Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2012 №2 (4)

2012 №2 (4)

УДК: 37:004

Д.В. Айдаркин, доцент, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, Е.Ф.Жигалко, д.ф.-м н, профессор, Санкт-Петербургский государственный  университет путей сообщения, Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, А.П. Ушаков, д.т.н.,профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Предложена методика анализа экспертных оценок, позволяющая учитывать уровень компетентности экспертов в ходе разработки автоматизированных систем, используемых для профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации. С.5-11

Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, компетентность, экспертные оценки, DACUM.

TECHNIQUE OF THE EXPERT ESTIMATIONS ANALYSIS DURING THE DEVELOPMENT OF COMPUTER-BASED TRAINING FOR FLIGHT PERSONNEL

Aidarkin D.V., Zhigalko E.F., Kovalenko G.V., Ushakov A.P.

The technique of analysis of expert estimations is suggested, which allows to take into account the level of expert competence during the development of computer-based training used for civil aviation pilots.

Key words:computer-based training, competence, expert estimation, DACUM.

УДК: 004.85

В.В. Балясников, д.т.н., профессор, М.В. Барабанов,  Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, В.Е. Чепига, д.ф.-м.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Метод и математическая модель процесса формирования навыка по ведению пространственной ориентировки с использованием авиагоризонта типа вид с ВС

В статье предлагается метод формирования у пилотов навыков по ведению пространственной ориентировки с использованием авиагоризонта типа «вид с ВС» и математическая модель процесса обучения по данному методу. С.11-18

Ключевые слова: математическая модель, пространственная ориентировка, авиагоризонт, эксперимент.

METHOD AND MODEL OF SKILL SHAPING BY ATTITUDE ORIENTATION BY USING THE ATTITUDE INDICATOR OF FORMS OUTSIDE-IN

The article offers a method for pilot of forming a skill of maintaining spatial orientation using the gyro horizon «view from the aircraft» and mathematical model of training process by this method.

Key words:mathematical model, spatial orientation, gyro horizon, experiment.

УДК 656.7(075.8)

РАСЧЁТ СТЕПЕНИ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ПИЛОТА ПРИ ОТКАЗЕ СИСТЕМЫ TCAS

Е.А. Цыбова, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Одним из направлений повышения безопасности полётов вполне обосновано считают необходимость совершенствования средств авионики современных воздушных судов (ВС). В работе рассмотрена проблема распределения функций управления ВС между пилотом и управляющей системой и предложен расчёт степени ситуационной осведомлённости при отказе системы TCAS. С.18-22

Ключевые слова: пилот, система TCAS, автоматизация, информативность диагностирования, интенсивность деятельности пилота, энтропия, коэффициент интеллекта пилота.

CALCULATION OF THE DEGREE OF PILOTS SITUATIONAL AWARENESS AT THE TCAS SYSTEM FAILURE

Tsybova E.A.

The necessity to improve means of the avionics of modern aircrafts (AC) is reasonably one of the directions for increasing the safety of the flights. The paper considers the problem of the distribution of control functions AC between the pilot and the control system and the proposed calculation of degree of situational awareness at the TCAS system failure.

Key words:the pilot, the system TCAS, automation, information content of diagnosis, the intensity of the pilot’ activity, the entropy, pilot’s IQ.

УДК: 629.015:681.3

Расчётный метод определения параметров пространственного движения самолёта по результатам траекторных измерений

Г.А. Волков, В.А. Дмитриев, к.т.н., доцент, Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются возможности определения параметров полёта самолёта расчётным путём с использованием математической модели движения центра масс самолёта в аналитической форме. С.22-29

Ключевые слова: уравнения движения самолёта, пространственная траектория, полётная информация, расчётные формулы.

ESTIMATED METHOD OF DETERMINATION PARAMETERS SPATIAL MOVEMENT OF THE AIRPLANE BY RESULTS TRAYEKTORNYKH OF MEASUREMENTS

Volkov G.A., Dmitriev V.A., Kovalenko G.V.

Possibilities determination of parameters flight the airplane by an calculation way with use of a mathematical model of movement center masses the airplane in the analytical form.

Key words:equations of motion aircraft, spatial trajectory, flight information, estimated formulas.

УДК: 681.2.084:531.3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ПОСАДКИ И ПРЕДПОСАДОЧНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЁТА

В.М. Дегтярёв, д.т.н., профессор, В.А. Дмитриев,  к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Целью работы авторов является повышение уровня безопасности посадки вертолета вне видимости земли и ориентиров, а так же при отсутствии точной информации о параметрах полёта в условиях горной местности. Данная цель достигается путём выбора методов, повышающих точность измерения параметров полёта, а так же алгоритмизацией и автоматизацией этапов выполнения посадки. В качестве альтернативного способа определения параметров полёта предложен способ, основанный на принципах радиоакустического измерения расстояний. С.29-35

Ключевые слова: этапы полета, контрольные точки, точность измерений, радионавигационное оборудование, радиоакустические локаторы.

AUTOMATION LANDING STAGES and MANOEUVRING HELICOPTER landing

Degtyarev V.M., Dmitriev V.А.

The aim of the authors is to improve the safety helicopter landing out of sight of land and landmarks, as well as the absence of accurate information about the parameters of the flight in mountainous terrain. This is achieved by the choice of methods that increase the accuracy of flight parameters, as well as algorithms and automated steps landing. An alternative method for determining the flight parameters proposed a method based on the principles of radioacoustick measure distances.

