Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2019 №4 (25)

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ПРИ ТУШЕНИИ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ

Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, Г.К. Кочкарев летчик-испытатель

Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова

Аннотация. В статье рассматриваются статистика природных пожаров, их основные характеристики в России и в мире. Классификация и специфика выполнения полетов на тушение природных пожаров с воздуха. Рассматривается методы и технология тушения лесного пожара. Факторы, влияющие на эффективность тушения пожаров. Делается заключение, что в настоящий момент многие методы воздушного пожаротушения не оптимизированы для быстрого реагирования и сдерживания пожаров. Определяются основные направления совершенствования организации и методики тушения пожаров

Ключевые слова: пожар,  классификация пожаров, воздушное судно, полет, метод тушения пожаров

 

THE NEED TO IMPROVE THE ORGANIZATION AND METHODS OF USE OF AVIATION FOR EXTINGUISHING NATURAL FIRES

G.V. Kovalenko, G.K. Kochkarev

Saint Petersburg University of Civil Aviation

M.M. Gromov  Flight Research Institute

Annotation. The article discusses the statistics of natural fires, their main characteristics in Russia and in the world. Classification and specifics of flights to extinguish natural fires from the air. The methods and technology of extinguishing a forest fire are considered. Factors affecting the effectiveness of fire fighting. It is concluded that at present many of the methods of fire fighting are not optimized for quick response and containment of fires. The main directions of improving the organization and methods of extinguishing fires are determined

Keywords: fire, fire classification, aircraft, flight, fire extinguishing method.

 

 

МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ У ПИЛОТА НАВЫКОВ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н.

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

292 Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

Аннотация. Современные воздушные суда характеризуются с одной стороны информационной перегруженностью, а с другой дефицитом тактильной информации особенно при полетах в автоматическом режиме. В связи с этим возникает проблема, выраженная в отсутствии навыка у пилотов по управлению воздушным судном при переходе от автоматического режима к ручному и наоборот. В статье предложен метод формирования подобного навыка у пилотов, основанный на математическом моделировании обнаружения сигналов.

Ключевые слова: принятие решения, эффективность управления, вероятность, навык, параметры полета, расчет, алгоритм

 

FORMATION METHOD AT THE PILOT OF SKILLS ON DECISION-MAKING ON CONTROL OF THE AUTOMATED AIRCRAFT

  1. V. Kovalenko, I. S. Muravyev2

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

92 Instructor-Research Squadron. Klin

Abstract. Modern aircrafts are characterized on the one hand by information congestion, and with another deficiency of tactile information especially when flying in the automatic mode. In this regard there is a problem expressed in lack of skill at pilots on control of the aircraft upon transition from the automatic mode to manual and vice versa. In article the method of formation of similar skill at pilots based on mathematical modeling of detection of signals is offered.

Keywords: decision-making, management efficiency, probability, skill, flight parameters, calculation, algorithm.

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА САМОЛЕТА Ил-96Т НА ПОСАДКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР И ГОРНЫХ АЭРОДРОМОВ

А. Л. Ермаков, к. т. н., профессор, М.С. Кубланов, д. т. н., профессор,

В.В. Трофимов, к. т. н., доцент, В.Г. Ципенко, д. т. н., профессор

Аннотация. В статье проанализированы результаты математического моделирования полета самолета Ил-96Т на посадке в условиях предельных температур и горных аэродромов.Разработаны соответствующие рекомендации по летной эксплуатации и обеспечению безопасности полетов самолета Ил-96Т в указанных условиях.

Ключевые слова: воздушное судно, посадка, отказ двигателя, скорость ветра.

 

SUBSTANTIATION OF RECOMMENDATIONS FOR FLIGHT OPERATION

AND ENSURING THE SAFETY OF THE FLIGHT OF IL-96T AIRCRAFT

AT A LANDING IN THE CONDITIONS OF LIMIT TEMPERATURES

AND MOUNTAIN AIRDERDS

А.L. Ermakov, Ph.D. Kublanov, V.V. Trofimov, V.G. Tsipenko,

Moscow state technical University of civil aviation

Annotation. The article analyzes the results of mathematical modeling of the flight of an IL-96T aircraft at landing at extreme temperatures and mountain airfields. Corresponding recommendations have been developed for flight operation and ensuring the safety of flights of the IL-96T aircraft in the specified conditions.

