Афанасьева Ю.С., Богаткин О.Г.
ОЦЕНКА МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Рассматриваются вопросы учета метеорологических рисков для обеспечения безопасности выполнения полетов. В качестве примера произведена оценка рисков попадания ВС в грозу в районе аэропорта Пулково.
Ключевые слова: метеорологические риски, опасные явления погоды, экономические потери.
ASSESSMENT OF METEOROLOGICAL RISKS IN CIVIL AVIATION
Y.S.Afanasieva, O.G.Bogatkin
Abstract. Throughout this article is considered a question of taking into consideration meteorological risks for providing flight safety by the example of assessment of probability aircraft intrusion into adverse weather (e.g. thunder storm) in the Pulkovo airport area.
Keywords: meteorological risks, adverse weather, economic losses.
В.В. Овчинников
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ, КРИЗИСНЫХ И СБОЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Статья посвящена вопросам обеспечения системного подхода к управлению авиакомпанией в экстремальных условиях. Сформулированы основные принципы подхода к обеспечению безопасности полетов. Проведена классификация чрезвычайных, кризисных и сбойных ситуаций. Определена степень влияния различных экстремальных (чрезвычайных, кризисных и сбойных) ситуаций на регулярность полетов двумя способами: методом экспертной оценки и методом частных множителей Лагранжа. Проведена экспертная оценка на основе предложений от представителей фокус-группы. Приведена таблица с номерами групп ситуаций в модели интегрального показателя регулярности полетов. Приведена формула количества баллов, характеризующее уровень влияния. Приведена таблица весовых коэффициентов составляющих элементов и компонентов показателя влияния кризисных и сбойных ситуаций на регулярность полетов. Сделан вывод, что проведенные расчёты за несколько периодов позволили выявить прямую корреляционную зависимость между ними на высоком уровне.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, кризисная ситуация, авиационное происшествие.
ESTIMATION OF INFLUENCE OF EMERGENCY, CRISIS AND FAILURE SITUATIONS ON REGULARITY OF FLIGHTS
Abstract. The article is sanctified to the questions of providing of approach of the systems to the management by an airline in extreme terms. Basic principles of going near providing of safety of flights are set forth. Classification of emergency, crisis and failure situations is conducted. The degree of influence of different extreme (emergency, crisis and failure) situations is certain on regularity of flights by two methods: by the method of expert estimation and method of private multipliers of Lagrange. An expert estimation is conducted on the basis of suggestions from the representatives of фокус-группы. A table over is brought with the numbers of groups of situations in the model of integral index of regularity of flights. A formula over of amount of points is brought, characterizing the level of influence. A table over of gravimetric coefficients of making elements and components of index of influence of crisis and failure situations is brought on regularity of flights. Drawn conclusion, that the conducted calculations for a few periods allowed to educe direct cross-correlation dependence between them on high.
Keywords: emergency, crisis situation, aviation incident.
А. В. Малишевский
ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКИПАЖЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ Г. А. ШУЛЬМАНА – В. В. ГУЛЕНКО
Рассмотрены вопросы оценки взаимодействия в экипаже воздушного судна. Исследована возможность использования для этих целей соционической модели интертипных отношений, с применением теории Г. А. Шульмана. В качестве интертипных отношений использованы интертипные отношения, разработанные В. В. Гуленко.
Приведен ряд результатов экспериментальных обследований авиационных специалистов. Сделана попытка предварительного анализа собранного статистического материала.
Ключевые слова: взаимодействие, экипаж воздушного судна, безопасность полётов, человеческий фактор, соционика, интертипные отношения.
QUESTIONS OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INTERACTION BETWEEN THE CREW OF AN AIRCRAFT USING INTERTYPE RELATIONS BY
G. A. SHULMAN – V. V. GULENKO
- V. Malishevskii
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. The questions assess the interaction of the crew of the aircraft. Investigated the possibility of using for these purposes socionic model of intertype relationships, using the theory of G. A. Shulman. As intertype relations used intertype relationships, developed by V. V. Gulenko.
A number of results of experimental inspections of aviation professionals. Attempt of the preliminary analysis of collected statistical material is made.
Keywords: interaction, the crew of the aircraft , flight safety, human factor, socionic, intertype relationships.