Key words: phases of flight,control points, measurement accuracy, radio navigation equipment, radiosonic radars

УДК 656.7.052:351.814.335

К оценке дистанции расхождения между воздушными судами на пересекающихся маршрутах

В.Г. Кизько, к.т.н., доцент, Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, А.П. Плясовских, д.т.н., С.Г. Пятко, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Дана оценка зависимости дистанции расхождения между воздушными судами на пересекающихся трассах от величины углов пересечения маршрутов полета и скоростей полетов ВС. С.35-43

Ключевые слова: безопасность полетов, эшелонирование.

Distance estimation at a divergence of aircrafts on crossed routes

Kizko V.G., Kryzhanovski G.A., Plyasovskih A.P., Pyatko S.G.

The minimum distance at the moment of crossing of a route of the flight, a providing lateral divergence of aircrafts is considered.

Key words:flight safety, echeloning.

УДК: 65.012.122

Анализ важности профессиональных задач на основе нечётких числовых экспертных оценок

Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, В.В. Купин, к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Предложена процедура оценки важности профессиональных задач при аддитивности критериев, основанная на использовании экспертных нечётких числовых оценок альтернатив по критериям и метода расстановки приоритетов для оценки важности критериев. С.43-51

Ключевые слова: нечёткие числа, экспертные оценки, функция принадлежности.

JOB TASK importance ANALISYS BASED ON FUZZY numericalexpert judgment

Kryzhanovski G.A., Kupin V.V.

The technique of job tasks evaluation in case of additive criteria is suggested. The technique is based on application of fuzzy numerical expert judgment of alternatives by criteria and priority allocation method for estimation of criterion importance.

Key words: fuzzy number, expert judgment, membership function.

УДК: 681.2.084:531.3

Особенности выполнения посадки вертолёта Ми-8МТ в горной местности по малоскоростной глиссаде

В.В. Балясников, д.т.н., профессор, В.А Дмитриев, к.т.н., доцент, А.К. Русанов, А.П. Ушаков, д.т.н., Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены методика и особенности выполнения безопасной посадки вертолёта Ми-8МТ по малоскоростной глиссаде в горной местности. С.51-55

Ключевые слова: безопасность полёта, заход на посадку, глиссада, горная местность

FEATURES EXECUTION OF landing  THE MI-8MT HELICOPTER IN MOUNTAIN TERRAIN ON THE LOW-SPEED GLIDE PATH

Dmitriev V.A., Rusanov A.K., Ushakov A.P, Chepiga V.Е.

Are considered a technique and execution singularities of a safe landing the Mi-8MT helicopter on a low-speed glide path in mountain terrain.

Key words:safety of flight, landing approach, glide path, mountain terrain.

УДК 656.7.08

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СИСТЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВС В РЕЖИМАХ RVSM

Я.М. Далингер, к.т.н., С.А. Исаев, д.ф-м.н., профессор, Е.А. Куклев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются системы типа SMS, с помощью которых  возможно оперативное управление параметрами текущих ситуаций в режимах RVSMи проактивное  назначение  показателей TLSв задачах с редкими событиями. С.55-60

Ключевые слова: разведениевоздушных судов, оценивание рисков возникновения конфликтов, функции плотности распределения вероятности (ф.п.р.в.), «хвосты» ф.п.р.в.

RISK TRAFFIC CONTROL IN SMS FOR RVSM REGIMES OF AIRCRAFT

Dalinger I.M., Isaev S.A., Kuklev E.A.

Estimation of risk assessment methods in case of rare random events so as aviation collisions are presented.

Key words:separation, risk, distribrition of small probabilities of “almost-zero”, tails far from medium.

УДК 656.052.49

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И УЧЕТ ТИПА ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОТИВАЦИИ ДИСПЕТЧЕРА УВД ПРИ СОЗДАНИИ АДАПТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОТОКАМИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, В.В. Купин, к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

С.60-70

Представлен теоретико-возможностный подход к решению задачи идентификации типа доминирующей мотивации активного элемента при создании и функционировании адаптивных интеллектуальных средств поддержки принятия решений по управлению потоками воздушного движения.

Ключевые слова: система организации воздушным движением, профиль полета, траектория, системы управления потоками прилетающих ВС.

THE TYPE OF DECISION-MAKERDOMINANT MOTIVATION IDENTIFICATION AND CONSIDERING WHILE DEVELOPING AIR TRAFFIC FLOW MANAGEMENT ADAPTIVE INTELLECTUAL DECISION SUPPORT SYSTEMS

Kryzhanovski G.A., Kupin V.V.

The possibility-theoretical approach for decision-makerdominant motivation identification and considering while developing adaptive intellectual decision support systemsfor air traffic flow management is presented

УДК 656.052.49

О ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКТИВНОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

В.В. Купин, к.т.н., доцент, В.В. Парфёнов, д.т.н., профессор, А.П. Плясовских, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев д.т.г., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются системы типа SMS , с помощью которых  возможно оперативное управление параметрами текущих ситуаций в режимах RVSM и проактивное  назначение  показателей TLS в задачах с редкими событиями. С.70-79

Ключевые слова: концепция, ОрВД, траекторное управление, потоки прилетающих ВС, потоки вылетающих ВС.

THE TRAJECTORY CONTROL TASK SOLUTION APPROACHES IN THE ACTIVE AIR

TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM

Kupin V.V., Parfenov V.V., Plyasovskih A.P., KhoroshavtsevY.E.

The approaches to modeling of such tasks of the trajectory control as arrival and departure management is considered subject to active element motivation and preferences

УДК  656.7.052:351.814.335

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО АУДИТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОКРАЩЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ ЕВРАЗИЯ

С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье обосновываетсянеобходимость определения законов, описывающих распределение ошибок ASE и AAD, без которых невозможно выполнить оценку безопасности полетов при ОрВД в воздушном пространстве RVSM по критерию риска катастроф. Предложен подход при котором основой получения законов распределения ошибок является сбор и обработка сведений по результатам измерений ошибок и фактических потоков воздушного движения в пространстве RVSM региона Евразия. С.79-82

Ключевые слова: законы распределения, ASE, AAD, безопасность полетов, вертикальное эшелонирование, ОрВД, RVSM,  Евразия.

