Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2019 №1 (22)

 

СПОСОБ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ САМОЛЕТОМ BOEING 737

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н., С.В. Богданов3, Е.А. Цыбова1

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

3ПАО Авиакомпания «ЮТэйр», г. Москва

 

Аннотация. В статье изложены основные результаты исследования эффективности управления автоматизированным самолетом Boeing-737 на режимах управления, использующих автопилот и автомат тяги. Проведена оценка влияния когнитивной опоры информационного ресурса подсистемы «экипаж – автоматизированное воздушное судно» на эффективность управления самолетом.

Ключевые слова: когнитивный ресурс, информационный ресурс, управляющее воздействие, эффективность управления, автоматизированное воздушное судно.

 

METHOD OF QUANTITATIVE EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF СONTROL THE CREW OF AIRPLANE BOEING 737

  1. V. Kovalenko1, I. S. Muravyev2, S. V. Bogdanov3, E.A. Tsybova1

1Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

292 Instructor-Research Squadron. Klin

3Public Joint Stock Company UTairAirline. Moscow

 

Abstract. The article presents the main results of the study of the efficiency of control of an automated Boeing 737 aircraft on control modes using autopilot and automatic thrust. The assessment of the impact of the cognitive support of the information resource of the subsystem “crew – automated aircraft” on the efficiency of aircraft control has been carried out.

Keywords: cognitive resource, information resource, control action, control efficiency, automated aircraft.

 

 

 

О РЕШЕНИИ ПЛОХО ФОРМАЛИЗУЕМЫХ И СЛАБО СТРУКТУРИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1 В.Л. Филиппов, и.о. генерального директора, 2 Н.И. Овченков, к.т.н, доцент, Государственный научно-исследовательский институт

гражданской авиации

2 Ярославский государственный университет

 

Аннотация. Целевая функция управления авиационной безопасностью в качестве критериев управления включает параметры, определяемые физикой объекта управления, а соответствующая модель описывает ситуацию, которая отражает динамику противостояния совокупности угроз безопасности и системы защиты объекта. Одним их возможных вариантов такой модели может быть система дифференциальных уравнений в частных производных, т.е. краевая задача математической физики. Попытки прямой постановки этой задачи, а тем более ее решения, выявили множество проблем, связанных со сложностью объекта моделирования и неопределенностью в описании его параметров, что относит задачу к классу плохо формализуемых и слабо структурированных. Предлагается методика моделирования пространства угроз безопасности аэропорта, рассматриваемая как решение плохо формализуемой задачи. Представлен частный результат моделирования, полученный в условиях серьезных упрощений и ограничений с помощью пакета математического моделирования МАТЛАБ.

Ключевые слова: безопасность, авиационная безопасность, моделирование пространства угроз, плохо формализуемая задача, эвристическая методика решения.

 

ON THE SOLUTION OF POORLY FORMALIZED AND WEAKLY STRUCTURED ISSUES IN THE FIELD OF AVIATION SECURITY

1 V.L. Filippov, 2 N.I. Ovchenkov

1 State research Institute of civil aviation

2 Yaroslavl State University

Abstract. The target function of aviation security management as management criteria includes parameters determined by the physics of the control object, and the corresponding model describes the situation that reflects the dynamics of the confrontation of the set of security threats and the system of protection of the object. One of the possible variants of such a model can be a system of partial differential equations, i.e. a boundary value problem of mathematical physics. Attempts of direct statement of this problem, and especially its decision, revealed a set of the problems connected with complexity of object of modeling and uncertainty in the description of its parameters that carries a problem to a class of badly formalized and poorly structured. A method of modeling the airport security threats space is proposed, which is considered as a solution to a poorly formalized problem. The paper presents a particular simulation result obtained under the conditions of serious simplifications and limitations with the help of MATLAB mathematical modeling package.

Keywords: security, aviation security, threat space modeling, poorly formalized problem, heuristic decision technique.

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОНФЛИКТНОСТИ ПИЛОТА

О.В. Ариничева, к.т.н., А.В. Малишевский, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. Данная статья продолжает серию исследовательских работ, направленных на обнаружение предикторов конфликтного поведения в ситуациях межличностного конфликта. Выполнен корреляционный анализ результатов обследования 68 специалистов-операторов авиационной сферы деятельности на выраженность индивидуальных предпочтений в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации (тест К.Томаса в адаптации Н. В. Гришиной – TKI-R) и соционическими характеристиками личности (тест «ММ-1»). Проведено сопоставление полученных данных с опубликованными в научной литературе результатами исследования 58 студентов-судоводителей на предмет принадлежности к одному из четырех видов комплексных стратегий поведения в конфликте. Комплексный подход обладает большей прикладной ценностью и может быть использован в учебном процессе.

