- Ученая степень:
- Доктор технических наук
- Ученое звание:
- Профессор
- Должность:
- Заведующий кафедрой
- Контакты:
-
local_phoneemailplaceСанкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, каб. 471
Кафедра № 27 «Комплексной безопасности на воздушном транспорте» была основана в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации – СПбГУ ГА (на момент открытия Академии ГА) в соответствии с приказом ректора Академии ГА № 72 от 26 апреля 2000 года в результате разделения кафедры №18 «Безопасность полетов и жизнедеятельности в ГА» и выделения в качестве самостоятельной кафедры № 27 «Надежность и безопасность транспортных систем». 15 марта 2001 года в соответствии с приказом ректора Академии ГА произошло объединение кафедры № 27 с кафедрой 11 под общим названием «Электросветотехнические системы и безопасность производственных процессов». На основании приказа ректора Академии ГА от 30 декабря 2002 года в результате происшедших структурных изменений кафедре № 27 присвоено название «Безопасность транспортных систем». В 2005 году кафедра № 27 переименована в кафедру «Безопасность жизнедеятельности». В 2005 г в Университете ГА открыта подготовка специалистов по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств». Данная специальность отнесена к ведению Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по университетскому политехническому образованию, созданному приказом Министерства образования РФ от 08.11.2000 г. № 3206 на базе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ГОУ «СПбГПУ») с разделением между вузами компетенций по курированию конкретных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Первый набор студентов произведен в 2006/07 учебном году. Первый выпуск по специальности БТПиП состоялся в 2011г.
В целях соответствия спектру выполняемых задач кафедра № 27 приказом ректора СПб ГУГА от 2021 г. № была переименована в кафедру “Комплексная безопасность на воздушном транспорте”.
Кафедра является структурным подразделением факультета транспортных систем и безопасности (ФТСБ). Деятельность кафедры и организация управления кафедрой соответствуют целям факультета, их уставным требованиям. Заведующий кафедрой входит в состав Ученого Совета ФТСБ и Университета.
Кафедра “Комплексная безопасность на воздушном транспорте” является основным учебно-научным структурным подразделением Университета, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслях знаний (дисциплинах), воспитательную работу среди студентов, подготовку научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации специалистов по закрепленным за ней специальностям и направлениям подготовки. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется на основе нормативной и организационно-распорядительной документации:
– Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
– Уставом СПбГУ ГА;
– Локальной нормативной документации, включая Положение о кафедре.
Перечень образовательных программ высшего образования
На кафедре №27 ведется подготовка бакалавров и инженеров по следующим направлениям подготовки:
- программы бакалавриата 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств»;
- программы бакалавриата 25.03.03 «Аэронавигация», профиль «Обеспечение авиационной безопасности»;
- программы бакалавриата 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», профиль «Организация и обеспечение транспортной безопасности»;
- программы специалитета 25.05.05. «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализация «Организация авиационной безопасности».
Кафедра 27 в качестве выпускающей обеспечивает учебный процесс по основным образовательным программам направлений подготовки:
- 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств»;
- 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» профиль 25.04.03.10 «Организация и обеспечение транспортной безопасности;
- 25.05.05. «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» специализация «Организация авиационной безопасности»;
- 25.03.03 «Аэронавигация» профиль «Обеспечение авиационной безопасности»
Кроме этого кафедра принимает участие в реализации еще 15 основных образовательных стандартов:
- 40.03.01- ПрОСВТ (Направление: Юриспруденция. Профиль: Правовое обеспечение деятельности системы воздушного транспорта);
- 42.03.01- РЕК (Направление: Реклама и связи с общественностью. Профиль: Реклама и связи с общественностью в авиабизнесе;
- 38.03.01- ЭПОВТ (Направление: Экономика. Профиль: Экономика предприятия и организации воздушного транспорта);
- 38.03.02 – МВТ (Направление: Менеджмент. Профиль: Менеджмент на ВТ, Производственный менеджмент);
- 38.03.03- УПОВТ (Направление: Управление персоналом. Профиль: Управление персоналом организации);
- 43.03.01- СТ Направление: Сервис. Профиль: Сервис в сфере транспорта, Производственный сервис);
- 01.03.04 – МПОСУ (Направление: Прикладная математика. Профиль: Математическое программное обеспечение систем управления);