METHODSGLOBAL AUDIT USED FOR SAFETY USE RVSM IN EURASIA

Sulaev S.A., Khoroshavtsev Y.E.

The necessityof determining the law describing the distribution of errors ASE and AAD, without which it is impossible to perform an assessment of ATM safety in RVSM airspace by catastrophe risk. An approach in which the basis for legal distribution of the errors is the collection and processing of data from the measurements errors and actual traffic flows in the space of RVSM region of Eurasia.

Key words:distribution laws, ASE, AAD, safety, vertical eshelonirova-set, ATM, RVSM, Eurasia

УДК  656.7.052:351.814.335

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УТОЧНЕНИЮ МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО МОНИТОРИНГУ ВС (MMR), НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ВЫДЕРЖИВАНИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ RVSM

В.В. Панфёров, д.т.н., профессор, С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

С целью сокращения затрат авиакомпаний связанные с контролем характеристик воздушных судов, в статье предлагается внести изменения в действующие критерии формирования мониторинговых групп. В частности, при оценке результатов измерения ошибок высотомерных систем внутри группы воздушных судов  предлагается проводить сравнение с порогом, установленным для всего диапазона режимов полета, а не для базового диапазона. При этом необходимо выявлять случаи превышения погрешности ASE, установленной для нетипичных ВС.

В статье обосновывается, что по мере накопления информации о статистических характеристиках ошибок для мониторинговых групп критерии их построения должны меняться. При этом обращается внимание, что нельзя сокращать требования по контролю в ситуации, когда у репрезентативной доли эксплуатантов имеется значимое количество воздушных судов, демонстрирующих нетипичные характеристики ASE. С.82-87

Ключевые слова: критерии формирования мониторинговых групп, ошибки, высотомерные системы воздушных судов,  погрешности ASE, статистические характеристики ошибок.

FORMATIONPROPOSAL FOR CLARIFICATION MINIMUM REQUIREMENTS FOR

MONITORINGAIRCRAFT (MMR), IS NON-RESPONSIVE SOFTWARE HEIGHT-KEEPING OPERATIONS IN AIRSPACE RVSM

Panferov V.V., Sulaev S.A.

In order to reducecosts associated with the control of airlines aircraft performance, in article proposes to amend the existing criteria for the formation of monitoring groups. In particular, when assessing the measurement error of altimetry systems inside the aircraft, we offer a comparison with the threshold set for the whole range of flight conditions, and not the base of the range. It is necessary to identify cases of excess error ASE, set for the off-CA. The article explains that, as the accumulation of information about the statistical characteristics of errors for monitoring groups of their construction criteria should change. In this case highlights that it is impossible to reduce the requirements on control in a situation where a representative share of the operator has a significant number of aircraft showing atypical features ASE.

Key words:criteria for the formation of monitoring groups, errors altimetric system of aircraft, errors ASE, the statistical characteristics of errors.

УДК 656.7.052:351.814.335

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ПО ТИПАМ ВС НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

На основе обработки собранных данных о погрешностях высотомерного оборудования и предложенных принципов формирования групп по типам ВС определены статистические значения обработанных дополнительных кумулятивных функций распределений ASE для выборок основных типов самолетов, используемых в пространстве RVSM региона Евразия, а также аналитические аппроксимации этих статистических значений. С учетом полученных данных и разрабатываются предложения по изменению минимальных требований по мониторингу для проведения контроля ВС в долгосрочной перспективе. С.87-91

Ключевые слова: погрешности высотомерного оборудования ВС, принципы формирования групп по типам ВС, кумулятивные функции распределений ASE, RVSM. 

DEFINITION OF THE PRINCIPLEFORMING GROUPS OF AIRCRAFT TYPES BASED CONTROL OF HEIGHT OF FLIGHT

Sulaev S.A., Khoroshavtsev Y.E.

Based on theprocessing of the collected data errors altimetry and principles proposed forming groups of aircraft types defined statistical values processed additional cumulative distribution function for samples ASE main types of aircraft used in RVSM airspace regions of Eurasia, and analytical approximation of these aggregates. In view of the data and developing a proposal to change the minimum monitoring requirements for monitoring aircraft in the long run.

Key words:accuracy altimetry Sun, the principles of groups according to the type Memory Sun, the cumulative distribution of ASE, RVSM.

УДК: 658.5.012.1

Управление коммерческой подготовкой воздушного судна в аэропорту

А.А. Богданов, д.т.н., профессор,  Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, И.А. Тецлав, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья представляет один из этапов проектирования системы управления наземным обслуживанием воздушного судна (НОВС). Объектом рассмотрения является система управления коммерческой подготовкой воздушного судна (ВС) в аэропорту. Предложены схемы системы управления коммерческой подготовкой и ее подсистем. С.91-101

Ключевые слова: аэропорт, воздушное судно, управление, наземное обслуживание, коммерческая подготовка.

MANAGEMENT OF commercial PREPARATION AN AIRCRAFT AT THE AIRPORT

Bogdanov A.A., Zaitsev E.N., Teclav I.A.

The article is one of the stages of designing the control system of an aircraft ground handling. Under review is a control system of passenger handling, baggage handling, cargo handling and catering handling.

Key words:airport, aircraft management, ground handling, the commercial preparation.

УДК 519.7.007.004.8

Подсистема DataMiningдля решения слабоструктурированных задач в транспортно-логистической системе

И.Г. Шайдуров, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрен вопрос об использовании подсистемы интеллектуального анализа данных для решения слабоструктурированных проблем при управлении смешанными перевозками. С.101-107

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, искусственный интеллект, система поддержки принятия решений.

