Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2018 №2(19)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ

О.В. Ариничева, к.т.н., Е.Э. Лангуев, А.В. Малишевский, к.т.н., доцент, М.С. Шкунтик

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. В данной статье исследованы некоторые подготовительные аспекты к решению проблемы оценки эффективности взаимодействия в паре. Получены статистические зависимости между успеваемостью студентов и их коэффициентом интеллекта. Использованы данные по ЕГЭ, экзаменационным оценкам и коэффициенту интеллекта 254 студентов факультета лётной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Ключевые слова: ЕГЭ, коэффициент интеллекта, коэффициенты корреляции, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

 

ADDITIONAL PREPARATORY ASPECTS TO THE PROBLEM OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTERACTION IN A PAIR

  1. V. Arinicheva, Е. Е. Languev, A. V. Malishevskii, M. S. Shkuntik

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract. This article investigates some preliminary aspects to the problem of assessment of efficiency of interaction of the pair. Investigated statistical relationship between students performance and their IQs. The data used for the exam (EGE), exam scores and IQ of 256 students of flight operations faculty of St. Petersburg state University of civil aviation.

Keywords: exam (EGE), IQ, correlation coefficients, correlation analysis, regression analysis.

  

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРАВДОПОДОБИЯ

И АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н.

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

 

Аннотация. Сложность перехода пилотов (экипажей) от ручного управления воздушного судна к автоматизированному или при переходе от автоматизированного управления воздушного судна (ВС) к ручному является одной из основных практических проблем функционирования системы «экипаж – автоматизированное ВС – среда». В статье предложен метод моделирования процесса управления воздушным судном, учитывающая когнитивные трудности при управлении ВС как в автоматическом, так и в ручном режимах управления.

Ключевые слова: управление, математическая модель, когнитивная опора, предъявляемая информация.

 

MATHEMATICAL MODELING OF THE LIKELIHOOD RATIOS AND ALGORITHM OF THE CALCULATION OF THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF THE AUTOMATED AIRCRAFT

G.V. Kovalenko1, I.S. Muravyev2,

1Saint Petersburg State University of Civil Aviation

2Instructor – research squadron VKS RF, Klin

Abstract.. The complexity of the transition of pilots (crews) from manual control of an aircraft to an automated one or from the automated control of an aircraft to a manual one is one of the main practical problems of the crew-automated environment-environment system. The article suggests a method for modeling the aircraft control process, which takes into account cognitive difficulties in ship control both in automatic and manual modes of aircraft control.Key words: management, mathematical model, cognitive support, presented information.

 

СПОСОБ ОЦЕНКИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор, И.С. Муравьев2, к.т.н., Е.А. Цыбова1

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2Инструкторско – исследовательская эскадрилья ВКС РФ, г. Клин

 

Аннотация. В статье изложены основные результаты исследования эффективности управления воздушным судном в зависимости от степени использования пилотом когнитивной опоры при использовании информационного ресурса подсистемы «воздушное судно – среда». Показан положительный эффект от этого.

Ключевые слова: когнитивная опора, информационный ресурс, управляющее воздействие, эффективность управления.

 

METHOD OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT

AUTOMATED AIRCRAFT

G.V. Kovalenko1, I.S. Muravyev2, E.A. Tsybova1

1Saint Petersburg State University of Civil Aviation

2Instructor – research squadron VKS RF, Klin

Abstract. The article outlines the main results of a study on the effectiveness of aircraft control, depending on the pilot’s use of cognitive support when using the information resource of the subsystem “aircraft-environment”. The positive effect of this is shown.

Key words: cognitive support, information resource, control effect, management efficiency

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЛОТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСИТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ПРИ ТРЕНАЖЁРНОЙ ПОДГОТОВКЕ.

 

А.М. Собченко, к.пс.н. доцент.

