Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2018 №1(18)

 

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЭКИПАЖ – АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО – СРЕДА»

Г.В. Коваленко1, д.т.н., профессор,  И.С. Муравьев2, к.т.н.

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2344 Центр боевой подготовки и переучивания летного состава (авиационного

персонала) армейской авиации, г. Торжок

Аннотация. Развитие автоматизации в области летной эксплуатации воздушных судов привело к противоречивой ситуации с одной стороны общее количество авиационных событий (АС) значительно снизилось, с другой стороны удельное количество АС, прямо или косвенно связанные с проявлением человеческого фактора членов экипажа возросло. Очевидно, это противоречие требует разрешения ряда проблем, возникающих в процессе функционирования системы «экипаж – автоматизированное воздушное судно – среда».  В статье обсуждаются эти проблемы и возможные пути их решения.

Ключевые слова: автоматизированное воздушное судно, безопасность полетов, человеческий фактор, управление, когнитивная наука, моделирование, профессиональная подготовка пилота.

 

THE PROBLEMS OF THE INTERACTION IN SYSTEM

“CREW – AIRCRAFT – EXTERNAL ENVIRONMENT”

  1. V. Kovalenko, I. S. Muravyev

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

344 Center of Battlefield Training and Retraining air staff Army Aviation. Torzhok

Abstract.  The development of aviation automation in flight operation lead to a contradiction: this in turn considerable reduces the number of all accidents, on the other hand, the accidents of the reason which are human-factors to a marked degree increase. This contradictions needs to decision some problems which arise in the course of the work system “crew – aircraft – external environment”. Reasons of appearance flight operation modern aircraft difficulties and possible approaches to solve of these problems are mentioned in the article.

Key words: automated aircraft, flights safety, human-factor, control, cognitive science, modeling, pilot professional training

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ

О.В. Ариничева, к.т.н., А.В. Малишевский, к.т.н., доцент, М.С. Шкунтик

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. В данной статье исследованы некоторые подготовительные аспекты к решению проблемы оценки эффективности взаимодействия в паре. Получены статистические зависимости между успеваемостью студентов и их коэффициентом интеллекта. Использованы данные по ЕГЭ, экзаменационным оценкам и коэффициенту интеллекта 254 студентов факультета лётной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Ключевые слова: ЕГЭ, коэффициент интеллекта, коэффициенты корреляции, дисперсионный анализ, post hoc analysis.

 

THE PRELIMINARY ASPECTS TO THE PROBLEM OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTERACTION IN A PAIR

  1. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii, M. S. Shkuntik

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract. This article investigates some preliminary aspects to the problem of assessment of efficiency of interaction of the pair. Investigated statistical relationship between students performance and their IQs. The data used for the exam (EGE), exam scores and IQ of 256 students of flight operations faculty of St. Petersburg state University of civil aviation.

Keywords: exam (EGE), IQ, correlation coefficients, dispersion analysis, post hoc analysis.

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОСАДКОВ ИЗ СЛОИСТООБРАЗНОЙ ОБЛАЧНОСТИ ДЛЯ ЧИСЛЕННЫХ ОЦЕНОК АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЕТЕОУСЛОВИЯ АЗРОПОРТОВ.

Н.И. Черкасова, Л.А. Надейкина,

 Московский государственный технический университет гражданской авиации

 

Аннотация. Получены аналитическое решение и простые приближенные формулы для расчета скорости конденсации пара в вертикальном облачном столбе при малой скорости восходящего движения. Представленная формула является верхним пределом для интенсивности осадков из фронтальных слоистообразных облаков. Полученные зависимости скорости конденсации от метеопараметров могут быть использованы в численных моделях процессов осадкообразования, а также в оценках эффектов искусственной кристаллизации, осадкообразования и рассеяния слоистообразных облаков и туманов в аэропортах. Приведены расчеты предельной интенсивности осадков из фронтальных слоистообразных облаков при различных метеопараметрах.

Ключевые слова: скорость конденсации пара, фронтальная слоистообразная облачность, синоптическая модель, численное моделирование.

Аbstract

Analytical solution and simple approximate formulas for calculation of vapor condensation rate in a vertical cloud column were received when rising motion velocity is small. The formulas obtained is the upper limit of precipitation intensity from frontal stratiform clouds. The obtained dependence of the rate of condensation from meteorological parameters can be used in numerical models of the processes of sedimentation, as well as in the assessment of the effects of artificial crystallization, sedimentation and scattering cloistering clouds and fog at airports The results of the calculations of the precipitation intensity were given in this paper. The data cover a range of the various meteorological parameters.

