Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2020 №4 (29)

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТРЕНИРОВОК ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ К УХОДУ НА ВТОРОЙ КРУГ

А.А. Бондаренко2, Г.В. Коваленко1, Е.А. Сеножацкий1, А.В. Устинов2

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы тренажерной и теоретической подготовки пилотов для выполнения процедуры уход на второй круг. Для анализа данной проблемы было проведено анкетирование среди действующих пилотов, результаты которого отображены в этой статье, на основании которых удалось сделать выводы об основных недостатках подготовки пилотов при выполнении процедуры ухода на второй круг. Данная статья, в том числе, опирается на данные зарубежных агентств, которые так же провели исследование по этому вопросу.

Ключевые слова: авиация, безопасность полетов, уход на второй круг, тренажерная подготовка, сложное пространственное положение, потеря управления в полете.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FLIGHT CREWS IN THE SCOPE OF MISSED APPROACH PROCEDURE

A.A. Bondarenko, G.V. Kovalenko, S.G. Kosachevskiy, E.A. Senozhatsky, A.V. Ustinov

This article covers the actual problems of simulator and theoretical training of pilots to perform the go-around procedure. To analyze this problem, a questionnaire was conducted among active pilots, the results of which are displayed in this article, on the basis of which it was possible to draw conclusions about the main disadvantages of pilot training when performing the go-around procedure. This article, in particular, is based on data from foreign agencies, which also conducted a study on this issue.

Key words: professional training of pilots, missed approach procedure, go around, research, analysis, human factor, flight safety.

СОЦИОНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

О.В. Ариничева, к.т.н., А.В. Малишевский, к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья продолжает ряд исследовательских работ, начатый её авторами ранее, и направленных на решение весьма важных и актуальных проблем совершенствования профессионального психологического отбора специалистов гражданской авиации. Выполнен статистический анализ данных о соционическиххарактеристиках1526 студентов различных специализаций Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Иркутского государственного университета.Исследованы различия между группами студентов различных специализаций.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, соционика, соционические характеристики.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF STUDENT-PILOT’S TRAINABILITY

  1. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

This article continues the series of research works that the authors started earlier, aimed at finding ways to improve the professional psychological selection of pilots. A correlation analysis of data obtained from a survey of 59 students of the faculty of flight operations specializing in «Organization of flight work» is made. Differences between groups of students with different levels of intelligence development according to the U–test (Mann-Whitney U-test) are investigated. The data of the Unified state exam and the results of test tasks in the discipline «air navigation» were used

Keywords: professional psychological selection, Unified state exam, IQ, trainability.

АЛГОРИТМ НАВИГАЦИИ ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНОГО САМОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО КОЛИЧЕСТВА МАРШРУТНЫХ ЗАПАСНЫХ АЭРОДРОМОВ

К. А. Куц, Г. В. Коваленко

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлен разработанный алгоритм навигации дальнемагистрального самолета (ДМС) в условиях ограниченного количества маршрутных запасных аэродромов (МЗА) при различных условиях их пригодности по метеоусловиям и аэронавигационной обстановки– Noticeto Airmen (NOTAM). Произведен анализ существующих алгоритмов навигации ДМС при различных величинах зон оперирования (ЗО) МЗА и указаны их недостатки, которые могут привести к авиационному происшествию. Перечислены некоторые авиационные происшествия и инциденты, связанные с выходом из ЗО пригодного МЗА. Обоснованы параметры, которые должен контролировать летный экипаж ДМС при проходе ЗО МЗА. Определен период принятия решения летного экипажа ДМС как период времени полета от точки входа в ЗО МЗАдо равноудаленной точкиETP двух соседних МЗА, определяемой в зависимости от положения и величины ЗО МЗА. Представлен пример палетки, которую необходимо заполнять летному экипажу ДМС для принятия решения о продолжении или прекращении выполнения плана полета.

Ключевые слова: зона оперирования, маршрутный запасной аэродром, равноудаленная точка ETP, эксплуатационные минимумы, прогнозируемые метеоусловия, временное окно использования, EDTO, ETOPS, дальнемагистральный самолет.

LONG-RANGE AIRCRAFT NAVIGATION ALGORITHM IN A LIMITED NUMBER OF ENROUTE ALTERNATES

  1. A. Kuts , G.V. Kovalenko

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents the developed long-range aircraft (LRA) navigation algorithmin the conditions of a limited number of enroute alternates under various conditions of their suitability for weather conditions and air navigation conditions–Notice to Airmen(NOTAM). The analysis of existing LRA navigation algorithms at different enroute alternate area of operation values is made and their shortcomings that can lead to an accident are indicated. Listed are some aviation accidents and incidents related to the exit from a suitable enroute alternate area of operation. The parameters that the LRA flight crew should control when passing the enroute alternate area of operation are justified. The decision-making period of the LRA flight crew is defined as the flighttime period from the enroute alternate area of operation entry point to theequal time point (ETP), determined depending on theenroute alternate area of operation value. A palletexample that must be filled in by the LRA flight crew in order to make a decision on whether to continue or terminate the flight plan is presented.