Д.А.Затучный
ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ОШИБОК 1 И 2 РОДА ПРИ ВЫБОРЕ НАБОРА СПУТНИКОВ
В данной статье рассматривается задача повышения точности определения местоположения воздушных судов на основе использования спутниковых технологий путём усовершенствованного алгоритма выбора рабочего созвездия навигационных космических аппаратов. Приведены признаки, по которым определяется отказ навигационного космического аппарата. Проанализированы ошибки первого и второго рода, которые могут возникнуть при оценке состояния навигационного космического аппарата относительно приведённых признаков. Методами теории вероятностей предложен способ определения состояния всего рабочего созвездия навигационных космических аппаратов. Найдены вероятности ошибок первого и второго рода для всего рабочего созвездия. Введён функционал. определяющий суммарную ошибку при определении состояния всего рабочего созвездия навигационных космических аппаратов. Предложен критерий выбора рабочего созвездия навигационных космических аппаратов на основе минимизации предложенного функционала и ограничению по геометрическому фактору, который является основной точностной характеристикой для определения координат потребителя. Объясняется. как можно практически использовать метод определения наилучшего рабочего созвездия, предложенный в статье. Приведены рекомендации пилоту воздушного судна, которые можно использовать при переходе к перспективным режимам наблюдения за полётом воздушного судна.
Ключевые слова: навигационный космический аппарат, рабочее созвездие, ошибка первого и второго рода.
IMPROVING THE ACCURACY OF LOCATION OF AIRCRAFT BASED ON ACCOUNT BY SELECTING SATELLITE SET ERROR 1 AND 2 OF THE GENUS
Abstract. In this article the problem of increase of accuracy of determination of location of aircrafts on the basis of use of satellite technologies by advanced algorithm of the choice of working constellation of navigation spacecrafts is considered. Signs by which failure of the navigation spacecraft is determined are given. Errors of the first and second sort which can arise at an assessment of a condition of the navigation spacecraft of the given signs are analysed. Methods of probability theory have offered a way of definition of a condition of all working constellation of navigation spacecrafts. Probabilities of errors of the first and second sort for all working constellation are found. The functionality is entered. defining a total mistake when determining a condition of all working constellation of navigation spacecrafts. The criterion of the choice of working constellation of navigation spacecrafts on the basis of minimization of the offered functionality and to restriction on a geometrical factor which is the main precision characteristic for determination of coordinates of the consumer is offered. Speaks. as it is practically possible to use the method of definition of the best working constellation offered in article. Recommendations to the pilot of the aircraft which can be used upon transition to the perspective modes of supervision over flight of the aircraft are provided.
Keywords: navigation spacecraft constellation operation, type I and type II errors.
Т.И. Макеева, Л.А. Колышев
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Показаны недостатки проведения специальной оценки условий труда по действующему законодательству. Обосновывается необходимость учета особенностей летного труда при проведении специальной оценки условий труда. Предложены общие подходы к трансформации оценки условий труда на рабочих местах персонала гражданской авиации, в том числе членов летных и кабинных экипажей.
Ключевые слова: условия труда, специальная оценка условий, факторы условий труда, особенности летного труда.
SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS IN CIVIL AVIATION
T.I. Makeeva, L.A. Kolyshev
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. Shortcomings of the special assessment of the working conditions accepted by the legislation are shown. Need of assessment of features of performance of flight when carrying out special assessment of working conditions of pilots is proved. New approaches of assessment of working conditions on workplaces of personnel of the civil aviation, including members of crews are offered.
Keywords: working conditions, a special assessment of the conditions, factors of working conditions, features of work in flight.
К. Ю. Пономарев
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ХРОМАТИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ
В данной статье рассматривается механизм формирования первоначального образ динамической воздушной обстановки у диспетчера обслуживания воздушного движения с применением существующего ахроматического представления информации о высоте воздушных судов и разрабатываемого хроматического разделения высот в автоматизированной системе управления воздушным движением (УВД).
Полагается, что характеристики ошибок диспетчера, время формирования рече-функционального акта или скорость восприятия информации при выполнении однозначно определенных операций, на которые декомпозируется его работа в строго оговоренных условиях, в определённой ситуации при определённом уровне профессиональной подготовки и качества плана движения, могут служить мерами качества либо критериями оценки эффективности определённых операций, на которые декомпозируются и процессы организации УВД.