Keywords: vapor condensation rate frontal stratiform clouds synoptic models, numerical modeling,

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЁТА ВОЗДУШНОГО СУДНА С УЧЁТОМ ВОЗМОЖНЫХ ОТКАЗОВ НАВИГАЦИОННОГО И СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

А.С. Богатюк, В.В. Витушкин, Д.А.Затучный, к.т.н., доцент

Московский государственный технический университет гражданской авиации

 

Аннотация. В статье рассмотрена задача построения траектории воздушного судна при переходе к зональной навигации. Предложен алгоритм расчёта вероятности ошибок или отказов навигационного и связного оборудования при воздействии на воздушное судно различных неблагоприятных факторов. Приведён метод выбора траектории воздушного судна в условиях повышенной интенсивности воздушного движения, учитывающий эти факторы. Построена математическая модель разрешения множественных конфликтов между воздушными судами при использовании предложенного метода. Приведены результаты компьютерного моделирования разрешения конфликтов между воздушными судами.

Ключевые слова:зональная навигация, интенсивность воздушного движения, неверная навигационная информация, траектория полёта воздушного судна.

 

SIMULATION OF THE TRAJECTORY OF AIRCRAFT FLIGHT WITH ACCOUNT OF ERRORS IN THE WORK OF NAVIGATION AND CONNECTED EQUIPMENT

A.S. Bogatyuk, V.V. Vitushkin, D.A. Zatuchny

Moscow state technical university of civil aviation

 

Abstract. The article considers the problem of constructing the trajectory of an aircraft during the transition to zonal navigation. An algorithm is proposed for calculating the probability of errors or failures of navigation and communication equipment when various adverse factors influence the aircraft. The method of selecting the trajectory of an aircraft in conditions of increased air traffic intensity, which takes into account these factors, is presented. A mathematical model for solving multiple conflicts between aircraft is developed using the proposed method. The results of computer modeling of conflict resolution between aircraft are presented.

Keywords:zone navigation, the intensity of air traffic, incorrect navigation information, the flight path of the aircraft.

 

МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ РИСКА ОТКАЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛИТЕЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Н.К. Юрков д.т.н, профессор,

Пензенский государственный университет

 

Аннотация. В настоящее время современные электронные средства бортовой аппаратуры длительного функционирования все больше и больше приобретают черты сложных систем с большим числом возможных дефектов, требующих быстрой локализации с целью предотвращения серьезных аварийных последствий. Обеспечение гарантированной безопасности функционирования электронных средств длительного функционирования за счет своевременного и оперативного предотвращения перехода штатных ситуаций в критические, чрезвычайные или аварийные является основой стратегии управления рисками. В статье обоснована необходимость разработки модели оценивания функции риска, пригодной для анализа современных сложных технических систем. Рассмотрены модели латентных дефектов, внешне не проявляющихся, которые не удается выявить традиционными методами визуализации.  Сделан вывод о том, что для контроля за наличием как явных, так и латентных  дефектов, большинство из которых в процессе эксплуатации неизбежно приводят к отказу аппаратуры, необходимо применение традиционных методов анализа отказов в печатных платах, которые включают электрическое тестирование, визуальный контроль и рентгеновский анализ. Приведён рисунок, характеризующий дефекты печатных плат. Приведена математическая модель для определения количества дефектов, которые потенциально могут быть обнаружены на последующих этапах жизненного цикла электронных средств длительного функционирования.

 

Ключевые слова: электронные средства, диагностика, математическая модель, печатная плата, латентные дефекты, программное обеспечение.

 

MODEL FOR ESTIMATING THE RISK OF FAILURE OF ELECTRONIC MEANS

LONG-TERM PERFORMANCE

Nikolai K. Yurkov11Penza state university (Penza)

Аbstract

Currently, modern electronic means of onboard equipment of long-term functioning more and more acquires the traits of complex systems with a large number of possible defects that require rapid localization to prevent serious disaster consequences. To ensure the safe functioning of electronic means of long-term operation due to the timely and prevent the transfer of the staff in critical situations, emergency or disaster is the basis for risk management strategies. The article substantiates the necessity of developing a model of evaluation of risk functions, suitable for analysis of modern complex technical systems. Models are considered latent defects not externally manifested, which cannot be detected by traditional imaging. It was concluded that to monitor the presence of both explicit and latent defects, most of which are in the process of operation will inevitably lead to hardware failure, you need to use the traditional methods of failure analysis printed circuit boards, which include electrical testing, visual inspection and x-ray analysis. Given the pattern characterizing the defects of printed circuit boards. The mathematical model to determine the number of defects that can potentially be detected at subsequent stages of the life cycle of electronic means of  long-term operation.