Ключевые слова: конфликт, стратегия поведение в конфликте, соционика.

POSSIBLE WAYS TO IMPROVE METHODS OF ASSESSING THE DEGREE OF CONFLICT PILOT

  1. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract: This article is one of a series of works, the purpose of which is to determine predictors of conflict behavior in situations of interpersonal conflict. Sixty-eight aviation operators were examined using the method of diagnosis of predisposition in the choice of strategy of behavior of the individual in a situation of interpersonal conflict (test K. Thomas (Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument) adaptation by N. V. Grishina – TKI-R) and socionic test “MM-1”. The correlation analysis of the survey results is carried out. We also compared our findings with the results of examination of 58 students-navigators published in the scientific literature on the status of one of the four types of integrated conflict strategies. An integrated approach has an applied value and can be used in the educational process.

Keywords: conflict, strategy behavior in conflict, socionic.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЁТОВ АВИАЦИИ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

В.А. Демчук, Н.О. Моисеева, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации.

 

Аннотация. Рассмотрены климатические и погодные особенности Арктического региона, выявлены опасные для авиации явления погоды с наибольшей повторяемостью. Рассмотрена специфика выполнения полётов в Арктике и современное состояние метеорологического обеспечения полётов, определены пути решения задач по повышению качества метеообеспечения полётов авиации в Арктике с использованием результатов гидродинамического прогнозирования.

 

Ключевые слова: погода и климат Арктики, метеорологическое обеспечение авиации, полёты в Арктике, WRF-модель, гидродинамические модели атмосферы.

 

RESEARCH OF THE FEATURES

OF METEOROLOGICAL SUPPORT OF AVIATION FLIGHTS

IN THE ARCTIC REGIONS

V.A. Demchuk, N.O. Moiseeva

St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg.

 

Abstract. The climatic and weather features of the Arctic region are considered, and the weather phenomena, which are dangerous for aviation, are revealed with the highest frequency. The specifics of the implementation of flights in the Arctic and the current state of meteorological support for flights are considered, and ways of solving problems to improve the quality of meteorological support for aviation flights in the Arctic using numerical hydrodynamic methods of weather forecasting are determined.

Keywords: flights in the Arctic, meteorological support of aviation, weather and climate of the Arctic, WRF-model, hydrodynamic models of the atmosphere.

 

 

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ

С.А. Кудряков, д.т.н., с.н.с.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Н.В. Книжниченко

Санкт-Петербургский центр ОВД

Е. А. Рубцов, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы анализа и предотвращения правонарушений с применением беспилотных воздушных судов. Предлагается создать службу по обеспечению безопасности использования беспилотных авиационных систем, которая совместно со службой эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и связи сможет обнаруживать незаконные полеты беспилотных аппаратов в районе аэродрома и принимать действия по предотвращению инцидентов с пилотируемыми воздушными судами и объектами транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: безопасность полетов, беспилотные воздушные суда, наблюдение, авиационная безопасность, объект транспортной инфраструктуры.

 

ISSUES OF ENSURING THE SAFE USE OF UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS

S.A. Kudryakov

Saint-Petersburg state university of civil aviation

  1. V. Knizhnichenko

Saint-Petersburg ATM centre

  1. A. Rubtsov

Saint-Petersburg state university of civil aviation

Abstract. The article deals with the analysis and prevention of offenses with the use of unmanned aircraft. It is proposed to introduce a service to ensure the safety of the use of unmanned aircraft systems, which, together with the service of air traffic safety electronics, will be able to detect illegal flights of unmanned aircrafts in the area of the aerodrome and take action to prevent incidents with manned aircraft and transport infrastructure.

Keywords: flight safety, unmanned aircraft, surveillance, aviation security, transport infrastructure facility

 

 

 

АНАЛИЗ ПРАВИЛ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОЛЕТОВ

К. А. Куц, аспирант кафедры Аэронавигации

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

 

Аннотация. В статье проведён сравнительный анализ требований к планированию полётов в ИКАО, РФ, США, Европейском Союзе, Австралии. Рассмотрена эволюция правил EDTO-ETOPS, проанализированы планируемые минимумы запасных аэродромов на маршруте. Рассмотрены вопросы определения зон оперирования маршрутных запасных аэродромов и запаса топлива на случай непредвиденных обстоятельств.

