Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2023 №3 (40)

ВЕСТНИК №3 (40) 2023

 

629.7.058

ПРИМЕНЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА MFTA/GDTA/CTA/CWA ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ЭКИПАЖЕМ ВС РЕШЕНИЙ ПО ОБХОДУ ГРОЗОВЫХ ОЧАГОВ
Г. В. Коваленко, д.т.н., профессор, Ю. Ю. Михальчевский, д.э.н, к.т.н., доцент, И. А. Ядров
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье приводятся результаты аналитического этапа создания интеллектуальной адаптивной системы (ИАС) поддержки принятия экипажем воздушного судна решений по обходу грозовых очагов. Проведение обобщенного анализа с использованием метода MFTA/GDTA/CTA/CWA позволило определить цель функционирования ИАС, решаемые для ее достижения задачи и подзадачи, а также требования по обеспечению ситуационной осведомленности. Результаты заключительного этапа анализа показали, что для создаваемой ИАС наиболее значимым неблагоприятным внутренним фактором работы являются ограничения человека-оператора в области распределения рабочей нагрузки, которая может превышать допустимые значения из-за необходимости выполнять несколько действий одновременно. На основании полученной информации обосновываются основные принципы реализуемой в разрабатываемой ИАС адаптации, направленные на минимизацию возможных негативных аспектов функционирования системы.

Ключевые слова: автоматизация, оптимизация, обход грозы, адаптивная автоматика, интеллектуальная адаптивная система, обобщенный метод MFTA/GDTA/CTA/CWA.

APPLICATION OF THE GENERALIZED METHOD MFTA/GDTA/CTA/CWA IN THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENT ADAPTIVE FLIGHT CREW DECISION SUPPORT SYSTEM FOR THUNDERSTORM AVOIDANCE
G. V. Kovalenko, Y. Y. Mikhal’chevskiy, I. A. Yadrov
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

The article presents the results of the initial stage of developing an intelligent adaptive system (IAS) for supporting aircraft crew decision-making regarding thunderstorm avoidance. Conducting a generalized analysis using MFTA/GDTA/CTA/CWA allowed for defining the purpose of the IAS, tasks and subtasks aimed at achieving it, as well as requirements for situational awareness. The results of the final stage of analysis indicated that the most significant adverse internal factor for the developing IAS is the constraints faced by the human operator in the domain of workload distribution, which can exceed permissible values due to the necessity of performing multiple actions simultaneously. Based on the obtained information, the fundamental principles of adaptation implemented in the developing IAS are justified, aiming to minimize potential negative aspects of its operation.

Keywords:automation, optimization, thunderstorm avoidance, adaptive automation, intelligent adaptive system, generalized method MFTA/GDTA/CTA/CWA.

 

 

УДК: 629.735.33:004.021

НЕЧЕТКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ РИСКА ПРОБЛЕМНОГО В. В. Балясников1, д.т.н., профессор, А. А. Хаустов2, Д. Е. Кормильцев1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2 АО «Авиакомпания «Россия», г. Санкт-Петербург, Россия

Специфической особенностью концепции управления безопасностью полётов, принятой международной гражданской авиацией, является использование в ней модели управления рисками. Основанная на реализации вероятностных подходов она успешно применяется, но только при наличии достаточного количества статистических данных, характеризующих фактическое проявление опасности. В статье предложена модель с применением положений методологии ARMS и аппарата теории нечётких множеств, позволяющая обеспечить оценку рисков в условиях отсутствия или редкого проявления опасности, используя для этого информацию, поступающую по каналам системы добровольных сообщений.

Ключевые слова: оценка рисков, Система управления безопасностью полётов, теория нечётких множеств, риск-ориентированный подход.

FUZZY MODEL FOR ASSESSING THE RISK OF A PROBLEMATIC ISSUE OF FLIGHT SAFETY
V. V. Balyasnikov1, А. А. Khaustov2, D. E. Kormiltsev1
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
2 “Rossiya airlines” Joint Stock Company

A specific feature of the safety management concept adopted by the international civil aviation is the use of a risk management model in it. Based on the implementation of probabilistic approaches, it is successfully applied, but only if there is a sufficient amount of statistical data characterizing the actual manifestation of danger. The article proposes a model using the provisions of the ARMS methodology and the apparatus of the theory of fuzzy sets, which allows for risk assessment in the absence or rare manifestation of danger, using information received through the channels of the voluntary message system.

