуществить актуализацию учебной и учебно-методической документации в связи с происходящими изменениями в системе образования РФ и с предстоящим набором студентов.
3. Провести совершенствование методов дистанционного образования на основе внедрения современных цифровых возможностей.
4. Расширить спектра использования производственных связей и возможностей в учебном процессе.
5. Обновить процедуру организация и проведения практик студентов.
6. Внедрить в учебный процесс новые лабораторные работы и программные разработки.

WordPress Lessons