Keywords: aircraft, landing, engine failure, wind speed.

 

МЕХАНИЗМЫ УСИЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Крыжановский Г.А., докт. техн. наук, проф., Купин В.В., канд. техн. наук, доц.,

Самойлов В.А, канд. пед. наук, Шестаков И.Н., докт. техн. наук, доц.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. Получение новых порций знаний сопровождается образованием новой совокупности функциональных систем (когов), объединяющихся семантическими связями. Эти трансформации можно зафиксировать с помощью электроэнцефалограммы, т.к. изменяется первоначальная «картинка» параметров, измеряемых сигналов (паттернов). Динамика изменений электрической активности головного мозга свидетельствует о процессах нарастания профессионально-мыслительной способности, т.е. усиления интеллекта путем подключения «резервных» участков центральной нервной системы. В работе предлагается использовать индивидуальную информацию о профессионально-мыслительной способности операторов аэронавигационных систем для целесообразного изменения параметров мышления, когда в качестве мод, характеризующих когнитивную активность величины в процессе мышления, выступают паттерны – «образы» электрической активности головного мозга, характеризующие динамику потенциала электрического поля центральной нервной системы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка операторов аэронавигационных систем, нейрообратная связь, доминантно-мотивационное намерение

 

MECHANISMS OF INTELLIGENCE STRENGTHENING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF OPERATORS OF AIR NAVIGATION SYSTEMS

Annotation. Obtaining new portions of knowledge is accompanied by the formation of a new set of functional systems (kto b), United by semantic links. These transformations can be recorded using an electroencephalogram, because the initial “picture” of the parameters, measured signals (patterns) changes. The dynamics of changes in the electrical activity of the brain indicates the processes of increasing professional thinking ability, ie, strengthening intelligence by connecting the “reserve” parts of the Central nervous system. The paper proposes to use individual information about the professional-thinking ability of operators of aeronautical systems for appropriate changes in the parameters of thinking, when patterns – “images” of electrical activity of the brain, characterizing the dynamics of the electric field potential of the Central nervous system, act as modes characterizing the cognitive activity of a person in the process of thinking.

Keywords: training of operators of air navigation systems, neuro-feedback, dominant-motivational intention

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ РОССИЙСКИХ ВЕРТОЛЁТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАКОМПАНИЯХ

1 Ю.А. Борисов, к.т.н, 2 Ю.М. Чинючин, д.т.н., профессор,

1 АО «СПАРК», г. Санкт-Петербург

2 Московский государственный технический университет гражданской авиации

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния мирового рынка авиационных услуг, осуществляемых с привлечением вертолётов семейства Ми-8. В целях обеспечения повышенных требований по поддержанию лётной годности действующего парка вертолётов и их безопасной эксплуатации в различных авиакомпаниях мира сложился совершенно необходимый сегмент услуг по организации работ, связанный с поддержанием лётной годности вертолётов. В этих условиях возникает необходимость дальнейшего развития перспективных форм организации работ по указанному направлению. Качественное освоение этого сегмента рынка и создание инфраструктуры российскими компаниями имеет не только коммерческое, но и политическое значение. Наличие надёжной базы поддержания лётной годности уже эксплуатируемых в регионе вертолётов – это дополнительный стимул для дальнейших покупок вертолётов семейства Ми-8 авиакомпаниями этого региона. В статье рассмотрен спектр предложений по созданию Сервисных центров в зарубежных авиакомпаниях для поддержания лётной годности эксплуатируемых ими российских вертолётов. Разработаны методики и компьютерные программы для расчёта технико-экономических показателей Сервисных центров четырёх уровней, отличающихся степенью участия базового российского авиаремонтного предприятия в контрольно-восстановительном ремонте вертолётов авиакомпании. Даны рекомендации по составу целесообразных предложений для любой конкретной авиакомпании.

Ключевые слова: техническое обслуживание, поддержание лётной годности, вертолёты, сервисные центры, базовый авиаремонтный завод.