Subsystem Data Mining solutions for semi-structured problems in transport-logistics system

Shaydurov I.G.

The question of Data Mining subsystem solutions for semi-structured problems in management of multimodal transportation.

Key words: transport-logistics system, artificial intelligence, decision support system.

УДК 656.078.012.007

Сетевые процессы в транспортных системах и их ресурсно-временная оптимизация

С.А. Исаев, д.ф-м.н., профессор, С.А. Кабанов, д.т.н., профессор, Е.А. Куклев, д.т.н., профессор, В.Г. Староселец, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Предлагается метод ресурсно-временной оптимизации сетевых транспортных процессов. В основу метода положено использование динамического программирования с учетом структуры сетевой модели. Алгоритм оптимизации поясняется на примере. С.107-113

Ключевые слова: сеть, ресурс, время, модель, оптимизация, набор оптимальных планов, динамическое программирование.

Network processes in transport systems and their resource-time optimization

Isaev S.A., S.F. Kabanov, Kuklev E.A., Staroseleth V.G.

The method of resource-timing optimization of net’s transport’s processes is use. In base of method did put use of  dinamic’s programming with a calculation of structure the net’s model. The algoritm of optimization by explained on example.

Keywords: net, resource, time, model, optimization, set of optimum’s plans, dinamic’s programming

УДК: 656.078.1

формирование трехмерной матричной структуры информационной системы регионального транспорта

Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, И.Г. Шайдуров, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассмотрена методология формирования информационной системы управления региональными транспортными комплексами на принципах трёхмерности. С.113-116

Ключевые слова: декомпозиция, информационная система.

FORMATION OF THREE-DIMENSIONAL MATRIX STRUCTURE OF REGIONAL TRANSPORT INFORMATION SYSTEM

Zaitsev E.N., Shaydurov I.G.

The article describes the methodology of developing information management system regional transport complex on the principles three-dimensionality.

Key words:decomposition, information system.

УДК 656.7.003.14

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПАРКА ВС АВИАКОМПАНИИ

А.А. Богданов, д.т.н., профессор, С.Г. Моисеев, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье дается описание и характеристика математической модели планирования транспортного обеспечения авиакомпании. В общем виде данная задача определяется как совокупность нескольких более простых задач. При построении модели используются две группы критериев: характеристики авиалинии и характеристики ВС. Затем на основании показателей эффективности выполняется поиск оптимального решения задачи. С.116-120

Ключевые слова:задача планирования, функция, метод, характеристики, показатели, транспортное обеспечение, критерий, параметры.

PLANNING THE BEST FLEET AIRLINES

Bogdanov A.A., Moiseev S.G.

This article gives description and character of mathematical model of airlines transport providing. This proposition determinates like a combination of some easier propositions. For development of model it used two groups of characters: airline characters and aircraft characters. Then it makes searching of optimal decision of the proposition.

Key words:planning proposition, function, method, characters, exponents, transport providing, criteria, parameters.

УДК 656.7.003:658.152

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

А.А. Богданов, д.т.н., профессор, М.В. Солдатов, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье автор раскрывает суть различных методов оценки инвестиционных проектов в области гражданской авиации применительно к условиям полной определенности в отношении конечного результата. Показаны основные особенности методик, для разных методик описаны условия, соблюдение которых необходимо для получения корректных результатов. В статье также приводится классификация инвестиционных проектов и стандартный порядок разработки и принятия инвестиционных решений. С.120-125

Ключевые слова: инвестиционный проект, критерий, метод, статистические методы, динамические методы, показатель, инвестиционные расчеты.

EVALUATION OF INVESTMENT PROJECTS IN CIVIL AVIATION

Bogdanov A.A., Soldatov M.V.

In the following article author shows the essential part of different methods of investment projects value in civil aviation. In the article you can find main peculiarities of different methods. It  describes main conditions for each method that must be kept for getting correct result. Author also takes a view of investment projects classification and gives standard order of working out and acceptance of investment solutions.

Key words:investment project, criteria, method, statistic methods, dynamic methods, index, investment calculations.

УДК 656.7.003.13

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАКОМПАНИЙ

И.А. Ильиных, В.П. Маслаков,д.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья посвящена изучению оптимальной структуры капитала авиакомпаний и влияние на эффективность их деятельности. Автором предложены принципы формирования оптимальной структуры капитала авиакомпаний на основе проведенного анализа теоретических моделей оптимальной структуры капитала. На основе проведенного анализа производственных и финансовых показателей авиакомпаний, автором выявлена зависимость эффективности от структуры капитала (доли собственного капитала). Предложен алгоритм формирования оптимальной структуры капитала авиакомпаний, который может стать основой системы поддержки решений в выборе источников финансирования. С.125-130

Ключевые слова: оптимальная структура капитала, собственный капитал, заемный капитал, эффективность авиакомпаний.

THE OPTIMAL CAPITAL STRUCTURE AND THE EFFECTIVE FUNCTIONING AIRLINES

Maslakov V.P., Il’inyh I.A.

The paper studies the optimal capital structure of airlines and impact on the effectiveness of their activities. The author offers principles of optimal capital structure airline-making based on the analysis of theoretical models of optimal capital structure. Based on the analysis of production and financial performance of airlines, the author revealed the dependence of the efficiency of the capital structure (interest on equity). The algorithm for the formation of an optimal capital structure of airlines that can form the basis of a decision support system in the selection of sources.

Keywords:optimal capital structure, equity, debt capital, the efficiency of the airline.

