Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2016 №2 (11)

2016 №2 (11)

В.В. Балясников

УМНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Рассматриваются аспекты эволюции системы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. Особое внимание уделяется концепции управления безопасностью полетов. Вместе с тем отмечаются ее ограниченные возможности, преодоление которых связывается с созданием системы обеспечения безопасности полетов нового вида, которая по своим возможностям и применяемым средствам относится к классу умных систем.

Ключевые слова: система обеспечения безопасности полетов, управление безопасностью, умная безопасность, умное образование, риски, управление рисками.

SMART SAFETY 

DPhil V.V. Baliasnikov

Saint-PetersburgState Universityof Civil Aviation

Abstract: Aspects of evolution safety system in civil aviation are considered. The special attention is paid to the concept of safetymanagementsystem. At the same time it marked its limited capability. Overcoming them is provided by creating a safety system of a new type, which according to his ability belongs to the class of smart systems.

Keywords:safety system, safety managementsystem, smart security, smarteducation, risks, risk-management.

Г.В. Коваленко,  Р.Р. Муксимова, И.С. Муравьев, С.В. Безденежных

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ К ПИЛОТУ ВЕРТОЛЕТА ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ ВНЕ АЭРОДРОМА

Рассматривается проблема влияния информации на пилота вертолета в период первоначального обучения заходу на посадку. Раскрывается метод определения условий моделирования переработки информации в процессе захода на посадку и математическая модель расчета параметров предъявляемой пилоту приборной и иной информации на основе вероятности ее восприятия. Предлагается выход на создание метода, который позволит понизить вредное влияние избытка предлагаемой информации.

Ключевые слова:информация, восприятие и переработка, модель, программа, когнитивно-информационный ресурс.

MODELING OF PROCESS OF THE INFORMATION PROCESSING WHICH ENTER TO THE HELICOPTER PILOT DURING LANDING OUTSIDE OF AIRFIELD

G. V. Kovalenko, R. R. Muksimova, I. S.  Muravyov, S. V. Bezdenezhnykh

Abstract. The impact of information on helicopter pilot in the period of landing initial training is described. The method of determining the conditions of modeling of information processing in the landing approach process is disclosed. The mathematical model of options calculation of instrumental and other information, presented to the pilot, based on the probability of its perception, is offered. The establishment of a method that will allow lowering a harmful influence of excess of the entering information is proposed.

Keywords:information, perception and processing, model, program, cognitive-information resource.

Е. А. Цыбова

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ВС НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА

СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПИЛОТА

Одним из актуальных направлений повышения безопасности эксплуатации воздушных судов (ВС) абсолютно обосновано считают необходимость совершенствования автоматических средств управления современных ВС. В работе рассмотрена проблема распределения функций управления ВС между пилотом и управляющей системой. В данной работе предложен метод распределения функций управления ВС, основанный на расчете количественного критерия. Также рассмотрен расчет степени ситуационной осведомленности на примере отказа системы TCAS.

Ключевые слова:пилот, интерфейс ВС, автопилот, ситуационная осведомленность пилота, система TCAS, автоматизация, информативность диагностирования, интенсивность деятельности пилота, энтропия, коэффициент интеллекта пилота.

DISTRIBUTION OF THE CONTROL FUNCTION OF THE AIRCRAFT BASED ON THE CALCULATION OF THE PILOT’ SITUATIONAL AWARENESS

E. Tsybova

Saint-PetersburgState Universityof Civil Aviation

Abstract.One of the important ways of increasing the safety of aircraft operations is absolutely justified by the need to consider improving automated management tools of modern aircraft. The paper considers the problem of the distribution of control functions between the pilot and the control system. In this paper, we propose a method of distribution management functions, based on the calculation of the quantitative criteria. Also it presents calculation of the degree of situational awareness in the case of TCAS failure.

Keywords:pilot, aircraft interface, autopilot, the pilot’s situational awareness, TCAS, automation, diagnostics informativeness, the intensity of the activities of the pilot, entropy, IQ pilot.

