Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2020 №3 (28)

 

ПОИСК КРИТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ

НА ПРИМЕРЕ ОПЕРАТОРА АЭРОДРОМА

Е.А. Куклев, д.т.н., проф.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Д.М. Мельник

ООО АК “Сириус-Аэро”,  г. Москва

Е.В. Коникова, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Международная организация гражданской авиации в своем документе Руководство по безопасности полетов (Doc 9859) отмечает важность интеграции системы управления безопасностью полетов и системы управления качеством, при которой происходит учет всех областей деятельности организации гражданской авиации и формирование взаимосвязанных процессов для достижения общих целей в обеспечении безопасности полетов. Кроме этого, в этом документе установлено, что успешное управление факторами риска в авиации должно быть направлено на снижение общего риска в системе, включая все задействованные функциональные системы. Для организации гражданской авиации этот процесс включает аналитическую оценку всей системы на самом высоком уровне и предполагает в себе «интегрированное управление факторами риска» (IRM) таких систем как система управления качеством и система управления безопасностью полетов. В статье рассматривается метод поиска критических элементов авиационной системы оператора аэродрома, на основе рисковых событий в интегрированной управленческой системе, главным принципом которой является установление показателей качества и показателей безопасности полетов. При таком подходе осуществляется распределение показателей по видам деятельности (классам), что в свою очередь позволяет проводить исследования элементов системы оператора аэродрома на основе теории нечетких множеств (FuzzySets), в соответствии с концепцией надежность, риски, безопасность из теории системной безопасности. Полученные результаты позволяют превентивно разрабатывать и внедрять мероприятия исключающие возникновение негативного события в деятельности оператора аэродрома, такие как катастрофа, авария, чрезвычайное происшествие, серьезный авиационный инцидент.

Ключевые слова: безопасность, система, риск, теория, фактор, опасность, аэродром, показатели, качество, катастрофа.

SEARCH FOR CRITICAL ELEMENTS OF AVIATION SYSTEMS USING THE EXAMPLE OF AN AERODROME OPERATOR

E.A. Kuklev

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

D.M. Melnik,

Air сompany Sirius-Aero Ltd, Moscow city

E.V. Konikova

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Annotation. The International Civil Aviation Organization, in its document Safety Manual (Doc 9859), notes the importance of integrating a safety management system and a quality management system, which takes into account all areas of the civil aviation organization and the formation of interconnected processes to achieve common safety goals.In addition, this document established that the successful management of risk factors in aviation should be aimed at reducing the overall risk in the system, including all involved functional systems.For the organization of civil aviation, this process includes an analytical assessment of the entire system at the highest level and involves the “integrated risk factor management” (IRM) of such systems as a quality management system and a safety management system.The article discusses the method of searching for critical elements of the aerodrome operator’s aviation system based on risk events in an integrated management system, the main principle of which is the establishment of quality indicators and flight safety indicators.With this approach, the distribution of indicators by type of activity (classes) is carried out, which in turn allows the study of elements of the aerodrome operator system based on the theory of fuzzy sets (Fuzzy Sets), in accordance with the concept of reliability, risks, safety from the theory of system safety.The results obtained make it possible to proactively develop and implement measures that exclude the occurrence of a negative event in the activities of the aerodrome operator, such as a catastrophe, accident, emergency, or a serious aviation incident.

Key words:  safety, system, risk, theory, factor, danger, aerodrome, indicators, quality, accident.

СТАБИЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СКАЧКОВ УПЛОТНЕНИЯ В ВОЗДУШНОМ КАНАЛЕ СВЕРХЗВУКОВОГО ВОЗДУХОЗАБОРНИКА САМОЛЕТА

М.А. Авдошина

Санкт-Петербургского университета гражданской авиации

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основы проектирования воздухозаборников  и предложены методы стабилизации системы последовательных скачков уплотнения посредством изменения геометрической формы днища диффузора

Ключевые слова: воздухозаборник, скачки уплотнения, аэродинамика

STABILIZATION OF THE SYSTEM OF JUMPS OF COMPACTION IN THE AIR CHANNEL OF THE SUPERSONIC DIFFUSER OF THE AIRCRAFT

  1. A. Avdoshina

Saint Petersburg University of civil aviation

Abstract: the article reveals the theoretical basis for designing diffusers  and offers methods for stabilizing the system of successive jumps of compaction by changing the geometric shape of the bottom of the diffuser

Keywords: diffuser, jumps of compaction, aerodynamics

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ПОВТОРЯЕМОСТИ ОПАСНЫХ ДЛЯ АВИАЦИИ ЯВЛЕНИЙ ПОГОДЫ В РАЙОНАХ АЭРОПОРТОВ ПРИБРЕЖНЫХ ЗОН: СОЧИ, МУРМАНСКА, ДИКСОНА И

ПЕТРОПАВЛОВСКА-КАМЧАТСКОГО

В.Д. Будзинский; к.т.н. Н.О. Моисеева; В.А. Демчук

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, СПб.

