Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2018 №3(20)

 

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Крыжановский Г.А., докт. техн. наук, проф., Купин В.В., канд. техн. наук, доц.,

Самойлов В.А., канд. пед. наук, Шестаков И.Н. докт. техн. наук, доц.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», Санкт-Петербург

 

Представлены подходы к построению системы формирования профессионально-мыслительной способности операторов аэронавигационных систем в образовательной организации. Среди ключевых элементов такой системы выделена подсистема формирования мотивации обучаемого и оценки его профессионально-мыслительной способности. Предлагаются подходы к выбору способов инструментальных (количественных) её измерений, основанные на учёте цикличности (дискретности) психофизиологических процессов, инвариантные свойства и характеристики которых могут служить индикаторами профессионально-мыслительной способности обучаемого оператора при выполнении конкретных профессиональных задач.

Ключевые слова: оператор, профессионально-мыслительная способность, мотивация, психическая регуляция, методы измерения

 

TO THE PROBLEM OF FORMING THE PROFESSIONAL-THINKING ABILITY OF OPERATORS OF AERONAVIGATION SYSTEMS

  1. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin, V. A. Samoylov, I. N. Shestakov

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

Abstract. Approaches to the construction of a system for the formation of the professional-thinking ability of operators of air navigation systems in an educational organization are presented. Among the key elements of such a system is a subsystem of the trainee motivation formation and assessment of his professional-thinking ability. Approaches are offered to the choice of methods of instrumental (quantitative) measurements of it, based on taking into account the cyclicity (discreteness) of psychophysiological processes, the invariant properties and characteristics of which can serve as indicators of the professional-thinking ability of the trained operator when performing specific professional tasks.

Keywords: operator, professional-thinking ability, motivation, mental regulation, measurement methods

 

К ВОПРОСУ О ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н., С.Г. Лобарь1 к.т.н., доцент,

  Е.А. Цыбова1

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

 

Аннотация.  В статье представлен обзор направлений, моделей, методов по исследованию когнитивных процессов в различных областях деятельности человека и предложен подход к прогнозированию развития профессиональной подготовки летного состава с опорой на когнитивную составляющую информационного ресурса системы «экипаж – автоматизированное воздушное судно – среда»

Ключевые слова: прогнозирование, принятие решений, когнитивная наука, автоматизация, профессиональная подготовка, безопасность полетов

TO THE QUESTION OF AIR CREW VOCATIONAL  TRAININGS YSTEM DEVELOPMENT  FORECASTING

 

G.V. Kovalenko1, I.S. Muravyev2, S.G. Lobar1, E.A. Tsybova1

1Saint Petersburg State University of Civil Aviation

2Instructor – research squadron VKS RF, Klin

 

Annotation. The article presents an overview of directions, models, methods for studying cognitive processes in various areas of human activity and suggests an approach to forecasting the development of professional training of flight crews based on the cognitive component of the information resource of the system “crew – automated aircraft – environment”

Keywords: forecasting, decision making, cognitive science, automation, professional training, safety of flights

 

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ЖИВУЧЕСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

 

Н.И. Романчева1, Е.В. Юркевич2, Л.Н.Крюкова2

1Московский государственный технический университет гражданской авиации

2Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

 

 Аннотация. Рассмотрен спектр условий, определяющих регламентацию живучести летательного аппарата. Предложены характеристики угроз в виде внешних воздействий и контрмер, характеризующих техническое состояние функциональных модулей. В конструкторско-технологическую документацию на средства поддержки живучести летательного аппарата предложено вводить ограничения, определяющие стабилизацию работы бортовой системы. На этапе разработки технического задания предложено утверждать обоснование требований к средствам защиты объектов и сервисов, а также установление функциональных требований к их безопасности с оценкой уязвимостей функциональных модулей согласно перечню потенциальных угроз. Для унификации мер по обеспечению безопасности летательного аппарата предложено ранжирование рисков наступления последствий от возможных внешних воздействий.

