Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2020 №2 (27)

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПРИ ОТКАЗАХ ЕГО СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

А.Л. Ермаков, к.т.н., профессор, М.С. Кубланов, д.т.н., профессор,

В.В. Трофимов, к.т.н., доцент, В.Г. Ципенко, д.т.н., профессор

Московский государственный технический университет

гражданской авиации

Аннотация. В статье проанализированы результаты математического моделирования посадки самолета Ил-96Т при отказах его систем управления. Разработаны соответствующие рекомендации и предложения по летной эксплуатации и обеспечению безопасности полета самолета Ил-96Т в рассмотренных условиях полета.

Ключевые слова: воздушное судно, посадка, руль высоты, руль направления, элероны, интерцепторы, безопасность полета.

ENSURING SAFE LANDING OF THE AIRCRAFT IN CASE OF FAILURES OF ITS CONTROL SYSTEMS

  1. L. Ermakov, M. S. Kublanov, V. V. Trofimov, V. G. Tsipenko,

Abstract. The article analyzes the results of mathematical modeling of Il-96T aircraft landing in case of failures of its control systems. The relevant recommendations and proposals for flight operation and flight safety of the Il-96T aircraft in the considered flight conditions havebeen developed.

Keywords: aircraft, landing, Elevator, rudder, ailerons, interceptors, flight safety.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ НА САМОЛЁТАХ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

Коваленко Г.В., д. т. н., проф., Ципенко В. Г., д. т. н., проф.,

Шевяков В. И., д. т. н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Московский государственный технический университет

гражданской авиации,

Акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого»

Аннотация. Представлены дополнения к основным положениям метода определения рационального размещения датчиков системы воздушных сигналов на самолётах транспортной категории. Проанализированы особенности использования метода для случая многофункциональных датчиков.

Ключевые слова: воздушное судно, датчики системы воздушных сигналов, многофункциональные датчики, расчёты обтекания.

AERODYNAMIC CHARACTERISTICS OF MULTI-SENSORS SYSTEM SIGNALS FOR TRANSPORT CATEGORY AIRPLANES

Kovalenko G. V., Cipenko V. G., Sheviakov V. I.

Abstrakt.Additions to the main provisions of the method for determining the rational placement of air signal system sensors on transport category aircraft are presented. The features of using the method for the case of multifunctional sensors are analyzed.

Keywords: aircraft, air signal system sensors, multifunctional sensors, flow calculations.

ОБОСНОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА САМОЛЕТА BOEING 777 В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ

К. А. Куц

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье приведено обоснование действий летного экипажа самолета Boeing 777 на различных стадиях отказа навигационного комплекса (НК). Рассмотрены основные авиационные происшествия и инциденты, связанные с отказами инерциальной системы AirDataInertialReferenceUnit (ADIRU). Проведено сравнение структуры НК Boeing 777 с НКдальнемагистральных самолетов (ДМС)IIIпоколения c указанием отличий, обосновывающих невозможность применения ранее разработанных методов к НК Boeing 777. Проанализирован порядок действий на различных стадиях отказа НК, приведенный в Computer-BasedTraining (CBT) и QuickReferenceHandbook (QRH). Указаны недостатки применяемых методов и разработаны более совершенные методы действий, которые рекомендуется включить вQRHируководства по производству полетов (РПП)авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 777.

Ключевые слова: Boeing 777,Boeing 747, ADIRU,SAARU,IRS,БИНС, FMC, навигационная способность, ортодромия, локсодромия, ортодромический курс, ортодромический путевой угол, Главный меридиан, полярные маршруты.

JUSTIFICATION OF BOEING 777 FLIGHT CREW ACTIONS IN THE CONDITIONS OF NAVIGATION ABILITY DETERIORATION

  1. A. Kuts

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. The paper deals with justification of Boeing 777 flight crew actions at various stages of the navigation system (NS) failure. The main aviation accidents and incidents related to Air Data Inertial Reference Unit (ADIRU)failures are considered. A comparison of the Boeing 777 NS structure with NS of III generation long-range aircraftwas made, with the indication of differences that justify the impossibility of applying previously developed methods to the Boeing 777 NS. The actions order at various stages of NS failure, given in Computer-Based Training (CBT) and Quick Reference Handbook (QRH), is analyzed. The shortcomings of the methods used are indicated and more advanced action methodsare developed, which are recommended to be included in the QRH and Airline Flight Operations Manual (AFOM) of airlines operating Boeing 777.

Keywords:Boeing 777, Boeing 747, ADIRU, SAARU,IRS, Strapdown INS, FMC, navigation ability, great circle, rumb line, grid heading, grid track, Prime Meridian, polar routes.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИХРЕВОГО СЛЕДА ЗА ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ

С ВЫПУЩЕННОЙ МЕХАНИЗАЦИЕЙ

А.И. Желанников1, д.т.н., проф., Г.В. Кот2, Е.П.Дубовик2, Н.Е.Баранов2, к.т.н.

1Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского,

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Описана методика расчета характеристик дальних вихревых следов воздушных судов с выпущенной механизацией. Основной идеей методики является разработка готовой математической модели дальнего вихревого следа, в основе которой лежит метод дискретных вихрей. Используются данные о распределении циркуляции между крылом и закрылком в зависимости от различных параметров. Приведены примеры расчета дальних вихревых следов самолета Ту-154. Продемонстрирована достоверность полученных результатов.

Ключевые слова: расчет характеристик дальних вихревых следов, метод дискретных вихрей.

Abstract. The technique of calculation of far vortex wake characteristics of aircraft with the extended high lift devices is described. The main part of the technique is exploitation ready mathematical model of far vortex wake, which is based on a Method of Discrete Vortices. The data on circulation distribution between a wing and flap depending on the relative area of the flap, its relative length, flap deflection and a relative chord are used. Examples of calculation of far wake vortices of Tu-154 aircraft are given. Reliability of results obtained is demonstrated.

Key words: calculation of far vortex wake characteristics, method of discrete vortices.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ВС ПРИ ПОЛЕТАХ В ЗОНАХ ПОВЫШЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ АТМОСФЕРЫ

к.г.н., проф. Белоусова  Л.Ю., Кибаль А.П.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация.  В настоящей работе рассмотрены факторы, влияющие на электрический заряд, приобретаемый ВС при полете в облаках и осадках. Рассмотрено уравнение, используемое для оценки баланса токов. Также рассмотрены условия зарядки и разрядки ВС при полетах в зонах повышенной электризации, некоторые особенности электризации ВС и методы уменьшения заряда ВС, а также факторы, от которых зависит эффективность статических разрядников. Рассмотрена электростатическая защита ВС Airbus 320. В результате проделанной работы были сделаны выводы и рекомендации, направленные на обеспечение безопасности полетов в условиях повышенной электрической активности атмосферы.

Ключевые слова: Повышенная электрическая активность атмосферы, методы уменьшения электризации, электрический заряд, статические разрядники, баланс токов, степень электростатической защиты.

EVALUATION OF THE AIRCRAFT PROTECTION FLYING IN THE HIGH ELECTRICAL ACTIVITY AREA

c.s.g., prof. Belousova L. U., Kibal A. P.

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. In the present article, it was observed facts affecting the electric charge acquired by the aircraft flying in clouds and precipitations. We considered the formula using for the balance of currents valuation. In addition, we analyzed the charging and discharging conditions of aircraft flying in the high elecrization area, some special aspects of the aircraft electrization, methods of the decreasing of the aircraft charge and factors, which influence on the efficiency of the static discharges. It was observed the electrostatic protection of the Airbus 320. As a result we drew the conclusions and pointed to the recommendations conductive to the safety flight under the conditions of the higher electric activity.

Keywords: flight safety, the higher electrical activity of the atmosphere, methods of the decreasing of the electrization, electric charge, static discharges, the balance of currents, level of the electrostatic protection.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТА-ПИЛОТА

О.В. Ариничева, к.т.н., А.В. Малишевский, к.т.н., доцент,

Ю.Н. Сарайский, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Настоящая статья продолжает начатую авторами ранее серию исследовательских работ, направленных на поиск путей совершенствования профессионального психологического отбора пилотов. Сделан корреляционный анализ данных, полученных в результате обследования 59 студентов факультета лётной эксплуатации специализации «Организация лётной работы». Исследованы различия между группами студентов с различным уровнем развития интеллекта по критерию U (Mann–WhitneyU-test). Использованы данные Единого государственного экзамена и результаты выполнения тестовых заданий по дисциплине «Аэронавигация»

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, Единый государственный экзамен, коэффициент интеллекта, обучаемость.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF STUDENT-PILOT’S TRAINABILITY

  1. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii, Ju. N. Saraiskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract: This article continues the series of research works that the authors started earlier, aimed at finding ways to improve the professional psychological selection of pilots. A correlation analysis of data obtained from a survey of 59 students of the faculty of flight operations specializing in «Organization of flight work» is made. Differences between groups of students with different levels of intelligence development according to the U–test (Mann-Whitney U-test) are investigated. The data of the Unified state exam and the results of test tasks in the discipline «air navigation» were used.

Keywords: professional psychological selection, Unified state exam, IQ, trainability.

Электронная система управления шасси самолетов

А-320 с проработкой ее программы технического обслуживания и ремонта

 

Т.В. Петрова, к.т.н.,  Д.А. Иванов, к.т.н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация.  В данной статье  представлены требования к перспективной системе управления шасси самолетов Airbus А320 и рассмотрены направления решения проблемы повышения эффективности её технического обслуживания.

Ключевые слова: электронная система  управления, ремонт, техническое обслуживание.

Electronic chassis control system of A-320 aircraft with the development of its maintenance and repair program

T.V. Petrova,  D.A. Ivanov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the requirements for a prospective chassis control system of Airbus A320 aircraft and considers the direction of solving the problem of improving the efficiency of its maintenance.

Keywords: electronic control system, repair, maintenance.

