Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2017 №3 (16)

Е.А. КУКЛЕВ, д.т.н., профессор.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПОЛЕТОВ  ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ИКАО – НАСА

 

Предлагается схема применения методов нечетких множеств для оценивания уровней безопасности полетов воздушных судов без вероятностных показателей. Введены некоторые “индикаторы безопасности” для интегральных оценок уровней рисков возникновения функциональных отказов в системах «экипаж-воздушное судно – среда» под воздействием возмущающих факторов. Проанализированы особенности возникновения конфликтов в системах управления воздушным движением.

Ключевые слова: риск, мера опасности, критическое событие.

 

RISK ASSESMENT METHOD OF NASA (ICAO) FOR FLIGHT

SAFETY DETERMINATION OF AIRCRAFT

E.A. Kuklev (prof.)

Fuzzy Sets approach (of L. Zadeh) for risk – as segment of flight safety level is considered.

Key words: risk, events, damage, catastrophe.

 

Г.В. КОВАЛЕНКО, д.т.н., проф., А.М. ЖДАНОВИЧ

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

МЕТОДИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВЫКАТЫВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ДУШНЫХ СУДОВ С ВПП

В статье рассмотрены факторы, влияющие на выкатывание воздушных судов с ВПП. Обсуждается влияние каждого звена системы «пилот (экипаж) – воздушное судно – внешняя среда». Показано, что если есть сбои во всех трех звеньях системы, то выкатывание ВС за пределы ВПП практически неизбежно. Приведен пример инцидента на посадке. Предлагается методика которая,  по мнению авторов, исключит одновременные сбои во всех трех элементах системы «пилот (экипаж) – воздушное судно – внешняя среда».

Ключевые слова: система: «пилот (экипаж) – воздушное судно – внешняя среда», инцидент, посадка, посадочная дистанция, взлетно-посадочная полоса,методика.

 

THE METHOD AVOIDANCE RUNWAY OVERRUN  OF HEAVY TRANSPORT AEROPLANE

G.V. Kovalenko, A.M. Zhdanovich

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

In this article regard factors that influence on runway overrun of plane. In the article discussion what each elements of system «pilot (crew) – aeroplane – ambient medium» strongly act on runway overrun of plane. In the analysis established that – it is virtually impossible to avoid if are failures on the three each elements of the system, runway overrun of plane. The example is given in the article.

In it is suggested the method that exclude simultaneously failures on the three each elements of the system «pilot (crew) – aeroplane– ambient medium».

Keywords: system: «pilot (crew) – aeroplane – ambient medium», incident, landing, landing distance, runway, method.

 

Г.В. КОВАЛЕНКО, С.А. ПИКУЛЕВ

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

взлёт с использованием уменьшенной тяги двигателей

В статье обосновывается безопасность применения методики взлёта с уменьшенной тягой двигателя на самолёте Boeing 737. Рассматривается экономическая выгода применения метода уменьшения тяги. Приведён анализ использования методики в аэропорту Пулково. Данный материал полезен для теоретической подготовки в высших учебных заведениях гражданской авиации и при переучивании на тип Boeing 737.

Ключевые слова: взлёт с уменьшенной тягой двигателя, Boeing 737, взлёт, тяга двигателя, двигатель.

 

TAKE OFF WITH APLICATION OF THE REDUCED THRUST

G.V. Kovalenko, S.A. Pikulev

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The article proves the safety of reduced take off  thrust of Boeing 737 aircraft. The economic benefit of applying the reduced take off thrust is considered. The analysis of using reduced take off thrust at Pulkovo airport is given. This material is useful for theoretical training in higher educational institutions of civil aviation and during Boeing 737 type rating course.

 

О.В. АРИНИЧЕВА, к.т.н., А.В. МАЛИШЕВСКИЙ, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье исследованы результаты экспериментов, которые были проведены со студентами Университета гражданской авиации по определению профессионально важных качеств авиационных специалистов. В эксперименте исследовалась связь между стилем поведения в конфликте и уровнем интеллектуального развития будущих авиационных специалистов.

Ключевые слова: профессионально важные качества, стиль поведения в конфликте, коэффициент интеллекта (IQ).

