Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2021 №2 (31)

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ТРЕНИРОВКИ НА ОСНОВЕ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Г. В. Коваленко, А.В. Маренков, Е.А. Сеножацкий

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассмотрены перспективы внедрения программы, основанной на фактических данных (EBT- Evidence-BasedTraining) при первоначальной подготовке пилотов в авиационных учебных заведениях России с целью повышения безопасности полетов и для оптимизации последующей подготовки в авиационном подразделении авиакомпаний. Рассмотрен принципиально иной, инновационный подход к проведению периодической тренировки на тренажере в авиакомпаниях. Сформулировано предложение о внедрении выпускной тренировочной сессии по программе EBT в учебном заведении после выпускного экзамена. Показана взаимосвязь между квалификацией и компетенциями пилота. Сделаны выводы о влиянии программы EBT на квалификацию летного состава и как следствие на безопасность полетов.

Ключевые слова: обучение, профессиональная подготовка, пилот, поведенческий индикатор, EBT, авиация, фактические данные, компетенция, безопасность полетов.

PROSPECTS FOR EVIDENCE-BASED TRAINING PRINCIPLES IN INITIAL PILOT TRAINING TO IMPROVE FLIGHT SAFETY

G.V. Kovalenko, A.V. Marenkov, E.A. Senozhatsky

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article discusses the prospects for the implementation of an evidence-based program (EBT) during the initial training of pilots in aviation educational institutions in Russia in order to improve flight safety and to optimize subsequent training in the aviation division of airlines. A fundamentally different, innovative approach to periodic training on a simulator in airlines is considered. A proposal has been formulated to introduce the final training session for the EBT program in an educational institution after the final exam. The relationship between the qualifications and competencies of the pilot is shown. Conclusions are made about the impact of the EBT program on the qualifications of flight personnel and, as a result, on flight safety.

Key words: education, professional training, pilot, behavioral indicator, EBT, aviation, evidence, competence, flight safety.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПИЛОТА НА БАЗЕ ТРЕНАЖЁРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

А. Е. Бысенко, Т. В. Зюба, к.т.н., доцент, И. А. Попов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Данная статья посвящена исследованиям некоторых аспектов человеческого фактора. Объектом работы является профессиональный психологический отбор и способы его совершенствования путем внедрения методик психологических обследований. Цель работы – выявить статистическую зависимость между профессионально важными качествами и личностными характеристиками пилотов. Рассмотрены результаты тренажёрного эксперимента 20 студентов-пилотов и данные их психодиагностики.

Ключевые слова: тренажёрный эксперимент, профессиональный психологический отбор, соционические характеристики, интеллект, нервно-психическая устойчивость.

DETERMINATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A PILOT ON THE BASIS OF A TRAINING EXPERIMENT USING PSYCHODIAGNOSTICS

  1. A. E. Bysenko, T. V. Zuba, I. A. Popov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

This article is devoted to the research of the human factor. The object of the work is professional psychological selection and methods of its improvement through the introduction of methods of psychological examinations. The aim of the work is to identify a statistical relationship between professionally important qualities and personal characteristics of pilots. The results of a training experiment of 20 student pilots and their psychodiagnostic data are considered.

Keywords: training experiment, professional psychological selection, socionic characteristics, intelligence, neuropsychic stability.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРИЗЕМНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ

Л. Ю. Белоусова к.г.н. профессор, П. Д. Бех

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается возможность применения беспилотных воздушных судов для измерения характеристик приземного слоя атмосферы в районе аэродрома. Техническое оснащение беспилотных воздушных судов специальными датчиками измерительной системы позволяет производить измерение температуры и влажности воздуха, дальности видимости, высоты нижней границы облачности, скорости и направления ветра, а также обнаруживать опасные для авиации метеорологические явления, что необходимо в целях повышения уровня безопасности полетов. Описана конструкция беспилотных воздушных судов и приведены примеры экспериментальных запусков.

Ключевые слова: беспилотные воздушные суда, зондирование, ветер, сдвиг ветра, безопасность полетов.

RESEARCHING OF POSSIBILITY OF UAV APPLICATION FOR ATMOSPHERE LOWER LAYER PARAMETER MEASURING

  1. P. D. Bekh, L. Y. Belousova

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The possibility of UAV application for meteorological observations in the aerodrome territory is considered in this paper. Technical equipment of UAV with special sensors allows to perform temperature, humidity, visibility, cloud base and wind parameter measurement and detect hazardous weather phenomena for aviation, that is necessary in order to improve level of flight safety. Also, construction of UAV and results of experimental launch are described.

