ВЕСТНИК №2 (42) 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА МНОГОКАНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ
Булатова А.Е.
Ульяновский институт гражданской авиации
имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия
Утомление тесно связано с пониженной умственной или физической работоспособностью в результате влияния различных факторов, включая нарушения режима труда и отдыха, фаз суточного ритма. В рамках распространения концепции FRMS (Fatigue Risk Management System) отмечается необходимость разработки новых научно-обоснованных методик для контроля утомления специалистов авиационного персонала. С этой целью была спроектирована и обучена нейронная сеть прямого распространения. В статье произведена оценка эффективности данной модели путем сравнения решений искусственной нейронной сети по каждому испытуемому с результатами проб метода многоканальной электроэнцефалографии.
Ключевые слова: . Авиационный специалист, безопасность полетов, искусственная нейронная сеть, работоспособность, утомление, электроэнцефалография
DESIGN OF A NEURAL NETWORK TO IDENTIFY THE STATE OF FATIGUE OF AVIATION PERSONNEL SPECIALISTS AND ASSESSMENT ITS EFFECTIVENESS USING THE METHOD OF MULTICHANNEL ELECTROENCEPHALOGRAPHY
Bulatova A.E.
Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B.P. Bugaev, Ulyanovsk, Russia
Fatigue is closely related to decreased mental or physical work capacity because of the influence of various factors, including violations of the work and rest schedule, the phases of the circadian rhythm. As part of the dissemination of the FRMS (Fatigue Risk Management System) concept, the need to develop new science-based techniques for controlling fatigue of aviation personnel specialists is noted. For this purpose, a feedforward neural network was designed and trained. The article evaluates the effectiveness of this model by comparing the solutions of the artificial neural network for each subject with the test results of the multichannel electroencephalography method.
Keywords: Aviation specialist, flight safety, artificial neural network, work capacity, fatigue, electroencephalography.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Вавулина Ю.В., Корнеев Р.Л., Илькухин Н.Ю.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Интеграция общесистемных подходов к управлению безопасностью на пути к образованию комплексных моделей требует преобразования механизмов организации управления, что подтверждается научно-практическими результатами проведённых исследований. Одним из инструментов, поддерживающих целостность комплексных моделей обеспечения безопасности является мониторинг эффективности, реализуемый посредством отслеживания многокритериальных параметров. Множественность и сложность критериев, формирующих комплексную безопасность, обуславливает разработку методики для ее оценки и учета. В рамках систем управления транспортной и пожарной безопасностью в статье рассматривается комплексная оценка эффективности принимаемых мер, учитывающая выполнение действующих требований нормативной правовой базы с учетом весовых коэффициентов значимости их выполнения.
Ключевые слова: транспортная безопасность, пожарная безопасность, оценка эффективности мер безопасности.
COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF FIRE AND TRANSPORT SAFETY IN AIR TRANSPORT
Vavulina Y.V., Korneev R.L., Ilkukhin N.Y.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The integration of system-wide approaches to safety management on the way to the formation of complex models requires the transformation of management mechanisms, which is confirmed by the scientific and practical results of the conducted research. One of the tools that support the integrity of complex security models is performance monitoring, implemented by tracking multi-criteria parameters. The multiplicity and complexity of the criteria that form complex security determines the development of a methodology for its assessment and accounting. Within the framework of transport and fire safety management systems, the article considers a comprehensive assessment of the effectiveness of the measures taken, taking into account the fulfillment of current regulatory requirements
Keywords: transport safety, fire safety, assessment of the effectiveness of safety measures.
ПРОБЛЕМА ПОИСКА ПРЕДИКТОРОВ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВМЕСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТЕ
Малишевский А. В
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье рассмотрена проблема поиска предикторов конфликтного поведения. На базе полученной автором выборки, состоящей из 63 студентов факультета лётной эксплуатации специализации «Использование воздушного пространства» проведено исследование статистических зависимостей стилей поведения в конфликте с характеристиками мотивации и склонностью к агрессивному поведению. Дан анализ, полученных при этом статистических зависимостей.
Ключевые слова: Безопасность полётов, конфликт, поведенческая стратегия, мотивация, агрессия.