- 25.03.01 – ТЭЛААД (Направление: Техническая эксплуатация летательных аппаратов. Профиль: Техническое обслуживание летательных аппаратов и авиационных двигателей);
- 25.03.03 (161000) АЭРОНАВИГАЦИЯ – (Направление: Аэронавигация. Профиль: Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте, ЛЭГВС,ТЭАСУВД, ОВД);
- 23.03.01-ТЛ (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Транспортная логистика);
- 23.03.01- ОПУВТ (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Организация перевозок и управление на воздушном транспорте);
- 20.03.01- БТПП (Направление: Техносферная безопасность. Профиль: Безопасность технологических процессов и производств);
- 16200104.65 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (специализация ОРТОП, ОРТОР, ОрАНО, ОрАБ, ОЛР, ИВП);
- 23.03.01- ОПУЕТС (Направление: Технология транспортных процессов. Профиль: Организация перевозок и управление в единой транспортной системе);
- 25.03.04 (162700.62) – «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» Профиль: «Организация аэропортовой деятельности (ОрАД)»;
В соответствии с учебным планом профиля «Организация и обеспечение транспортной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
– Безопасность жизнедеятельности
– Безопасность транспортного процесса
– Введение в профессию
– Защита в чрезвычайных ситуациях
– Информационное обеспечение транспортной безопасности
– Надзор и контроль в сфере безопасности
– Авиационная безопасность
– Ноксология
– Теория горения и взрыва
– Надежность технических систем и техногенный риск
– Производственная безопасность
– Управление рисками
– Силы транспортной безопасности
– Специальная подготовка и применение специальных средств
– Человеческий фактор в обеспечении транспортной безопасности
– Медико-биологические основы безопасности
– Психология стресса
– Психология экстремальных ситуаций
– Физиология человека
– Экспертиза условий труда
В соответствии с учебным планом профиля «Организация авиационной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
• Безопасность жизнедеятельности
• Авиационная безопасность
• Управление авиационной безопасностью
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Организация и проведение досмотра на воздушном транспорте
• Введение в специальность
• Теория горения и взрыва
• Специальная подготовка и применение специальных средств
• Безопасность и устойчивость функционирования авиапредприятия в чрезвычайных ситуациях
• Надзор и контроль в сфере безопасности
• Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта
• Теория горения и взрыва
• Производственная санитария и гигиена труда
• Человеческий фактор в системе безопасности
• Медицина катастроф
• Психология экстремальных ситуаций
• Управление безопасностью труда
• Методика выполнения выпускной квалификационной работы
В соответствии с учебным планом профиля «Обеспечение авиационной безопасности» кафедра обеспечивает учебный процесс по дисциплинам:
• Безопасность жизнедеятельности
• Авиационная безопасность
• Управление авиационной безопасностью
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Введение в профессию
• Специальная подготовка и аттестация сил авиационной безопасности
• Защита в чрезвычайных ситуациях
• Надзор и контроль в сфере безопасности
• Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ
• Теория горения и взрыва
• Управление рисками
• Производственная санитария и гигиена труда
• Организация и обеспечение авиационной безопасности
• Человеческий фактор в системе обеспечения безопасности
• Производственная безопасность
• Психология стресса
• Психология экстремальных ситуаций
• Медико – биологические основы безопасности
• Методика выполнения выпускной квалификационной работы
Кафедра № 27 определяет перечень профильных дисциплин, руководит практиками, определяет тематику выпускных квалификационных работ и перечень вопросов для государственного экзамена, осуществляет руководство выпускными квалификационными работами.
По линии ДПО кафедра обеспечивает направления подготовки по организации системы управления безопасностью полетов в ГА и использованию человеческих ресурсов в целях обеспечения безопасности полетов. Она участвует в проведении занятий при различных видах повышения квалификации специалистов отрасли
Кадровый потенциал сотрудников кафедры характеризуют данные, приведенные в Приложениях 1, 2, 3). На кафедре работает 11 штатных преподавателей, из которых – 1 заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор, 7 преподавателей имеют ученые степени кандидатов наук и ученые звания доцентов. Средний возраст штатных преподавателей – 56 лет. Учёные степени и звания имеют 73 % штатных преподавателей кафедры.
На кафедре работают внутренних и внешних совместителей, которые имеют значительный стаж работы на производстве в гражданской авиации или большой преподавательский стаж.
Базовое образование и научные специальности научно-педагогических работников полностью соответствуют преподаваемым дисциплинам.
Все преподаватели проходят установленным порядком по истечению трудового договора переизбрание на конкурсной основе.
