ВЕСТНИК №3 (44) 2024
ПРОБЛЕМЫ ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
Заббаров З.Р.(1,2), Волков А.К.(2)
1. ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»,
2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
В данной статье представлен обзор отечественных и зарубежных баз данных по безопасности полетов, а также зарубежных научных работ, в которых нашло отражение решение задачи тематического моделирования отчетов по безопасности полетов. Целью статьи является демонстрация перспектив применения технологий обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP) в анализе отчетов по безопасности полетов, и, в частности, применение тематического моделирования для выявления тем, связанных с причинами авиационных событий. Апробация тематического моделирования проведена на корпусе материалов расследований (отчетов по безопасности полетов) ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» (1080 отчетов). В работе описан этап предобработки отчетов для составления словаря токенов. В результате применения модели латентного размещения Дирихле (Latent Dirichlet Allocation, LDA) были выявлены 20 тем, которые описаны с точки зрения ключевых слов
Ключевые слова: Безопасность полетов, отчет, Natural Language Processing, тематическое моделирование, латентное размещение Дирихле
TOPIC MODELING OF FLIGHT SAFETY REPORTS
Zabbarov Z.R.1,2, Volkov A.K.2
1 Public Joint Stock Company «Aeroflot – Russian Airlines»,
2 Ulyanovsk Civil Aviation Institute
This article provides an overview of domestic and foreign flight safety databases, as well as foreign scientific papers that reflect the solution to the problem of thematic modeling of flight safety reports. The purpose of the article is to demonstrate the prospects of using Natural Language Processing (NLP) technologies in the analysis of flight safety reports, and in particular, the use of thematic modeling to identify topics related to the causes of aviation events. The testing of thematic modeling was carried out on the body of investigation materials (flight safety reports) PJSC Aeroflot – Russian Airlines (1080 reports). The paper describes the stage of preprocessing reports for compiling a dictionary of tokens. As a result of applying the Latent Dirichlet Allocation (LDA) model, 20 topics were identified that are described in terms of keywords.
Keywords: Flight safety, report, Natural Language Processing, topic modeling, Latent Dirichlet Allocation.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЁТОВ И АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАНТА БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Корнеев Р.Л., Илькухин Н.Ю., Вавулина Ю.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Эволюция общесистемных подходов к управлению безопасностью на воздушном транспорте представляет собой переход к комплексным моделям. Поскольку признано, что на современном этапе развития авиации проблемные вопросы безопасности могут решаться комплексными усилиями, то процессы управления также преобразуются. Сопоставление и интеграция многоуровневых систем управления безопасностью требуют исследования механизмов мониторинга состояния и внедрения единообразного параметра в составе модели обеспечения комплексной безопасности. Такой параметр, безусловно, обязан учитывать эффективность функционирования каждой управленческой системы и в то же время обеспечивать непрерывность отслеживания состояния защищённости. Представляется целесообразным дополнить общепринятые параметры, базирующиеся на оценке состояния путём учёта возникших сбойных ситуаций, показателями соответствия предъявляемым требованиям и уровня культуры безопасности
Ключевые слова: комплексная безопасность, система управления безопасностью полётов, система управления авиационной безопасностью, показатель эффективности, беспилотные авиационные системы
COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF INTEGRATED AVIATION SAFETY AND AVIATION SECURITY MANAGEMENT SYSTEMS OF UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS OPERATOR
Korneev R.L., Ilkukhin N.Y., Vavulina Y.V.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The evolution of system-wide approaches to air transport safety management represents a transition to comprehensive models. At the present stage of aviation development problematic safety issues can be solved through integrated efforts management processes are also being transformed. The comparison and integration of multi-level safety management systems requires the study of mechanisms for monitoring the state and the introduction of a uniform parameter as part of the integrated comprehensive model. Such a parameter should take into account the effectiveness of the functioning of each management system and at the same time ensure the continuity of safety monitoring. It seems advisable to supplement the generally accepted parameters based on the assessment of the condition by taking into account the failures that have occurred, with indicators of compliance with the requirements and the level of safety culture.