 

Keywords: electronic means, diagnostics, mathematical model, printed circuit board, latent defects, software.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ТОЧЕК ПУТИ СТАНДАРТНОГО МАРШРУТА ВЫЛЕТА ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТОКА ВЫЛЕТАЮЩИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Купин В.В., канд. техн. наук, доц., Луговой В.Г.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», Санкт-Петербург

 

В статье дана постановка задачи формирования потока вылетающих воздушных судов по общему маршруту вылета в случае применения стандартных маршрутов вылета зональной навигации. Представлены аспекты практического решение такой задачи и проведено сравнение соответствующих процедур по критерию загруженности диспетчера управления воздушным движением

Ключевые слова: управление воздушным движением, планирование потока воздушных судов, стандартная траектория вылета, пропускная способность, процедуры обслуживания воздушного движения, загруженность диспетчера

 

 

ЧИСЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Л.Н. Елисов1, д.т.н., профессор, Н.И. Овченков2, к.т.н.

1Московский государственный технический университет гражданской авиации

2Ярославский государственный университет

 

Аннотация. В работе авторы предлагают результаты моделирования пространства угроз безопасности объекта транспортной инфраструктуры, точнее объекта гражданской авиации, например, аэропорта. Результаты предполагается использовать при решении одной из важнейших проблем деятельности гражданской авиации в современных условиях – проблемы обеспечения авиационной безопасности. Авиационную безопасность авторы понимают в терминах определения, приведенного в Воздушном кодексе.

В последние годы наметилась вполне определенная тенденция рассматривать вопросы обеспечения авиационной безопасности с точки зрения оптимального управления ее уровнем с последовательным решением задач идентификации, измерения, оценки и принятия решений. Анализ полученных результатов в данном направлении показывает настоятельную необходимость перехода к проблеме формализации предметной области, обеспечивающей математическое моделирование с целью оптимизации процесса управления авиационной безопасностью.

В работе представлены результаты моделирования пространства потенциальных опасностей, возникающих во внешней, по отношению к объекту, среде при решении проблемы обеспечения авиационной безопасности этого объекта. С учетом непреодолимых трудностей строгой математической формализации исследуемого пространства опасностей для формирования модели авторы предлагают использовать эвристический подход. 

В своих более ранних работах авторы  рассматривают авиационную безопасность как некоторое состояние, связанное с определенными параметрами исследуемого объекта, количественное отображение которых в динамике их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов остается в допустимых с точки зрения функционирования объекта границах, при этом состояние объекта защиты можно рассматривать как некоторую его характеристику, связанную с неравномерной, неоднородной и нестабильной средой, обеспечивающей защиту этого объекта. В таком случае следует говорить о двух проблемах моделирования: задача моделирования пространства угроз безопасности объекта и задача моделирования некоторого пространства, обеспечивающего защиту объекта. В данной работе исследуется первая проблема, а именно: моделирование пространства угроз безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: авиационная безопасность, угроза безопасности, пространство угроз, эвристическая формализация, математическая модель, численная реализация модели, программ.

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Е.Н. Шаповалов, к.т.н., И. А. Хахаев

НИИ Программных средств, г. Санкт-Петербург

С.А. Кудряков, д.т.н., с.н.с., Е.А. Рубцов, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация: в статье рассматривается задача сравнения разнородных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с целью выбора оптимального решения для поддержки учебного процесса. Описываются свойства, которые могут быть выделены при сравнении, также предлагается методика экспертной оценки указанных свойств. Даются предложения по отображению результатов оценки.

Ключевые слова: обучение, тренажер, автоматизированная обучающая система, индивидуальная образовательная траектория

 

METHODOLOGY OF EVALUATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

  1. N. Shapovalov, I. A. Hahaev

Research Institute of software products, Saint-Petersburg

  1. A. Kudryakov, E. A. Rubtsov

Saint-Petersburg state university of civil aviation

 

Abstract: the article considers the problem of comparison of various electronic educational resources (EER) to select the optimal solution to support the learning process. Describes the properties that can be distinguished when comparing, also provides a methodology expert evaluation of these properties. Proposals are given to display evaluation results.

Keywords: training, trainer, automated training systems, individual educational trajectory

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫПУСКНИКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И ГИС ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