№ | ФИО | Должность | Электронная почта |
1 | Балясников Валерий Васильевич | зав. каф., профессор | timuss@mail.ru |
2 | Захаров Алексей Евгеньевич | доцент | |
3 | Илькухин Никита Юрьевич | доцент | nikitailkuhin@mail.ru |
4 | Евсикова Альмира Исламовна | ст. преподаватель | 18152@list.ru |
5 | Назарова Мария Сергеевна | доцент | Metodkab152@mail.ru |
6 | Байда Елена Александровна | ст. преподаватель | kluchik_pul@mail.ru |
7 | Детистова Елена Сергеевна | ст. преподаватель | detistova-Elenka@mail.ru |
8 | Касенко Инесса Юрьевна | ст. преподаватель | i.kasenko@bk.ru |
9 | Умеренков Сергей Александрович | доцент | umer75@mail.ru |
10 | Корнеев Роман Леонидович | ст. преподаватель | r.korneev@pulkovo-airport.com |
11 | Менг Елена Олеговна | зав.лабораторией | meng1953@mail.ru |
12 | Синяя Полина Олеговна | ст.лаборант | polina.sinya1234@gmail.com |
13 | Каламитцев Алексей Олегович | Доцент (внешний совместитель) | alexrpd@mail.ru |
14 | Недеров Владимир Михайлович | ст. преподаватель | nederov_v@list.ru |
15 | Валишева Адель Альбертовна | ст. лаборант | adelvalisheva14@gmail.com |
16 | Каламитцев Алексей Олегович | Доцент | alexrpd@gmail.com |
17 | Недеров Владимир Михайлович | ст.преподаватель | nederov_v@list.ru |
18 | Валишева Адель Альбертовна | ст.лаборант | adelvalisheva14@gmail.com |
Сведения о заведующем кафедры
Балясников В.В., Заведующий кафедрой № 27 (Комплексной безопасности на воздушном транспорте), профессор, доктор технических наук, действительный член Академии Транспорта, Почетный работник транспорта России, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Отличник Аэрофлота, Член Совета Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники». Автор более 150 научных трудов, учебно-методических и учебных пособий. Научная и педагогическая деятельность отмечена государственными и ведомственными наградами, в том числе медалями “За трудовую доблесть” и “Августина Бетанкура”. Балясников В.В. – создатель и руководитель научной школы по направлению “Управление ресурсами человека в целях обеспечения безопасности полетов”.
В целях обеспечения качества подготовки студентов кафедра принимает активное участие в:
выполнении учебного процесса в соответствии с государственными стандартами, утвержденными учебными планами и типовыми программами;
развитии учебного процесса в контексте решения государственных проблем, изменения экономической ситуации, научных исследований и обобщения отечественного и зарубежного опыта передовых высших учебных заведений;
выполнении всех учебных мероприятий, предусмотренных учебными планами, по закрепленным за кафедрой дисциплинам (лекции, практические и семинарские занятия, консультации, зачеты и экзамены, учебная, производственная и преддипломная практики, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами и др.);
– разработках на основе государственных образовательных стандартов, утвержденных учебных планов и типовых программ – рабочих программ учебных курсов и дисциплин направления;
– обеспечении учебного процесса необходимыми учебными, учебно-методическими материалами в соответствии с рекомендациями и требованиями, принятыми в СПБГУ ГА;
– формировании, совместно с библиотекой и методическим кабинетом кафедры, заказа на приобретение необходимых учебников и учебных пособий;
– разработки и внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, в том числе, с использованием технических средств (круглый стол и т.п.);
– содействии трудоустройству выпускников, мониторинг и анализ востребованности, карьерного роста выпускников, их конкурентоспособности на рынке труда и разработка мероприятий по совершенствованию подготовки по направлению.
Организация научной работы осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение научных исследований в соответствии с научными направлениями кафедры в рамках межкафедральных программ.
2. Публикации результатов методической, научно-методической и научно- исследовательской деятельности в специальных научно – методических и научных изданиях, участие в семинарах и конференциях.
3. Осуществление научно – исследовательской работы в соответствии с утвержденным планом, руководство научно – исследовательской работой студентов и слушателей.
4. Осуществление подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов.
5. Рекомендации к изданию научно-исследовательских и учебно-методических разработок.
6. Проведение научных стажировок в ведущих отечественных научных, учебных и производственных организациях, аспирантуре.
7. Участие преподавателей в методических и научных семинарах, научных конференциях.
8. Участие в конкурсах на получение научных грантов;
9. Экспертиза диссертационных работ, научных статей, монографий, учебников, учебных пособий, подготовленных к опубликованию, научных проектов; подготовка заключения и рекомендаций по законченным научным разработкам об опубликовании их результатов, внедрении и использовании на практике и в учебном процессе;
Учебная и научно-исследовательская деятельность ориентирована на непрерывное развитие исследовательской компетентности обучающихся на протяжении всего срока обучения. За период обучения каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд научных работ: докладов, курсовых, статьи и тезисы для конкурсов и конференций, отчеты по практикам, ВКР.
Проводимая на кафедре воспитательная работа различается:
– по количеству участников – индивидуальные (субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-обучающийся); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники);
– по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям – мероприятия, дела, игры;
– по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;
– по видам деятельности – трудовые, спортивные, художественные, общественные и др.;
– по результату воспитательной работы – социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решения.
Все формы воспитательной работы в своем сочетании гарантируют, с одной стороны, оптимальный учет особенностей обучающегося и организацию деятельности в отношении каждого по свойственным ему способностям, а, с другой стороны, приобретение опыта адаптации обучающегося к социальным условиям современной работы с людьми разных идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, характера.