Keywords: integrated safety, aviation safety management system, aviation security management system, performance indicator, unmanned aircraft systems.
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИБОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПИЛОТОМ
Левин А.Д., Ариничева О.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Анализируются результаты эксперимента, направленного на исследование зрительного восприятия приборной информации пилотом с применением метода окулографии, в котором принял участие 21 студент-пилот СПБГУ ГА им. А.А. Новикова. Описываются различия в тепловых картах, полученных при считывании участниками пилотажно-навигационной информации. Рассмотрены результаты корреляционного анализа данных психодиагностического обследования испытуемых, собранных в рамках проводимого исследования, и оцениваемых параметров эксперимента.
Ключевые слова:Зрительное восприятие, окулография, пилотажно-навигационная информация, индикация.
FEATURES OF VISUAL PERCEPTION OF INSTRUMENT INFORMATION BY THE PILOT
Levin A.D., Arinicheva O.V.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The results of an experiment aimed at studying the visual perception of instrument information by a pilot, depending on the features of the Primary Flight Display indication using the oculography method, in which 21 student pilots of St. Petersburg State University named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov took part, are analyzed. The differences in the heat maps obtained when the participants read the flight navigation information are described. The results of the correlation analysis of the data of the psychodiagnostic examination of participants collected in the current research and the estimated parameters of the experimental tasks are considered.
Keywords: Visual perception, oculography, flight navigation information, indication
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ И ЕГО СВЯЗЬ С МОТИВАЦИЕЙ
Малишевский А.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье рассмотрена проблема поиска предикторов конфликтного поведения. На базе полученной автором выборки, состоящей из 109 студентов факультета лётной эксплуатации различных специализаций, проведено исследование статистических зависимостей стилей поведения в конфликте с характеристиками мотивации испытуемых. Приведены данные тренажерного эксперимента на тренажёре самолёта Diamond 42 и полученной психодиагностики испытуемых. Дан анализ, полученных при этом статистических зависимостей.
Ключевые слова:Безопасность полётов, конфликт, поведенческая стратегия, мотивация, агрессия.
ACTIVE AND PASSIVE BEHAVIOR IN CONFLICT AND ITS RELATION TO MOTIVATION
Malishevskii A.V.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article considers the problem of finding predictors of conflict behavior. Based on the sample obtained by the author, consisting of 109 students of the Faculty of Flight Operations of various specializations, a study of statistical dependencies of behavioral styles in conflict with the characteristics of the motivation of the subjects was conducted. The data of the simulator experiment on the simulator of the Diamond 42 aircraft and the obtained psychodiagnostics of the subjects are presented. The analysis of the statistical dependencies obtained in this case is given.
Keywords: Flight safety, conflict, behavioral strategy, motivation, aggression.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКОНА ВОСПРИНИМАЕМОЙ ОПАСНОСТИ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ
Плясовских А.П., Михальчевский Ю.Ю.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
С использованием экспертного опроса диспетчеров управления воздушным движением и имитационного моделирования проведено исследование, подтверждающее достоверность закона воспринимаемой опасности авиационных событий. В соответствии с этим законом воспринимаемая авиационными специалистами опасность события линейно зависит от логарифма вероятности того, что это событие приведет к катастрофическим последствиям. Предложен способ автоматического измерения опасности сближений ВС по непрерывной 100-балльной шкале, позволяющий разработать автоматизированную или автоматическую систему мониторинга безопасности полетов, которая будет автоматически регистрировать краткосрочные конфликтные ситуации, нарушения установленных интервалов эшелонирования ВС и опасные сближения, а также с высокой точностью рассчитывать опасность этих событий.
Ключевые слова:Безопасность воздушного движения, безопасность полетов, опасность авиационного события, управление безопасностью полетов.