Keywords: risk assessment, safety management system, fuzzy set theory, risk-oriented approach.

 

 

УДК 656.7:351.814.263:808

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА
ВОЗДУШНОГО СУДНА

Н. А. Бабнищев, А. В. Малишевский, к.т.н., доцент
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье на примере одной из крупных российских авиакомпаний выполнен контент-анализ речевой деятельности пилотов гражданской авиации по материалам 25 реальных авиационных инцидентов, произошедших за период 2018‒2022 годов. Рассмотрены различные подходы к анализу речевого взаимодействия в экипаже.

Ключевые слова: речевая деятельность, контент-анализ, принятие решения, безопасность полётов.

CONTENT ANALYSIS OF THE SPEECH ACTIVITY OF THE AIRCRAFT CREW
V. V. Balyasnikov1, А. А. Khaustov2, D. E. Kormiltsev1
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
2 “Rossiya airlines” Joint Stock Company

A specific feature of the safety management concept adopted by the international civil aviation is the use of a risk management model in it. Based on the implementation of probabilistic approaches, it is successfully applied, but only if there is a sufficient amount of statistical data characterizing the actual manifestation of danger. The article proposes a model using the provisions of the ARMS methodology and the apparatus of the theory of fuzzy sets, which allows for risk assessment in the absence or rare manifestation of danger, using information received through the channels of the voluntary message system.

Keywords: risk assessment, safety management system, fuzzy set theory, risk-oriented approach.

 

 

УДК 629.7

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ ПО ПРОГРАММЕ «CREW RESOURCE MANAGEMENT»
Н. А. Машков, Т. В. Зюба к.т.н., доцент, И. А. Попов
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлено описание методических проблем возникших в ходе применения пакета специального программного обеспечения предназначенного для подготовки авиационного персонала по программе «CRM – управление ресурсами двухчленного экипажа». Предложены пути решения основных проблем, а также намечены пути реализации предложенных решений.

Ключевые слова: безопасность полетов, CRM, специальные программные продукты, методическое обеспечение.

APPLIED SOFTWARE PRODUCTS FOR TRAINING PILOTS
UNDER THE PROGRAM «CREW RESOURCE MANAGEMENT»

N. A. Mashkov, T. V. Zuba, I. A. Popov
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

The article describes the methodological problems that arose during the application of a package of special software designed for the training of aviation personnel under the program “CRM – resource management of a two-member crew”. The ways of solving the main problems are proposed, as well as the ways of implementing the proposed solutions are outlined.

Keywords: flight safety, CRM, special software products, methodological support.

 

 

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
И. А. Калинин, к.э.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Цифровая трансформация российских авиапредприятий в условиях пятого технологического уклада глобальной экономики и промышленной революции Индустрия 4.0 является неизбежным процессом и, следовательно, одной из приоритетных национальных задач Программы «Цифровая экономика России», а также новой Транспортной стратегии России – 2030. Цифровизация отрасли, появление новых возможностей взаимодействия участников экономического процесса, требуют сегодня принципиально новых знаний и навыков, изменяют профессиональные требования к персоналу предприятий, формируют спрос на другие компетенции работников. Целью настоящей статьи является обоснование необходимости подготовки открытия в СПбГУ ГА нового направления подготовки Менеджер цифровой экономики воздушного транспорта. Для этого решены следующие задачи: предложена образовательная модель и детализирован портфель компетенций менеджера цифровой экономики воздушного транспорта. Решение указанных задач должно позволить авиационным предприятиям успешно решить кадровую проблему в экосистеме цифровой экономики воздушного транспорта России

Ключевые слова: цифровая экономика, менеджер, бизнес-модель, компетенция, персонал

FORMATION THE EDUCATIONAL MODEL OF THE MANAGER FOR THE AIR TRANSPORT’S DIGITAL ECONOMY
I. A. Kalinin
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

Digital transformation of Russian airlines in the context of the fifth technological order of the global economy and the industrial revolution, Industry 4.0 is an inevitable process and, therefore, one of the priority national tasks of the Digital Economy of Russia Program, as well as the new Transport Strategy of Russia – 2030. Digitalization of the industry, the emergence of new opportunities for interaction between participants in the economic process, require fundamentally new knowledge and skills today, change the professional requirements for the personnel of enterprises, form the demand for other competencies of employees. The purpose of this article is to substantiate the need to prepare for the opening of a new direction of training for the Manager of the digital Economy of Air transport at SPBSUG. To do this, the following tasks have been solved: an educational model has been proposed and the portfolio of competencies of the manager of the digital economy of air transport has been detailed. The solution of these tasks should allow aviation enterprises to successfully solve the personnel problem in the ecosystem of the digital economy of Russian air transport.