УДК: 37:004

Д.В. Айдаркин,доцент, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации,Е.Ф.Жигалко,д.ф.-м н, профессор, Санкт-Петербургский государственный  университет путей сообщения,Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор,А.П. Ушаков, д.т.н.,профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Предложена методика анализа экспертных оценок, позволяющая учитывать уровень компетентности экспертов в ходе разработки автоматизированных систем, используемых для профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации. С.5-11

Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, компетентность, экспертные оценки, DACUM.

TECHNIQUE OF THE EXPERT ESTIMATIONS ANALYSIS DURING THE DEVELOPMENT OF COMPUTER-BASED TRAINING FOR FLIGHT PERSONNEL

Aidarkin D.V., Zhigalko E.F., Kovalenko G.V., Ushakov A.P.

The technique of analysis of expert estimations is suggested, which allows to take into account the level of expert competence during the development of computer-based training used for civil aviation pilots.

Key words:computer-based training, competence, expert estimation, DACUM.

УДК: 004.85

В.В. Балясников, д.т.н., профессор, М.В. Барабанов,  Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, В.Е. Чепига, д.ф.-м.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Метод и математическая модель процесса формирования навыка по ведению пространственной ориентировки с использованием авиагоризонта типа вид с ВС

В статье предлагается метод формирования у пилотов навыков по ведению пространственной ориентировки с использованием авиагоризонта типа «вид с ВС» и математическая модель процесса обучения по данному методу. С.11-18

Ключевые слова: математическая модель, пространственная ориентировка, авиагоризонт, эксперимент.

METHOD AND MODEL OF SKILL SHAPING BY ATTITUDE ORIENTATION BY USING THE ATTITUDE INDICATOR OF FORMS OUTSIDE-IN

The article offers a method for pilot of forming a skill of maintaining spatial orientation using the gyro horizon «view from the aircraft» and mathematical model of training process by this method.

Key words:mathematical model, spatial orientation, gyro horizon, experiment.

УДК 656.7(075.8)

РАСЧЁТ СТЕПЕНИ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ПИЛОТА ПРИ ОТКАЗЕ СИСТЕМЫ TCAS

Е.А. Цыбова, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Одним из направлений повышения безопасности полётов вполне обосновано считают необходимость совершенствования средств авионики современных воздушных судов (ВС). В работе рассмотрена проблема распределения функций управления ВС между пилотом и управляющей системой и предложен расчёт степени ситуационной осведомлённости при отказе системы TCAS. С.18-22

Ключевые слова: пилот, система TCAS, автоматизация, информативность диагностирования, интенсивность деятельности пилота, энтропия, коэффициент интеллекта пилота.

CALCULATION OF THE DEGREE OF PILOTS SITUATIONAL AWARENESS AT THE TCAS SYSTEM FAILURE

Tsybova E.A.

The necessity to improve means of the avionics of modern aircrafts (AC) is reasonably one of the directions for increasing the safety of the flights. The paper considers the problem of the distribution of control functions AC between the pilot and the control system and the proposed calculation of degree of situational awareness at the TCAS system failure.

Key words:the pilot, the system TCAS, automation, information content of diagnosis, the intensity of the pilot’ activity, the entropy, pilot’s IQ.

УДК: 629.015:681.3

Расчётный метод определения параметров пространственного движения самолёта по результатам траекторных измерений

Г.А. Волков, В.А. Дмитриев, к.т.н., доцент, Г.В. Коваленко, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются возможности определения параметров полёта самолёта расчётным путём с использованием математической модели движения центра масс самолёта в аналитической форме. С.22-29

Ключевые слова: уравнения движения самолёта, пространственная траектория, полётная информация, расчётные формулы.

ESTIMATED METHOD OF DETERMINATION PARAMETERS SPATIAL MOVEMENT OF THE AIRPLANE BY RESULTS TRAYEKTORNYKH OF MEASUREMENTS

Volkov G.A., Dmitriev V.A., Kovalenko G.V.

Possibilities determination of parameters flight the airplane by an calculation way with use of a mathematical model of movement center masses the airplane in the analytical form.

Key words:equations of motion aircraft, spatial trajectory, flight information, estimated formulas.

УДК: 681.2.084:531.3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ПОСАДКИ И ПРЕДПОСАДОЧНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЁТА

В.М. Дегтярёв, д.т.н., профессор, В.А. Дмитриев,  к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Целью работы авторов является повышение уровня безопасности посадки вертолета вне видимости земли и ориентиров, а так же при отсутствии точной информации о параметрах полёта в условиях горной местности. Данная цель достигается путём выбора методов, повышающих точность измерения параметров полёта, а так же алгоритмизацией и автоматизацией этапов выполнения посадки. В качестве альтернативного способа определения параметров полёта предложен способ, основанный на принципах радиоакустического измерения расстояний. С.29-35

Ключевые слова: этапы полета, контрольные точки, точность измерений, радионавигационное оборудование, радиоакустические локаторы.

AUTOMATION LANDING STAGES and MANOEUVRING HELICOPTER landing

Degtyarev V.M., Dmitriev V.А.

The aim of the authors is to improve the safety helicopter landing out of sight of land and landmarks, as well as the absence of accurate information about the parameters of the flight in mountainous terrain. This is achieved by the choice of methods that increase the accuracy of flight parameters, as well as algorithms and automated steps landing. An alternative method for determining the flight parameters proposed a method based on the principles of radioacoustick measure distances.

Key words: phases of flight,control points, measurement accuracy, radio navigation equipment, radiosonic radars

УДК 656.7.052:351.814.335

К оценке дистанции расхождения между воздушными судами на пересекающихся маршрутах

В.Г. Кизько, к.т.н., доцент, Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, А.П. Плясовских, д.т.н., С.Г. Пятко, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Дана оценка зависимости дистанции расхождения между воздушными судами на пересекающихся трассах от величины углов пересечения маршрутов полета и скоростей полетов ВС. С.35-43

Ключевые слова: безопасность полетов, эшелонирование.