 

ORGANIZATIONAL FORMS OF CONTINUED AIRWORTHINESS OF RUSSIAN HELI-COPTERS IN FOREIGN AIRLINES

1 Yu. A. Borisov, 2 Yu.M. Chinyuchin

1 AO “SPARC”, St. Petersburg

2 Moscow State Technical University of Civil Aviation

Abstract. The article is devoted to the analysis of the state of the world market of aviation services carried out with helicopters of the Mi-8 family. In order to meet the increased requirements for maintaining the airworthiness of the existing fleet of helicopters and their safe operation in various airlines around the world, a completely necessary segment of services for the organization of works related to the maintenance of airworthiness of helicopters has developed. In these conditions, there is a need for further development of promising forms of organization of work in the specified direction. High-quality development of this market segment and the creation of infrastructure by Russian companies is not only of commercial, but also of political importance. A reliable base for maintaining the airworthiness of helicopters already operating in the region is an additional incentive for further purchases of helicopters of the MI-8 family by airlines in this region. The article considers the range of proposals for the creation of service centers in foreign airlines to maintain airworthiness of Russian helicopters operated by them is considered. Recommendations on the composition of expedient offers for any particular airline are given.

Keywords: maintenance, Mi-8, airworthiness, helicopters, service centers, basic aircraft repair plant.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВЗЛЕТОВ И ПОСАДОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ДОЖДЯ

Г.В. Заболотников, к.г.н., Д.Н. Арзаманов, к.т.н.,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В целях повышения безопасности полетов в зонах интенсивной конвективной деятельности предложены новые направления развития системы метеорологического обеспечения посадок воздушных судов на основе использования современных технологий мониторинга очагов ливневого дождя и совершенствования автоматической системы метеорологического обеспечения.

Ключевые слова: безопасность полетов, ливневый дождь, мониторинг, обеспечение полетов, интенсивность осадков.

 

NEW APPROACHES TO THE METEOROLOGICAL SUPPORT OF SAFETY OF

TAKE-OFFS AND LANDS OF AIRCRAFT IN CONDITIONS OF INTENSIVE RAIN.

G.V. Zabolotnikov, Candidate of Geographical Sciences, D.N. Arzamanov, Candidate of Engineering Sciences

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. In order to improve flight safety in areas of intense convective activity, new directions for the development of a meteorological support system for aircraft landing have been proposed using modern technologies for monitoring rain showers and improving the automatic meteorological support system.

Keywords: flight safety, rain showers, monitoring, flight servicing, rainfall intensity

 

методика формирования навыков пилота

по пилотированию с использованием Side-stick при тренировке

на FFS Airbus 320

П.Г. Мягкова

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье проведен анализ авиационных событий с воздушными судами (ВС) семейства Airbus 320, связанных с ошибками членов летного экипажа при использовании Side-stick. Представлен подход к совершенствованию деятельности инструктора тренажера на основе модифицированной модели SHELL по формированию устойчивых моторных навыков пилота по использованию Side-stick при переподготовке на самолет Airbus 320.

Ключевые слова: человеческий фактор, модель SHELL, методика тренажерной подготовки, навыки взаимодействия в экипаже.

 

PILOT SKILL FORMATION TECHNIQUE FOR PILOTING USING SIDE-STICK FOR TRAINING ON FFS AIRBUS 320

P.G. Miagkova

Abstract. The article analyzes aviation events with aircraft (aircraft) of the Airbus 320 family associated with errors of flight crew members when using Side-stick. An approach to improving the activities of the simulator instructor on the basis of the modified SHELL model for the formation of stable motor skills of the pilot in using the Side-stick when retraining for an Airbus 320 aircraft is presented.

Keywords: human factor, model SHELL, a technique of training preparation, skills of interaction in crew.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БВС ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЕТРА В ПРИЗЕМНОМ СЛОЕ АТМОСФЕРЫ

Белоусова Л. Ю. к.г.н. проф., Бех П. Д.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения беспилотных воздушных судов для метеорологических наблюдений на территории аэродрома. Техническое оснащение БВС специальными датчиками позволяет производить измерение параметров ветра и обнаружение сдвига ветра в зоне взлета и захода на посадку, что необходимо в целях повышения уровня безопасности полетов. Также описаны результаты экспериментального запуска БВС.

