ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЛЁТНОМУ СОСТАВУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ НА ПОСАДКЕ САМОЛЕТА Л-39, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИЧНЫМ ТЕМПОМ ВЫБОРА РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ ПРИ ВЫРАВНИВАНИИ
А. П. Линник, к.в.н., доц.; С. А. Прошкин, Заслуженный военный летчик России, С.В. Стадник, к.э.н.
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар
Аннотация. В статье проанализированы результаты математического моделирования исправления взмывания самолета Л-39 при выполнении посадки лётчиком (курсантом). Разработаны соответствующие рекомендации по летной эксплуатации и обеспечению безопасности полетов самолета Л-39 в указанных условиях.
Ключевые слова: полет, взмывание самолёта, курсант, руководитель полетами, посадка.
JUSTIFICATION OF RECOMMENDATIONS TO A FLIGHT COMPOSITION ON CORRECTING DEFLECTIONS ON A PLANE OF A PLANE L-39, ASSOCIATED WITH A DIFFERENT TEMP OF SELECTION OF AIRPLANE CONTROL HANDLE
A.P. Linnik, S.A. Proshkin, S.V. Stadnik
Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K.Serov
Abstract. The article analyzes the results of mathematical modeling of the correction of an L-39 plane soaring during a landing by a pilot (cadet). Developed relevant recommendations for flight operations and flight safety of the L-39 in the specified conditions.
Keywords: light, airplane soaring, cadet, flight director, landing.
УЧЕТ ПОВТОРЯЕМОСТИ ПАРАМЕТРОВ СТРУЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОБХОДА ВС ЗОН ТУРБУЛЕНТНОСТИ ЯСНОГО НЕБА
Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, Л.Ю. Белоусова к. геогр. н., профессор, Н.О. Моисеева к.т.н. доцент, Г.В. Курбацкий
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация. Рассматриваются условия формирования струйных течений и их географического распространения в зависимости от времени года и формы барического поля. Выполнен анализ методов и средств обнаружения струйных течений и связанной с ним турбулентности ясного неба. Произведена статистическая обработка годовых данных о струйных течениях, собранных за период с марта 2018 года по февраль 2019 года. Сделаны выводы о повторяемости их параметров и авиационно-климатических показателях. Разработаны рекомендации по обеспечению безопасности полетов в зонах струйных течений и связанной с ним турбулентности ясного неба.
Ключевые слова: струйные течения, турбулентность ясного неба, безопасность полётов, оценка параметров, воздушное судно.
TAKING INTO ACCOUNT THE REPEATABILITY OF JET FLOW PARAMETERS FOR THE PURPOSE OF BYPASSING THE AREAS OF THE CLEAR SKY TURBULENCE ZONES
G.V. Kovalenko, Belousova L.Yu., N.O. Moiseeva G.V. Kurbatsky
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. The conditions of the formation of jet currents and their geographical distribution depending on the time of year and the shape of the baric field are considered. The analysis of methods and means of detecting jet currents and the associated clear sky turbulence is carried out. Statistical processing of annual data on inkjet flows collected for the period from March 2018 to February 2019 was performed. Conclusions are made about the repeatability of their parameters and aviation-climatic indicators. Recommendations have been developed to ensure flight safety in the areas of jet streams and the associated clear sky turbulence.
Keywords: jet currents, clear sky turbulence, flight safety, parameter estimation, aircraft.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ У ПИЛОТА ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ
УПРАВЛЕНИЯ ВС
Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н.
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
292 Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин
Аннотация. Высокая информационная загруженность пилотов в современных кабинах воздушных судов (ВС) способствовала изменению характеристик деятельности пилотов. Это поставило ряд проблем, связанных с ограниченными возможностями человека. Для разрешения этого противоречия предлагается математическое моделирование процесса формирования навыков пилота по восприятию поступающей к нему информации в полете и по принятию решения о необходимости корректировки управления ВС.
Ключевые слова: информация, принятие решения, моделирование, управляющее воздействие, навык.
MATHEMATICAL MODELLING OF PROCESS OF FORMATION OF SKILLS AT THE PILOT ON MAKING DECISION ON NEED OF CORRECTION OF MANAGEMENT OFTHE AIRCRAFT
- V. Kovalenko , I. S. Muravyev2
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation
92 Instructor-Research Squadron. Klin
Abstract. The high information load of pilots in modern cabins of aircrafts promoted change of characteristics of activity of pilots. It put a number of the problems connected with limited opportunities of the person. For permission of this contradiction mathematical modeling of process of formation of skills of the pilot on perception of information arriving to it in flight and on making decision on need of correction of control of airplane is offered.
