Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2016 №3 (12)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ПЛОЩАДИ МАНЕВРИРОВАНИЯ АЭРОДРОМА

В. Ф. Жмеренецкий, д.т.н., проф., А. С. Муравьев

30 Научно-исследовательсий институт Министерства обороны РФ

Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

Аннотация. В статье рассматриваются показатели эффективности процесса управления потоками воздушных судов при их движении по аэродрому для выполнения взлета или после совершения посадки. Излагается аналитический подход к определениюзначений этих показателей. Приводятся результаты статистических исследований процессов управления потоком воздушных судов при различной конфигурации площади маневрирования аэродрома. Обосновываются предельные значения предложенных показателей.

Ключевые слова: показатели эффективности, площадь маневрирования аэродрома, управление воздушным движением.

 

FINDING THE PERFORMANCE INDICATORS OF THE AIR TRAFFIC CONTROL ON THE MANEUVERING AREA OF THE AIRPORT

  1. F. Zhmerenetsky, A. S. Muravyov

Abstract. This article considers the performance indicators of the air traffic control on the maneuvering area of the airport while taxiing for take off or after landing. Enounce analytical method to define value of this indicators. The results statistical studies of the air traffic control in various configurations maneuvering area of the airport are representing. Substantiate  the limit values of the proposed performance indicators.

Keywords: performance indicators, the maneuvering area of the airport, air traffic control.

 

 

ПРОБЛЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ЛЕТНОГО И КАБИННОГО ЭКИПАЖЕЙ

О. В. Ариничева, к.т.н., Д. В. Сердюк

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос разработки возможных методов оценки эффективности взаимодействия между кабинным и летным экипажами воздушного судна на основе соционических критериев. Сделано сравнение эффективности взаимодействия по разработанной в СПбГУ ГА методике с результатами прямой социометрии и цветового теста отношений (ЦТО), проведенного среди пилотов и бортпроводников авиакомпании «Оренбургские авиалинии». Приведены расчеты соционических моделей для данных двух групп обследуемых, а также проведён анализ полученных корреляций между соционическими характеристиками членов кабинных и летных экипажей и данными их цветовой социометрии.

Ключевые слова: взаимодействие, соционические характеристики, соционическая модель человека, соционическая модель интертипных отношений.

 

THE PROBLEM OF FORECASTING OF EFFICIENCY OF INTERACTION BETWEEN MEMBERS OF FLIGHT CREW AND CABIN CREW

  1. V. Arinicheva, D. V. Serdyuk

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. In article the question of development of possible methods of an assessment of efficiency of interaction between cabin crew and flight crew of the aircraft on a basis of the soсionic criteria is considered. Comparison of efficiency of interaction by the technique developed in St. Petersburg State University of Civil Aviation with results of direct sociometry and the color test of the relations which is carried out among pilots and stewards of Orenburg Airlines is made. Calculations of soсionic models for these two groups surveyed are given and also the analysis of the received correlations between soсionic characteristics of cabin crew and flight crew members and data of their color sociometry is carried out.

Keywords: interaction, soсionic characteristics, soсionic model of the person, soсionic model of the intertype relations.

 

 

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА ПИЛОТА И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

В.Ю. Бойко, И.А. Корольков

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Аннотация. Статья посвящена проблеме зависимости уровня безопасности полетов от типа авиагоризонта, установленного на воздушном судне. Показаны положительные и отрицательные стороны обеих видов авиагоризонтов («обратной» и «прямой» индикации). Указаны основные причины потери пространственной ориентировки. В статье приводятся данные подтверждающие, что процент авиационных происшествий по причине потери пространственной ориентировки за последние 50  лет не изменился и составляет около 20% от всего количества авиационных катастроф. Обсуждаются два способа снижения количества потери пространственной ориентировки в полете: установка на воздушные суда авиагоризонтов с «обратной» индикацией и совершенствование методики профессиональной подготовки пилотов.

Ключевые слова: авиагоризонт, безопасность полетов, пилот, пространственная ориентировка, профессиональная подготовка.