Г.В. Головченко

К ЗАДАЧЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

САМОЛЕТОВЫЛЕТАМИ ПРИ СБОЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В АЭРОПОРТУ

Управление самолетовылетами в сбойных ситуациях в аэропорту осуществляется путем оперативной корректировкипроцедур суточного плана полетов (СПП). Автоматизация процесса ускоряет выполнение операций корректировки, обеспечивая информационное взаимодействие в режиме онлайн всех задействованных служб и независимых операторов аэропорта. В работе описаны информационные средства, постановка задачи и обобщенный алгоритм решения задачи управления самолетовылетами при сбойных ситуациях в аэропорту с применением автоматизированных рабочих мест (АРМ) автоматизированной системы (АС) комплексного обслуживания рейсов в аэропорту АС «КОБРА» – типового проектного решения «РИВЦ-Пулково».

Ключевые слова: сбойная ситуация, самолетовылеты, аэропорт, оперативное управление, суточный план полетов, задача целочисленного программирования.

TO THE PROBLEM OF OPTIMIZATION OF OPERATIONAL CONTROL IN SORTIES ERRORCONDITIONS IN AIRPORT

G.V. Golovchenko

Abstract. Management sorties in bad situations is accomplished by adjusting the operational daily flight plan procedures at the airport. Process automation accelerates adjustment operations, providing information interaction in online all affected services and independent operators Airport. The paper describes information tools, formulation of the problem and the generalized algorithm for solving sorties control problems when bad situations at the airport using the automated workplaces (AWP) automated systems (AS) of the complex flight service at the airport AS “COBRA” – standard design of “RIVС-Pulkovo”.

Keywords: error condition, sorties, airport operational management, the daily flight plan, integer programming problem.

Г. А. Крыжановский, В. В. Купин

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ АДАПТИВНЫХ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ

ДВИЖЕНИЕМ. ЧАСТЬ I. МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНО-ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

Излагаются базисные положения построения адаптивных автоматизированных информационно-управляющих систем управления воздушным движением (АИУС УВД). Представлены модели деятельности и предметной области деятельности оператора в системе УВД. Указанные модели предлагается использовать для решения задачи оценки динамической ситуационно-мотивационной готовности и волевой регуляции оператора в системе УВД.

Ключевые слова: адаптивная автоматизированная система, управление воздушным движением, модель, мотивационная готовность, поддержка принятия решения, предметная область, деятельность

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO CREATING THE ADAPTIVE AUTOMATED SYSTEMS FOR AIR TRAFFIC CONTROL. PART I. THE PROBLEM DOMAIN AND OPERATOR’S ACTIVITY MODELS

G. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin

Abstract.The foundations of the adaptive automated information controlling systems for air traffic control (AICS ATC) are described. The problem domain model and operator’s activity in the field of ATC are presented. These models are suggested to be used for solving the task of ATC system operator’s dynamical situation motivationalreadiness and volitional regulation assessment.

Keywords:adaptive automated system, air traffic control, model, motivational readiness, decision making support, universe of discourse, activity.

С.А.Кудряков, Н.В.Книжниченко, Ю.Б. Остапченко, С.А. Беляев, Е.Н.Шаповалов.

Концепция КОМПЛЕКСНОЙ автоматизированной ОБУЧАЮЩЕЙ системы для специалистов службы ЭРТОС гражданской авиации

В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов наземных служб гражданской авиации, отвечающих за эксплуатацию радиотехнического оборудования и связи.  Предлагается создать комплексную систему автоматизированной системы подготовки, аттестации и сопровождения профессиональной деятельности соответствующих специалистов и анализируются основные требования к ее составу.

Ключевые слова. Служба эксплуатации, профессиональная подготовка, автоматизированные обучающие системы, системы поддержки принятия решения, гражданская авиация, безопасность полетов, человеческий фактор.

The concept of the complex automated system for service professionals operating radio equipment and communication in Civil Aviation

S.A.Kudryakov, N.V.Knizhnichenko, Y.B. Ostapchenko, S.A.Belyaev, E.N.Shapovalov

Abstract.The actual problems of increasing the effectiveness of training experts  of civil aviation services responsible for the operation of radio equipment and telecommunications are described. It is proposed the architecture of comprehensive automated system of training, certification and support of the professional activities of relevant experts and analyzed the basic requirements for its composition.

Keywords.Service operation, training, automated training systems, civil aviation, emergency situation, decisions making, human factor

С.В. Сипаров

ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ

В статье предложен новый подход к управлению рисками авиапредприятий, основанный на использовании Байесовской вероятности для мониторинга уровня риска.