Воздействие нестационарных газовых потоков на техническое состояние элементов конструкции воздушных судов из цветных сплавов

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова,  к.т.н., А.А. Колосков

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования влияния нестационарных дозвуковых газовых потоков на механические свойства и техническое состояние элементов конструкции воздушных судов и аэродромной техники, что позволяет осуществлять более точное прогнозирование их технического состояния  и способствует обеспечению комплексной безопасности.

Ключевые слова: авиационная техника, техническое состояние, дозвуковые газовые потоки.

IMPACT OF NON-STATIONARY GAS FLOWS ON THE TECHNICAL CONDITION OF AIRCRAFT STRUCTURAL ELEMENTS MADE OF NON-FERROUS ALLOYS

D.A. Ivanov, T.V. Petrova, A.A. Koloskov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the results of a study of the influence of non-stationary subsonic gas flows on the mechanical properties and technical condition of aircraft and airfield equipment design elements, which allows for more accurate forecasting of their technical condition and contributes to comprehensive safety.

Keywords: aviation equipment, technical condition, subsonic gas flows.

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА САМОЛЕТЕ BOEING-787(DREAMLINER), ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЫСТРЫЙ РЕМОНТ КОМПОЗИТА (QCR)»И ПОШАГОВАЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ.

Д.А. Иванов к.т.н., доц., Т.В. Петрова, к.т.н., И.А. Давыдов, И.А. Давыдов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В данной статье представлен анализ технического обслуживания композиционных материалов на самолете boeing-787(dreamliner), введение понятия «быстрый ремонт композита (qcr)» и пошаговая его реализация. Проведен порядок технического обслуживания элементов из композиционных материалов.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, техническое обслуживание, эксплуатация.

ANALYSIS OF MAINTENANCE OF COMPOSITE MATERIALS ON THE BOEING-787 AIRCRAFT (DREAMLINER), INTRODUCTION OF THE CONCEPT “QUICK REPAIR OF THE COMPOSITE (QCR)” AND STEP-BY-STEP IMPLEMENTATION OF IT.

D.A. Ivanov,T.V. Petrova, I.A. Davydov, I.A. Davydov

Abstract.This article presents an analysis of the maintenance of composite materials on a boeing-787 (dreamliner) aircraft, the introduction of the concept of “quick repair of a composite (qcr)” and its step-by-step implementation. The order of maintenance of elements made of composite materials.

Keywords: composite materials, aviation, maintenance, operation.

ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИЖУЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ ВИБРАЦИОННОГО РАЗМЫТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ КРУГЛОЙ МЕТКИ

А.В. Григорьев, И.И. Кочегаров, Н.К. Юрков

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

Аннотация. Сформулированы принципы решения актуальной задачи вибрационной диагностики скрытых дефектов авиационных двигателей путем статистического анализа зарегистрированной последовательности значений вибрационного приращения площади изображения круглой метки. Приведено описание способа формирования этой последовательности. Разработаны принципы проверки значимости средневыборочного значения вибрационного приращения площади изображения круглой метки как инварианта интенсивности вибрационного перемещения информативной точки поверхности объекта контроля. Сформулированы области применения и ограничения параметрических и непараметрических статистических критериев, применяемых для проверки значимости отличия от нуля среднего значения случайной величины. Сформулированы принципы применения критерия инверсий для проверки экспериментальной последовательности значений вибрационного приращения площади изображения круглой метки на наличие в ней направленного тренда. Выработаны практические рекомендации по осуществлению контроля технического состояния движущихся механизмов на основе результатов этой проверки. Приведено описание и анализ результатов экспериментальных исследований, в ходе которых были апробированы представленные в статье методики и доказана их уникальная чувствительность к изменению параметров вибрационного перемещения.

Ключевые слова: контроль, техническое состояние, движущийся механизм, динамика, вибрационное приращение, площадь изображения, круглая метка, инвариант.

PRINCIPLES OF CONTROL OF THE TECHNICAL CONDITION OF MOVING MECHANISMS BASED ON ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF VIBRATION BLURING AN IMAGE OF A ROUND MARK

A.V. GRIGOREV, I.I. KOCHEGAROV, N.K. YURKOV

Penza State University, Penza, Russia

Abstract. The principles of solving the urgent problem of vibration diagnostics of hidden defects of aircraft engines are formulated by statistical analysis of the recorded sequence of values of the vibrational increment of the image area of the round mark. A description is given of a method for forming this sequence. The principles of checking the significance of the average sample value of the vibrational increment of the image area of the round mark as an invariant of the intensity of the vibrational movement of the informative point on the surface of the control object are developed. Areas of application and limitations of parametric and nonparametric statistical criteria are formulated that are used to test the significance of the difference from zero of the average value of a random variable. The principles of applying the inversion criterion to verify the experimental sequence of values of the vibrational increment of the image area of a round mark for the presence of a directed trend are formulated. Practical recommendations have been developed for monitoring the technical condition of moving mechanisms based on the results of this check. A description and analysis of the results of experimental studies is given, during which the techniques presented in the article were tested and their unique sensitivity to changes in the parameters of vibrational displacement was proved.

Keywords: control, technical condition, moving mechanism, dynamics, vibrational increment, image area, round mark, invariant.

 

 


WordPress Lessons