Distance estimation at a divergence of aircrafts on crossed routes

Kizko V.G., Kryzhanovski G.A., Plyasovskih A.P., Pyatko S.G.

The minimum distance at the moment of crossing of a route of the flight, a providing lateral divergence of aircrafts is considered.

Key words:flight safety, echeloning.

УДК: 65.012.122

Анализ важности профессиональных задач на основе нечётких числовых экспертных оценок

Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, В.В. Купин, к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Предложена процедура оценки важности профессиональных задач при аддитивности критериев, основанная на использовании экспертных нечётких числовых оценок альтернатив по критериям и метода расстановки приоритетов для оценки важности критериев. С.43-51

Ключевые слова: нечёткие числа, экспертные оценки, функция принадлежности.

JOB TASK importance ANALISYS BASED ON FUZZY numericalexpert judgment

Kryzhanovski G.A., Kupin V.V.

The technique of job tasks evaluation in case of additive criteria is suggested. The technique is based on application of fuzzy numerical expert judgment of alternatives by criteria and priority allocation method for estimation of criterion importance.

Key words: fuzzy number, expert judgment, membership function.

УДК: 681.2.084:531.3

Особенности выполнения посадки вертолёта Ми-8МТ в горной местности по малоскоростной глиссаде

В.В. Балясников, д.т.н., профессор, В.А Дмитриев, к.т.н., доцент, А.К. Русанов, А.П. Ушаков, д.т.н., Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены методика и особенности выполнения безопасной посадки вертолёта Ми-8МТ по малоскоростной глиссаде в горной местности. С.51-55

Ключевые слова: безопасность полёта, заход на посадку, глиссада, горная местность

FEATURES EXECUTION OF landing  THE MI-8MT HELICOPTER IN MOUNTAIN TERRAIN ON THE LOW-SPEED GLIDE PATH

Dmitriev V.A., Rusanov A.K., Ushakov A.P, Chepiga V.Е.

Are considered a technique and execution singularities of a safe landing the Mi-8MT helicopter on a low-speed glide path in mountain terrain.

Key words: safety of flight, landing approach, glide path, mountain terrain.

УДК 656.7.08

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СИСТЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВС В РЕЖИМАХ RVSM

Я.М. Далингер, к.т.н., С.А. Исаев, д.ф-м.н., профессор, Е.А. Куклев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются системы типа SMS, с помощью которых  возможно оперативное управление параметрами текущих ситуаций в режимах RVSMи проактивное  назначение  показателей TLSв задачах с редкими событиями. С.55-60

Ключевые слова: разведениевоздушных судов, оценивание рисков возникновения конфликтов, функции плотности распределения вероятности (ф.п.р.в.), «хвосты» ф.п.р.в.

RISK TRAFFIC CONTROL IN SMS FOR RVSM REGIMES OF AIRCRAFT

Dalinger I.M., Isaev S.A., Kuklev E.A.

Estimation of risk assessment methods in case of rare random events so as aviation collisions are presented.

Key words:separation, risk, distribrition of small probabilities of “almost-zero”, tails far from medium.

УДК 656.052.49

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И УЧЕТ ТИПА ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОТИВАЦИИ ДИСПЕТЧЕРА УВД ПРИ СОЗДАНИИ АДАПТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОТОКАМИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, В.В. Купин, к.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

С.60-70

Представлен теоретико-возможностный подход к решению задачи идентификации типа доминирующей мотивации активного элемента при создании и функционировании адаптивных интеллектуальных средств поддержки принятия решений по управлению потоками воздушного движения.

Ключевые слова: система организации воздушным движением, профиль полета, траектория, системы управления потоками прилетающих ВС.

THE TYPE OF DECISION-MAKERDOMINANT MOTIVATION IDENTIFICATION AND CONSIDERING WHILE DEVELOPING AIR TRAFFIC FLOW MANAGEMENT ADAPTIVE INTELLECTUAL DECISION SUPPORT SYSTEMS

Kryzhanovski G.A., Kupin V.V.

The possibility-theoretical approach for decision-makerdominant motivation identification and considering while developing adaptive intellectual decision support systemsfor air traffic flow management is presented

УДК 656.052.49

О ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКТИВНОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

В.В. Купин, к.т.н., доцент, В.В. Парфёнов, д.т.н., профессор, А.П. Плясовских, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев д.т.г., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассматриваются системы типа SMS , с помощью которых  возможно оперативное управление параметрами текущих ситуаций в режимах RVSM и проактивное  назначение  показателей TLS в задачах с редкими событиями. С.70-79

Ключевые слова: концепция, ОрВД, траекторное управление, потоки прилетающих ВС, потоки вылетающих ВС.

THE TRAJECTORY CONTROL TASK SOLUTION APPROACHES IN THE ACTIVE AIR

TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM

Kupin V.V., Parfenov V.V., Plyasovskih A.P., KhoroshavtsevY.E.

The approaches to modeling of such tasks of the trajectory control as arrival and departure management is considered subject to active element motivation and preferences

УДК  656.7.052:351.814.335

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО АУДИТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОКРАЩЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ ЕВРАЗИЯ

С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье обосновываетсянеобходимость определения законов, описывающих распределение ошибок ASE и AAD, без которых невозможно выполнить оценку безопасности полетов при ОрВД в воздушном пространстве RVSM по критерию риска катастроф. Предложен подход при котором основой получения законов распределения ошибок является сбор и обработка сведений по результатам измерений ошибок и фактических потоков воздушного движения в пространстве RVSM региона Евразия. С.79-82

Ключевые слова: законы распределения, ASE, AAD, безопасность полетов, вертикальное эшелонирование, ОрВД, RVSM,  Евразия.