Keywords: information, decision-making, modeling, the operating influence, skill
Разработка информационной системы
для автоматизации контроля анализа полетных данных
В.С. Зюкин, Д.А.Иванов, к.т.н., доц.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация. В данной статье представлены требования к перспективной информационной системе для автоматизации контроля анализа полетных данных с учётом результатов исследований в области влияния эксплуатационных факторов на надёжность элементов конструкции воздушных судов и авиационных двигателей.
Ключевые слова: информационная система, автоматизация контроля, элементы конструкции воздушных судов.
Development of an information system to automate flight data analysis control
V.S. Zukin, D.A. Ivanov
St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg
Abstract. This article presents the requirements for prospective information system to automate monitoring flight data analysis taking into account the results of research in the area of influence of operational factors on the reliability of aircraft structural components ships and aircraft engines.
Keywords: information system, Automation control, aircraft design elements.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПУТНИКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ СЕТИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ О ВЕРТИКАЛЬНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПАРАМЕТРОВ АТМОСФЕРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЁТОВ
Н.О. Моисеева, к.т.н., Н.А. Кирин
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация. В статье рассматривается зависимость безопасности, регулярности и экономичности полётов гражданских ВС от вертикального распределения параметров атмосферы. Для повышения эффективности метеорологического обеспечения полётов гражданской авиации авторами предлагается совместное использование данных спутниковых средств зондирования атмосферы и данных сети метеорологических наблюдений с целью создания новой системы оперативного получения и обработки информации.
Ключевые слова: авиационный прогноз погоды, метеорологическое обеспечение полетов, вертикальный профиль температуры и влажности.
PROSPECTS FOR THE SHARING OF SATELLITE INFORMATION AND METEOROLOGICAL OBSERVATION NETWORK DATA ON THE VERTICAL DISTRIBUTION OF ATMOSPHERIC PARAMETERS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF METEOROLOGICAL FLIGHT SUPPORT
N.O.Moiseeva, N.A.Kirin
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. The article discusses the dependence of the safety, regularity and economy of civilian aircraft flights on the vertical distribution of atmospheric parameters. To increase the efficiency of meteorological support for civil aviation flights, the authors propose the joint use of satellite-based atmospheric sounding data and meteorological observation network data in order to create a new system for the operational receipt and processing of information.
Keywords: aviation weather forecast, meteorological support of flights, temperature and humidity vertical profile
ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ АЛГОРИТМОВ ОРИЕНТАЦИИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО САМОЛЕТА
А. Л. Кивокурцев,1 к.т.н., О. А. Соколов,2 к.т.н.,
1Иркутский филиал
Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Иркутск
2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы многокритериальной оптимизации алгоритмов ориентации бесплатформенной инерциальной навигационной системы. Особенностью оптимизации является использование двух противоречивых критерия (минимум вычислительной загрузки бортовой цифровой вычислительной машины и минимум погрешностей вычислений). На основе метода пороговой оптимизации выбрано семейство алгоритмов ориентации бесплатформенной инерциальной навигационной системы, а также предложены рекомендации по использованию их в составе интегрированного комплекса бортового оборудования по этапам полета в штатной и при возникновении особых аварийных ситуаций.
Ключевые слова: бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), алгоритмы ориентации БИНС, многокритериальная оптимизация, этапы полета, реконфигурация, бортовая цифровая вычислительная машина и система, интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО).
SPECIAL FEATURES OPTIMIZATION OF ALGORITHMS OF ORIENTATION OF THE STRAPDOWN INERTIAL NAVIGATION SYSTEM OF THE MODERN PLANE
- L. Kivokurtsev1, O. A. Sokolov2
1Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk branch, Irkutsk
2Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg
Abstract. In article questions of multicriteria optimization of algorithms of orientation of SINS are considered. Feature of optimization is use two conflicting criterion (a minimum of computing loading of onboard digital computer and a minimum of errors of calculations). On the basis of a method of threshold optimization the family of algorithms of orientation of SINS is chosen and also recommendations about their use as a part of ICOE on flight stages in regular are offered and at emergence of special emergencies.
Keywords: strapdown inertial navigation system (SINS), algorithms of orientation of SINS, multicriteria optimization, flight stages, reconfiguration, onboard digital computer and system, integrated complex of the onboard equipment (ICOE).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ интервала «посадка-взлЁт-посадка» при управлении потоками прибывающих и вылетающих воздушных судов в системе орвд
А.В. Алёшин, В.И. Алёшин, к.т.н., А.Г. Антончик,
Г.А. Крыжановский д.т.н., профессор, С.Г. Пятко, д.т.н.,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация. В статье приводится подход к определению интервала «посадка-взлёт-посадка» при управлении потоками прибывающих и вылетающих воздушных судов в системе ОрВД.