Keywords: digital economy, manager, business model, competence, staff.

 

 

УДК: 656.7.022.5

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СЛИЯНИЯ ПОТОКОВ ПРИБЫВАЮЩИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
А. П. Плясовских, д.т.н., В. Г. Луговой
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

На данный момент, в целях формирования потока заходящих на посадку воздушных судов (ВС) большую популярность приобрели системы слияния потоков (Point Merge System). Несмотря на преимущество для органов ОВД и авиакомпаний, данные системы имеет и недостатки. Одним из недостатков типовых систем слияния потоков является низкая адаптивность к неравномерным потокам прибывающих ВС, что выражается в снижении пропускной способности системы слияния потоков и увеличении времени ожидания прибывающих ВС. В статье предлагается модель типовой системы слияния потоков, построенная с использованием сети массового обслуживания. На основании анализа данной модели выявлены причины снижения пропускной способности. Рассмотрены пути решения проблемы снижения пропускной способности. Предложена усовершенствованная система слияния потоков, позволяющая нивелировать недостатки типовой системы слияния потоков. Экспериментальные исследования на комплексном диспетчерском тренажере подтвердили достоверность теоретических выводов.

Ключевые слова: потоки воздушных судов, прибывающие воздушные суда, Point Merge System, система слияния потоков.

MODEL OF ARRIVAL AIRCRAFT FLOWS MERGING SYSTEM USING A QUEUENING NETWORK
A. P. Plyasovskih, V. G. Lugovoi
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

At present moment arrival flow merging systems, which include Point Merge system have become very popular. Despite advantages for ATC and airlines these systems have problems. The main disadvantage of typical flow merging systems is weak adaptation to not equal arrival traffic flows. As a result the whole arrival capacity in that case becomes reduced, time of delay increases. In the article we propose flow merging system model based on queening network. After analyzing this model the reasons of problems were found. An improved flow merging system is proposed as a solution for exclusion capacity problems. Experiments on ATC simulator approve theoretical conclusions.

Keywords: Air traffic flow, arrival aircraft, Point Merge System, flow merging system.

 

 

УДК 00.007:519.7

ПРОИЗВОЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВХОДЯЩЕГО ПОТОКА ЗАДАЧ
И ВРЕМЕНИ ИХ РЕШЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОВД

С. Л. Олексин
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье изложены концепция и результаты анализа технологических параметров, формирующих загруженность диспетчерского персонала секторов районного диспетчерского центра – РДЦ (РЦ ЕС ОрВД) в процессе их технологической деятельности при небольшой интенсивности воздушного движения. Определено количество задач по ОВД, реализуемые диспетчером УВД с пролонгацией (задержкой) при произвольном распределении их поступления и времени их решения. Рассмотрены особенности изменения количественных параметров задержек при экспоненциальном и постоянном времени решения задач и принятия оперативных решений диспетчерским персоналом. Отдельно рассмотрены аспекты деятельности диспетчеров УВД в сбойной ситуации в условиях перегрузки объектов управления полетами. В частности, определены качественные и количественные характеристики пролонгации сроков обработки получаемой информации и реализации технологических решений. Предложен аналитический метод определения вероятности возникновения сбойной ситуации при произвольном распределении потока задач и времени их решения, а также при постоянном и показательном распределении времени обработки сообщений диспетчерским персоналом. Изложены и обоснованы рекомендации по применению аналитических зависимостей временных параметров при математическом моделировании технологических процессов, реализуемых в диспетчерских пунктах РДЦ (РЦ ЕС ОрВД).

Ключевые слова: математическая модель, произвольный закон распределения, гамма-распре-деление, математическое ожидание, дисперсия и среднее значение параметров математической модели, обслуживание воздушного движения, сектор РДЦ, диспетчер УВД, параметр потока воздушных судов.