Ключевые слова: планирование полётов, EDTO, ETOPS, минимумы запасных аэродромов, зона оперирования, пороговое время, максимальное время ухода, компенсационный запас топлива.

 

FLIGHT PLANNING RULES ANALYSIS

  1. A. Kuts

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. This paper contains comparative analysis of flight planning rules requirements in ICAO, Russian Federation, United States, European Union, Australia. Evolution of ETOPS-EDTO rules is described, enroute alternates planning minima are analyzed. The article outlines determination subjects of areas of operation and contingency fuel.

 

Keywords: flight panning, EDTO, ETOPS, alternate minima, area of operation, threshold time, maximum diversion time, contingency fuel.

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНЕДЖЕРА ВЫЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (DMAN)

А.Ю. Княжский, А.П. Плясовских, д.т.н.

АО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

 

Аннотация. В статье предлагается метод повышения пропускной способности взлетно-посадочной полосы и снижения средней задержки вылетов за счет упорядочивания очереди воздушных судов с учетом характеристики турбулентности в спутном следе. Так же описывается алгоритм работы менеджера вылетов воздушных судов, выдающего диспетчеру рекомендации по управлению  вылетающими воздушными судами, и предлагается способ моделирования потока воздушных судов. Проводится анализ эффективности данного метода, для оценки которой использовался поток событий (вылетов), имеющий Пуассоновское распределение. Оценены зависимость средней задержки вылетов от интенсивности потока вылетов и потенциальная возможность возрастания пропускной способности взлетно-посадочной полосы, при использовании данного метода.

Ключевые слова: пропускная способность, ВПП, воздушное судно, поток воздушных судов, оптимизация очереди, спутный след.

 

THE POTENTIAL TO INCREASE THROUGHPUT OF THE RUNWAY WITH THE USE OF DEPARTURE MANAGER (DMAN)

A.Yu.Knyazhsky, A.P. Plyasovskikh

Federal Scientific Production Center All-Russian scientific Research Institute of Radio Equipment awarded with the Order of Red Banner (JSC «VNIIRA»)

 

Annotation. The paper proposes a method to increase the capacity of the runway and reduce the average flight delay by streamlining the queue of aircraft taking into account the characteristics of turbulence in the trail line. The efficiency of this method is analyzed. It also describes the algorithm of the aircraft manager, issuing recommendations to the dispatcher on the management of departing vessels and offers a way to simulate the flow of aircraft.

Keywords: acceptance rate, flight strip, aircraft flow, queue optimization, trail line.

 

 

Показатель пропускной способности СИСТЕМЫ ОрВД В РАЙОНЕ аэродрома для потока вылетающих воздушных судов

А.В. Алёшин, В.И. Алёшин к.т.н.,  Н.В. Бабаев  к.т.н.,

Г.А. Крыжановский д.т.н.,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье приводится обобщение показателя пропускной способности системы ОрВД в районе аэродрома для потока вылетающих воздушных судов на случай сокращенных значений формируемых интервалов в режиме “посадка-взлет-посадка”, возможных, в частности, при управлении потоками прибытия и вылета в условиях двух близкорасположенных параллельных взлётно-посадочных полос.

Ключевые слова: организация воздушного движения, пропускная способность, моделирование.

capacity of ATM system in Airdrome area for the flow of departing aircrafts

A.V. Aleshin, V.I. Aleshin, N.V. Babaev, G.A. Krizhanovskii

Saint Petersburg state university of civil aviation

Abstract. This article represents derivation of generalized analytical formula for the evaluation of the capacity air traffic management system for the flow of departing aircrafts in the terminal maneuvering area in case of minimized interval of “landing-takeoff-landing” which is possible in case of two close located runaways.

Keywords: air traffic management, capacity, modeling.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ПАССАЖИРОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЕТОДИОДНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В САЛОНАХ ЛА И НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ДИСПЕТЧЕРОВ И ЭКИПАЖА

 

Ю. К. Старцев

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация: Проведен анализ публикаций и литературных данных по теме биологического воздействия светодиодного освещения на организм человека, обобщены результаты, имеющие отношение к гражданской авиации. Нормируемые характеристики искусственного освещения в гражданской авиации, в особенности наиболее опасного излучения светодиодов белого света в диапазоне дли волн 440…460 нм, пока еще не соответствуют реальным биологическим потребностям человеческого организма. В целях исключения рисков поражения глаз целесообразно исключить применение синего света для освещения рабочих зон операторов и пассажирских салонов, а для обеспечения безопасности необходимо применять сертифицированные источники с биологически адекватным спектром света.