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к решению проблемы диагностики сложных профессиональных способностей и качества пилота при тренажерной подготовке. Исследованием установлено, что доминирующий отличительный признак психологических особенностей деятельности пилота – трехмерные эгоцентрические пространственные представления, необходимость частого переключения внимания, опосредственность представления о пространственном положении. Психологический анализ деятельности пилотов позволяет выделить основные психологические качества необходимые для профессиональной деятельности, и создать тренажеры первого типа, например отработки антиципации, оперативного мышления.

Ключевые слова: пространственно-ситуативная антиципации; темпоральная антиципация; антиципационная состоятельность.

 

Psychodiagnostic studies of pilots in the design of training management systems in the training simulator.

Sobchenko, A. M.

St. Petersburg state University of civil aviation

Annotation. The article discusses approaches to solving the problem of diagnosis of complex professional skills and quality of the pilot in training. The study found that the dominant feature of the psychological characteristics of the pilot-three-dimensional egocentric spatial representation, the need for frequent switching of attention, the mediocrity of the representation of the spatial position. Psychological analysis of the activities of the pilots allows to identify the main psychological qualities necessary for professional activities, and to create the exercise equipment of the first type, for example the development of anticipation, of operational thinking.

Keywords: spatial and situational anticipation; temporal anticipation; antiseptic solvency.

 

РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ  СПРОЕКТИРОВАННОГО НА БАЗЕ ТРДД CFM56-7B и перспективная методология его технического обслуживания

 

В.С. Зюкин, Д.А.Иванов, к.т.н., доц., А.А. Колосков.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация.  В данной статье  представлены результаты расчёта основных показателей перспективного  турбовинтового двигателя, спроектированного на базе газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя CFM56-7B, а также вопросы методологии технического обслуживания и ремонта.

Ключевые слова: турбовинтовой двигатель, расчёт показателей, техническое обслуживание.

 

Influence DESIGN CHARACTERISTICS OF THE TURBOPROP ENGINE OF THAT DESIGNED ON THE BASE turbofan engine CFM56-7B and

the promising methodology of its maintenance

V.S. Zukin, D.A. Ivanov, A.A. Koloskov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents the results of calculating the basic indices of the promising turboprop engine, designed on the base of the gas generator of turbojet bypass engine CFM56-7B, and also questions of the methodology of maintenance and repair.

Keywords: turboprop engine, the calculation of indices, maintenance.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК БОРТОВЫХ СРЕДСТВ АЗН-В РЕЖИМА 4

В.А. Самойлов, к.п.н., Ф.М. Степанов, аспирант

 

Аннотация.Для эффективного обмена полётной информацией активно внедряется концепция автоматического зависимого наблюдения в режиме радиовещания(АЗН-В). Одной из систем данной концепции является авиационная ОВЧ линия передачи данных (ЛПД) режима 4, осуществляемая в соответствии с Программой “Внедрение средств вещательного автоматического зависимого наблюдения (2011-2020 годы)”. ОВЧ ЛПДрежима 4 позволяет эффективно применять её при работе с малогабаритными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).Общими технологическими задачами развитияв создании аппаратурыявляются: миниатюризация, снижение энергопотребления, автономность, снижение веса.

Рассматриваются существующие на сегодняшний день и серийно выпускаемые модели передатчиков ОВЧ ЛПД режима 4 отечественных и зарубежных производителей. Раскрываются особенности построения высокоэффективного тракта усиления мощности радиовещательных передатчиков диапазона ОВЧ с использованием ключевых режимов работы транзисторов оконечного каскада. Обсуждаются возможныекритерии отбора усилительных приборов для работы в ключевых режимах,показана их обоснованность. Проводится сопоставление различных классов ключевых усилителей мощности, применительно к построению ОВЧрадиовещательных передатчиков. Показаны преимущества ключевых схем класса DE.