Keywords: unmanned area vehicle, atmosphere sounding, wind, wind shear, flight safety.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА

М.О. Иванова, к.э.н., доц., Н.В. Пяткова

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье затронуты отдельные аспекты подготовки авиационного персонала в рамках системы непрерывной профессиональной подготовки. Сделан акцент на особенности системы подготовки авиационного персонала и оценки ее качества. Показано, что формирование основных профессиональных образовательных программ должно проходить с учетом требований профессиональных стандартов и при активном участии организаций-работодателей, включая интеграцию заказчиков (организаций реального сектора экономики) в образовательный процесс. Подготовка авиационного персонала осуществляется в образовательных организациях гражданской авиации, а также в авиационных учебных центрах. Система подготовки кадров должна носить непрерывный характер и иметь в основе систему моделирования профессионального соответствия специалистов для повышениях их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: гражданская авиация, авиационный персонал, непрерывная подготовка персонала, качество подготовки специалистов.

CONTINUOUS NATURE OF THE AVIATION PERSONNEL TRAINING YSTEM

M.O. Ivanova, N.V. Pyatkova

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article deals with certain aspects of the training of aviation personnel in the framework of the system of continuous professional training. The emphasis is placed on the features of the aviation personnel training system and its quality assessment. It is shown that the formation of the main professional educational programs should take place taking into account the requirements of professional standards and with the active participation of employer organizations, including the integration of customers (organizations of the real sector of the economy) in the educational process. Training of aviation personnel is carried out in educational organizations of civil aviation, as well as in aviation training centers. The system of personnel training should be continuous and should be based on a system of modeling the professional compliance of specialists to increase their competitiveness in the labor market.

Keywords: civil aviation, aviation personnel, continuous training of personnel, quality of training of specialists.

ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛЕТЕ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН
АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В.Н. Швакин

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассматривается проблема безопасности полетов, обусловленная организационно-техническими факторами опасности действующих подходов к подготовке членов летных экипажей в части предупреждения непреднамеренного попадания в сложные пространственные положения, предсрывные режимы и режимы сваливания.

Ключевые слова: безопасность полета, опасные ситуации, ошибки пилотов, потеря управления в полете, статистика летных происшествий.

LOSS OF CONTROL IN FLIGHT – ONE OF THE MAIN CAUSES OF AIRCRAFT ACCIDENTS

V.N. Shvakin

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article deals with the problem of flight safety caused by organizational and technical hazards of the current approaches to flight crew training in terms of preventing unintentional hits in difficult spatial positions, pre-stall and stall modes.

Key words: flight safety, dangerous flight conditions, pilot errors, loss of control in flight, flight accident statistics.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕТЫРЁХМЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ТЕОРИИ УВД

А.П. Плясовских, д.т.н.

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

В работе развивается предложенный автором новый метод представления и исследования движения ВС в четырёхмерном (4D) пространстве с использованием такого современного математического аппарата, как четырёхмерная геометрия. Этот метод впервые изложен автором в работе [1]. Использование 4D геометрии позволяет не только получить известные результаты новым, более простым и наглядным способом, но также позволяет обосновать и получить абсолютно новые теоретические результаты, которые пока еще не были получены другими ранее использовавшимися методами. В настоящей работе впервые предложено понятие 4D защитной зоны ВС. В продолжении работы, во второй ее части, планируется обосновать критерий своевременности-безопасности разрешения потенциальных конфликтных ситуаций (с использованием 4Dгеометрии), который не был получен другими способами.

Ключевые слова: обслуживание воздушного движения, управление воздушным движением, потенциальная конфликтная ситуация, краткосрочный конфликт, Short Term Conflict Alert,STCA, 4Dпространство, 4D геометрия, пространство-время.

THE USE OF FOUR-DIMENSIONAL GEOMETRY IN THE THEORY OF ATC

  1. A. P. Plyasovskikh, Doctor of Technical Sciences

JSC ” All-Russian Research Institute of Radio Equipment»

The paper develops a new method proposed by the author for representing and studying the aircraft movement in four-dimensional (4D) space using such a modern mathematical apparatus as four-dimensional geometry. This method was first described by the author in [1]. The use of 4D geometry allows not only to obtain known results in a new, simpler and more visual way, but also allows to substantiate and obtain completely new theoretical results that have not yet been obtained by other previously used methods. In this paper, for the first time, the concept of a 4D protection zone of an aircraft is proposed. In continuation of the work, in its second part, it is planned to substantiate the criterion of timeliness and safety of resolving potential conflict situations (using 4D geometry), which was not obtained by other methods.