Выделяются некоторые преимущества и недостатки каждого способа представления информации, основанные на рассмотрении модели восприятия динамической информации и проведении наблюдений за ее функционированием в реальных и имитируемых условиях.
Ключевые слова: динамическая воздушная обстановка, первоначальный образ, лицо, принимающее решения, метод, восприятие, цвет, хроматическая стереоскопия, глубина, ошибка, время.
CHROMATISM IMPACT ASSESSMENT ON A PRIMARY DYNAMIC AIR SITUATION IMAGE
- Y. Ponomarev
Belaeronavigatsiya, Minsk, Republic of Belarus
Abstract. The mechanism of primary image generation of the dynamic air situation is examined from the air traffic controller point of view in the article. It is approached by using achromatic and chromatic altitude division principle.
Characteristics of the controller errors, instruction formation time or the speed of perception of information are treated as quality measures or criteria for evaluating the effectiveness of certain ATC operations.
The advantages and disadvantages of each principle are shown based on the study of perceptional model of dynamic information performing in real-time and simulative environment.
Keywords: dynamic air situation, primary image, decision making person, method, perception, colour, chromatic stereoscopy, depth, error, time.
А.Н. Горенков
МИНИМИЗАЦИЯ ОШИБОК ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ДИСПЕТЧЕРОМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с системным подходом к исследованиям возможностей специалистов службы управления воздушным движением (УВД) гражданской авиации по обеспечению условий безаварийной и эффективной эксплуатации воздушного транспорта. В качестве ключевого фактора анализа рассматривается алгоритм оценки последствий ошибок авиационных диспетчеров на функционирование гражданской авиации и снижение уровня безопасности полетов.
Ключевые слова: авиационно−транспортная система, системный анализ, управление воздушным движением, минимизация ошибок, авиационные диспетчеры, особые ситуации.
minimize errors when deciding air traffic controllers
Abstract. The article deals with issues related to systemic approach to research capacity specialist air traffic control of civil aviation to ensure conditions for trouble-free and efficient operation of air transport. As a key factor in the analysis of the algorithm of evaluation of the effects of air traffic controllers error to reduce the level of safety.
Keywords: aviation and transportation system, system analysis, air traffic control, minimization of errors, air traffic controllers, special situations.
Г.А.Крыжановский, А.Н. Горенков
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ УВД
В представленной статье рассмотрены вопросы оценки психофизиологического профиля специалиста УВД, который позволяет определить возможность реализации его знаний и умений, и, как следствие, определить качество результатов его работы. Кратко рассмотрены основные группы факторов, от которых зависит профессиональная работоспособность обучаемого, рассмотрены основные аспекты отбора и контроля обучаемых. При проведении тренажерной подготовки специалистов УВД основное внимание уделяется выбору технологических параметров применяемых тренажерных процедур. В работе представлена структурная схема синтеза управляющего воздействия. Основной проблемой реализации системы управления процессом тренажерной подготовки является разработка математического описания тренажерных процедур.
Ключевые слова: Управление воздушным движением, психофизиологический профиль, оценка функционального состояния, профессиональный психологический отбор, математическое описание тренажерных процедур, технологические режимы тренажерной подготовки.
ORGANIZATION AND CONDUCTING OF SIMULATOR TRAINING ATC
Abstract: In the present article questions the psychophysiological assessment Profile ATC specialist, which allows to determine the feasibility of his knowledge and skills, and as a result, to determine the quality of the results of his work. Briefly the basic groups of factors that affect the professional performance of the student, the basic aspects of the selection and monitoring of students. During the ATC simulator training specialists focuses on the selection of process parameters used simulators procedures. The paper is a block diagram of the synthesis of the control action. The main problem of implementation of the process control system simulator training is to develop a mathematical description of training procedures.
Key words: Air traffic control, psychophysiological profile, assessment of a functional state, professional psychological selection, mathematical description of training procedures, technological modes of training preparation.