Ключевые слова: авиация, уровень риска, модель, Байесовская вероятность, Байесовская сеть

ON THE RISK MANAGEMENT IN THE AVIATION FACILITIES

S.V.Siparov

Abstract. A new approach to the risk management in the aviation facilities is suggested. It is based on the use of Bayes probability in the risk level monitoring.

Key words: aviation, risk level, model, Bayes probability, Bayes net.

А.Б. Фрайман

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СУБСИДИРОВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК В США

При переходе на рыночную систему управления Воздушным Транспортом (ВТ)авиакомпании свободны в выборе маршрутов авиалиний и, естественно, они не выбирают убыточные линии. Такими авиалиниями как правило являются линии в малые населенные пункты, которые не могут генерировать значительные пассажиропотоки. Однако в некоторых ситуациях такие полеты необходимы, например, в труднодоступные районы, в которых другие виды транспорта не развиты. Государство должно обеспечить транспортные возможности для населения в таких пунктах и для этого выделяются федеральные субсидии для компенсации убытков авиакомпаний. Государственная программа субсидий в США существует уже 37 лет, но подвергается постоянному анализу.

Ключевые слова: субсидии авиаперевозок, дерегулирование, воздушный транспорт

STATUS AND OUTLOOK OF ESSENTIAL AIR SERVICE PROGRAM IN THE U.S.

A.B. Fraiman, PhD

Instituteof Air Transport Automated Technologies, Moscow-New York

Abstract. After deregulation U.S. airlines are free to choose the airline routes and, of course, they do not choose the unprofitable line. It concerns the small communities that cannot generate significant passenger traffic. However, in some situations, such flights are needed, for example in remote areas, where other modes of transport are not developed. The U.S. government should provide federal Government-subsidized Essential Air Service (EAS) Program to compensate airline losses. State subsidies in the U.S. program has been around for 37 years, but subject to continuous analysis of an econometric framework and results.

Key words: air travel subsidies, deregulation of air transport, Essential Air Service Program.

Я.М. Далингер

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АЭРОПОРТОВ

В статье приводятся результаты системного подхода к анализу сети аэропортов региона. Данный подход позволяет установить природу связей между аэропортами, формулировать задачи управления сетью и отдельными аэропортами. Рассмотрены базовые подходы к решению задачи управления. Изложенные результаты могут быть полезны при формировании планов развития региональных сетей аэропортов, решении задач управления их работой.

Ключевые слова:сети, пассажиропотоки, управление системами.

A SYSTEM APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE REGIONAL AIRPORT

NETWORK

I. M. Dalinger

Saint PetersburgState University of Civil Aviation, Saint Petersburg

Abstract. In the article the results of a system approach to the analysis of the airport network in a region are given. This approach allows to determine the nature of links between airports, to formulate management tasks of a network and individual airports. The basic approaches to the solution of management tasks are considered. These results may be useful for formation of development plans of regional airport networks, management tasks solution of their work.

Keywords: networks, passenger traffic, system control.

Е.Н. Зайцев, Е.В. Коникова, И.А. Тецлав, И.Г. Шайдуров

Методология формирования системы коммерческой готовности воздушного судна к рейсу

В статье рассматриваются методологический подход к описанию системы «Коммерческой готовности рейса» с использованием принципов системности, комплексности, декомпозиции, рассмотрения систем, подсистем, модулей и их элементов при их взаимодействии. Даны рекомендации по выполнению дальнейших исследований.

Ключевые слова:аэропорт (АП), авиакомпания (АК), взаимодействие, воздушное судно (ВС), наземное обслуживание рейса, матричные модели рассматриваемой системы, подсистемы и модуля.

METHODOLOGY OF FORMATION COMMERCIAL AIRCRAFT READY TO FLIGHT

E.N. Zaitsev, prof., E.V. Novikova, Ph.D., I.A. Tetslav, I.G. Shaidurov

Saint-PetersburgState Universityof Civil Aviation, Saint-Petersburg

Abstract.This article discusses the methodological approach to the description of «Commercial flight readiness» of the system by using the system of principles, complexity, decomposition, considering the three-dimensional systems, subsystems, modules and their elements as they interact.

Keywords:airport, airline, interaction, aircraft, ground flight service, matrix models of the system, sub-system and module.


WordPress Lessons