Keywords: area of operation, enroute alternate, equal time point ETP, operating minima, forecastmeteorological conditions, time window of use, EDTO, ETOPS, long-range aircraft.

АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТЕЙ ПОТОКОВ ПАССАЖИРОВ К СРЕДСТВАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЗОНАХ ВЫЛЕТА АЭРОВОКЗАЛА

Головченко Г.В., к. т. н.

Региональный информационно-вычислительный центр «Пулково»

Санкт-Петербург

В статье рассмотрена структура модели процесса обслуживания вылетающих пассажиров на внутренних воздушных линиях в зонах регистрации, первичного и вторичного досмотра, предпосадочного контроля. Отмечается возможность применения модели для международныхвоздушных линиях путем дополнительного включения групп зон пограничного и таможенного контроля. Приведены оценки интенсивностей потоков пассажиров в различных зонах аэровокзала. Получены и обработаны статистические данные по доле использования пассажирами различных технологий регистрации на базе традиционных стоек, киосков саморегистрации, регистрации на сайтах авиакомпаний и смарт телефонов. Предложен и концептуально обоснован новый способ организации и дисциплин обслуживания пассажиров в комбинированных очередях, состоящих из общей очереди и раздельных очередей к обслуживающим устройствам аэровокзала. Рассмотрено распределение пассажиров общей очереди по раздельным очередям с учетом занятости, минимизации расстояния до раздельных очередей и социальной дистанции между пассажирами в очередях.

Ключевые слова: аэровокзал, пассажиры, интенсивности обслуживания, комбинированные очереди.

ANALYSIS OF THE INTENSITY OF PASSENGER FLOWS TO SERVICE MEANS IN THE DEPARTURE AREAS OF THE AIRPORT STATION

G.V.Golovchenko, Ph.D.

Regional Information and Computing Center “Pulkovo”, St. Petersburg

The article describes the structure of the model of the process of servicing departing passengers on domestic airlines in the areas of registration, primary and secondary inspection, pre-boarding control with the possibility of expansion for use on international airlines by additionally including groups of zones of border and customs control. Estimates of the intensity of passenger flows in various areas of the terminal are given. Statistical data was obtained and processed on the percentage of passengers using various registration technologies based on traditional racks, self-registration kiosks, registration on airline sites and smart phones. A new way of organizing and disciplines of passenger service in combined queues, consisting of a common queue and separate queues for servicing devices of the airport terminal areas and passenger distribution from the general queue to separate queues, taking into account employment, minimizing the distance to filled separate queues and social distance between passengers in lines.

Keywords: airport terminal, passengers, processes, service intensities, combined lines.

КРИТЕРИЙ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А.П. Плясовских, д.т.н.

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

При проактивном управлении безопасностью полетов при аэронавигационном обслуживании возникает задача оценки опасности столкновения ВС в секторе (зоне) ОВД с целью проведения анализа уровня безопасности полетов. В связи с этим возникает потребность в определении критериев опасности столкновения ВС. Целью настоящей статьи является определение одного из таких критериев. В статье с использованием модели «швейцарского сыра» проанализированы механизмы возникновения опасных сближений и столкновений ВС в воздухе. Показано, что единственной опасностью, которая при крайне неблагоприятном развитии событий может привести к столкновению, является процесс сближения ВС, при котором имеется возможность их столкновения. Введено понятие нормированной системы координат, в которой расстояние между ВС измеряется в нормах (минимумах) эшелонирования. Предложен критерий опасности столкновения ВС, представляющий собой функцию от минимального нормированного расстояния между ВС при их сближении в трехмерном (3D) пространстве.

Ключевые слова: обслуживание воздушного движения, управление безопасностью полетов, опасное сближение, столкновение, нормированная система координат, опасность столкновения.

AN AIRCRAFT COLLISION HAZARD CRITERION

A.P. Plyasovskikh, dr.tech.sc.

JSC «All-Russian Scientific Research Institute of Radio Equipment»

In case of proactive flight safety management in air navigation services, the problem arises of assessing the danger of an aircraft collision in the ATS sector (zone) in order to analyze the level of flight safety. In this regard, there is a need to determine the criteria for the danger of aircraft collision. The purpose of this article is to define one of these criteria. The article analyzes the mechanisms of dangerous convergence and collisions of aircraft in the air using the “Swiss cheese” model. It is shown that the only danger that, in the event of an extremely unfavorable course of events, can lead to a collision, is the process of aircraft approaching each other, when there is a possibility of their collision. The concept of a normalized coordinate system has been introduced, in which the proximity distance between the aircraft is measured in the norms (minima) of separation. An aircraft collision hazard criterion is proposed, which is a function of the minimum normalized proximity distance between aircraft when they approach each other in three-dimensional (3D) space.