А.С. Борзова1, к.э.н., доцент, М.Ю. Смуров2, д.т.н., профессор

1Московский государственный технический университет гражданской авиации

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация. Гражданская авиация в РФ является динамично развивающейся отраслью – ежегодное увеличение авиаперевозок составляет, в среднем, 10 % в год, совершенствуется сеть аэропортов, в связи с чем возникает задача рационального планирования числа выпускников образовательных организаций гражданской авиации по различным образовательным программам в соответствии с перспективными потребностями авиапредприятий. Для решения данной задачи предложен модель-ориентированный подход прогнозирования и оптимизации системы подготовки кадров в области эксплуатации воздушного транспорта, основанный на прогностическом моделировании, корреляционном анализе объемных показателей выпуска специалистов и эффективности деятельности авиапредприятий, пространственно-временном моделировании с использованием возможностей геоинформационных технологий. В ходе проведенного исследования сформирована база данных, включающая показатели деятельности системы гражданской авиации и всех аэропортов, расположенных на территории РФ, а также показатели объема выпуска специалистов кластером образовательных организаций гражданской авиации с учетом различных направлений и профилей подготовки, за период с 2010 по 2016 год. Проведен комплексный анализ, выявлены существующие тенденции, с использованием модели Хольта построены краткосрочные прогнозы. На основе геоинформационных технологий проведено пространственно-временное моделирование, позволившее выявить существующие взаимосвязи между текущими и перспективными потребностями в специалистах разных профилей и планируемым объемом выпуска образовательных организаций гражданской авиации с привязкой геопозиции аэропортов и вузов. Предложен алгоритм, позволяющий выбирать на множестве вариантов выпуска в рамках отраслевой сети образовательных организаций вариант, адекватный динамике показателей развития гражданской авиации с учетом корреляционных связей между ретроспективными рядами и планируемыми вариативными рядами. Результаты исследования могут быть использованы для определения потребностей отрасли в персонале с профессиональным и высшим образованием, на основе которых устанавливаются контрольные цифры приема для образовательных организаций.

Ключевые слова: система гражданской авиации, авиатранспортные предприятия, планирование потребности в кадрах, система подготовки кадров, прогностические оценки, геоинформационные системы, планирование трудоустройства выпускников.

 

SPATIALLY DISTRIBUTED PLANNING TO MEET THE NEED FOR GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CIVIL AVIATION BASED ON PREDICTIVE ASSESSMENTS AND GIS-ORIENTED INFORMATION

A.V. Borzova1, M.Y. Smurov2

1Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow

2Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg

Abstract. Civil aviation in the Russian Federation is a dynamically developing area where the annual air transportation is on average 10% per year. We can also observe improvement of the airport network, resulting in the necessity to rationally plan the number of diversely skilled specialists graduated from civil aviation educational institutions to meet the long-term needs of air companies.  To resolve this issue the authors suggested a model-oriented forecasting approach for improving the system of human resources training in the field of the air transport operation based on predictive modeling, correlation analysis of the specialists output volume and the effectiveness of the air companies activity, as well as space-time modeling with the use of geo-information technologies. The study resulted in creating a database comprising the performance indicators of civil aviation system and all the airports located in the Russian Federation, as well as the number of professionals produced by the civil aviation cluster taking into account various training specialities and profiles for the period 2010-2016. The authors conducted an integral analysis, revealed the current trends, gave some short-time predictions by means of the Holt model. Space-time simulation study based on geo-information technologies was carried out to reveal current interrelationship between present and long-terms demands for diversely skilled professionals and the planned number of the civil aviation graduates associated with university-airport geo-position.

The algorithm allowing choosing from the variety of graduates among the sectoral educational institutions the appropriate variant has been offered. This choice is adequate to the dynamics of the civil aviation development factors together with correlations between retrospective and planned variable ranges.

The results of the study can be used in determining the civil aviation needs in secondary and higher educated professionals resulting in setting up the admission figures for educational institutions.

Keywords: civil aviation system, air-transport companies, planned needs for human resources, human resources training system, predictive assessment, geo-information systems, graduates employment planning.

 

ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

AIRPORTTRANSLOGISTICS

Ю.И. Палагин, проф., д.т.н., А.И. Мочалов, проф., к.т.н.

Д.Г. Сенокосов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 

Аннотация: Рассматривается задача анализа транспортно-логистического обслуживания потоков пассажиров в аэропортах и примыкающих пересадочных пунктах с целью модернизации аэропортовых комплексов. Дается описание вероятностной имитационной модели процесса обслуживания и информационно-логистической среды моделирования аэропортового комплекса, реализующего разработанную модель. Приводятся примеры.

Ключевые слова: Изменяющийся случайный спрос на авиаперевозки, адаптация аэропортов и транспортной инфраструктуры, количественные методы оценки, имитационное вероятностное моделирование, информационно-логистическая система, аэропортовый комплекс, транспортно-логистический процесс, структура данных имитационной модели.

 

THE PROBABILISTIC SIMULATION MODEL OF MULTIMODAL

TRANSPORT LOGISTIC SERVICE IN AIRPORTS

 

Doctor of Science (Tech.), Professor Palagin Y.I. ,  Ph. D. (Tech.), Professor Mochalov A.I.

Senokosov D.G.

Saint- Petersburg State University of Civil Aviation

 

Abstract: The logistic service problem of passenger flows in airports and conjunctive infrastructure is considered with the aim of modernizing airport complexes. The description of probabilistic simulation models and software is given. Describes the probabilistic simulation model of process services and info-logistics system of simulation airport complex, implements developed model. The examples are described.

 


WordPress Lessons