METHODSGLOBAL AUDIT USED FOR SAFETY USE RVSM IN EURASIA

Sulaev S.A., Khoroshavtsev Y.E.

The necessityof determining the law describing the distribution of errors ASE and AAD, without which it is impossible to perform an assessment of ATM safety in RVSM airspace by catastrophe risk. An approach in which the basis for legal distribution of the errors is the collection and processing of data from the measurements errors and actual traffic flows in the space of RVSM region of Eurasia.

Key words:distribution laws, ASE, AAD, safety, vertical eshelonirova-set, ATM, RVSM, Eurasia

УДК  656.7.052:351.814.335

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УТОЧНЕНИЮ МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО МОНИТОРИНГУ ВС (MMR), НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ВЫДЕРЖИВАНИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ RVSM

В.В. Панфёров, д.т.н., профессор, С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

С целью сокращения затрат авиакомпаний связанные с контролем характеристик воздушных судов, в статье предлагается внести изменения в действующие критерии формирования мониторинговых групп. В частности, при оценке результатов измерения ошибок высотомерных систем внутри группы воздушных судов  предлагается проводить сравнение с порогом, установленным для всего диапазона режимов полета, а не для базового диапазона. При этом необходимо выявлять случаи превышения погрешности ASE, установленной для нетипичных ВС.

В статье обосновывается, что по мере накопления информации о статистических характеристиках ошибок для мониторинговых групп критерии их построения должны меняться. При этом обращается внимание, что нельзя сокращать требования по контролю в ситуации, когда у репрезентативной доли эксплуатантов имеется значимое количество воздушных судов, демонстрирующих нетипичные характеристики ASE. С.82-87

Ключевые слова: критерии формирования мониторинговых групп, ошибки, высотомерные системы воздушных судов,  погрешности ASE, статистические характеристики ошибок.

FORMATIONPROPOSAL FOR CLARIFICATION MINIMUM REQUIREMENTS FOR

MONITORINGAIRCRAFT (MMR), IS NON-RESPONSIVE SOFTWARE HEIGHT-KEEPING OPERATIONS IN AIRSPACE RVSM

Panferov V.V., Sulaev S.A.

In order to reducecosts associated with the control of airlines aircraft performance, in article proposes to amend the existing criteria for the formation of monitoring groups. In particular, when assessing the measurement error of altimetry systems inside the aircraft, we offer a comparison with the threshold set for the whole range of flight conditions, and not the base of the range. It is necessary to identify cases of excess error ASE, set for the off-CA. The article explains that, as the accumulation of information about the statistical characteristics of errors for monitoring groups of their construction criteria should change. In this case highlights that it is impossible to reduce the requirements on control in a situation where a representative share of the operator has a significant number of aircraft showing atypical features ASE.

Key words:criteria for the formation of monitoring groups, errors altimetric system of aircraft, errors ASE, the statistical characteristics of errors.

УДК 656.7.052:351.814.335

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ПО ТИПАМ ВС НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

С.А. Сулаев, д.т.н., профессор, Ю.Е. Хорошавцев, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

На основе обработки собранных данных о погрешностях высотомерного оборудования и предложенных принципов формирования групп по типам ВС определены статистические значения обработанных дополнительных кумулятивных функций распределений ASE для выборок основных типов самолетов, используемых в пространстве RVSM региона Евразия, а также аналитические аппроксимации этих статистических значений. С учетом полученных данных и разрабатываются предложения по изменению минимальных требований по мониторингу для проведения контроля ВС в долгосрочной перспективе. С.87-91

Ключевые слова: погрешности высотомерного оборудования ВС, принципы формирования групп по типам ВС, кумулятивные функции распределений ASE, RVSM. 

DEFINITION OF THE PRINCIPLEFORMING GROUPS OF AIRCRAFT TYPES BASED CONTROL OF HEIGHT OF FLIGHT

Sulaev S.A., Khoroshavtsev Y.E.

Based on theprocessing of the collected data errors altimetry and principles proposed forming groups of aircraft types defined statistical values processed additional cumulative distribution function for samples ASE main types of aircraft used in RVSM airspace regions of Eurasia, and analytical approximation of these aggregates. In view of the data and developing a proposal to change the minimum monitoring requirements for monitoring aircraft in the long run.

Key words:accuracy altimetry Sun, the principles of groups according to the type Memory Sun, the cumulative distribution of ASE, RVSM.

УДК: 658.5.012.1

Управление коммерческой подготовкой воздушного судна в аэропорту

А.А. Богданов, д.т.н., профессор,  Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, И.А. Тецлав, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья представляет один из этапов проектирования системы управления наземным обслуживанием воздушного судна (НОВС). Объектом рассмотрения является система управления коммерческой подготовкой воздушного судна (ВС) в аэропорту. Предложены схемы системы управления коммерческой подготовкой и ее подсистем. С.91-101

Ключевые слова: аэропорт, воздушное судно, управление, наземное обслуживание, коммерческая подготовка.

MANAGEMENT OF commercial PREPARATION AN AIRCRAFT AT THE AIRPORT

Bogdanov A.A., Zaitsev E.N., Teclav I.A.

The article is one of the stages of designing the control system of an aircraft ground handling. Under review is a control system of passenger handling, baggage handling, cargo handling and catering handling.

Key words:airport, aircraft management, ground handling, the commercial preparation.

УДК 519.7.007.004.8

Подсистема DataMiningдля решения слабоструктурированных задач в транспортно-логистической системе

И.Г. Шайдуров, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрен вопрос об использовании подсистемы интеллектуального анализа данных для решения слабоструктурированных проблем при управлении смешанными перевозками. С.101-107

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, искусственный интеллект, система поддержки принятия решений.