 

THE STUDY OF THE RELATIONSHIPS BETWEEN THE STYLE OF BEHAVIOR IN CONFLICT AND THE LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF FUTURE AVIATION PROFESSIONALS

  1. V. Arinicheva, A. V. Malishevskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

In the article the results of experiments that were conducted with the students of the University of Civil Aviation on the definition of professionally important qualities of the aviation professionals. This experiment investigated the relationship between the style of behavior in conflict and the level of intellectual development of the future aviation professionals.

Keywords: professionally important qualities, the style of behavior in conflict, intelligence quotient (IQ).

 

Ю.Е. ХОРОШАВЦЕВ, д-р техн. наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный

университет гражданской авиации)

E-mail: khoroshavtsev@mail.ru

 

МАТРИЧНЫЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПИСАНИЯ

АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АВИАЦИИ

В статье рассматривается применение теории матричных игр с нулевой суммой к случаям, в которых наблюдается симметрия в определении элементов матрицы выигрышей. Численно показано, что если существует закономерность в формировании этих элементов, то применение принципа минимакса приводит к закономерностям в значениях вероятностей смешанных стратегий. Например, могут устойчиво появляться запрещенные стратегии или активными являются только крайние. В целом, на фоне случайности выкристаллизовываются закономерности, происходит упорядочивание системы, ее энтропия может не возрастать.

 

Ключевые слова: матрица выигрышей, оптимальные стратегии, вероятности.

MATRIX GAMES AS AN INSTRUMENT OF DESCRIBING OF DESASTROUS

SITUATIONS AT THE AVIATION

© Yu.E. Khoroshavtsev, Dr. Sci. Tech., Professor

(Saint-Petersburg State University of Civil Aviation)

E-mail: khoroshavtsev@mail.ru

The theory of matrix games is applied to the case of ones with a null sum and where symmetry of the game yields the strict rules of calculation of matrix elements. It is obtained that the application of the minimax principle led to regularity in values of probabilities in the mix strategies. For instance, the prohibited strategies can appear, or active ones turn ultimate. Generally, the regularities on the ground of uncertainty can make an order in systems despite a chaotic situation, and their entropy could not grow. 

Key words: winning matrix, optimal strategies, probabilities.

 

В.Ю. ЧЕПЦОВ, Н.И. ЧЕРКАСОВА

Московский государственный технический университет гражданской авиации

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДИФИКАЦИИ РАСШИРЕНИЙ ЯДРА В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ MACOS ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ И МЕТЕОИНФОРМАЦИИ

Написание низкоуровневого системного программного обеспечения регулярно вызывает сложности в реализации. Как следствие, допущенные ошибки и недочёты могут оставаться неисправленными значительно дольше, чем в случае с обычным программным обеспечением. В условиях закрытости исходного кода большинства расширений ядра в операционной системе macOS, а также затруднённости обращения в техническую поддержку, при необходимости устранения недостатка единственным выходом может оказаться собственноручное написание модификации и её применение на двоичном уровне. Так как динамическая модификация расширений ядра может предоставить дополнительные возможности использования ОС, например, в качестве системы реального времени при реализации задач, решаемых средствами автоматизации управления воздушным движением, в статье рассмотрен способ, позволяющий упростить данный процесс и обойти присутствующие технические ограничения, специфичные для актуальных версий.

Ключевые слова. расширение ядра, динамическая модификация, расширение функционала программного обеспечения.

 

DEVELOPMENT OF THE METHOD OF DYNAMIC MODIFICATION OF NUCLEAR  EXPANSIONS IN THE MACOS OPERATING SYSTEM FOR PROCESSING OF RADAR AND METOINFORMATION

Cheptsov V.U., Cherkasova N.I.