CONFIRMATION OF THE LAW OF PERCEIVED HAZARD OF AIRCRAFT EVENTS
Plyasovskikh A.P. Mikhalchevsky Yu.Yu.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
Using an expert survey of air traffic controllers and simulation modeling, a study was conducted to confirm the validity of the law of perceived danger of aviation events. According to this law, the danger of an event perceived by aviation specialists linearly depends on the logarithm of the probability that this event will lead to catastrophic consequences. A method for automatically measuring the danger of aircraft encounters on a continuous 100-point scale is proposed, which allows developing an automated or automatic flight safety monitoring system that will automatically record short-term conflict situations, violations of established aircraft separation intervals and dangerous encounters, and also calculate the danger of these events with high accuracy.
Keywords:Air traffic safety, flight safety, aviation event hazards, air traffic control, flight safety management
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПИЛОТОВ ВЫВОДУ САМОЛЁТА ИЗ СЛОЖНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Попов И. А.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье рассмотрена важная и актуальная проблема обучения выводу самолёта из сложного пространственного положения на первоначальном уровне лётной подготовки. Дан анализ результатов двух экспериментов, проведённых на разработанной автором статьи установке «LOC education», с помощью которой можно получить не только лишь обобщённые результаты эксперимента, но также и подробный анализ действий каждого из участников. В экспериментах участвовало, в общей сложности, 30 человек студентов старших курсов специализации «Организация лётной работы». Приведены полученные автором статистические зависимости.
Ключевые слова:Безопасность полётов, сложное пространственное положение самолёта, уровень субъективного контроля.
THE PROBLEM OF TEACHING STUDENT PILOTS HOW TO GET AN AIRPLANE OUT OF A DIFFICULT SPATIAL POSITION
Popov I. A.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article considers an important and urgent problem of learning how to take an aircraft out of a difficult spatial position at the initial level of flight training. The analysis of the results of two experiments conducted on the “LOC education” installation developed by the author of the article is given, with the help of which it is possible to obtain not only generalized experimental results, but also a detailed analysis of the actions of each of the participants. A total of 30 senior students of the specialization «Organization of flight work» participated in the experiments. The statistical dependencies obtained by the author are presented.
Keywords:Flight safety, the difficult spatial position of the aircraft, the level of subjective control.
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЗАГРУЖЕННОСТИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Гимишян М.К.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье изложена методика сравнительного анализа загруженности диспетчеров региональных центров на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства (ПИВП) по показателям уровня автоматизации систем ПИВП, представлены основные особенности построения математической модели определения временных затрат диспетчерского персонала ПИВП при реализации технологических процессов планирования воздушного движения и обеспечения качества обслуживания пользователей воздушного пространства. Сформирована система предпочтительности выбора уровня автоматизации систем планирования воздушного движения (ПВД), обеспечивающих выполнение типовых технологических процедур реализации задач координирования на этапе предтактического планирования. В соответствии с действующими нормативными актами и технологическими регламентами в сфере аэронавигационного обслуживания полетов выполнена оценка влияния уровня автоматизации систем (АС) ПВД на загруженность диспетчеров ПИВП и на качество предоставляемых услуг региональными центрами по планированию и координированию использования воздушного пространства.
Ключевые слова:Планирование и координирование, моделирование, эффективность, интенсивность потоков ВС, гипергеометрическое распределение.
METHODOLOGY FOR ANALYZING THE WORKLOAD OF THE STAFF OF REGIONAL CENTERS, TAKING INTO ACCOUNT THE LEVEL OF AUTOMATION OF AIR TRAFFIC PLANNING SYSTEMS
Gimishyan M.K.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article presents methodology for a comparative analysis of the workload of dispatchers of regional centers in pre-tactical planning of the use of airspace (PUAS) according to the indicators of the level of automation of airspace systems. The main features of building a mathematical model for determining the time spent by PUAS dispatching personnel in the implementation of technological processes for air traffic planning and ensuring the quality of service for airspace users are presented. A system of preference for choosing the level of automation of air traffic planning systems (ATPS) has been formed, ensuring the implementation of standard technological procedures for the implementation of coordination tasks at the stage of pre-tactical planning of coordination tasks at the stage of pre-tactical planning has been formed in accordance with the current regulatory acts and technological regulations in the field of air navigation flight services. The main features of assessing the impact of the level of automation of the ATPS systems on the workload of air traffic controllers, who ensure the efficiency and quality of services provided by regional centers for planning and coordinating the use of airspace, have been determined.