Ключевые слова: средства поддержки живучести, летательный аппарат, дефекты бортовых систем, полнота требований к характеристикам, конструкторско-технологическая документация, сбои и отказы, техническое состояние, этапы жизненного цикла функциональных модулей, угрозы внешних воздействий, контрмеры.

 

MECHANISMS FOR FORMATION OF TECHNICAL DOCUMENTATION FOR MEANS OF SUPPORT FOR THE VEHICLE OF THE FLYING

Romancheva N.I.1, Yurkevich E.V.2, Kryukova L.N.2

1Moscow state technical university of civil aviation 2the Institute of management problems named after V. A. Trapeznikov of the Russian Academy of Sciences

 

Abstract. A spectrum is considered of terms, qualificatory regulation of vitality of aircraft. Descriptions of threats are offered as external influences and counter-measures, characterizing the technical state of the functional modules. In design-engineering documentation it is suggested to impose restriction on facilities of support of vitality of aircraft, qualificatory stabilizing of work of the side system. On the stage of development of Requirement Specification it is suggested to assert the ground of requirements to facilities of defence of objects and services, and also establishment of functional requirements to their safety with the estimation of vulnerability of the functional modules according to the list of potential threats. For the unitization of measures on providing of safety of aircraft ranging of risks of offensive of consequences is offered from possible external.

Keywords: facilities of support of vitality, aircraft, defects of the side systems, plenitude of requirements to descriptions, design-engineering documentation, failures and refuses, technical state, stages of life cycle of the functional modules, threat of external influences, counter-measure.

  

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТОВ НА ТРЕНАЖЕРЕ В БОКОВОМ КАНАЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СБЛИЖЕНИИ

Собченко А.М., к.психол.н., доцент.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. В статье рассматривается оценка параметров управляемого процесса пилотами в режиме ручного сближения относительной дальности и скорости сближения, угловой скорости линии визирования, ориентации, при тренажерной подготовки.

Исследованием установлено, что инвариантный к условиям режима сближения показатель качества деятельности пилота, осуществить накопление данных и при адекватном задании ограничений обеспечить имитационное моделирование управляемого человеком-оператором ручного режима сближения при тренажерной подготовке.                          

Ключевые слова: угловая скорость линии визирования; точность гашения угловой скорости линии визирования; функционирования человек-машина-система

 

The results of psychological research of pilots on the simulator in the side channel of control in the convergence.

  1. M. Sobchenko,

St. Petersburg state University of civil aviation

Annotation. The article considers the evaluation of the parameters of the controlled process by the pilots in the mode of manual approximation of the relative range and speed of convergence. angular, line-of-sight speed, orientation, with simulator training.

The study found that the indicator of the quality of the pilot’s activity invariant to the conditions of the convergence mode is carried out by the accumulation of data in the performance of tasks providing simulation modeling of the manual mode of convergence controlled by the human operator during simulator training.

Key words: angular velocity of the line of sight; precision of the angular velocity of the line of sight; man-machine-system operation

 

ВАРИАНТ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ САМОЛЕТА ДЛЯ РЕЖИМА «ДЕМПФЕР»

О. А. Соколов,1 к.т.н., А. Л. Кивокурцев,2 к.т.н. Д. О. Соколов3

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

г. Санкт-Петербург

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации,

г. Иркутск

 

Аннотация. На основе теории автоматических систем синтезирована эталонная модель, обеспечивающая оптимальное качество переходных процессов при парировании возмущений, вызванных турбулентностью атмосферы. Приведены результаты моделирования.

Ключевые слова: адаптивная система управления, эталонная модель, устойчивость и управляемость, качество переходных процессов.