В качестве методов воспитательной работы используются:
– формирование сознания личности (беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение);
– организация деятельности и формирование опыта поведения (задание. Общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, упражнение);
– мотивация деятельности и поведения (одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование).
К числу достижений в сфере воспитательной деятельности кафедры можно отметить:
1. Активное участие обучающихся (начиная с третьего курса) в конференциях, а также в подготовке и техническом оформлении методических материалов и учебных пособий кафедры.
2. Участие в «Дне знаний» и посвящении первокурсников в студенты Университета.
3. Участие в университетских, районных и городских всероссийских мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и мероприятиях, направленных на изучение истории России и авиации, таких как:
– участие обучающихся кафедры в подготовке проведения конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности»;
– участие студентов и преподавателей кафедры в организации и проведении мероприятия «Единый день безопасности»;
– участие в региональной студенческой олимпиаде по безопасности жизнедеятельности в Институте военно-технического образования и безопасности СПбПУ им. Петра Великого.
4. Участие в мероприятиях по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.
5. Участие в месячнике и субботнике по благоустройству территории.
6. Участие в конкурсе в честь Дня Защитника Отечества «Покоритель неба».
Кроме того, научно-педагогические работники кафедры практикуют беседы с обучающимися, в том числе по вопросам культуры поведения в аудиториях и в стенах ВУЗа, а также культуры обращения с современными техническими средствами, имеющимися в Университете.
В настоящее время сотрудниками кафедры проводится работа по изучению опыта, полученного в условия удаленного способа проведения учебных занятий. Изыскиваются дополнительные меры по гармонизации образовательного и воспитательного процессов. Особое внимание отводится использованию IT – технологий в целях раскрытия и реализации коллективных ресурсов обучающихся.
За истекший учебный год на кафедре произошли следующие изменения. Она стала выпускающей по 5 профилям 4 направлений всех уровней и форм подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ДПО), приняла участие в реализации в 15 ООС. Кафедра обеспечила учебный процесс по 38 дисциплинам. Подтверждены стабильный бюджетный набор студентов и востребованность выпускников при устройстве на работу. Достигнут высокий уровень промежуточной аттестации студентов. Обеспечено активное и успешное участие студентов в профессиональных конкурсах разного уровня. ГАК отметила рост уровня ВКР и их практической значимости. Продолжена устойчивая тенденции расширения и совершенствования учебной базы кафедры за счет создания новых лабораторий и использования учебной и производственной базы внешних организаций и предприятий С-П. К ним относятся учебный центр Эрмитажа. НПО “Специальных материалов” и др. Несмотря на имеющиеся сложности, созданы условия, обеспечивающие научный рост ППС и аспирантов кафедры. Кафедра приняла участие в организации и проведении Симпозиума “Комплексная безопасность на транспорте в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности».
Достигнут относительно высокий средний уровень промежуточной аттестации студентов. Обеспечено активное участие студентов в жизни кафедры, а также их успешное с занятием призовых мест участие в профессиональных конкурсах разного уровня. ГЭК отмечен рост уровня ВКР и их практической значимости. Наблюдается устойчивая востребованность выпускников при их устройстве на работу по профилю обучения.
Для ликвидации разрыва в требованиях к выпускникам со стороны научно-педагогических работников кафедры и руководства транспортных компаний – работодателей на протяжении учебного года проводились встречи студентов с работодателями – представителями сектора услуг, а также с руководителями транспортных компаний и служб безопасности авиапредприятий.
Кафедра продолжила внедрение современных информационных технологий и инновационных методов в образовательный процесс (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов; выбор наиболее целесообразных форм и методов преподавания, рационального сочетания методических приемов, эффективного использования новейших образовательных технологий и современных технических средств обучения (видео-, аудио-, компьютерных и Интернет-технологий)).
Несмотря на имеющиеся сложности, созданы условия, обеспечивающие научный рост научно-педагогических работников и аспирантов кафедры. Кафедра принимает участие в организации и проведении Симпозиума “Комплексная безопасность на транспорте в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности». Кроме роста количества публикаций у научно-педагогических работников появился интерес к новым перспективным направлениям научной деятельности, таким как профайлинг, бэкмология, теория рисков, антиципация.
1. В течение трех – четырех ближайших лет планируется повысить активность участия студентов в НИР и в научных конкурсах.
2. Осуществить актуализацию учебной и учебно-методической документации в связи с происходящими изменениями в системе образования РФ и с предстоящим набором студентов.
3. Провести совершенствование методов дистанционного образования на основе внедрения современных цифровых возможностей.
4. Расширить спектра использования производственных связей и возможностей в учебном процессе.
5. Обновить процедуру организация и проведения практик студентов.
6. Внедрить в учебный процесс новые лабораторные работы и программные разработки.