Moscow State Technical University of Civil Aviation,

20 Kronshtadtskiy av., Moscow, 125993, Russia

v.cheptsov@mstuca.aero, n.cherkasova@mstuca.aero

Low-level system software creation commonly goes along with various implementation difficulties. As a result, overlooked mistakes and design defects may remain unfixed way longer than in the case with general software. In regards to closed source packaging of most kernel extensions available for macOS operating system and particular difficulties in communicating with the technical support, the necessity to solve a discovered issue may only be worked out as a result of a manual modification implementation on the binary level. Given the possibility to extend the OS usage area to applied real-time operating systems incorporated in solving air traffic control problems, this article outlines a method of dynamic kernel extension modification, which simplifies the aforementioned procedure and bypasses existing technical limitations specific to the recent operating system versions.

Keywords: kernel extension, dynamic modification, software extension.

  

С.Г. БРАЙТКРАЙЦ1,

1 ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва, Россия,

Е.М. ИЛЬИН2, А.И. ПОЛУБЕХИН3,

2, 3 МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

Д.А. ЗАТУЧНЫЙ

Московский государственный технический университет гражданской авиации

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАДИОЛОКАЦИИ В ПЕРСПЕКТИВНОМ РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПРИМЕНЕНИИ

В статье рассматривается методический подход к определению места нетрадиционных методов радиолокации в перспективных образцах радиолокационного применения и оценки их влияния на его эффективность.

На основе анализа существующего методического аппарата прогнозирования основных тактико-технических характеристик радиолокационного применения и обоснования требований к его отдельным компонентам и образцам в целом разработан методический подход по оценке реализуемости нетрадиционных методов радиолокации в перспективных образцах. Разработанный методический подход может быть использован при формировании требований к перспективным образцам радиолокационных средств, систем и комплексов.

Ключевые слова: радиоэлектронное оборудование, информационные системы, нетрадиционные методы радиолокации, компоненты радиоэлектронного оборудования, методический подход.

 

METHODICAL APPROACH TO DETERMINATION OF THE PLACE OF NON-TRADITIONAL METHODS OF RADAR IN RADAR WEAPONS

  1. G. Braikraitc,

FGBU “46 the Central research Institute” of the Ministry of defense of Russia, Moscow, Russia,

  1. M. Ilyin, A. I. Polubexin,

MGTU named by N. Uh. Bauman, Moscow, Russia

  1. A. Zatuchny

Moscow state technical University of civil aviation

The article discusses a methodical approach to determination of the place of non-traditional methods of radar in promising models of weapons radar (RLV) and evaluation of their impact on the effectiveness of weapons, military and special equipment (AMSE). Based on the analysis of existing methodology of forecasting major tactical and technical characteristics of RLV and justification of requirements to individual components and samples RLV overall methodological approach for assessing the viability of non-traditional methods of radar in promising models of armament and military equipment. The developed methodical approach can be used in the formation of requirements for new samples of radar equipment, systems and complexes.

Keywords: radio electronic equipment, information systems, non-traditional methods of radar, components avionics, radar weapons, methodical approach.

 

А.А. КОЛОСКОВ, Д.А.ИВАНОВ, к.т.н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Решение проблемы ранней диагностики неисправностей элементов  системы шасси самолета Боинг-777 за счёт использования неразрушающих методов контроля

Данная статья посвящена оценке влияния отсутствия в программе технического обслуживания элементов системы шасси самолёта Боинг-777 неразрушающих методов контроля на выявление дефектов в их начальной стадии.

Ключевые слова: программа технического обслуживания, неразрушающие методы контроля, выявление дефектов.

 

Improvement of diagnostics of the technical state of the elements of chassis of aircraft Boeing-777 due to the use of methods of the nondestructive testing

A.A. Koloskov, D.A. Ivanov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article is dedicated to the evaluation of the influence of the absence in the program of the maintenance of the elements of the system of chassis of aircraft Boeing-777 the nondestructive methods of control to the detection of defects in their initial stage.

Keywords: the program of maintenance, the nondestructive methods of control, the detection of defects.