THE PROBLEM OF FINDING PREDICTORS OF CONFLICT BEHAVIOR: ACTIVE AND PASSIVE BEHAVIOR
Malishevskii A. V
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article considers the problem of finding predictors of conflict behavior. Based on the sample obtained by the author, consisting of 63 students of the Faculty of Flight Operations specializing in the Use of airspace, a study was conducted on the statistical dependencies of behavioral styles in conflict with characteristics of motivation and a tendency to aggressive behavior. The analysis of the statistical dependencies obtained in this case is given
Keywords: Flight safety, conflict, behavioral strategy, motivation, aggression.
ЗАКОН ВОСПРИНИМАЕМОЙ ОПАСНОСТИ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Плясовских А. П. Михальчевский Ю. Ю.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Предложена непрерывная шкала измерений воспринимаемой опасности того, что авиационное событие приведет к катастрофе. На основании экспертного опроса авиационных специалистов сделан вывод о том, что опасность события не пропорциональна вероятности того, что это событие приведет к катастрофе. В качестве гипотезы представлен закон воспринимаемой опасности авиационных событий, согласно которому воспринимаемая опасность авиационного события линейно зависит от логарифма вероятности того, что это событие приведет к катастрофическим последствиям.
Ключевые слова: Безопасность воздушного движения, безопасность полетов, опасность авиационного события, управление воздушным движением, управление безопасностью полетов.
THE LAW OF PERCEIVED HAZARD OF AVIATION EVENTS: THE EXAMPLE OF AIR TRAFFIC MANAGEMENT
Plyasovskikh A.P., Mikhalchevsky Yu. Yu.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
A continuous scale is proposed to measure the perceived risk that an aviation event will lead to a disaster. Based on an expert survey of aviation specialists, it was concluded that the danger of an event is not proportional to the likelihood that this event will lead to a disaster. The law of perceived danger of aviation events is presented as a hypothesis, according to which the perceived danger of an aviation event depends linearly on the logarithm of the probability that this event will lead to a disaster.
Keywords: Air traffic safety, flight safety, aviation event hazards, air traffic control, flight safety management.
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСТАБИЛИЗИРОВАННЫХ ЗАХОДОВ НА ПОСАДКУ САМОЛЕТОВ А-319/320, СВЯЗАННЫХ С ОШИБКАМИ В ВЫЧИСЛЕНИИ И КОНТОРОЛЕ ПРОФИЛЯ СНИЖЕНИЯ
Рыбников В.Л.1, Шнейдер С.Я.1, Рыбников М.В.1, Шнейдер Д.С.2
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,
2Авиакомпания «Победа»
В данной статье рассмотрены логика работы автоматизированных систем управления полетом, возможные причины возникновения ситуаций избытка высоты и скорости в которых может оказаться ВС, методы расчета и контроля профиля снижения на примере летной эксплуатации ВС типа А-319/320, а также разработаны и даны методические рекомендации по обозначенной проблеме в целях уменьшения количества нестабилизированных заходов и снижения рисков наступления авиационных событий.
Ключевые слова: Безопасность полётов, нестабилизированные заходы, авиационные события, риск, контроль.
METHODS TO PREVENT UNSTABILIZED APPROACHES OF A-319/320, RELATED TO MISTAKES IN CALAULATIONS AND MONITORING OF DESCENT PROFILE
Rybnikov V.L.1, Schneider S.Y.1, Rybnikov M.V.1, Schneider D.S.2
1Federal state-funded educational institution of higher «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»,2 Pobeda Airlines
This article will consider the operational logic of automatic flight management and guidance system, possible causes of situations of altitude and speed excess in which the aircraft may be involved, methods of calculation and monitoring of descent profile using the example of A-319/320 flight operations, as well as methodological recommendations of the identified problem in order to reduce the amount of unstabilized approaches and reduce risks of the occurrence of aviation events.
Keywords: Flight safety, unstabilized approaches, aviation accidents, risk, monitoring.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ АНТИЦИПАЦИИ У ДИСПЕТЧЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Хуморов А. Р.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье рассмотрена важная и актуальная проблема развития антиципации у диспетчера по управлению воздушным движением (УВД). На основе обследованной автором статьи выборки, состоящей из 16 профессиональных диспетчеров УВД, работающих в Санкт-Петербургском региональном центре единой системы организации воздушного движения, проведено исследование оценки им динамической воздушной обстановки с использованием разработанного автором специального моделирующего комплекса, а также применением методов окулографии. Дан анализ, полученных при этом статистических зависимостей.