Ключевые слова: техническое обслуживание авиатехники, безопасность полетов, светобиологическая безопасность, светодиоды, спектр излучения

SOME PROBLEMS OF THE SAFETY AND HEALTH OF PASSENGERS IN THE CABIN OF AIRCRAFTS, AND CREW MANAGERS AT THEIR WORKPLACES WHEN USING LED LIGHTING

Yu. K. Startsev

Saint-Petersburg State University of civil aviation

Abstract. The analysis of the publications and literature data on the topic of biological effects of lighting on human body, summarized the results of relevance to civil aviation. Rationed characteristics of artificial lighting in civil aviation, especially the most dangerous radiation in the range of white light LEDs for waves 440…460 nm, still do not correspond to the real needs of human biological of the organism. In order to avoid risks hitting the eye it is advisable to exclude the application of blue light for illumination of the working zone operators and passenger compartments, and for security you must use certified sources to biologically adequate spectrum of light.

Keywords: aircraft maintenance, flight safety, security, lightbiology, spectrum LED.

 

 

ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ХАБ

 

А.Е. Утушкина, ст. преподаватель, В.Е. Шведов, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

 

Аннотация. В статье рассмотрено целесообразность сооружения мультимодального хаба вблизи морского порта с целью ускоренной воздушной доставки востребованных грузов, прибывающих морским путем в порт.

Ключевые слов: воздушная перевозка, грузовой аэропорт, контейнерный груз.

 

TRANSPORTATION OF CONTAINER CARGO THROUGH A MULTIMODAL HUB

A.E. Utushkina, V.E. Shvedov,

Saint Petersburg state university of civil aviation

Abstract. The article considers the expediency of building a multimodal hub near the seaport with the aim of accelerating the air delivery of demanded cargo arriving by sea to the port.

Keywords: air transportation, cargo airport, container cargo.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

КОМПАНИИ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ NDC-АГРЕГАТОР»

 

К. Махарева

Балтийская международная академия (Рига)

 

Аннотация. В работе исследуются вопросы концепции создания и анализа конкурентоспособности комании, которая агрегирует региональные услуги путешествий и туризма, как сопутствующие дополнительные услуги (ДУ) в пакеты совместно с авиаперевозками пассажиров. В основу концепции положено использование новой дистрирбутивной модели Международной ассоциации воздушного транспорта – New Distribution Capability (NDC), активно внедряемой авиакомпаниями в настоящее время. Разработан NDC-процесс бронирования туристических услуг региональных поставщиков, как сопутствующих ДУ авиакомпаний. Представлена постановка задачи оптимизации состава сопутствующих ДУ в агрегируемых пакетах в авиационных заказах. Приведен SWOT-анализ деятельности и конкурентоспособности компании «Региональный NDC-агрегатор».

Ключевые слова: региональный NDC-агрегатор; авиакомпания, дистрибутивный процесс, сопутствующие дополнительные услуги, оптимизационная модель пакетирования ДУ, конкурентоспособность, SWOT-анализ.

 

CONCEPT OF CREATION AND ANALYSIS OF COMPETITIVENESS REGIONAL NDC-AGGREGATOR COMPANY

  1. Makhareva, doctoral student of the program “Regional Economics and Economic Policy”

Baltic International Academy (Riga)Abstract. The paper explores the concept of creating of the company which aggregates regional travel and tourism services as ancillary services (AS) in the passengers’ travel package along with air transportation element and performs a competitive analysis. The concept leverages the new distribution model of the International Air Transport Association – New Distribution Capability (NDC), which at present is being actively implemented by the airlines. An NDC-process has been developed for booking travel services of regional suppliers, as an ancillary airline services. The paper formulates the task of optimized compozition for the ancillary services in the passenger records’ aggregated packages. SWOT-analysis was conducted assessing the competitiveness of the company “Regional NDC-aggregator”.Key words: regional NDC-aggregator; airline, distribution process, ancillary services, optimizated composition for AS packaging, competitiveness, SWOT analysis.

 


WordPress Lessons