Keywords:air traffic services, air traffic control, potential conflict situation, Short Term Conflict Alert, STCA, 4D space, 4D geometry, space-time.

СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕ ОБОРУДОВАННЫХ ПРИЕМНИКАМИ GNSS ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЗАГРУЖЕННОСТЬ ДИСПЕТЧЕРА АЭРОДРОМНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Е. В. Хохлова

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В настоящей статье исследовано влияние не оборудованных приемниками GNSS воздушных судов на пропускную способность сектора и загруженность диспетчера управления воздушным движением (УВД). В результате исследования проблемы рассмотрены три варианта решения. Проанализировав каждый из способов решения были выявлены их достоинства и недостатки, а также произведен сравнительный анализ по критериям реализации, стоимости и практической значимости.

Ключевые слова. пропускная способность сектора, загруженность диспетчера, навигация, основанная на характеристиках, DME, спецификация RNAV1.

REDUCING THE INFLUENCE OF UNEQUIPPED WITH GNSS AIRCRAFT ON AIR TRAFFIC CONTROLLER’S WORKLOAD IN THE SAINT PETERSBURG AIR TRAFFIC SERVICE CENTER

E. V. Khokhlova

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

This article shows the impact of non-GNSS aircraft on sector capacity and air traffic controller (ATC) workload. As a result of the study of the problem, three solutions were considered. After analyzing each of the solution methods, their advantages and disadvantages were identified, and a comparative analysis was carried out according to the criteria of implementation, cost and practical significance.

Keywords. airspace capacity, air traffic workload, DME, RNAV 1, area navigation.

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И АНАЛИЗ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Т.В. Петрова, к.т.н., Д.А. Иванов, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассмотрены важные и актуальные вопросы повышения надежности и анализа развития систем автоматического управления авиационных газотурбинных двигателей на основании научных исследований и разработок российских научных-исследовательских институтов.

Ключевые слова: системы автоматического управления, бортовая математическая модель, авиационный газотурбинный двигатель, «интеллектуальный газотурбинный двигатель».

IMPROVING RELIABILITY
AND ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS FOR AIRCRAFT GAS TURBINE ENGINES

T. V. Petrova, D. A. Ivanov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article deals with important and topical issues of improving the reliability and analysis of the development of automatic control systems for aircraft gas turbine engines based on research and development of Russian research institutes.

Keywords: automatic control systems, on-board mathematical model, aviation gas turbine engine, “intelligent gas turbine engine”.

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА
НА НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Т.В. Петрова, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье рассмотрены аспекты влияния качества топлива на безопасность и регулярность полетов самолетов, учитывая соответствия требованиям экономичности и надежности работы авиационной техники.

Ключевые слова: авиационное топливо, эксплуатационные характеристики, экономические затраты, надежность авиационной техники, безопасность полетов.

IMPACT OF AVIATION FUEL QUALITY
ON THE RELIABILITY OF AVIATION EQUIPMENT

T.V. Petrova, D.A. Ivanov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article discusses the aspects of the influence of fuel quality on the safety and regularity of aircraft flights, taking into account compliance with the requirements of efficiency and reliability of aviation equipment.

Keywords: aviation fuel, operational characteristics, economic costs, reliability of aviation equipment, flight safety.

К ВОПРОСУ ПРЕДВИДЕНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СОЗДАНИИ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙCFM56-7B

Крыжановский Г.А., д.т.н, профессор, Купин В.В., к.т.н., доцент,
Самойлов В.А, к.п.н., Шестаков И.Н., д.т.н, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Процесс внедрения новой техники (технологии), развитие автоматизации влечет за собой формирование и новых компетенций, расширение профессионально-мыслительных способностей операторов аэронавигационных систем. Часть способностей при этом становится невостребованными. Высокий уровень автоматизации способствует возникновению неблагоприятных факторов, среди которых монотония, повышенный стресс. Недостаточный учет всех последствий внедрения новой технологии может спровоцировать опасное развитие динамической воздушной обстановки. Предлагается способ комплексного учета параметров системы «человек-машина», позволяющий ускорить процесс формирования необходимых компетенций и минимизировать отрицательные последствия неправильного использования возможностей новых технологий путем использования диагностико-прогностической системы.