Keywords:Planning and Coordination, Typical Tasks, Modeling, Efficiency, Level of Automation of AS PVD, Hypergeometric Distribution, Intensity of Flow Flows of IRDP Problems and Their Solutions.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ РДЦ
Олексин С.Л., Лещенко К.Ю., Лактюшин В.П.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В статье представлены основные результаты анализа организационно-структурных особенностей диспетчерских пунктов секторов районных диспетчерских центров (РДЦ); выделены основные типы диспетчерских пунктов и описаны особенности распределения технологических обязанностей между персоналом, обеспечивающим обслуживание воздушного движения; изложена концепция и сформированы основные требования к формированию базы исходных данных математического моделирования технологической деятельности диспетчерских пунктов. Описаны соответствующие математические модели каждого типа диспетчерского пункта в виде систем линейных и дифференциальных уравнений, составленных на основе размеченных графов их состояний; представлены методы определения вероятности переходных процессов и способ решения систем уравнений, основанный на введении производящих функций. По итогам реализации математических моделей, для каждого из рассматриваемых типов диспетчерских пунктов (ДП), определены функциональные зависимости загруженности диспетчера радиолокационного управления (контроля) от интенсивности потоков задач с учетом приоритетности решения и возможной пролонгации времени их реализации. Представлена классификация основных технологических задач и ведены понятия дифференциального и интегрального коэффициентов загруженности диспетчеров управления воздушным движением (УВД), установлена аналитическая связь между ними; проведена верификация полученных результатов и рекомендованы основные направления их применения в процессах проектировании воздушного пространства и оперативной организации работы диспетчерских пунктов РДЦ.
Ключевые слова:дифференциальный и интегральный коэффициенты, абсолютный и относительный приоритеты решения технологических задач, производящие функции, типы ДП, вероятность состояния ДП, технологические задачи.
MATHEMATICAL MODELING OF TECHNOLOGICAL PROCESSES OF DDC CONTROL CENTERS
Оleksin S.L., Leshenko K.Y., Laktushin V.P.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The article presents the main results of the analysis of the organizational and structural features of the control centers of the sectors of district dispatch centers (DDC). The main types of control centers are identified and the features of the distribution of technological responsibilities between the personnel providing air traffic services are described. The concept is set forth and the basic requirements for the formation of a database of nitial data of mathematical modeling of technological activities of control centers are formed. The corresponding mathematical models of each type of control room are described in the form of systems of linear and differential equations compiled on the basis of labeled graphs of their states; methods for determining the probability of transient processes and a method for solving systems of equations based on the introduction of producing functions are presented based on the results of the implementation of mathematical models, for each of the considered types of control centers (CC). The functional dependencies of the workload of the radar control (control) dispatcher on the intensity of task flows were determined, taking into account the priority of the solution and the possible prolongation of the time of their implementation. The classification of the main technological tasks is presented. The concepts of differential and integral workload coefficients of air traffic control (ATC) controllers are presented, an analytical relationship between them is established; Verification of the obtained results was carried out and the main directions of their application in the processes of airspace design and operational organization of the work of DDC control centers were recommended.
Keywords:Differential and integral coefficients, absolute and relative priorities of solving technological problems, producing functions, types of CC, probability of CC state, technological tasks.).
СРАВНИВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УТЕПЛИТЕЛЕЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ВС «Diamond DA40NG»
Матвеев Г.Г., Иванов Д.А., Петрова Т.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
В настоящей статье представлены результаты экспериментальных исследований способности утеплителей сохранять температуру 18оС внутри воздушного судна для реальных условий Якутии в период зимний период, характеризующийся экстремально низкими температурами. Доказано, что первоначальный выбор материалов по итогам проведённых ранее исследований верен и данные материалы подходят для использования в качестве утеплителя кабины ВС «Diamond DA40NG». Представлены графики изменения температуры на основе полученных эмпирических данных. Также в данной работе определена точка росы, поскольку конденсат на поверхности может вызвать повреждение конструкции ВС.
Ключевые слова:воздушное судно, техническая эксплуатация, утеплитель, эксперимент, теплоизоляция кабины ВС, точка росы, расчет, влажность, конденсат, проверка.
COMPARISON OF THE HEAT PROTECTIVE CHARACTERISTICS OF INSULATION FOR USE AS THERMAL INSULATION OF “DIAMONDDA40NG” AIRCRAFT
Matveev G.G., Ivanov D.A., Petrova T.V.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
This article presents the results of experimental studies of the ability of insulation to maintain a temperature of 18 ° C inside an aircraft for real conditions of Yakutia during the winter period, characterized by extremely low temperatures. It has been proven that the initial choice of materials based on the results of previous research is correct and these materials are suitable for use as insulation for the cabin of the «Diamond DA40NG» aircraft. Graphs of temperature changes are presented based on the obtained empirical data. Also in this work, the dew point was determined, since condensation on the surface can cause damage to the aircraft structure.
Keywords:aircraft, technical operation, insulation, experiment, aircraft cabin thermal insulation, dew point, calculation, humidity, condensate, verification
МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТОКОВ ПРИБЫВАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ В АЭРОПОРТАХ
Палагин Ю.И., Мочалов А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Процесс обслуживания потока прибывающих авиапассажиров рассматривается как многофазный процесс, включающий наряду с обычными внутриаэропортовыми операциями фазы вывоза автомобильным и железнодорожным транспортом. Предлагается методика выбора параметров на отдельных фазах обслуживания, использующая аналитические методы и имитационное вероятностное моделирование с помощью разработанной информационно-логистической системы «AirportTransLogistics». Показывается возможность коррекции с помощью имитационных моделей выбранных параметров обслуживания с целью повышения качества обслуживания на различных фазах.
Ключевые слова:Аэропорты, пассажиропотоки, внутриаэропортовое обслуживание, вывозящий транспорт, оценка качества и выбор параметров, имитационное моделирование, программное обеспечение
MODELING OF MULTIMODAL PROCESSES OF SERVICING THE FLOWS OF ARRIVING PASSENGERS AT AIRPORTS
Palagin Y.I., Mochalov A.I.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
We consider arrival passenger service as multiphase multimodal process, including both airport operations and departure operations by avto- and railway city transport. It is proposed the methodology based on both analytic formulas of queueing theory and random simulator «AirportTransLogistics». The examples are described.
Keywords:Airports, passenger flows, airport operations, city motor and railway transport, quality estimations, random simulators, software.
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СПРОСА НА ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
Маслаков В.П ., Жуков В.Е., Брагин А.А.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Целью данной работы является оценка удовлетворения спроса на воздушные перевозки населения Российской Федерации до 2030 года. Актуальность данной работы состоит в необходимости определения величин авиационной подвижности населения РФ (АПН) как функции от прогнозных значений валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ВВП на душу населения по ППС) (GDP per capita PPP). Авторами, в качестве результата многолетних исследований, получена функциональная зависимость величин АПН стран-членов ИКАО, то есть пассажиро-километров на человека в год, выполненных авиакомпаниями страны от GDP per capita PPP (тыс. долл/чел в год). По полученным значениям АПН выполнено прогнозирование объемов спроса на воздушные перевозки населения Российской Федерации до 2030 года и произведен сравнительный анализ с прогнозируемыми объемами предложения авиакомпаний РФ. В дальнейших исследованиях предполагается создание комплексной модели расчета рациональной структуры парка пассажирских воздушных судов (ВС) РФ в зависимости от спроса на перевозки, а также для стратегического планирования развития инфраструктуры воздушного транспорта РФ.