Key words: air traffic services, flight safety management, dangerous convergence, collision, normalized coordinate system, collision hazard.

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНО ДОСТИЖИМОЙ ТОЧНОСТИ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ КАЛМАНА

Е. В. Соболев к.т.н., доц., Е. И. Григорьева

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

В статье рассматривается возможность применения оптимального фильтра Калмана при комплексировании инерциальной навигационной системы с позиционными радионавигационными системами: радиомаяк азимутальный (VOR), радиомаяк дальномерный (DME), глобальная навигационная спутниковая система (GNSS). Оценивается эффективность применения статистической обработки информации, определяется максимально возможная точность самолетовождения, приводятся результаты решения дисперсионного уравнения Риккати при различных сочетаниях в составе комплекса.

Ключевые слова: точность, комплексирование, оптимальный фильтра Калмана.

EVALUTION OF THE POTENTIALLY ACHIEVABLE ACCURACY OF AIRCRAFT GUIDANCE IN THE CASE OF OPTIMAL KALMAN FILTRATION

  1. V. Sobolev, E. I. Grigorieva,

St/ Petersburg state University of civil aviation

The article considers the possibility of using the optimal Kalman`s filter with

complexing the inertial navigation system with positioanl radionavigation systems:azimutal radio beacon (VOR), rangefinder radio beacon (DME), global navigation satellite system (GNSS).The article consists the evaluating of the effectiveness of using statical informationprocessing, the maximum possible accuracy of aircraft navigation,the results of solving the Riccatidispertion equation for various combinations in the complex.

Keywords:accuracy, aggregation, optimal Kalman filter.

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЦЕНТРОМ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ В ВОЗДУШНОМ, НАЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.А. Алдюхов , к.э.н.

Департамент технического обслуживания воздушных судов,

ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии»

Предметом исследования в статье является координация, управление и контроль воздушного и наземного движения беспилотных летательных аппаратов и беспилотных транспортных средств. Возрастающая интенсивность движения беспилотных транспортных средств, в первую очередь БЛА, и рост опасности инцидентов требуют создания системы регулирования движения беспилотной транспортной техники. Анализ развития транспортной навигации показывает, что использование самых совершенных систем автопилотирования и предупреждения столкновений, не решает вопросы координации и безопасности движения беспилотных транспортных средств. Наиболее совершенной для формирования концепции будущей системы координации движения беспилотных транспортных средств является аэронавигационная система авиации. Дальнейшее развитие системы предлагается рассматривать с возможностью постепенного исключения человеческого фактора из процесса непосредственного ОрВД беспилотников на основе совершенствования методов планирования, контроля и регулирования транспортных потоков до реализации автоматического управления.

Ключевые слова. Координация, управление, навигация, беспилотное, транспортное средство, аэронавигация, способ, автоматический, воздушное, наземное, движение, пространство, маршрут, планирование, пропускная способность

Aldyukhov Alexandr Alexandrovich

PhD in Ekonomics

Category 1 Engineer, aircraft maintenance department, PJSC “Aeroflot-Russian airlines”

The subject of the study in the article is the coordination, control and control of the air and ground movement of unmanned aerial vehicles and unmanned vehicles. The increasing intensity of unmanned vehicles, primarily UAVs, and the increase in the risk of incidents require the creation of a system for regulating the movement of unmanned vehicles.Analysis of the development of transport navigation shows that the use of the most advanced autopilot and collision prevention systems does not solve the issues of coordination and safety of unmanned vehicles. The aeronautical aviation system is the most advanced for the formation of the concept of the future system for coordinating the movement of unmanned vehicles.Further development of the system is proposed to be considered with the possibility of gradually eliminating the human factor from the process of direct ATM of drones on the basis of improving methods of planning, control and regulation of traffic flows before the implementation of automatic control.

Keywords. Coordination, control, navigation, unmanned, vehicle, air navigation, method, automatic, air, ground, traffic, space, route, planning, capacity.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ВЫЛЕТНОГО ПОТОКА В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

В.А. Самойлов, к.п.н., Ф.М. Степанов

В периоды, когда инфраструктурные изменения на аэродроме невозможны, для увеличения пропускной способности на первый план выходит повышение уровня автоматизации за счет внедрения новых технологий. Согласно программе блочной модернизации аэронавигационной системы Aviation System Block Upgrades (ASBU) Глобального аэронавигационного плана средство организации прилетных и вылетных потоков AMAN/DMAN занимает центральное место в усовершенствовании характеристик организации воздушного движения Performance Improvement Area (PIA) в области операций на аэродроме.