Ключевые слова: Управление воздушным движением, динамическая воздушная обстановка, особая ситуация, потенциальная конфликтная ситуация, окулография.
THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF AIR TRAFFIC CONTROL DISPATCHER’S ANTICIPATION
Khumorov A. R
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article deals with an important and urgent problems of the development of anticipation in an air traffic control dispatcher (ATC). Based on the sample studied by the author of the article, consisting of 16 professional ATC controllers working in the St. Petersburg Regional Center of the unified air traffic management system, a study was conducted to assess their dynamic air situation using a special modeling complex developed by the author, as well as using oculography methods. The analysis of statistical dependencies obtained in this case is given.
Keywords:Air traffic control, dynamic air situation, special situation, potential conflict situation, oculography
СИГНАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В АС ОрВД
Пятко С.Г., Берковский Н.А.
Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Новые информационные технологии в авиации» (ООО «Фирма «НИТА»), г. Санкт-Петербург
Рассматривается форма защитного объема, который используется в современных АС ОрВД для обнаружения потенциально-конфликтных ситуаций (ПКС). Защитный объем представляет собой цилиндр, который строится вокруг прогнозируемого положения ВС и размеры которого определяются установленными нормами эшелонирования. При такой форме защитного объема располагаемое время до нарушения норм эшелонирования существенно зависит от взаимного расположения и параметров движения ВС. Показан другой подход к построению защитных объемов, обеспечивающий обнаружение ПКС за фиксированное время.
Ключевые слова:Автоматизированная система ОрВД, потенциально-конфликтная ситуация, защитный объем.
POTENTIAL CONFLICTS ALERT IN ATM SYSTEMS
Pyatko S.G., Berkovsky N.A.,
New Information Technologies in Aviation, LLC (NITA, LLC), St. Petersburg
A shape of protective volume used in modern ATM systems to detect potential conflicts (PCs) is under review. The protective volume is a cylinder space around predicted position of the aircraft, and the volume dimensions are defined by the established separation standards. With such shape of the protective volume, available time to the event of separation non-observance significantly depends on relative position and motion variables of the aircraft. A different approach to building protective volumes to ensure detection of potential conflicts during fixed time is represented.
Keywords:Air Traffic Management system, potential conflict, protective volume.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАССЫ КОНСТРУКЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТОВ ОДНО- И ДВУХФЮЗЕЛЯЖНОЙ СХЕМЫ
Арбузов В.И, Гусев В.Г.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Представлена методика сравнительной оценки влияния аэродинамической компоновки воздушного судна на массу конструкции крыла самолетов одно- и двухфюзеляжной схемы. В основу методики положено соотношение площадей эпюр изгибающих моментов крыльев воздушных судов. Полученные результаты расчетов свидетельствуют о наиболее высоких показателях весовой эффективности двухфюзеляжной компоновки самолета.
Ключевые слова:двухфюзеляжная компоновка, крыло, изгибающий момент, весовая эффективность
COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE WING MASS OF AIRCRAFT SINGLE AND TWIN-FUSELAGE LAYOUT
Arbuzov V.I. Gusev V.G.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State
University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The methodology for assessing the influence of the aerodynamic layout on the mass of the wing structure of single- and twin-fuselage aircrafts is presented. The methodology is based on the ratio of the areas of diagrams of bending moments of aircraft wings. The obtained calculation result indicate the highest weight efficiency of the twin-fuselage aircrafts layout.
Keywords: twin-fuselage layout, wing, bending moment, weight efficiency.
ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТРАНСПОРНО-ТЕРМИНАЛЬНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ ГРУЗОВЫХ КОМПЛЕКСОВ АЭРОПОРТОВ
Глинский В.А., Палагин Ю.И.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Предлагается сетецентрическая концепция создания мультимодального транспортно-логистического объединения (грузовых комплексов и грузовых агентов авиакомпаний) на базе заинтересованных аэропортов для формирования единой нейтральной маршрутной сетевой среды. Совместная мультимодальная транспортно-терминальная сеть (ТТС) формирует мультимодальные маршруты с авиационным плечом. Модельной системой взаимодействия участников транспортных цепочек может стать информационно-логистическая система MultiTransGlobal.
Ключевые слова: Грузовые комплексы, сетецентрическое управление, мультимодальная транспортно-терминальная сеть, оперативная интеллектуальная маршрутизация, топология терминальной сети.