Аннотация. Рассматриваются методические вопросы повышения уровня безопасности полётов за счёт анализа климатических особенностей на аэродромах, расположенных в прибрежных зонах (Сочи, Мурманск, Диксон, Петропавловск-Камчатский). Сделаны выводы о схожих и различных тенденциях в повторяемости определенных условий погоды между выбранными районами в разные периоды года.

Ключевые слова. Безопасность полётов

 

RESEARCH OF CLIMATIC CONDITIONS AND REPEATABILITY OF HAZARDOUS WEATHER EVENTS IN THE AREAS OF AIRPORTS OF COASTAL ZONES: SOCHI, MURMANSK, DIXON AND PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY

V.D. Budzinsky, N.O. Moiseeva, V.A. Demchuk

St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg.

Abstract. Methodological issues of improving flight safety due to the analysis of climatic features at airfields located in coastal zones (Sochi, Murmansk, Dikson, Petropavlovsk-Kamchatsky) are considered. Conclusions are drawn about similar and different trends in the recurrence of certain weather conditions between selected areas in different periods of the year.

Keywords: Flight safety in the coastal zone, climatic features, the frequency of hazardous weather phenomena.

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЗАГРУЖЕННОСТИ ТРАЕКТОРИЙ ЗАДЕРЖКИ, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМЫ POINTMERGE.

В.Г. Луговой

Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Современные траектории прибытия, включающие в себя системы PointMerge, доказывают свою эффективность. Вместе с тем существуют некоторые проблемы, препятствующие эффективному использованию систем PointMerge. Так, при проектировании траекторий прибытия, включающих в себя системуPointMerge,не освещается вопрос критериев вывода воздушных судов на траектории задержки системы. Отсутствие критериев приводит к затруднениям с определением возможности выхода воздушных судов на траекторию задержки, что сказывается на эффективности выполнения полетов или наоборот, приводит к перегрузке траекторий задержки системы. В статье разработаныкритерии, необходимые для эффективного применения системыPointMerge. Предлагаемыекритерии позволяют поддерживать загруженность траекторий задержки на оптимальном уровне, в результате применения этих критериев исключается перегрузка диспетчера УВД, а системаPointMerge используетсяс высокой эффективностью.

Ключевые слова: Воздушное движение, потоки воздушных судов, процедуры ОВД, PointMerge.

CRITERIAFOR CREATION OPTIMAL DELAY LEGS LOADING IN

POINTMERGE SYSTEM

V.G. Lugovoi

SaintPetersburgStateUniversity of Civil Aviation

Abstract. Modern standard arrival routes, which include Point Merge system, prove their efficiency. Therefore there are some problems decreasing Point Merge performance efficiency. No research for criteria concerning aircraft enters to delay legs is being made during Point Merge system design process. So some difficulties occur with identification of possibility for certain aircraft to enter delay leg.This decreases airspace usage effectiveness, or from other side may be reason for air traffic control overloading.The researched criteria for effective Point Merge system performance are shown in the article. Suggested criteria allow maintaining optimal delay leg loading to reach maximum Point Merge effectiveness and to avoid congestion.

Keywords: Air traffic, air traffic flow, ATM procedures, Point Merge.

ПРИМЕНЕНИЕ ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА МИНКОВСКОГО ДЛЯ ОПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А. П. Плясовских, д.т.н.

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

Аннотация: При выполнении полетов воздушные суда перемещаются в пространстве и во времени. В статье приводится описание движения ВС в четырехмерном пространстве Минковского. По аналогии со «световым конусом» вводится понятие «звукового конуса» или «конуса возможностей», который ограничивает местоположение ВС в определенный момент времени в будущем. Предложены критерии для подтверждения достоверности информации АЗН-В и для фильтрации ложных отметок ВС при наблюдении за воздушной обстановкой, получены выражения для четырехмерной скорости ВС в пространстве Минковского.

Ключевые слова: АЗН-В, ложные отметки ВС, достоверность информации, четырехмерное пространство Минковского, четырехмерная скорость.

APPLICATION OF THE  MINKOWSKI SPACE FOR DESCRIPTION OF AIRCRAFT FLIGHT

A.P. Plyasovskikh, dr.tech.sc.