В настоящей работе определены принципы работы DMAN, определено место DMAN в системе АС ОрВД, определён перечень и источники необходимой информации для формирования оптимальной очерёдности вылетного потока. Сформирована концептуальная модель для организации вылетного потока в АС УВД, сформирован алгоритм расчёта ключевых временных показателей. Алгоритмы формирования последовательности отправления и взлета ВС с учетом ограничений и приоритетов, позволяют повысить прогнозируемость событий, обеспечить пунктуальность выполнения операций.

Ключевые слова: DMAN, AMAN, A-SMGCS, A-CDM, aerodrome capacity

PROMISING METHODS OF DEPARTURE FLOW CONSTRUCTION IN AUTOMATED AIR TRAFFIC CONTROL SYSTEMS

V.A. Samoilov, F.M. Stepanov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

In periods when infrastructure changes at the aerodrome are not possible, increasing the level of automation through the introduction of new technologies comes to the fore in order to increase capacity. According to the Global Air Navigation Plan’s Aviation System Block Upgrades (ASBU) program, the AMAN/DMAN arrival and departure management tool take a central place of the Air Traffic Management Performance Improvement Area (PIA) for aerodrome operations.

In this paper, the principles of DMAN operation are determined, the place of DMAN in ATM system is determined, a list and sources of necessary information for optimal sequence formation of of the departure flow are determined. A conceptual model for organizing the departure flow in the ATC system was formed, an algorithm for calculating target times was formed. Algorithms for forming the sequence of aircraft departure and take-off, taking into account restrictions and priorities, make it possible to increase the predictability of events, to ensure punctuality of operations.

Keywords: DMAN, AMAN, A-SMGCS, A-CDM, aerodrome capacity

АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО ОСМОТРА КОМПОЗИЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ САМОЛЕТОВ И ПОШАГОВАЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ.

И.А. Давыдов, Д.А. Иванов к.т.н., доц., Т.В. Петрова к.т.н., И.А. Давыдов,

В. Р. Гамзаев.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлен анализ надежности визуального осмотра композиционных конструкции самолетов и пошаговая его реализации. Представлена логарифмическую модель или логарифмическую модель шансов.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, визуальный осмотр, эксплуатация.

ANALYSIS OF MAINTENANCE OF COMPOSITE MATERIALS ON THE BOEING-787 AIRCRAFT (DREAMLINER), INTRODUCTION OF THE CONCEPT “QUICK REPAIR OF THE COMPOSITE (QCR)” AND STEP-BY-STEP IMPLEMENTATION OF IT.

D.A. Ivanov,T.V. Petrova, I.A. Davydov, I.A. Davydov, V. R. Gamzaev

Abstract. This article presents an analysis of the reliability of a visual inspection of aircraft composite structures and its step-by-step implementation. A logarithmic model or a logarithmic odds model is presented.

Keywords: composite materials, aviation, visual inspection, operation.

ПРОЧНОСТНОЙ АНАЛИЗ ЛОПАТОК ДВИГАТЕЛЯ CFM56-7B

И.В. Мазаев, Д.А. Иванов, к.т.н., доц. Т.В. Петрова, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Турбовинтовой авиационный двигатель должен соответствовать заявленным характеристикам и выдерживать заданные нагрузки. Механическая нагрузка, прочность и долговечность во многом зависят от срока службы его основных компонентов. В работе проводится исследование максимальных показателей прочности лопаток вентилятора двигателя CFM56-7B, которые существенно влияют на надежность двигателя. Моделирование выполняется с помощью ПО SolidWorks. Рассчитывается распределение центробежных напряжений при различных скоростях, влияние крутящего момента и проверяется статическая прочность лопаток.

Ключевые слова: турбовинтовой двигатель, лопатки, прочность, повреждения, техническое обслуживание.

CFM56-7B ENGINE BLADE STRENGTH ANALYSIS

I.V Mazaev, D.A. Ivanov, T.V. Petrova

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

The turboprop aircraft engine must comply with the stated specifications and be capable of performin the specified loads. Mechanical load, strength and durability largely depend on the life of its main components. A series of studies of the maximum strength of the CFM56-7B engine fan blades are being conducted, which significantly affect the reliability of the engine. Modeling is performed by using SolidWorks software. It calculates the distribution of centrifugal stresses at different speeds, the influence of torque and checks the static strength of the blades.

Keywords: turboprop engine, blades, strength, damage, maintenance.

 

 


WordPress Lessons