Ключевые слова: АЗН-В, БПЛА, ОВЧ,усилитель, радиопередатчик,ключевой режим

 

OPPORTUNITIESFOR IMPROVING TECHNICAL

CHARACTERISTICS OF THE ON-BOARD EQUIPMENT ADS-B MODE 4

V.A. Samoilov, F.M. Stepanov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract. For the effective exchange of flight information, the concept of automatic dependent monitoring in the radiobroadcasting mode (ADS-B) is being actively implemented. One of the systems of this concept is the aviation VHF data link mode 4 (VDL-4), carried out in accordance with the Program “Implementation of broadcast automatic dependent surveillance (2011-2020 years).” VDL-4 allows you to effectively use it when working with small-sized unmanned aerial systems (UAS). General technological tasks of development in the creation of equipment are: miniaturization, reduction of energy consumption, autonomy, weight reduction.

The existing and commercially available models of VHF transmitters of VDL-4 of domestic and foreign manufacturers are considered. The article reveals peculiarities of building high-performance power amplify tract of broadcasting VHF transmitters and use switch modes of operation of the transistors amplifiers. Discusses possible criteria for the selection of amplification devices for the work in switch modes, shown their validity. A comparison of the different switch classes of power amplifiers with respect to the construction of VHF radio transmitters. Shows the advantages of the switch schemes of class DE.

Keywords: ADS-B, UAS, VHF, amplifier, transmitter, switch mode 

 

КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ PBN ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Порядин А.А.

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации

Аннотация. В статье описываются основные направления реализации концепции навигации, основанной на характеристиках. Рассмотрены основные преимущества, которые могут быть обеспеченны при реализации концепции PBN непосредственно при обслуживании воздушного движения.  Выявлена зависимость, демонстрирующая, что использование навигации, основанной на характеристиках положительно влияет на работу диспетчера при обслуживании воздушного движения.

Ключевые слова: зональная навигация; спецификация PBN; навигация, основанная на характеристиках; воздушное пространство; маршрут зональной навигации; навигационная инфраструктура; обслуживание воздушного движения; воздушное судно.

 

CONCEPTION OF PBN TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN AIR TRAFFIC SERVICE

 

Poryadin A.A.

 St. Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract. The article describes the main directions of PBN technologies implementation. There are major advantages which may provide by PBN conception introduction in Air Traffic Management. Also, the article shows us that navigation based on characteristics have a good bearing on ATCO’s work.

 

Keywords: area navigation; specification PBN; navigation based on characteristics; air space; area navigation route; navigation infrastructure; air traffic services; aircraft.

 

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕТЕОРИСКОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛЕТОВ ВС

Афанасьева Ю.С., Богаткин О.Г. к.г.н. проф.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Российский государственный гидрометеорологический университет

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы учета метеорологических рисков для обеспечения регулярности и безопасности выполнения полетов. Произведен расчет дополнительных экономических потерь на примере прерванных рейсов в аэропорту Сыктывкар.

Ключевые слова: метеорологические риски, сложные метеоусловия, экономические потери.

 

ASSESSMENT OF THE METEOROLOGICAL RISKS INFLUENCE ON AIRCRAFT FLIGHTS ECONOMIC EFFICIENCY

Y.S.Afanasieva, O.G.Bogatkin

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Russian State Hydrometeorological University

 

Annotation. The questions of accounting meteorological risks are considered to provide regularity and safety of flight operations. The calculation of additional economic losses is made using the example of abandoned flights at Syktyvkar airport.

Keywords: meteorological risks, adverse weather, economic losses.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

И.А. Вельмисов, д.т.н.

АО «ВНИИРА», г. Санкт-Петербург

С.А. Кудряков, д.т.н., с.н.с.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Ю.Б. Остапченко, к.т.н.

ОАО «НИЦ СПбЭТУ», г. Санкт-Петербург

Е.Н. Шаповалов, к.т.н.