 

М.Д. НОВИЧКОВ, Л.А. НАДЕЙКИНА

Московский государственный технический университет гражданской авиации

МОДУЛЯРНАЯ АРИФМЕТИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БОРТОВЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Рассматривается система остаточных классов, использующая модулярную арифметику, как эффективное средство повышения производительности и надёжности бортовых вычислительных систем воздушных судов. Рассмотрены альтернативные арифметические методы, основанные на позиционных системах счисления, и их ограничения по скорости и надежности расчетов. Анализ системы остаточных классов показал, что благодаря независимости выполнения операций над классами вычетов в разных полях, можно организовывать распараллеливание вычислений на уровне выполнения арифметических операций и как следствие получить существенное ускорение. Операции сложения и умножения над числами, представленными в системе остаточных классов, сводятся к соответствующим операциям над цифрами этого представления. Это относится и к операции возведения в степень, к вычислению значений многочлена. Операция вычитания заменяется сложением с аддитивной инверсией отрицательного числа. Все эти операции модулярные и не требуют позиционных характеристик обрабатываемых чисел. Предложены структурные схемы аппаратной реализации сумматора по модулю P и умножителя, основанного на исчислении степеней, а также алгоритм деления в системе остаточных классов.

Ключевые слова: автоматическое принятие решений, технологии параллельных вычислений, модулярная арифметика, система остаточных классов.

 

MODULAR ARITHMETIC AS A MEANS OF IMPROVING ON-BOARD COMPUTING SYSTEMS

Novechkov M.D., Nadeikina L.A.

Moscow State Technical University of Civil Aviation,

20 Kronshtadtskiy av., Moscow, 125993, Russia

misha@wohlnet.ru,  l.nadeikina@mstuca.aero

The system of residual classes using modular arithmetic, as an effective means of improving the performance and reliability of on-board computer systems of aircraft. Considered alternative arithmetic methods based on positional numeral systems and their limitations in speed and reliability calculations. Analysis of residual classes showed that, due to the independence of operations on classes of deductions in different fields, it is possible to organize the parallelization of calculations at the level of performing arithmetic operations and as a result get substantial acceleration. The operations of addition and multiplication on numbers represented by the system of residual classes confined to the appropriate operations on numbers this view. This applies to exponentiation operations, to the calculation of the values of the polynomial.  Subtraction is replaced by adding the additive inverse of a negative number. All these operations modular and do not require positional characteristics of the numbers. Proposed structural diagram hardware implementation of the adder of modulo P and multiplier based on the calculation of degrees, as well as an algorithm for dividing in system of the residual classes.

Keywords: automatic decision making, parallel computing, modular arithmetic, system of residual classes.

 

АФАНАСЬЕВА Ю.С., БОГАТКИН О.Г. к.г.н. проф., ВИКСНИН И.И.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Российский государственный гидрометеорологический университет

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Рассматриваются вопросы оценки вероятности образования наземного обледенения и возможность ее учета при расчетах необходимого количества противообледенительной жидкости.

Ключевые слова: наземное обледенение, опасные явления погоды.

 

PROBABILITY EVALUATION OF OCCURENCE GROUND ICING OF AN AIRCRAFT.
Y.S.Afanasieva, O.G.Bogatkin, I.I.Viksnin

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Russian State Hydrometeorological University

Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Ground icing probability assessment and it account while calculating necessary amount of deicing liquid are considered.

Keywords: ground icing, hazardous meteorological conditions

 

Р.И. НИЗАМУТДИНОВ

Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

ПОТЯТИЙНОЕ И номенклатурнОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
аэропортов местных воздушных линий

Статься понимает вопросы о противоречиях в нормативно-технической базе технологического проектирования аэропортов. Сформированный понятийный аппарат позволяет единообразно классифицировать и категорировать аэропорты Российской Федерации. Разработанные номенклатурные показатели пропускной способности аэровокзалов обоснованы и привязаны к типам воздушных судов.

Ключевые слова: аэропорты местных воздушных линий, пропускная способность, номенклатурный показатель, категорирование аэропортов, классификация аэропорто

 

  1. I. Nizamutdinov

Saint Petersburg university of civil aviation

To be become understands questions of contradictions in normative and technical base of process design of the airports. The created conceptual framework allows to classify and categorize the airports of the Russian Federation uniformly. The developed nomenclature indicators of handling capacity of air terminals are proved and tied to types of air vehicles.

Keywords: airports of local air-lines, handling capacity, nomenclature indicator, categorization of the airports, classification of the airports.

 


WordPress Lessons