ARBITRARY DISTRIBUTION FOR THE INCOMING FLOW OF PROBLEMS AND THE TIME OF THEIR SOLUTION IN MATHEMATICAL MODELS OF TECHNOLOGICAL PROCESSES OF ATS
S. L. Oleksin
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

The article presents the concept and results of the analysis of technological parameters that form the workload of the dispatching personnel of the sectors of the district control center – ACC in the course of their technological activities with a low intensity of air traffic. The number of ATS tasks implemented by the ATC dispatcher with prolongation (delay) with an arbitrary distribution of their receipt and time for their solution is determined. The features of changing the quantitative parameters of delays at exponential and constant time for solving problems and making operational decisions by dispatching personnel are considered. Separately, aspects of the activities of ATC dispatchers in a failure situation in conditions of overloading of flight control objects are considered. In particular, the qualitative and quantitative characteristics of the prolongation of the processing time of the received information and the implementation of technological solutions are determined. An analytical method is proposed for determining the probability of a failure situation with an arbitrary distribution of the flow of tasks and the time for their solution, as well as with a constant and indicative distribution of the time for processing messages by dispatching personnel. Recommendations on the application of analytical dependences of time parameters in mathematical modeling of technological processes implemented in the control rooms of the ACC are presented and substantiated.

Keywords: The article describes the concept and results of the analysis of technological parameters that form the workload of the dispatching personnel of the ACC sectors in the course of their technological activities with a low intensity of air traffic. The number of ATS tasks implemented by the ATC dispatcher with prolongation (delay) with an arbitrary distribution of their receipt and time for their solution is determined. The features of changing the quantitative parameters of delays at exponential and constant time for solving problems and making operational decisions by dispatching personnel are considered, aircraft flow parameter.

 

 

УДК 621.396.96

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ШИРОКОЗОННОЙ МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Э. А. Болелов1, Б. В. Лежанкин2, М. А. Межетов2, В. В. Ерохин2
1 Московский государственный технический университет гражданской авиации
2 Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Проблемой практической реализации радиоэлектронных систем является соответствие заявленных технических характеристик реальным данным. Поэтому актуальной научной задачей является исследование особенностей применения методов мультилатерационной технологии обработки информации применительно к современным многопозиционным системам наблюдения (МПСН). С практической точки зрения наибольший интерес представляет исследование характеристик МПСН в реальных условиях функционирования. В статье приведены результаты исследования региональной (широкозонной) многопозиционной системы наблюдения Иркутского центра организации воздушного движения, полученные методами полунатурного моделирования. Разработано специализированное программное обеспечение для моделирования полета ВС по существующим маршрутам и исследования характеристик МПСН в пределах рабочей зоны в соответствии с известным расположением приемных станций в Иркутском центре Организации воздушного движения. Подтверждена целесообразность применения МПСН для высокоточного определения местоположения ВС. Выполнены исследования точностных характеристик определения местоположения ВС в пределах рабочий зоны системы в соответствии с известным расположением наземных станций широкозонной многопозиционной системы наблюдения Иркутского регионального центра организации воздушного движения. Представлены результаты сравнительного анализа радиальной погрешности местоположения ВС, полученной позиционным методом для рабочей зоны МПСН на основе разностно-дальномерной системы навигации и на выходе фильтра Калмана применительно к разным маршрутам полета. Сравнительный анализ демонстрирует практически идентичные результаты, что подтверждает правильность решения задачи. Полученные результаты исследований можно использовать при размещении наземных станций широкозонной МПСН для достижения высоких показателей эффективности функционирования системы наблюдения и организации воздушного движения в целом.

Ключевые слова: многопозиционная система наблюдения, мультилатерация, приемная станция, фильтр Калмана, рабочая зона, местоположение.

STUDY OF THE ACCURACY CHARACTERISTICS OF THE WIDE-AREA MULTI-POSITION SURVEILLANCE SYSTEM OF THE IRKUTSK REGIONAL CENTER FOR AIR TRAFFIC MANAGEMENT
E. A. Bolelov1, B. V. Lezhankin2, M. A. Mezhetov2, V. V. Erokhin2
1 Moscow State Technical University of Civil Aviation
2 Irkutsk branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation

The problem of the practical implementation of radio electronic systems is the compliance of the declared technical characteristics with real data. Therefore, an urgent scientific task is to study the features of applying the methods of multilateration information processing technology in relation to modern multi-position surveillance systems (MPSS). From a practical point of view, of greatest interest is the study of the characteristics of the MPSS in real operating conditions. The article presents the results of a study of the regional (wide-area) multi-position surveillance system of the Irkutsk Air Traffic Management Center, obtained by the methods of semi-natural modeling. Specialized software has been developed for simulating aircraft flight along existing routes and studying the characteristics of the MPSN within the operating area in accordance with the known location of receiving stations in the Irkutsk Air Traffic Management Center. The expediency of using the MPSS for high-precision determination of the position of the aircraft has been confirmed. Investigations of the accuracy characteristics of determining the location of the aircraft within the operating zone of the system in accordance with the known location of ground stations of the wide-area multi-position surveillance system of the Irkutsk Regional Air Traffic Management Center have been carried out. The results of a comparative analysis of the radial error in the position of the aircraft, obtained by the positional method for the working area of the MPSS based on the difference-range navigation system and at the output of the Kalman filter, as applied to different flight routes, are presented. Comparative analysis shows almost identical results, which confirms the correctness of the solution of the problem. The obtained results of the research can be used in the placement of ground stations of the wide-area MPSS to achieve high performance indicators for the functioning of the surveillance system and air traffic management as a whole.

Keywords: multi-position surveillance system, multilateration, receiving station, Kalman filter, working area, location.

 

 

УДК 621.396.96

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАВЯЗКИ ЛОЖНЫХ ТРАСС ВО ВТОРИЧНОМ РАДИОЛОКАТОРЕ ПУТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К МЕСТУ УСТАНОВКИ
С. В. Дворников, А. В. Иванов, А. П. Плясовских, д.т.н.
АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

Рассмотрены методы обработки сигналов бортовых ответчиков в аппаратуре вторичных радиолокаторов (ВРЛ), уменьшающие вероятность инициализации ложных трасс (ЛТ) по ответным сигналам, поступающим через отражающие наземные объекты, путем автоматической адаптации ВРЛ к месту установки при вводе и входе эксплуатации с учетом расположения окружающих местных предметов (МП) типа неровностей земной поверхности, зданий, заборов и т.п., отражающих сигналы ответчиков воздушных судов. Предлагается способ, обеспечивающий предотвращение возникновения ЛТ благодаря адаптивному формированию и использованию зон переотражений при оценке принимаемой радиолокационной информации ВРЛ на объекте эксплуатации.
Полученная информация анализирует слияние геометрических и информационных параметров отражающих поверхностей МП. Сформированные зоны переотражений используются для принятия решения об инициализации достоверных треков движения воздушных судов внутри мешающих зон переотражений. В процессе работы ВРЛ с появлением новых отражателей создаются новые или расширяются имеющиеся зоны переотражений. Границы новых зон переотражений запоминаются и хранятся в памяти зон переотражений, благодаря чему новые ЛТ не появляются на контрольном индикаторе кругового обзора ВРЛ и не транслируются в автоматизированную систему (АС) управления воздушным движением (УВД) аэродромной зоны.

Ключевые слова: автоматизированная система, вторичный радиолокатор, движущаяся цель, запросный сигнал, зона отражения, местный предмет, ответный сигнал, отражающая поверхность, управление воздушным движением, АС ВРЛ, УВД.

PREVENTING FALSE TRACKS IN THE SECONDARY RADAR BY AUTOMATIC ADAPTATION TO THE INSTALLATION SITE
S. V. Dvornikov, A. V. Ivanov, A. P. Plyasovskikh
JSC “All-Russian Research Institute of Radio Equipment”

The methods of processing the signals of airborne transponders in the equipment of secondary radars (SRL) are considered, which reduce the probability of initialization of false tracks (LT) by response signals coming through reflecting ground objects, by automatically adapting the SSR to the installation site during commissioning and during operation, taking into account the location surrounding local objects (MP) such as unevenness of the earth’s surface, buildings, fences, etc., reflecting the signals of aircraft transponders.
A method is proposed to prevent the occurrence of LT due to the adaptive formation and use of re-reflections zones when evaluating the received SSR radar information at the operation site. The received information is analyzed for the presence of geometric and informational parameters of the reflective surfaces of the MP. The generated multipath zones are used to make a decision on the initialization of reliable aircraft movement tracks inside the interfering multipath zones. In the process of SSR operation, with the advent of new reflectors, new reflection zones are created or existing ones are expanded. The boundaries of new reflection zones are memorized and stored in the memory of the reflection zones, due to which new LTs do not appear on the SSR all-round visibility control indicator and are not broadcast to the air traffic control (ATC) automated system (AS) of the airfield area.