НИИ Программных средств, г. Санкт-Петербург

Е.А. Рубцов, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация: В статье представлены методы обработки исходных данных применительно к системам контроля деятельности специалистов в области управления воздушным движением. Представленные методы могут быть использованы как преподавателями, так и специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетенции, профессионализация, профессиональная надежность

INDICATORS FOR AN ESTIMATION OF AN AERONAUTICAL SPECIALIST OCCUPATION

I.A. Velmisov

JSC «VNIIRA», Saint-Petersburg

  1. A. Kudryakov

Saint-Petersburg state university of civil aviation

U.B. Ostapchenko

JSC “R&EC ETU”, Saint-Petersburg

  1. N. Shapovalov

Research Institute of software products, Saint-Petersburg

  1. A. Rubtsov

Saint-Petersburg state university of civil aviation

 

Abstract: In the article are represented the methods of obtaining the initial data for the system of the objective of the control of the activity of the specialists for air traffic control. The represented methods can be used both for the trainers and for the real work sites of the specialists.

Keywords: professional training, competence, professionalization, professional reliability

 

ЕДИНСТВО ПРОЦЕССОВФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОПЕРАТОРОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Крыжановский Г.А., Купин В.В., Самойлов В.А., Шестаков И.Н.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

 

Аннотация. В статье отмечается важность проблемы установления и формирования профессионально-мыслительных способностей операторов аэронавигационных систем. Выделяется значимость учета психофизиологических качеств личности преподавателя-инструктора и обучающегося, закономерностей формирования функциональных систем организма в процессе обучения. В качестве решения указанной проблемы предлагается использовать основные положения теории Автономного адаптивного управления А.А. Жданова при построении Адаптивной системы обучения.

Ключевые слова: оператор, аэронавигационная система, профессионально-мыслительная способность, адаптивная система обучение, модель характеристик субъекта, доминирующая мотивационная готовность

 

THE UNITY OF PROCESSES OF AERONAVIGATION SYSTEM OPERATORS’ PROFESSIONALPOWER OF THOUGHT SHAPING

  1. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin, V.A. Samoilov, I. N. Shestakov

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

Abstract.The problem of aeronavigation system operators’ professional power of thought identification and shaping is made as a point of significance. The importance of psychophysiological characteristic of instructor and trainee to be taken in account is highlighted. Also it is very important to take into consideration mechanism of organism functional system forming when training is running.Base principles of A. A. Zhdanov’s independent adaptive control theory are suggested as a possible the problem solving for development of adaptive training system.

Keywords:operator, aero navigation system, professional power of thought, adaptive training system, model of subject behavior, dominant motivation readiness

  

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Г.В. Головченко, старший преподаватель, Я.М. Далингер, к.т.н, доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. Отечественные авиакомпании и аэропорты характеризует высокая степень автоматизации управления производственно-хозяйственной деятельностью и технологическими процессами. Многие решения базируются на применении зарубежных автоматизированных систем (АС). В работе показано, что отечественные разработки в этой области вышли на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам, и успешно конкурируют с зарубежными продуктами. Отечественные АС и отдельные модули, во многом не уступают зарубежным продуктам в функциональности, в то же время существенно ниже по стоимости. В работе приводятся сравнительные экспертные оценки стоимости и рекомендации по выбору соответствующих отечественных импортозамещающих продуктов. Оцениваются, состояние, проблемы и перспективные направления автоматизации аэропортовой деятельности.

Ключевые слова: авиакомпании, аэропорты, автоматизированные системы.

 

IMPORT-REPLACEMENT FOR AUTOMATED MANAGEMENT SYSTEMS OF PRODUCTION-ECONOMIC ACTIVITY AND TECHNOLOGICAL PROCESSES OF
AIR TRANSPORT ENTERPRISES

G.V. Golovchenko, I.M. Dalinger

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg

Abstract. A high degree of automation of production and economic activities management and technological processes are characteristic features of domestic airlines and airports. Many solutions are based on the use of foreign automated systems. The paper shows that domestic developments in this area have reached a qualitatively new level, corresponding to international standards, and successfully compete with foreign products. Domestic systems and separate modules are not inferior to foreign products in functionality, at the same time, their cost is much lower. Comparative expert estimates of cost and recommendations for the selection of appropriate domestic import-substituting products are given in the article. The state, problems and perspective directions of airport activity automation are estimated.

Keywords: airlines, airports, automated systems.

 


WordPress Lessons