FORMATION OF A MULTIMODAL TRANSPORT AND TERMINAL NETWORK BASED ON AIRPORT CARGO COMPLEXES
Glinskiy V.A., Palagin Y.I.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State
University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
A network-centric concept is proposed for the creation of a multimodal transport and logistics association (cargo complexes and airline cargo agents) based on interested airports to form a single neutral route network environment. The Joint Multimodal Transport Terminal Network (TTN) forms multimodal routes with an aviation arm. The MultiTransGlobal information and logistics system can become a model system for the interaction of participants in transport chains.
Keywords: Cargo complexes, network-centric management, multimodal transport-terminal network, operational intelligent routing, terminal network topology.
КОГЕРЕНТНАЯ ОБРАБОТКА ПАЧКИ ОТРАЖЕННЫХ СИГНАЛОВ В РЛС С МЕХАНИЧЕСКИМ СКАНИРОВАНИЕМ
Иванов А.В.1, Рукавишников В.М.2, Синицын Е.А.2
1АО «Обуховский завод», 2АО «Челябинский радиозавод «Полет»
Предлагается многоканальный алгоритм согласованной доплеровской обработки (фильтрации) пачки отраженных радиолокационных сигналов, при котором характеристики доплеровских фильтров однозначно определяются распределением поля в апертуре антенны и скоростью ее вращения. Наряду с практическим отсутствием потерь в отношении сигнал/шум предлагаемый алгоритм обеспечивают малый уровень боковых лепестков в частотной области.
Ключевые слова:Доплеровское смещение частоты, импульсная характеристика, оконная функция, согласованный фильтр, частотная характеристика, функция неопределенности, цифровая обработка сигналов, шум.
COHERENT PROCESSING OF A PACKET OF REFLECTED SIGNALS IN A RADAR WITH MECHANICAL SCANNING
Ivanov A.V.1, Rukavishnikov V.M.2, Sinitsyn E.A.2
1AO “State Obukhov Plant”, 2AO “Chelyabinsk radio plant “Polet”
. A multichannel algorithm for matched Doppler processing (filtering) of a packet of reflected radar signals is proposed, in which the characteristics of Doppler filters are uniquely determined by the distribution of the field in the antenna aperture and its rotation speed. Along with the practical absence of signal-to-noise losses, the proposed algorithm ensures a low level of side lobes in the frequency domain
Keywords:Doppler frequency shift, pulse response, windows function, matched filter, frequency response, ambiquity function, digital signal processing, noise.
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КООРДИНАТ ВОЗДУШНОГО СУДНА В МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ СИГНАЛОВ
Лежанкин Б.В.,1 Ерохин В.В.,1 Федоров А.В.,2 Урбанский Д.Ю.3
1Иркутский филиал ФГБОУ «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА), 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 3 Восточно-Сибирский филиал Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений, Иркутск
В концепции внедрения автоматического зависимого наблюдения на основе единого стандарта с развитием до функционала многопозиционных систем наблюдения (МПСН) в воздушном пространстве Российской Федерации определены цели, задачи и основные направления единой технической политики совершенствования системы наблюдения за воздушным движением. Для достижения указанных целей требуется высокая точность определения местоположения воздушного судна (ВС) на основе МПСН. В МПСН местоположение ВС определяется на основании оценки разности расстояний от ВС до приёмных станций наземных пунктов. Одним из направлений повышения точности определения координат является разработка эффективных алгоритмов обработки навигационной информации в условиях воздействия шумов и помех на основе методов адаптивной фильтрации сигналов. В статье предложен алгоритм оценки координат воздушного судна в МПСН на основе адаптивного фильтра Калмана (АФК). Разработанный алгоритм позволяет повысить точность оценки координат местоположения ВС в МПСН при воздействии случайных возмущений. Приведена блок-схема алгоритма оценки координат ВС в МПСН с подсистемой адаптации. Выполнено исследование характеристик МПСН по определению местоположения ВС на основе специализированного программного обеспечения. Показано, что применение АФК позволяет устранить эффект расходимости и повысить точность оценки координат ВС в МПСН.