 

A MODEL REFERENCE ADAPTIVE CONTROL SYSTEM FOR IMPROVING THE STABILITY AND SENSITIVITY OF AN AIRCRAFT IN THE «DAMPER» MODE

  1. A. Sokolov1, D. O. Sokolov2, A. L. Kivokurtsev3

1,2Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

3Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk branch, Irkutsk

 

Abstract. The article describes a model reference system which has been designed using the automatic control theory and which ensures the optimum quality of step responses while counteracting disturbances caused by atmospheric turbulence. It also describes simulation results.

Keywords: adaptive control system, model reference, stability and sensitivity, the quality of step responses.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ RVSM

Чебыкин А.П., Соколовский А.А., Порядин А.А.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. В статье произведен расчет максимальных возможных временных отклонений от прогнозируемого времени пролета воздушным судном точки, где возможна потенциальная конфликтная ситуация, при разных удалениях от этой точки с целью определения пределов управления горизонтальной скоростью полета ВС в воздушном пространстве RVSM.

Ключевые слова: целевой момент пролета; требуемая путевая скорость

 

DETERMINATION OFAIRCRAFT SPEED CONTROL LIMITS INTO RVSM AIRSPACE

Chebykin A.P., Sokolovsky A.A., Poryadin A.A.

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. This article has calculation results of maximum probable time deviations from forecasted aircraft time over point, where potential conflict situation may occurred, in compare with different distances from this point. The main task is to determine limits of aircraft horizontal speed control in the RVSM airspace.

Keywords: Recovery Time Objective (RTO), required ground speed

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗРАБОТКИВИЗУАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ решенийИНТерфейса АС УВД

А.А. Соколовский, К. Ю. Пономарев

Санкт-Петербургский государственный университета гражданской авиации

 

Аннотация. Статья освещает некоторые принципы и способы разработки средств рационального взаимодействия диспетчера по обслуживанию воздушного движения с информационным обеспечением (ИО), в частности визуально-когнитивной составляющей, как одной из основных в процессе деятельности диспетчера в автоматизированной системе управления воздушным движением.

Потому как трудность вопросов разработки средств рационального взаимодействия представляется созданием интерфейса информационной среды адаптированного под когнитивные составляющие и творческий потенциал человека в процессе принятия решений (ППР), то затрагиваются вопросы моделирования и оптимизации и самого ППР.

Определено, что разработка средств оптимизации ППР требует анализа деятельности лица, принимающего решения, с учетом его личностного фактора, при котором целесообразна совместная экспликация личностного фактора с ИО. В связи с чем, также выделяется направление разработки ИО с применением методологических принципов «идеального» ИО. На основании чего представлены два пути разработки визуально-когнитивных средств ИО: сокращения представления информации до минимально необходимой и достаточной для принятия наилучшего решения и, в дополнение этому, повышения семантической емкости.

Весьма важной является возможность сочетать предлагаемые пути с уже вызревшими возможностями современных программных интерфейсов автоматизированных систем управления воздушным движением.

Ключевые слова: управление воздушным движением, информационное обеспечение, автоматизированная система, процесс принятия решения, визуально-когнитивный, семантическая емкость, разработка.

 

THE PRINCIPLES OF VISUAL-COGNITIVE SOLUTIONSDEVELOPMENT INATC AUTOMATED SYSTEMS

A.A. Sokolovskiy, K. Y. Ponomarev

St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg

Abstract. The article highlights some principles and methods of the development of the tools that can optimize interaction of the air traffic controller with cueing.

Particularly the visual-cognitive component of such interactionplaying the main role in the activity in an automated system.

The development of the information environment interface that is adapted to the cognitive components and creative decision-making potential of a person is the main difficulty in the creation of the optimal interaction tools. So then, the issues of modelling and optimization and the decision-making process itself are touched upon.

It is determined that the development of the decision-making optimization tools requires an analysis of the decision-maker activities taking into consideration his personal factor.Thus a complex explication of the personal factor and the cueing is necessary.