Ключевые слова: беспилотные воздушные суда, ветер, сдвиг ветра, безопасность полетов.

 

RESEARCHING OF POSSIBILITY OF UAV APPLICATION FOR WIND PARAMETER MEASURING IN THE LOWER LAYER OF ATMOSPHERE

  1. D. Bekh, L. Y. Belousova

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. The possibility of UAV application for meteorological observations in the aerodrome territory is considered in this paper. Technical equipment of UAV with special sensors allows to perform wind parameter measurement and wind shear detection in takeoff and landing areas, that is necessary in order to improve level of flight safety. Also, results of experimental UAV launch are described.

            Keywords: unmanned area vehicle, wind, wind shear, flight safety.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ АВИАРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1 Ю.А. Борисов, к.т.н, 2 А.И. Козлов, д.ф.-м.н., профессор,
1 АО «СПАРК», г. Санкт-Петербург

2 Московский государственный технический университет гражданской авиации

Аннотация. Разработан метод прогнозирования деятельности авиаремонтного предприятия, позволяющий учесть множество возможных новшеств, как по совершенствованию капитально-восстановительного ремонта, так по организации на предприятии новых, ранее не оказываемых авиационных услуг. В статье рассмотрена задача о распределении ресурсов между разнородными управляющими воздействиями. Дана классификация моделей управляющих воздействий. Для решения задачи оптимизации применён метод Монте-Карло. Суть метода сводится к формированию случайного варианта распределения ресурсов и определения изменения основных технико-экономических показателей предприятия за некоторый период прогноза. Описанная итерация повторяется многократно до достижения некоторых условий. Случайный вариант распределения ресурсов находится в результате случайного выбора для каждого УВ одного из трёх вариантов модели: максимального, промежуточного или минимального. Если полученный таким образом вариант распределения не встречался ранее, он принимается за расчётный и начинается пошаговый расчёт технико-экономических показателей предприятия на выбранную глубину прогноза. Разработанная компьютерная программа позволяет «увидеть», к каким последствиям приведут такие действия как, например, задержка ввода нового оборудования. Имеется возможность получить своеобразные «коэффициенты влияния» на результаты прогнозирования со стороны вероятностных входных параметров управляющих воздействий или любых их сочетаний. Наличие количественных оценок влияния позволит ЛПР подготовить меры для ликвидации последствий, наступивших из-за неадекватности оценок входных параметров.

Ключевые слова: распределение ресурсов, управляющие воздействия, метод Монте-Карло, прогноз развития, авиаремонтное предприятие, риски.

 

OPTIMIZATION OF RESOURCE ALLOCATION DURING MODERNIZATION AIRCRAFT REPAIR PRODUCTION

1 Yu. A. Borisov, 2 A.I. Kozlov

1 AO “SPARC”, St. Petersburg

2 Moscow State Technical University of Civil Aviation

Abstract. A method for predicting activities of aircraft repair enterprises, allowing to take into account many of the possible innovations, how to improve the overhaul and refurbishment, so for the organization enterprise, not previously provided aviation services. The article considers the problem of the distribution of resources between heterogeneous control actions. The classification of control actions models is given. To solve the optimization problem, the Monte Carlo method was applied. The essence of the method is to form a random option for the distribution of resources and determine changes in the main technical and economic indicators of the enterprise for a certain forecast period. The described iteration is repeated many times until certain conditions are met. A random distribution of resources is the result of a random selection for each HC of one of three variants of the model: maximum, intermediate or minimum. If the distribution option obtained in this way has not been met before, it is taken for the calculation and a step-by-step calculation of the technical and economic indicators of the enterprise to the selected forecast depth begins. The developed computer program allows you to “see” what the consequences of such actions will be, such as a delay in the commissioning of new equipment. It is possible to obtain a kind of “influence coefficients” on the forecasting results from the probabilistic input parameters of control actions or any combination of them. The presence of quantitative impact assessments will allow decision makers to prepare measures to eliminate the consequences that have arisen due to inadequate estimates of input parameters.