 

PILOT’S INFLIGHT A SPATIAL ORIENTATION  AND A FLIGHT SAFETY

V.I. Boyko, I.A. Korolkov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. The article devote a problem of a relationship between a flight safety and the types of  a gyro horizon what placed in a plane. In the paper is discussed a advantages and a disadvantages both the types of gyro horizon («Outside-in» «Inside-out»). In the article indicate the major reason why pilots lost inflight the spatial orientation. The article’s information about aviation fatal crashes, when the main reason was lost inflight the spatial orientation, shows that its not reduce during last 50th years and compose about 20%. Two ways reduce number lost inflight the spatial orientation by pilots discussion in the article. The first way is place in the plane gyro horizon type «Outside-in» and the second way – improve methods of flight instruction pilots’.      

Keywords: gyro horizon, flight safety, pilot, inflight spatial orientation, flight instruction.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ

Е. В. Власов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В данной статье исследован возможный прогностический соционический критерий  оценки взаимодействия в паре. Приведены примеры оценок, полученных с его помощью в ходе эксперимента, который был проведен в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации в 2015 году. Рассмотрена связь критерия  со стилями поведения членов пары.

Ключевые слова: взаимодействие, линейная регрессия, коэффициенты корреляции, соционика, стиль поведения.

STUDY OF A PROGNOSTIC CRITERION FOR THE EVALUATION
OF INTERACTION IN PAIR

  1. V. Vlasov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. This article investigated the possible prognostic socionical ؏ criterion for estimating the interaction in the pair. Examples of estimates obtained using it in the course of the experiment, which was held at the St. Petersburg State University of Civil Aviation in 2015. The relationship between the criterion ؏ with styles of behavior of the members of the pair.

Keywords: interaction, linear regression, correlation coefficients, socionic, style of behavior.

 

 

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ АДАПТИВНЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ. ЧАСТЬ II. ОЦЕНКА СИТУАЦИОННО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТА

Крыжановский Г.А., докт. техн. наук, проф., Купин В.В., канд. техн. наук, доц.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», Санкт-Петербург

В рамках изложения базисных положений, касающихся построения адаптивных автоматизированных информационно-управляющих систем управления воздушным движением (УВД), представлена обобщенная модель ситуационной мотивационной готовности и волевой регуляции оператора в системе УВД, а также обоснование подхода к оценке его предпочтений – динамического мотивационного образа намерений.

Ключевые слова: адаптивная автоматизированная система, управление воздушным движением, модель, ситуационная мотивационная готовность, предпочтения активного элемента, волевая регуляция, загруженность.

 

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO CREATING THE ADAPTIVE AUTOMATED SYSTEMS FOR AIR TRAFFIC CONTROL. PART II. THE SUBJECT’S SITUATIONAL MOTIVATION READINESS ASSESSMENT

  1. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

Abstract. The generic model of situational motivation readiness and volitional regulation is presented as a part of foundation of adaptive automated information controlling systems for air traffic control (AICS ATC. In addition the dynamic motivation assessment approach reasoning is suggested.

Keywords: adaptive automated system, air traffic control, model, situational motivation readiness, subject preferences, volitional regulation, workload.

 

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

К. Ю. Пономарев

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Данная статья обращена к развитию системы управления воздушным движением и методам организации воздушного движения с точки зрения психики авиадиспетчера, как гандикап, в контексте стремительно развивающихся концепций глобализации и современных компьютерных технологий. В статье предложен и описан метод, дающий возможность производить анализ воздушного движения большой интенсивности и помощь в принятии решений для обеспечения безопасности полетов. Основой метода является использование психофизиологических свойств человека и современных средств отображения воздушной обстановки.

Ключевые слова: пропускная способность, человек, загруженность, психо-физиологический, метод, глубина.

 

HUMAN HANDICAP IN THE AIR TRAFFIC CONTROL MANAGMENT

K.U. Panamarou

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

Scientific manager: G.A. Kryzhanovskiy, master of technical science, professor

 This publication is faced to developing of air traffic control system and to methods of air traffic management from the air traffic controller’s point of view, as a handicap, in the rapidly developing conceptions of globalization and compute technologies. The article offers and describes a method that allow to analyze height volumes of the air traffic and helps in decision making for providing safety of flights. The basis of this method is usage of psychological and physical properties of a man and modern graphical aids of air traffic displaying.

Keywords: capacity, human, workload, psycho-physiological, method, deepness.