JSC «All-Russian Scientific Research Institute of Radio Equipment»

Abstract. In the course of flight an aircraft moves in space and in time.  The article describes the movement of aircraft in the four-dimensional Minkowski space.  By analogy with the concept of “light cone”, the concept of “sound cone” or “cone of opportunity” is introduced, which limits the location of the aircraft at a certain point in time in the future. Criteria are proposed for confirming the accuracy of the ADS-B data and for filtering false targets  within the Surveillance Data Processing; expressions are obtained for the four-dimensional aircraft speed in Minkowski space.

Key words: ADS-B, false targets, information reliability,  Minkowski space, four-dimensional speed.

Методология повышения жизненного ресурса элементов двигателя и шасси воздушных судов с использованием технологий обработки пульсирующими газовыми потоками

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова,  к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация.  В данной статье  представлены результаты разработки методологии использования технологий повышения жизненного ресурса подверженных усталостному разрушению элементов авиационного двигателя и системы шасси, оказывающих существенное влияние на безопасность полётов, путём использования перспективной технологии повышения надёжности деталей на основе обработки нестационарными дозвуковыми воздушными потоками. 

Ключевые слова: авиационная техника, ресурс, техническое обслуживание.

METHODOLOGY FOR INCREASING THE LIFE RESOURCE OF AIRCRAFT ENGINE AND LANDING GEAR ELEMENTS USING PULSED GAS FLOW PROCESSING TECHNOLOGIES

D.A. Ivanov, T.V. Petrova

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the results of developing a methodology for using technologies to increase the life span of fatigue-prone elements of an aircraft engine and landing gear system, which have a significant impact on flight safety, by using a promising technology to improve the reliability of parts based on processing by non-stationary subsonic air flows.

Keywords: aviation technology, resource, service and maintenance.

Программа УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ двигателей семейства CFM-56

И.В. Мазаев, Д.А. .Иванов, к.т.н., доц.. Т.В. Петрова., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье рассматриваются результаты разработок в рамках программы усовершенствования авиационных двигателей CFM56  – Tech56.

Ключевые слова: турбовинтовой двигатель, повреждения, техническое обслуживание.

CFM-56 FAMILY ENGINES UPGRADE PROGRAM

I.V Mazaev, D.A. Ivanov, T.V. Petrova

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. The article describes the results of development Tech56 aircraft engine upgrade program for CFM56 family engines.

Keywords: turboprop engine, damage, maintenance.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЧИСТКИ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

К.И. Филиппов, Т.В. Петрова, доц., Д.А.Иванов, к.т.н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные зарубежные и отечественные технологии, методы и средства очистки газовоздушного тракта газотурбинного двигателя от всевозможных загрязнений в процессе эксплуатации воздушного судна. Приведена классификация методов очистки авиационных двигателей, выделены преимущества и недостатки некоторых из них.

Ключевые слова: газовоздушный тракт, газотурбинный двигатель, технологии очистки двигателей воздушных судов. ANALYSIS OF MODERN

TECHNOLOGIES FOR CLEANING THE GAS-AIR PATH OF A GAS TURBINE ENGINE

  1. I. Filippov, T. V. Petrova, D. A. Ivanov

Abstract.This article discusses modern foreign and domestic technologies, methods and means of cleaning the gas-air path of a gas turbine engine from all kinds of contamination during the operation of an aircraft. The classification of methods for cleaning aircraft engines is given, and the advantages and disadvantages of some of them are highlighted.

Keywords: gas-air path, gas turbine engine, aircraft engine cleaning technologies.

использование бездеформационных упрочняющих технологий  в процессе технического обслуживания воздушных судов

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова,  к.т.н., А.И. Никифоров

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В данной статье представлены результаты разработки методологии использования бездеформационных упрочняющих технологий, в частности на основе пульсирующих дозвуковых воздушных потоков (газоимпульсная обработка)  в процессе технического обслуживания воздушных судов и оптимизации диагностирования авиационной техники с учётом влияния сред, в том числе нестационарных воздушных потоков на свойства материала элементов конструкции

Ключевые слова: авиационная техника, техническое обслуживание, неразрушающий контроль.

THE USE OF NON-DEFORMATION STRENGTHENING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF AIRCRAFT MAINTENANCE

D.A. Ivanov, T.V. Petrova, A.I. Nikiforov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the results of developing a methodology for using non-deformational strengthening technologies, in particular based on pulsating subsonic air flows (gas-pulse processing) in the process of aircraft maintenance and optimization of diagnostics of aircraft equipment, taking into account the influence of environments, including non-stationary air flows on the material properties of structural elements.

Keywords: aviation equipment, maintenance, non-destructive testing.

СРАВНЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТАВНОГО И ГИБРИДНОГО АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

В.Н. Тарасов, А.В. Тарасова

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Проводится сравнение некоторых эксплуатационных характеристик  составных газотурбинных авиадвигателей и интенсивно развивающихся гибридных авиационных двигателей. Отмечены возможные сложности при эксплуатации и техобслуживании гибридных двигателей в связи с появлением новых систем, необходимых для работы ВТСП электродвигателей и источников-накопителей электроэнергии.

Ключевые слова. составные ГТД, гибридные авиадвигатели, ВТСП электродвигатели, источники-накопители.

COMPARISON OF OPERATIONAL CAPABILITIES OF COMPOSITE AND HYBRID AIRCRAFT ENGINES

  1. N. Tarasov, A.V. Tarasova

Saint-Petersburg state university of civil aviation

Abstract: some performance characteristics of composite gas turbine aircraft engines and intensively developing hybrid aircraft engines are compared. Possible difficulties in the operation and maintenance of hybrid engines due to the emergence of new systems necessary for the operation of HTS electric motors and power storage sources are noted.

Keyword: composite GTE, hybrid aircraft engines, HTSC-electric motors, storage sources.

КРИПТОВАЛЮТНАЯ СРЕДА «АВИАКОЙН»:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

1, 2 К. Махарева [1], д-р экономики, сертифицированный эксперт по технологии блокчейн и криптовалюте, 2 Э. Махаревс, хабилитированный д-р инж. наук, профессор, 2 И. Стеценко, хабилитированный д-р эк. наук, профессор, 2 Н. Сулима, д-р экономики
1 London School of Economics c and Political Science

2 Балтийская международная академия, Рига

Аннотация. Мировой бизнес утрачивает уверенность в способности банков управлять риском ликвидности в условиях повторяющихся финансовых кризисов и наступившего периода пандемии коронавируса, принесшего существенные потери мировой экономике и особенно воздушному транспорту (ВТ) и туризму. Авиаперевозчики и сетевые онлайн трэвел-агентства многих странах все в большей степени используют различные криптовалюты в качестве альтернативных цифровых финансовых активов. В статье представлены концептуальные основы разработки и внедрения новой Криптовалютной среды, названной «Авиакойн» (далее – КСА) и предназначенной в первую очередь для российских авиакомпаний, провайдеров дополнительных неавиационных услуг и агентств воздушных путешествий (АВС). Концепция предполагает использование КСА на российском ВТ для разнообразных целей, не противоречащих законодательству и нормативно-правовым актам Российской Федерации. Приводятся основные отличительные показатели КСА в сопоставлении с достигаемыми целями. Предполагается, что КСА обеспечит российским авиакомпаниям и их партнерам по созданию прибавочной стоимости новые инвестиционные возможности, сокращение операционных затрат и повышение уровня кибербезопасности во всех сферах ее применения.

Ключевые слова: криптовалюта, Криптовалютная среда «Авиакойн», технология блокчейн, токен, смарт-контракт, авиакомпания, агентство воздушных сообщений, Транспортная Клиринговая Палата.

CRYPTO-CURRENCY ENVIRONMENT “AVIACOIN”:

 OFFER FOR RUSSIAN AIR TRANSPORT

1, 2 K. Mahareva [2], 2 E. Maharevs, 2 I. Stecenko, 2 N. Sulima

1 London School of Economics c and Political Science

1 Baltic International Academy, Riga, Latvia

Abstract. Business world is losing confidence in banks’ ability to manage liquidity risk amid recurring financial crises and economic shock due to the coronavirus pandemic, which has brought significant losses to the global economy and especially to air transport and tourism industries. Many air carriers and online travel agencies are increasingly using various cryptocurrencies as alternative digital financial assets. The article presents the conceptual foundations for the development and implementation of a new crypto-carency environment called “Aviacoin”. The crypto-carency environment is primarily intended for Russian airlines, providers of ancillary non-aviation services and air travel agencies. The concept assumes the development of the Aviacoin crypto-carency environment in Russian air transport to address the various industry challenges provided that its application is not inconsistent with the laws and regulations of the Russian Federation. The aspects of the organizational and functional fundamentals of the crypto-carency environment are analyzed, as compared to the goals achieved. The new crypto-carency environment is expected to provide Russian airlines and their partners with new investment opportunities, reduced operating costs and increased cybersecurity in all areas of its application.

Keywords: cryptocurrency, Aviacoin cryptocurrency environment, blockchain technology, token, smart contract, airline, air transport agency, Transport Clearing House.

 

 


WordPress Lessons