Keywords: resource allocation, control actions, Monte-Carlo method, development forecast, aircraft repair enterprise, risks.

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ АВИАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Д.А. Иванов к.т.н., доц., Т.В. Петрова, к.т.н., И.А. Давыдов, И.А. Давыдов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация.В данной статье представлен перечень основных композиционных материалов, используемых в современной гражданской авиации, а также выявлены преимущества над металлическими материалами. Проведен порядок технического обслуживания элементов из композиционных материалов.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, техническое обслуживание, эксплуатация.

 

COMPOSITE MATERIALS IN MODERN AVIATION, THE USE AND CONTROL OF THEIR CONDITION IN OPERATION

D.A. Ivanov,T.V. Petrova, I.A. Davydov, I.A. Davydov

Abstract. This article presents a list of basic composite materials used in modern civil aviation, and also reveals advantages over metallic materials. The order of maintenance of elements made of composite materials.

Keywords: composite materials, aviation, maintenance, operation.

 

Влияние нестационарных воздушных потоков на коррозионную стойкость металлических элементов конструкции воздушных судов

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., Т.В. Петрова, к.т.н., А.А. Колосков

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация.  В данной работе представлены результаты исследования влияния обработки пульсирующим  дозвуковым газовым потоком на коррозионную стойкость конструкционных металлических материалов, используемых при производстве элементов конструкции воздушных судов. 

Ключевые слова: Конструкционные металлические материалы, коррозионная стойкость, термическая обработка, газовый поток.

 

Effect of non-stationary air flows on the corrosion resistance of metal elements of aircraft design

D.A.Ivanov, T.V. Petrova, A.A. Koloskov

St. Petersburg State University of Civil Aviation

Annotation.  This paper presents the results of the study of the effect of pulsating subsonic gas flow treatment on the corrosive durability of structural metal materials used in the production of aircraft design elements.

Keywords: Structural metal materials, corrosion resistance, thermal treatment, gas flow.

АНАЛИЗ РАЗРУШЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА CFM56

Т.В. Петрова, к.т.н.

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Аннотация. Статья представляет собой анализ алгоритма развития ситуации при отказе, связанном с повреждениями, приводящими к снижению уровня масла в баке.

Ключевые слова: двигатель, радиальный вал, мощность.

 

FAILURE ANALYSIS OF THE RADIAL POWER TAKE-OFF SHAFT OF CFM56 FAMILY ENGINES

  1. V. Petrova

St. Petersburg state University of civil aviation

Abstract. The article is an analysis of the algorithm of the situation in case of failure associated with damage, leading to a decrease in the oil level in the tank.

Keywords: engine, radial shaft, power.

 

ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ

А.Б. Байрамов, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье проведен анализ, позволяющий прийти к выводу о влиянии надежности работы операторов на значения всех основных показателей эксплуатации транспортных средств (ТС). Это влияние проявляется в полноте и последовательности выполняемых операций, обоснованности оценки состояния подсистем ТС и правильности принимаемых решений. С помощью представленных соотношений можно количественно учесть влияние деятельности операторов на эксплуатационные показатели ТС. Учет надежности работы операторов позволит повысить обоснованность требований, предъявляемых к показателям готовности и устойчивости функционирования ТС.

Ключевые слова: человеко-машинные системы, показатель успешности функционирования, оперативность, безошибочность, надежность операторов.

 

ASSESSMENT OF VEHICLE PERFORMANCE INDICATORS TAKING

INTO ACCOUNT THE ACTIVITIES OF OPERATORS

A.B. Bayramov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. The article presents an analysis which leads to the conclusion that the reliability of operators has an impact on key vehicle performance indicators. This impact manifests itself in the completeness and sequence of operations, the accuracy of vehicle health check results, and the correctness of decisions made. By means of the ratios presented, it becomes possible to calculate the impact of the activities of operators on vehicle performance indicators. Taking the reliability of operators into account will improve the validity of the requirements for vehicle availability and reliability indicators.

Keyword: human-machine systems, performance indicator, efficiency, accuracy, reliability of operators.

 


WordPress Lessons