 

 

 

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДИСПЕТЧЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

В. Е. Дегольцева, М. А. Подтеребова

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема влияния «человеческого фактора» (ЧФ) на авиационную аварийность, и, в первую очередь, применительно к организации воздушного движения. Исследована методика оценки работоспособности диспетчера по управлению воздушным движением (УВД) на основе оценки опасности потенциальных конфликтных ситуаций. Рассмотрена связь работоспособности с соционическими характеристиками диспетчера. Приведены примеры оценок, полученных в ходе эксперимента, который был проведен в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, а также в Красноярском и Ростовском центрах ОВД.

Ключевые слова: потенциальная экстремальная работоспособность, потенциальная конфликтная ситуация, оценка работоспособности.

 

THE ASSESSMENT OF POTENTIAL EXTREME EFFICIENCY
OF THE AIR TRAFFIC CONTROLLER

  1. E. Degol’tseva, M. A. Podterebova

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. In this article the influence problem of а «human factor» on aviation accident rate, and, first of all, in relation to the organization of air traffic is considered. The technique of an assessment of efficiency of the Air Traffic Controller (ATC) on the basis of an assessment of danger of potential conflict situations is investigated. Communication of working capacity with soсionic characteristics of the ATC is considered. Examples of the estimates received during experiment which is made in St. Petersburg State University of Civil Aviation, and also in Krasnoyarsk and Rostov air traffic services are given.

Keywords: potential extreme working capacity, potential conflict situation, working capacity assessment.

 

 

 

 

 

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ  В  АЭРОПОРТАХ

М.Л. Асатуров, д.г.н., профессор

Санкт-Петербургский государственный университет гражданкой авиации

            Аннотация. Рассмотрены основные источники загрязнения окружающей среды гражданской авиацией. Оценен их вклад в загрязнение атмосферы в аэропортах. Обсуждены пути уменьшения загрязнения атмосферы авиацией.

            Ключевые слова: гражданская авиация, аэропорты, атмосфера, загрязнение.

 

ATMOSPHERIC POLLUTION AT AIRPORTS

M.L. Asaturov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

            Abstract. The main civil aviation sources of environment pollution are considered. Their contribution to the atmospheric pollution at airports is estimated. The means of aircraft atmospheric pollution decrease are discussed.

            Keywords: civil aviation, airports, atmosphere, pollution.

 

 

АНАЛИЗ ПАССАЖИРОПОТОКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АЭРОПОРТОВ

Я.М. Далингер, к.т.н, доцент

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Аннотация. В статье предлагается математическая модель для расчета параметров пассажиропотоков при заданной структуре региональной сети аэропортов. Получены формулы для расчета интенсивностей прямых и транзитных потоков, загрузки аэропортов. Результаты позволяют сравнивать различные структуры сети, определять «узкие» места в сети. Приведенные результаты работы могут быть полезны при анализе и оптимизации структур региональных сетей аэропортов.

Ключевые слова: пассажиропотоки, оптимизация сети, интенсивность потока.

 

ANALYSIS OF PASSENGER TRAFFIC OF THE REGIONAL AIRPORT NETWORK

  1. M. Dalinger

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg

Abstract. In the paper the mathematical model for calculating the parameters of passenger traffic at the regional airport network with given structure is proposed. The formulas for calculating the intensities of direct and transit traffic, loading airports, are obtained. The results allow to compare different network structures to determine the “bottlenecks” in the network. These results may be useful for the analysis and optimization of network structures of regional airports.

Keywords: traffic intensities, passenger traffic, network optimization.

 

 

ПРОГРАММНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

А.И. Мочалов проф., к.т.н.,  А.В. Тимонин

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация: Предлагается интегрированная программная среда (ИПС) для моделирования мультимодальной, содержащей чеыре вида транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный и морской) транспортно-терминальной сети (ТТС) ОМП с развитой геоинформационной системой. Разрабатывается программный комплекс для расчета и имитационного моделирования грузопотоков, маршрутов доставки и контроля доставки грузов в транспортно-терминальных сетях операторов мультимодальных перевозок с развитой собственной авиа- и автодорожной сетью маршрутов. Определяются оптимальные маршруты доставки грузов от терминала до терминала по критериям минимума автопробега по автодорожной сети и минимума тарифов для интермодальной сети. Выполняется расчет маршрутов, оптимальных по времени доставки на регулярных межтерминальных рейсах и зависящих от параметров расписания. Моделируются межтерминальные сетевые и узловые грузовые потоки.