Subsystem Data Mining solutions for semi-structured problems in transport-logistics system

Shaydurov I.G.

The question of Data Mining subsystem solutions for semi-structured problems in management of multimodal transportation.

Key words: transport-logistics system, artificial intelligence, decision support system.

УДК 656.078.012.007

Сетевые процессы в транспортных системах и их ресурсно-временная оптимизация

С.А. Исаев, д.ф-м.н., профессор, С.А. Кабанов, д.т.н., профессор, Е.А. Куклев, д.т.н., профессор, В.Г. Староселец, д.т.н., профессор, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Предлагается метод ресурсно-временной оптимизации сетевых транспортных процессов. В основу метода положено использование динамического программирования с учетом структуры сетевой модели. Алгоритм оптимизации поясняется на примере. С.107-113

Ключевые слова: сеть, ресурс, время, модель, оптимизация, набор оптимальных планов, динамическое программирование.

Network processes in transport systems and their resource-time optimization

Isaev S.A., S.F. Kabanov, Kuklev E.A., Staroseleth V.G.

The method of resource-timing optimization of net’s transport’s processes is use. In base of method did put use of  dinamic’s programming with a calculation of structure the net’s model. The algoritm of optimization by explained on example.

Keywords: net, resource, time, model, optimization, set of optimum’s plans, dinamic’s programming

УДК: 656.078.1

формирование трехмерной матричной структуры информационной системы регионального транспорта

Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, И.Г. Шайдуров, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье рассмотрена методология формирования информационной системы управления региональными транспортными комплексами на принципах трёхмерности. С.113-116

Ключевые слова: декомпозиция, информационная система.

FORMATION OF THREE-DIMENSIONAL MATRIX STRUCTURE OF REGIONAL TRANSPORT INFORMATION SYSTEM

Zaitsev E.N., Shaydurov I.G.

The article describes the methodology of developing information management system regional transport complex on the principles three-dimensionality.

Key words: decomposition, information system.

УДК 656.7.003.14

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПАРКА ВС АВИАКОМПАНИИ

А.А. Богданов, д.т.н., профессор, С.Г. Моисеев, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье дается описание и характеристика математической модели планирования транспортного обеспечения авиакомпании. В общем виде данная задача определяется как совокупность нескольких более простых задач. При построении модели используются две группы критериев: характеристики авиалинии и характеристики ВС. Затем на основании показателей эффективности выполняется поиск оптимального решения задачи. С.116-120

Ключевые слова:задача планирования, функция, метод, характеристики, показатели, транспортное обеспечение, критерий, параметры.

PLANNING THE BEST FLEET AIRLINES

Bogdanov A.A., Moiseev S.G.

This article gives description and character of mathematical model of airlines transport providing. This proposition determinates like a combination of some easier propositions. For development of model it used two groups of characters: airline characters and aircraft characters. Then it makes searching of optimal decision of the proposition.

Key words:planning proposition, function, method, characters, exponents, transport providing, criteria, parameters.

УДК 656.7.003:658.152

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

А.А. Богданов, д.т.н., профессор, М.В. Солдатов, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье автор раскрывает суть различных методов оценки инвестиционных проектов в области гражданской авиации применительно к условиям полной определенности в отношении конечного результата. Показаны основные особенности методик, для разных методик описаны условия, соблюдение которых необходимо для получения корректных результатов. В статье также приводится классификация инвестиционных проектов и стандартный порядок разработки и принятия инвестиционных решений. С.120-125

Ключевые слова: инвестиционный проект, критерий, метод, статистические методы, динамические методы, показатель, инвестиционные расчеты.

EVALUATION OF INVESTMENT PROJECTS IN CIVIL AVIATION

Bogdanov A.A., Soldatov M.V.

In the following article author shows the essential part of different methods of investment projects value in civil aviation. In the article you can find main peculiarities of different methods. It  describes main conditions for each method that must be kept for getting correct result. Author also takes a view of investment projects classification and gives standard order of working out and acceptance of investment solutions.

Key words: investment project, criteria, method, statistic methods, dynamic methods, index, investment calculations.

УДК 656.7.003.13

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАКОМПАНИЙ

И.А. Ильиных, В.П. Маслаков, д.т.н., доцент, Санкт Петербургский государственный университет гражданской авиации

Статья посвящена изучению оптимальной структуры капитала авиакомпаний и влияние на эффективность их деятельности. Автором предложены принципы формирования оптимальной структуры капитала авиакомпаний на основе проведенного анализа теоретических моделей оптимальной структуры капитала. На основе проведенного анализа производственных и финансовых показателей авиакомпаний, автором выявлена зависимость эффективности от структуры капитала (доли собственного капитала). Предложен алгоритм формирования оптимальной структуры капитала авиакомпаний, который может стать основой системы поддержки решений в выборе источников финансирования. С.125-130

Ключевые слова: оптимальная структура капитала, собственный капитал, заемный капитал, эффективность авиакомпаний.

THE OPTIMAL CAPITAL STRUCTURE AND THE EFFECTIVE FUNCTIONING AIRLINES

Maslakov V.P., Il’inyh I.A.

The paper studies the optimal capital structure of airlines and impact on the effectiveness of their activities. The author offers principles of optimal capital structure airline-making based on the analysis of theoretical models of optimal capital structure. Based on the analysis of production and financial performance of airlines, the author revealed the dependence of the efficiency of the capital structure (interest on equity). The algorithm for the formation of an optimal capital structure of airlines that can form the basis of a decision support system in the selection of sources.

Keywords: optimal capital structure, equity, debt capital, the efficiency of the airline.


WordPress Lessons