Ключевые слова:ВВП на душу населения в год по ППС, среднегодовой темп прироста (AAGR), авиационная подвижность населения, среднегодовой неудовлетворенный спрос.
FORECASTING THE DEMAND FOR AIR TRANSPORTATION OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Maslakov V.P., Zhukov V.E., Bragin A. A.
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The purpose of this work is to forecast the demand for air transportation of the population of the Russian Federation until 2030. The relevance of this work lies in the necessity to determine the values of air population mobility of the Russian Federation (APM) as a function of the forecast values of gross domestic product per capita at purchasing power parity (GDP per capita PPP). The authors, as a result of many years of research, obtained a functional dependence of the APM values of ICAO member countries, that is, passenger kilometers per person per year, performed by the country’s airlines from the GDP per capita PPP (thousand dollars/person per year). Based on the obtained APM values a forecast was made of the volume of demand for air transportation of the population of the Russian Federation until 2030 and a comparative analysis was carried out with the projected volumes of supply of Russian Federation airlines. Further research involves the creation of a comprehensive model for calculating the rational structure of the fleet of passenger aircraft (AC) of the Russian Federation depending on the demand for transportation
Keywords:GDP per capita PPP per year, average annual growth rate (AAGR), air population mobility, average annual unmet demand.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМАЛЬНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛОВ ДЛЯ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПАРАМЕТРА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Лежанкин Б.В. 1, Ерохин В.В. 1, Федоров А.В. 2.
1Иркутский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации»
2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Организация воздушного движения в Российской Федерации осуществляется согласно нормам и правил, определяемых документарной базой Государства, путем применения совершенных технологий, обеспечивающих выполнение обязанностей Государства в области безопасности полетов, их регулярности и эффективности. Важной составляющей, реализующей эти задачи, является технология обслуживания воздушного пространства. Основой построения такой структуры является многопозиционная система наблюдения (МПСН), решающая задачу самолетовождения на воздушных трассах, путем слежения за траекториями перемещения объектов наблюдения. Применение методов оптимального обнаружения сигналов в радиоэлектронных системах различного назначения при обработке сигналов на фоне шумов показало высокую эффективность. Данная работа посвящена анализу возможности решения задачи по оценке параметров МПСН методами оптимального приема сигналов и исследование точностных показателей полученных результатов
Ключевые слова:многопозиционная система наблюдения, плотность распределения вероятности, порог обнаружения, усиление сигнала, оценка параметров
APPLICATION OF OPTIMAL SIGNAL DETECTION METHODS FOR THE PROBLEM OF DETERMINING AN INFORMATION PARAMETER IN AN INTEGRATED MULTI-POSITION SURVEILLANCE SYSTEM
Erokhin V.V.1, Lezhankin B.V.1, Fedorov A.V.2
1 Irkutsk Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk, Russia (MSTUCA)
2 Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
The organization of air traffic in the Russian Federation is carried out in accordance with the norms and rules determined by the documentary base of the State, through the use of advanced technologies that ensure the fulfillment of the State’s responsibilities in the field of flight safety, their regularity and efficiency. An important component that implements these tasks is airspace maintenance technology. The basis for the construction of such a structure is a multi-position surveillance system (MPSS), which solves the problem of aircraft navigation on air routes by tracking the trajectories of movement of surveillance objects. The use of methods for optimal signal detection in radio-electronic systems for various purposes when processing signals against a background of noise has shown high efficiency. This work is devoted to analyzing the possibility of solving the problem of estimating the parameters of the MPSS using optimal signal receiver methods and studying the accuracy of the results obtained.
Keywords:multi-position surveillance system, probability density function, detection threshold, signal amplification, parameter estimation.