В.В. Овчинников
ОБ УПРАВЛЕНИИ РЕГУЛЯРНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ АВИАКОМПАНИИ
Статья посвящена вопросам оптимизации регулярности полётов в условиях рыночной экономики. Решается задача определения наиболее выгодного уровня регулярности полетов, обеспечивающего принятие сбалансированного решения между стремлениями обеспечить требуемое качество производимого авиатранспортного продукта и получения прибыли, соответствующей стратегическим целям развития авиакомпании. Рассматривается вопрос определения стоимости изменения регулярности полётов или суммы эксплуатационных расходов, возникающих при изменении регулярности полётов. Приведен укрупненный состав «коммерческих» и «технических» расходов, которые могут быть определены на основании соответствующих методик, находящихся в процессе разработки. Приведён факт, что функция «технических» расходов будет возрастающей по мере повышения регулярности полетов. Доказано, что для данного случая применение метода оценки маржинальных затрат в сравнении с методом оценки совокупных затрат является более предпочтительным, так как позволяет оценить именно изменения расходов, а не их общий уровень при том или ином значении показателя регулярности полётов.
Ключевые слова: регулярность полётов, безопасность полётов, коммерческие и технические расходы.
ABOUT MANAGEMENT REGULAR FLIGHTS OF AVIACOMPANY
Ovchinnikov V.V.
The aviacompany “Aeroflot-Russian Airlines”
Abstract. The article is sanctified to the questions of optimization of regularity of flights in the conditions of market economy. The task of determination of the most advantageous level of regularity of flights decides, providing an acceptance balanced decision between aspirations to provide the required quality of producible air product and receipt arrived, corresponding to the strategic aims of development of airline. The question of determination of cost of change of regularity of flights or sum of running expenses arising up at the change of regularity of flights is examined. Large-sized composition over of “commercial” and “technical” charges, that can be certain on the basis of corresponding methodologies being in the process of development, is brought. A fact, that a function of “technical” charges will be increasing as far as an increase regularity of flights, is given. It is well-proven that for this case application of method of estimation of marginal expenses by comparison to the method of estimation of the combined expenses is more preferable, because allows to estimate exactly the changes of charges, but not their general level at one or another value of index of regularity of flights.
Keywords: regularity of flights, safety of flights, commercial and technical charges regularity of flights.
Е.В. Пестерев, Я.Г. Клюшин,
Функция полезности в задаче регрессии многомерных данных
Использование методов анализа многомерных данных при принятии решения является неотъемлемой частью систем анализа бизнес-процессов. В статье предложены методы формирования и обработки статистических данных, которые заключается в формировании многомерной структуры данных с последующей ее обработкой функцией полезности. Исходные признаки, образующие обучающуюся выборку, предлагается анализировать с точки зрения их взаимного влияния как друг на друга, так и на принимаемое решение. Для апробации методов проведена серия численных экспериментов, целью которой было сравнение как составленных алгоритмов, отражающих предложенный подход, с байесовским подходом, так и сравнение различных функций полезности между собой. Серия экспериментов заключается в распознавании среднего арифметического нескольких сгенерированных случайных чисел. В результате получены зависимости количества правильных ответов от определяющих параметров (количество объектов, количество признаков, величина обучающей выборки, количество возможных значений каждого признака). Полученные результаты демонстрируют лучшее качество классификации объектов с помощью предложенных методов над классификацией, произведенной с использованием вероятностного подхода.
Ключевые слова: функция уверенности; функции полезности; статистические данные, многомерные данные, распознавание образов.
utility function in regression problem of multidimensional data
E.V. Pesterev, Ya.G. Klyushin
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. Methods of decision support system are proposed. It is based on modeling the behavior of the decision maker and on the systems experience. The solution of the problem includes the development and formalization of the method of processing the systems experience. Then it is used by the decision maker in deciding. This problem consists of two stages: a method of forming a multi-dimensional data structure, which describes the simulated systems experience; method of analysis and processing the multi-dimensional data structures based on the function of confidence, which is based on the production function in economic theory. These methods are analyzed in a numerical experiment.
Keywords: function of confidence; utility function; statistical data.
Л.В.Павлова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВИАКОМПАНИИ
В представленной статье автор обозначил важность одного из этапов планирования – управления операционной деятельностью авиакомпании. Выделены основные составляющие этой деятельности, предложены математические модели оптимизации процессов управления сбойными ситуациями по основным направлениям (восстановление расписания эксплуатации парка ВС, восстановление расписания работы кабинных экипажей, работа с пассажирами отмененных/перенесенных рейсов). На основании обработанной информации и полученных моделей представлена программа развития системы управления операционной деятельностью.
Ключевые слова: маршрутная сеть, операционная деятельность авиакомпании, управление сбойными ситуациями.