Keywords: automated system, secondary radar, moving target, interrogating signal, reflection zone, local object, response signal, reflecting surface, air traffic control, AS, VRL, ATC.

 

 

УДК 656.7.025

СРАВНЕНИЕ ТЕПЛОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ УТЕПЛИТЕЛЕЙ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ЛЕГКОМОТОРНОГО САМОЛЕТА DIAMOND DA40NG С ДВИГАТЕЛЕМ АЕ-300

Г. Г. Матвеев, Д. А. Иванов, к.т.н., доцент, Т. В. Петрова, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассмотрены разновидности утеплителей от разных производителей, которые протестированы в реальных условиях Крайнего Севера в период максимально отрицательных температур наружного воздуха. Кратко описаны их основные параметры. Сделан выбор материала с целью использования в качестве утеплителя для легкомоторного самолета Diamond DA40NG с двигателем АЕ-300.

Ключевые слова: авиационная техника, техническая эксплуатация, техническое обслуживание, утепление кабины самолёта.

TEST AND VERIFICATION OF THE EFFICIENCY OF THE HEAT-SAVING PROPERTIES OF INSULATION
G. G. Matveev, D. A. Ivanov, T. V. Petrova
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

The article discusses the types of heaters from different companies and tested in the real conditions of the Far North during the period of the most negative outdoor temperatures. The main parameters are briefly stated. One material is proposed for the Diamond DA40NG light aircraft with the AE-300 engine.

Keywords: aviation equipment, technical operation, maintenance, insulation of the aircraft cabin.

 

 

УДК 629.735

КОНТРОЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА САМОЛЁТА
М. А. Бобрин1, И. Н. Шестаков2
1 Московский государственный технический университет гражданской авиации
2 Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, Москва

Базовой частью системы управления техническим состоянием летательного аппарата (ЛА) является внутренняя встроенная система автоматического допускового контроля, в том числе гидравлической системы (ГС). Допуск состоит из производственного, эксплуатационного и ремонтного. Работа посвящена эксплуатационной составляющей поля допуска. Рассматривается состав системы управления безопасностью полётов (БП), её связь с системой управления техническим состоянием ЛА и системой встроенного допускового контроля ГС. Контроль начинается с проверки работоспособности ГС замером выходных параметров функциональных подсистем (ФП): скорости перемещения выходных звеньев или времени выполнения операций. Если эти параметры не укладываются в поле допуска, производится поиск неисправностей в отказавшей ФП замером давления до и после элементов ГС. Давление зависит от вязкости жидкости, характеризующейся кинематическим коэффициентом вязкости и определяется температурой жидкости. С помощью экспериментальных данных и метода аппроксимации получено выражение для зависимости коэффициента кинематической вязкости рабочей жидкости ГС от температуры. Получено выражение для зависимости температуры рабочей жидкости от скорости движения, её температуры на выходе из насоса и температуры окружающей среды. Используя это соотношение и полученное выражение был разработан алгоритм для внутреннего замеряемого параметра – давления. Подставляя в это выражение граничные значения входящих в него параметров, можно получить поле допуска. Полученная зависимость для давления является алгоритмом вычисления внутреннего замеряемого параметра ГС, которая должна быть введена в блок обработки информации бортового вычислителя (БВ) системы автоматического контроля и управления техническим состоянием ГС и БП. По экспериментальным данным получен коэффициент, с помощью которого можно учесть изменения коэффициента кинематической вязкости с увеличением наработки.

Ключевые слова: гидравлические системы летательных аппаратов, автоматический контроль, эксплуатационное поле допуска, бортовой вычислитель, управление безопасностью полётов.