Therefor one can distinguish the direction of the cueing development applying methodological principles of the “ideal” cueing. On this basis two ways of visual-cognitive tools development are presented: reduction of information representation to the minimum requirement and sufficient for making the best decision and, in addition, increasing semantic capacity.

It is very important to combine the proposed ways with already mature capabilities of modern software interfaces for automated air traffic control systems.

Keywords: Air traffic control, cueing, automated system, decision making process, visual-cognitive, semantic capacity, engineering.

 

изменения механических свойств металлических и полимерных конструкционных элементов авиационной техники при воздействии нестационарных воздушных потоков

 

Д.А.Иванов, к.т.н., доц., В.С. Зюкин, А.А. Колосков.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация.  В данной статье  представлены результаты исследования изменения механических свойств металлических и полимерных конструкционных элементов авиационной техники при воздействии нестационарных воздушных потоков.

Ключевые слова: механические свойства, элементы конструкции, воздушный поток.

 

change in the mechanical properties of the metallic and polymeric structural elements of aviation equipment under the influence of the nonstationary air flow

D.A. Ivanov, V.S. Zukin, A.A. Koloskov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the results of investigating the change in the mechanical properties of the metallic and polymeric structural elements of aviation equipment under the influence of nonstationary air flow.

Keywords: mechanical properties, the elements of construction, the air flow.

 

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВИНТОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

В. Г. Самаркин, к.т.н., А. П. Борзунов, к.т.н., доцент

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Краснодар

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

 

Аннотация. При обеспечении безопасной эксплуатации авиационной техники возникают сложные задачи контроля рабочих параметров систем. На безопасность влияет процесс конденсации влаги при снижении температуры окружающего воздуха. В статье проведен подробный анализ технологии обслуживания противообледенительной системы винтов при технической эксплуатации воздушных судов. Предложены пути значительного повышения эффективности и качества предполетных проверок. Решение вскрытых задач планируется получить за счет применения нового устройства контроля рабочих параметров.

Ключевые слова: лопасть, параметр, обогрев, сопротивление, проверка, устройство, обледенение.

 

ANALYSIS OF TECHNOLOGY OF BLADE ANTI-ICING SYSTEM MAINTENANCE AT AIRCRAFT TECHNICAL OPERATION

 

V.G. Samarkin, Candidate of Technical Sciences, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Krasnodar, Russia

A.P. Borzunov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

Abstract. When ensuring the safe operation of aircraft there are complex tasks of monitoring the operating parameters of the systems. The safety is affected by the process of condensation of moisture with a decrease in ambient temperature. The article provides a detailed analysis of the technology of maintenance of anti-icing system of blades in the technical operation of aircraft. The ways of significant increase of efficiency and quality of pre-flight inspections are proposed. The solution to the hidden problems is planned to be obtained through the application of the new device for monitoring the operating parameters.

Key words: blade, parameter, heating, resistance, testing, device, icing.

 

О СОДЕРЖАНИИ ТЕРМИНА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

И.В. Зайцева, к.э.н., А.А. Клюс

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. В условиях реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. особое внимание должно быть уделено удовлетворению потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах. В этой связи особое значение приобретает разработка стратегии цифровой экономики, направленной на поддержание устойчивого экономического роста и повышение производительности труда. В данной работе рассматривается понятие цифровой экономики и различные подходы определению данного термина.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация

 

THE CONTENT OF THE TERM «DIGITAL ECONOMY»

I.V. Zaytseva, A.A. Klyus

St. Petersburg state university of civil aviation

 

Abstract. In the context of implementing the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, special attention should be paid to meeting the needs of innovative socially-oriented development of the economy and society in high-quality transport services. In this regard, the development of a digital economy strategy aimed at maintaining sustainable economic growth and increasing labor productivity is of particular importance. This paper consider the concept of digital economy and different approaches to the definition of the term.

Keywords: digital economy, digitization

 


WordPress Lessons