Ключевые слова: грузовые воздушные перевозки, интегрированная программная среда, информационно-логистическая система, оператор мультимодальных перевозок, транспортно-терминальная сеть, транспортно- экспедиционная компания, геоинформационная система.

 

INTEGRATED SOFTWARE DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR INFORMATION AND LOGISTICS SYSTEMS MULTIMODAL FREIGHT TERMINAL NETWORKS

Ph. D. (Tech.), Professor Mochalov A.I. Timonin A.V.

Saint- Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract: Offers integrated software environment (IPS) to simulate the multimodal, containing four types of transport (road, air, rail and marine) transport terminal network (TTN) multimodal transport operators advanced geographic information system. A software system for calculation and simulation of traffic flows, routes, and track delivery of cargoes in transport and terminal operators ‘ networks in multimodal transport developed its own air and road network routes. It determines the best routes of delivery of cargo from the Terminal to the Terminal on the criteria of minimum motor race on the road network and the minimum tariffs for intermodal network. Route calculation is performed, the best on-time delivery on regular flights and earthing terminal depend on the schedule settings. Simulate network and earthing terminal transfers cargo flows.

Keywords: air freight, integrated software environment, information and logistic system, multimodal cargo operators, transport-terminal networks, transport and freight forwarding company, geographic information system.

 

 

 

Информационная система поддержки принятия решений при обслуживании пассажиров в аэровокзале

И.А. Тецлав, Е.В. Пестерев

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация. В рамках организации взаимодействия между структурами аэровокзала предложена единая интеллектуальная система поддержки принятия решения, как звено системы управления обслуживанием пассажиров. Выработанное отдельным оператором управляющее воздействие с помощью единой системы оповещает заинтересованных участников процесса в изменении планового функционирования системы. В то же время, принимаемое решение учитывает состояние аэровокзала в целом. Авторами реализованы в виде готовых программных решений методы, являющиеся основой подсистемы анализа и обработки данных, полученных из единой базы данных, содержащей все принимаемые решения операторов всех служб аэровокзала.

Ключевые слова: поддержка принятия решений, функция уверенности, имитационное моделирование.

Information decision Support System of Passenger ServiCe at Terminal

I.A. Tetslav, E.V. Pesterev

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract. Unified intellectual decision support system is proposed. It’s a part of the control system of passenger service in the problem of interaction between the structures of the terminal. Individual operator control action notifies interested parties of the process about changing the planned functioning of the system with the unified system. At the same time, decision makers take into account the status of the terminal as a whole. The authors realized in the form of ready software solutions methods are the basis of the subsystem analysis and processing of data from a single database containing all the decisions of all services of the terminal operators.

Keywords: decision support system, a function of confidence, simulation.

 

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА И КОЛИЧЕСТВА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН ДЛЯ ОБРАБОТКИ АВИАГРУЗОВ НА ГРУЗОВОМ ТЕРМИНАЛЕ АЭРОПОРТА

В.Е. Шведов к.т.н., доц., И.Н. Шестаков к.т.н., доц., М.И. Шестакова аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Н.В. Иванова к.т.н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения

Аннотация: В статье предлагается методика расчета потребного количества подъемно-транспортных машин на грузовом складе для доставки грузов на борт воздушного судна. Методика позволяет повысить эффективность использования подъёмно-транспортных машин и тем самым повысить качество обслуживания потребителей транспортной услуги.

Ключевые слова: логистика, воздушный транспорт, транспортно-логистический центр, перевозка грузов, автоматизация, подъёмно-транспортное оборудование.

 

METHOD FOR DETERMINING KIND AND AMOUNT OF LIFTING-TRANSPORTING MACHINES FOR PROCESSING AIR CARGO ON THE CARGO TERMINAL OF THE AIRPORT

V.E.Shvedov, I.N. Shestakov,  M.I. Shestakova

St.-Petersburg State University of Civil Aviation

N.V. Ivanova

Petersburg State Transport University

Abstract. The paper proposes a method for calculating the necessary number of industrial machines in the cargo warehouse to deliver the goods on board the aircraft. The technique allows to improve the efficiency of handling machines and thus improve the quality of service of transport service users. The article also focus on training of professionals involved in the transport and logistics processes.

Keywords: logistics, air transport, transport and logistics center, freight, automation.

 


WordPress Lessons