CONTROL OF HYDRAULIC SYSTEMS WITH THE HELP OF THE ON-BOARD COMPUTER COMPLEX OF THE AIRCRAFT
M. A. Bobrin1, I. N. Shestakov2
1 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow
2 The State Scientific Research Institute of Civil Aviation, Moscow

The basic part of the technical condition management system of the aircraft (AC) is an internal built-in system of automatic tolerance control, including the hydraulic system (HS). Tolerance consists of production, operational and repair. The work is devoted to the operational component of the tolerance field. The composition of the BP control system, its connection with the aircraft technical condition management system and the system of built-in tolerance control of the HS are considered. The control begins with verification of GS operability by measuring the output parameters of functional subsystems (FS): speed of movement of output links or time of operations execution. If these parameters are not within the tolerance field, troubleshooting is performed in the failed FP by measuring pressure before and after the elements of the GS. The pressure depends on the viscosity of the fluid, characterized by the kinematic viscosity coefficient and determined by the fluid temperature. Using experimental data and the method of approximation, the expression for the dependence of the kinematic viscosity coefficient of the working fluid from the temperature is obtained. The expression for dependence of the working fluid temperature on the speed of movement, its temperature at the pump outlet and the ambient temperature is obtained. Using this relation and the obtained expression, an algorithm was developed for the internal parameter to be measured – pressure. By substituting into this expression the boundary values of the parameters included in it, we can obtain the tolerance field. The obtained dependence for the pressure is an algorithm for calculating the internal measured parameter of the HS, which should be entered into the information processing unit of the onboard computer (OBD) of the system of automatic control and management of the technical condition of the HS and OBD. According to the experimental data, the coefficient, which can be used to take into account changes in the kinematic viscosity coefficient with increasing operating time, is obtained.

Keywords: aircraft hydraulic systems, automatic control, operational tolerance field, onboard computer, safety management.

 

 

удк: 629.09.301

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ
В. И. Арбузов, д.ф.-м.н., профессор, В. Г. Гусев, к.т.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Представлена последовательность установления регионального пассажирского самолета, обладающего наиболее оптимальным сочетанием показателей эффективности. Выявлены негативные особенности компоновки региональных пассажирских самолетов. Показаны имманентные недостатки, характерные классической компоновке однофюзеляжных самолетов, оказывающие негативное влияние на их эксплуатационную эффективность.

Ключевые слова: региональный самолет, компоновка, крыло, фюзеляж, шасси, силовая установка.

RATING SYSTEM FOR EVALUATING REGIONAL PASSENGER AIRCRAFT EFFECTIVENESS
V. I. Arbuzov, V. G. Gusev
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

The sequence of establishing regional passenger aircrafts with the most optimal combination of efficiency indicators is presented. Negative features of the layout of regional passenger aircrafts were revealed. Inherent deficiencies are shown, characteristic of the classical layout of single-body aircraft, which have a negative impact on their operational efficiency.

Keywords: regional aircraft, layout, wing, fuselage, landing gear, power plant.

 

 

УДК 656.025

ИНТЕГРИРОВАНИЕ МТК «СЕВЕР-ЮГ» В МУЛЬТИМОДАЛЬНУЮ ЛОГИСТИЧЕСКУЮ СЕТЬ ЕВРАЗИИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ
В. А. Глинский1, к.т.н., доцент, А. П. Иванов2, А. С. Астахова1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2 Российский университет транспорта

В статье рассматриваются пути интегрирования международно-транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», существенная часть которого пролегает через территорию РФ, в систему формирующегося логистического альянса для стран Ближнего Востока, Персидского залива, Индии, РФ, включая ведущие экономики Большой Евразии, преимущества данного МТК и возможности расширения торгово-производственного профиля участвующих стран по кластерному типу.

Ключевые слова: мультимодальный сетевой альянс, мультимодальный коридор, промышленный комплекс, экспортная свободная экономическая зона.

INTEGRATION OF THE ITC “NORTH-SOUTH” INTO THE MULTIMODAL LOGISTICS NETWORK OF EURASIA WHEN CHANGING THE SUPPLY CHAINS OF CONTAINERIZED CARGO
V. A. Glinskyi1, A. P. Ivanov2, A. S. Astakhova1
Federal state-funded educational institution of higher education «Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»
2 Federal state autonomous educational institution of higher education “Russian university of transport”

The article discusses the ways to integrate the North-South international transport corridor (ITC), a significant part of which runs through the territory of Russian Federation, into the system of the emerging logistics alliance for the countries of the Middle East, the Persian Gulf countries, India, the Russian Federation, including the leading economies of Greater Eurasia, the advantages if this ITC and the possibility of expanding the trade and production profile of participant countries by cluster type.

Keywords: multimodal network alliance, multimodal corridor, industrial complex, export free economic zone.

 


WordPress Lessons