Ключевые слова: многопозиционная система наблюдения, адаптивный фильтр Калмана, воздушное судно, параметр адаптации, интенсивность шумов измерений, местоположение
ALGORITHM FOR ESTIMATING AIRCRAFT COORDINATES IN A MULTI- POSITION SURVEILLANCE SYSTEM BASED ON ADAPTIVE SIGNAL FILTERING METHODS
Erokhin V.V.,1 Lezhankin B.V.1, Fedorov A.V.2, Urbansky D. Y.3
1 Irkutsk Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk, Russia (MSTU CA), 2 Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov», 3 East Siberian branch of the All-Russian Scientific Research Institute of Physical, Technical and Radio Engineering Measurements, Irkutsk
The concept of introducing automatic dependent surveillance based on a single standard with the development of multi-position surveillance systems (MPSS) in the airspace of the Russian Federation defines the goals, objectives and main directions of a unified technical policy for improving the air traffic surveillance system. To achieve these goals, high accuracy in determining the location of an aircraft (AC) based on MPSS is required. In MPSS, the location of the aircraft is determined based on an assessment of the difference in distances from the aircraft to the receiving stations of ground points. One of the directions for increasing the accuracy of determining coordinates is the development of effective algorithms for processing navigation information under conditions of noise and interference based on methods of adaptive signal filtering. The article proposes an algorithm for estimating the coordinates of an aircraft in the MPSS based on the adaptive Kalman filter (AKF). The developed algorithm makes it possible to increase the accuracy of estimating the coordinates of the aircraft location in the MPSS under the influence of random disturbances. A block diagram of the algorithm for estimating aircraft coordinates in the MPSNS with an adaptation subsystem is presented. A study of the characteristics of MPSS for determining the location of aircraft was carried out based on specialized software. It is shown that the use of AFC makes it possible to eliminate the divergence effect and increase the accuracy of estimating the coordinates of the aircraft in the MPSS.
Keywords: multi-position surveillance system, adaptive Kalman filter, aircraft, adaptation parameter, measurement noise intensity, location.
АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКОНЕЧНЫХ КАСКАДОВ ПЕРЕДАТЧИКА VDL-4
Степанов Ф.М.
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
Одной из приоритетных задач согласно концепции интеграции беспилотных воздушных судов (далее – БПЛА) в общее пространство Российской Федерации является разработка и создание технической инфраструктуры цифровых радиолиний для контроля и управления БПЛА. Технологией, отвечающей заданным требованиям может выступать авиационная ОВЧ линия передачи данных (ЛПД) режима 4. В рамках настоящей работы проанализированы некоторые серийные модели трансиверов ОВЧ ЛПД режима 4 зарубежных и отечественных производители. Современная промышленность стремится к улучшению функциональных характеристик радиоаппаратуры, таких как снижение массогабаритных характеристик, снижение энергопотребления, увеличение продолжительности автономной работы. Исследуются технические особенности усилительных трактов таких передатчиков, включая анализ различных режимов работы транзисторов, выбор элементной базы и наиболее эффективных схем для построения усилителей мощности. Обосновывается практическая значимость разработки ключевых усилителей мощности в целях конструировании передатчиков VDL-4 с учётом требований ICAO, ETSI и других международных и национальных стандартов гражданской авиации.
Ключевые слова:БПЛА, VDL-4, ЛПД ОВЧ режима 4, радиопередатчик, ключевой усилитель мощности, режимы (D, DE, E)
ANALYSIS OF EFFICIENCY ENHANCEMENT OPTIONS FOR VDL-4 TRANSMITTER OUTPUT STAGES
Stepanov F.M.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
. One of the priority tasks according to the concept of integrating unmanned aerial vehicles (hereinafter referred to as UAVs) into the common space of the Russian Federation is the development and creation of a technical infrastructure of digital radio links for monitoring and managing UAVs. A technology that meets the specified requirements can be an aviation VHF data transmission line (DTL) of mode 4 (VDL-4). In the framework of this work, some serial models of VHF DTL transceivers of mode 4 from foreign and domestic manufacturers are analyzed. Modern industry strives to improve the functional characteristics of radio equipment, such as reducing weight and size characteristics, reducing energy consumption, and increasing battery life. The technical features of the amplification paths of such transmitters are studied, including the analysis of various operating modes of transistors, the selection of the element base and the most effective circuits for constructing power amplifiers. The relevance of the use of key power amplifiers in the design of VDL-4 transmitters is substantiated, taking into account the requirements of civil aviation standards.
Keywords: UAV, VDL-4, VHF mode 4, radio transmitter, key power amplifier, modes (D, DE, E)