Ключевые слова: Новые технологии, психофизический контроль, профессиональные компетенции, диагностико-прогностическая система.


TO THE QUESTION OF ANTICIPATION OF NEW COMPETENCIES IN DESIGNING AND CREATING NEW TECHNOLOGY AND TECHNOLOGIES

G. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin, V. A. Samoilov, I. N. Shestakov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The process of introducing new equipment (technology), the development of automation entails the formation of new competencies, and the expansion of the professional and mental abilities of operators of aeronautical systems. Part of the abilities at the same time becomes unclaimed. A high level of automation contributes to the emergence of adverse factors, including monotonia, increased stress. Insufficient consideration of all the consequences of the introduction of new technology can provoke the dangerous development of a dynamic air situation. A method of integrated accounting of human-machine system parameters is proposed, which allows accelerating the process of forming the necessary competencies and minimizing the negative consequences of incorrect use of the capabilities of new technologies by using a diagnostic-prognostic system.

Keywords: New technologies, psychophysical control, professional competencies, diagnostic-prognostic system.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭТАПА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АЭРОДРОМАCFM56-7B

Е.Н. Зайцев, д.т.н, профессор, Е.В. Коникова, к.т.н., Е.В. Богданов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматривается этап эксплуатации жизненного цикла аэродрома на принципах: системности; комплексности; трехмерности рассмотрения систем, подсистем и их модулей при взаимодействии; единого методологического подхода при исследовании процессов эксплуатации аэродрома.

Рассмотрены различные факторы опасности, влияющие на безопасность и эффективность функционирования элементов системы эксплуатации аэродрома.

В статье рассмотрены вопросы цифровизации жизненного цикла аэродрома на этапе его эксплуатации в соответствии с требованиями четвертой промышленной революции (Industry 4.0). Рассмотрен опыт использования цифровых технологий в аэропортах.

Ключевые слова: аэропорт, аэродром, BIM-технологии, эксплуатация объектов инфраструктуры аэродрома.

DIGITALIZATION OF THE OPERATIONAL PHASE OF THE LIFE CYCLE OF AN AERODROME

Zaitsev E.N., Konikova E.V., Bogdanov E.V.

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The stage of operation of the life cycle of an aerodrome is considered on the principles of: consistency; complexity; three-dimensional consideration of systems, subsystems and their modules during interaction; a unified methodological approach in the study of the processes of aerodrome operation.

The article discusses the issues of digitalization of the life cycle of an aerodrome at the stage of its operation in accordance with the requirements of the fourth industrial revolution (Industry 4.0). The experience of using digital technologies at airports is considered.

Keywords: airport, aerodrome, BIM-technologies, operation of aerodrome infrastructure facilities.

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА СКОЛЬЗЯЩЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ
CFM56-7B

А. Л. Кивокурцев1, к.т.н., О. А. Соколов2, к.т.н.,

1Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены вопросы повышения безотказности верхнего уровня иерархии интегрированных комплексов бортового оборудования. Приведены примеры построения отказоустойчивых бортовых вычислительных систем. Проведена для них сравнительная оценка основных показателей надежности: вероятности безотказной работы, кратности резервирования, коэффициента затрат на резервирование.

Ключевые слова: безотказность, повышение надежности, скользящее резервирование, отказоустойчивость, бортовая вычислительная система, интегрированный комплекс бортового оборудования.

INCREASE IN NON-FAILURE OPERATION OF THE INTEGRATED COMPLEX OF THE ONBOARD EQUIPMENT ON THE BASIS OF THE METHOD THE SLIDING RESERVATION

A. L. Kivokurtsev, O. A. Sokolov

Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk branch, Irkutsk

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The Questions of increase in non-failure operation of the top level of hierarchy of the integrated complexes of the onboard equipment are considered. Options of creation of failure-safe onboard computing systems are given. Comparative assessment of key indicators of reliability is carried out for them: probabilities of no-failure operation, frequency rate of reservation, coefficient of costs of reservation.

Keywords: non-failure operation, increase in reliability, the sliding reservation, fault tolerance, the onboard computing system, the integrated complex of the onboard equipment.

 

 


WordPress Lessons