MODELING OF OPERATING AIRLINE
L.V.Pavlova
Moscow State University of Civil Aviation
In the present article, the author outlined the importance of one of the planning stages – operating airline management. The basic components of this activity, mathematical models to optimize management processes error conditions in the main areas (recovery operation of the fleet schedules, recovery timetable cabin crew, working with the passengers of canceled / deferred flights). Based on the processed data and derived models presented the program of development of the operating management system.
Keywords: route network, the airline operating activities, management of error conditions.
А.Р. Яшкин, П.Ю. Либерман; О.В Бородина
Системы совместного принятия решений (ACDM) и их влияние на пропускную способность аэропорта
Статья содержит обзор документов международных организаций по системам совместного принятия решений в аэропортах (Airport-Collaborate Decision Making) и результатов внедрения данной системы. Руководство по ACDM от международной организации ACI содержит рекомендации к созданию системы передачи информации (Airport-CDM information sharing) по этапам движения борта ВС (milestones’) и много других полезных рекомендаций.
Ключевые слова. пропускная способность аэропорта, Системы совместного принятия решений (ССПР), ключевые показатели эффективности (КПЭ), выгоды аэропорта
COLLABORATE DISICION MAKING AND there impact on AIRPORT CAPACITY
A.R.Jashkin, P.U.Liberman, O.V.Borodina
Saint-Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract. This paper describes requirement practice of international organization in scope of Airport-Collaborate Decision Making, and describe A-CDM output. Manual of A-CDM (from organization ACI) includes the recommendations for users to complete information sharing in all steps of aircraft taxi (this steps means as milestones) and a lot of other useable thinks and recommendation.
Keywords: airport capacity, Collaborate decision making (CDM), key performance indicators (KPI), airport cost benefit.
Р.Н. АКИНШИН, А.В. АНДРЕЕВ, О.В. ЕСИКОВ, Ю.И. МАМОН, Д.А.ЗАТУЧНЫЙ, О.Г.ФЕОКТИСТОВА
ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НА ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ
Показано, что широкое внедрение в практику методов и алгоритмов автоматизированной обработки графической информации и распознавания объектов на графических изображениях, полученных от беспилотных летательных аппаратов, невозможно без создания программно-аппаратных комплексов обработки и анализа изображений, которые должны обеспечивать получение качественного решения указанных задач за ограниченное время. Рассмотрены особенности использования искусственных нейронных сетей для решения задач распознавания образов на изображениях, полученных с беспилотных летающих аппаратов. Предложена методика, обоснованы алгоритмы и методы построения и настройки нейронных сетей для обеспечения гарантированно качественного решения нейронной сетью задач распознавания. Для повышения качества процесса обучения с применением генетического алгоритма предлагается использовать принцип элитизма и островную схему организации обучения нейронной сети. В качестве критерия перехода от градиентного метода обучения с адаптацией шага к генетическому выбрано количество эпох обучения, значение ошибки обучения, стационарность популяции.
Ключевые слова: обработка изображений, распознавание образов, искусственные нейронные сети.
Application of artificial neural networks for object recognition OF OBJECTS ON THE GRAPHIC IMAGES
R.N.Akinshin CPR RAS, Moscow, Russia,
Andrei V. Andreev1,1 «Sokol-ATS», Belgorod, Russia,
O.V.Esikov2, Y.I. Mamon2 2 Central Design Bureau of Apparatus Engineering, Tula, Russia,
D.A.Zatuchny, O.G.Feoktistova Moscow state technical university of civil aviation,
Аbstract. It is shown that wide practical application of methods and algorithms of mechanized processing of graphic information and recognition of objects on graphics received from unmanned aircraft is impossible without creation of hardware and software systems of processing and analyzing images which must provide quality solutions of the mentioned problems in a limited time. The features of the use of the artificial neural networks for solving pattern recognition tasks based on images obtained with unmanned aerial vehicles. The technique is offered, algorithms and methods of construction and control of the neural networks for providing guaranteed qualitative decision with a neural network pattern recognition problems. To improve the quality of teaching process with genetic algorithm application usage of the elitism principle and the isle scheme of neural network teaching organizing is offered. The number of teaching epochs, teaching error value, population stationarity are chosen as criterion of transition of teaching gradient method with step adaptation to the genetic one.
Key words: image processing, pattern recognition, artificial neural network.