Ключевые слова: время движения воздушных судов, рубежи принятия решений, расчётные позиции, интервалы совершения взлётно-посадочных операций.
DETERMINation of a “landing-takeoff-landing” interval during arrival and departure aircraft flows management within ATM system.
A.V. Aleshin, V.I. Aleshin, A.G. Antonchik,
G.A. Kryzhanovski, S.G. Pyatko
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. In the article an approach is given to determine a “landing-takeoff-landing” interval during arrival and departure aircraft flows management within ATM system.
Keywords: aircraft movement timing, decision points, estimated positions, takeoff and landing intervals.
МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ АЗН-В В СИСТЕМЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ АЭРОДРОМНОГО ДВИЖЕНИЯ
А. П. Плясовских, д.т.н.
АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»
Е. А. Рубцов, к.т.н.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация: Комплексной план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года регламентирует увеличение интенсивности полетов по маршрутам, минуя Москву и реконструкцию 66 региональных аэропортов. Для обеспечения требуемого уровня безопасности аэродромного движения в ночное время и в условиях низкой видимости необходимо внедрить системы контроля и управления наземным движением. В статье предлагается в региональных аэропортах с невысокой интенсивностью воздушного движения в качестве основного средства наблюдения применять АЗН-В, стоимость которого меньше, чем у радиолокационных станций обзора летного поля и многопозиционных систем наблюдения. Разрабатывается метод оценки достоверности информации АЗН-В по критериям математического ожидания и дисперсии отклонений измеренного местоположения воздушного судна или транспортного средства от цифровой траектории движения. Вводится система уровней достоверности информации АЗН-В и рекомендуемых действий для диспетчера при снижении достоверности информации АЗН-В.
Ключевые слова: безопасность аэродромного движения, АЗН-В, SMGCS, рабочая площадь аэродрома, достоверность информации, наблюдение на аэродроме.
RELIABILITY ESTIMATION METHOD OF ADS-B INFORMATION FOR SURFACE MOVEMENT GUIDANCE AND CONTROL SYSTEM
- P. Plyasovskih
All-Russian scientific research institute of radio equipment (JSC VNIIRA)
- A. Rubtsov
Saint-Petersburg state university of civil aviation
Abstract: Complex plan of modernization and enhance of the main infrastructure until 2024 regulates the increase of flights intensity on routes, bypassing Moscow and reconstruction of 66 regional airports. To ensure the required level of safety for surface movement at night and low visibility, it is necessary to introduce surface movement guidance and control system. The article proposes in regional airports with low air traffic to use ADS-B as the main means of observation, which cost is less than that of surface movement radars and мultilateration surveillance systems. A method is being developed for assessing the reliability of information ADS-B according to the criteria of expected value and the variance of deviations of the measured location of the aircraft or vehicle from the digital trajectory of movement. Introduced a system of confidence levels of ADS-B information and recommended actions for the controller at low reliability of ADS-B information.
Keywords: flight safety, ADS-B, SMGCS, aerodrome working area, information reliability, aerodrome surveillance
МЕТОДЫ ИМИТАЦИИ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ В АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ РАДИОЛОКАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Ж.Р. Степанов1, И.Н. Шестаков2
1Научно-производственное объединение «Прибор», г. Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения и тренировки операторов на основе построения программной модели воздушной обстановки в авиационных системах радиолокационного контроля. Описана процедура формирования траектории полета летательного аппарата (ЛА) в тренажерно-моделирующем комплексе, приемлемая для использования в реальных системах, в качестве тренажерного модуля. Приведены способы управления, имитируемыми в модуле ЛА. Обозначено перспективное направление в области создания программных моделей для тренажеров групп руководства полетами на основе построения областей достижимости ЛА. Описаны результаты разработки приложения, позволяющего осуществлять моделирование воздушной обстановки с рабочего места летчика-оператора и передачи данных в информационно-моделирующую среду.
Ключевые слова: группа руководства полетами, тренажерный модуль, система радиолокационного контроля, математическое моделирование, компьютерное приложение
Abstract
The article deals with the problem of constructing a software model of the air environment in aviation radar control systems. Described the procedure for the formation of the flight path of an aircraft in a flight training system. Defined the methods for specifying control actions in the control of a virtual aircraft. Indicated the prospective direction in the field of creation of computer models for simulators of flight management teams based on the construction of aircraft accessibility areas. Described the results of the development of an application that allows to simulate the air situation from the operator’s working place and the transfer of data to the information modeling environment.
Кeywords
flight management group, flight training system, mathematical modeling, computer application.