Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
имени Главного маршала авиации А.А. Новикова»
2021 №3 (32)

 

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА
АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ МОТИВАЦИИ

Г.А. Крыжановский, д.т.н., профессор, В.В. Купин, к.т.н., доцент,
В.А. Самойлов, к.п.н., И.Н. Шестаков, д.т.н., профессор

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье представлена модель формирования профессиональных мыслительных способностей на основе доминирующего мотивационного образа намерений с учетом особенностей функционирования нейрофизиологических параметров человеческого организма.Важность мотивации в процессе профессиональной подготовки операторов АНС известна, но еще недостаточно исследованы пути ее возникновения и, что особенно важно – условия сохранения и наращивания.

Ключевые слова: Профессиональная подготовка, формирование мотивации, оператор АНС.

NEUROPHYSIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF A HIGH PROFESSIONAL THINKING ABILITY OF THE OPERATOR OF AERONAUTICAL SYSTEMS, TAKING INTO ACCOUNT MOTIVATION

G. A. Kryzhanovskii, V. V. Kupin, V. A. Samoilov, I. N. Shestakov

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

The article presents a model of the formation of professional thinking abilities based on the dominant motivational image of intentions, taking into account the peculiarities of the functioning of the neurophysiological parameters of the human body. The importance of motivation in the process of professional training of ANS operators is known, but the ways of its occurrence and, what is especially important, the conditions for maintaining and increasing it have not yet been sufficiently investigated.

Key words: Professional training, motivation formation, ANS operator.

СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СОЦИОНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ

О. В. Ариничева, к.т.н., В. С. Каменская, А. В. Малишевский, к.т.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Рассмотрены вопросы совершенствования соционической психодиагностики с целью дальнейшего улучшения ныне существующего профессионального психологического отбора авиационных специалистов. В исследовании приняли участие 508 студентов из Университета гражданской авиации и Иркутского государственного университета. Проведено сравнение результатов психодиагностики, полученных с помощью соционического теста и теста Дэвида Уэста Кейрси.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, соционика, психодиагностика.

COMPARISON OF DIFFERENT APPROACHES TO SOCIONIC MODELING

  1. O. V. Arinicheva, V. S. Kamenskaya, A. V. Malishevskii

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Issues of improving socionic diagnostics are considered with the aim of further improvement of the existing professional psychological selection of aviation professionals. The study involved 508 students from the University of civil aviation and Irkutsk state University. The results of psychodiagnostics obtained using the socionic test and the David West Keirsey test were compared.

Keywords: professional psychological selection, socionics, psychodiagnostics.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКИПАЖА

В.Н. Швакин

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В статье даются предложения и рекомендации по снижению риска для безопасности полетов ВС гражданской авиации путем внедрения бортовых систем информационно-интеллектуальной поддержки экипажа.

Ключевые слова: безопасность полета, опасные ситуации, ошибки пилотов, летные происшествия, статистика летных происшествий, информационно-интеллектуальная поддержка экипажа в критических ситуациях, математическое и стендовое моделирование, летные исследования и испытания.

NFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE CREW

  1. V.N. Shvakin

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation

The article provides suggestions and recommendations for reducing the risk to the safety of civil aviation aircraft by implementing on-board information and intellectual support systems for the crew.

Keywords: flight safety, dangerous flight modes, piloting errors, flight accident, flight accident statistics, onboard system of indication, crew intellectual support in critical flight modes, mathematical and flight simulator modeling, flight research and flight tests.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПУТНИКОВЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭКИПАЖАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ О ГОРНЫХ ВОЛНАХ.

Л.Ю. Белоусова, к.г.н., профессор, В. В. Завизион

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Горные волны, являются опасным явлением погоды, которое может существенно повлиять на безопасность полетов. В данной статье представлен существующий на данный момент основной метод прогнозирования горных волн и на его основе изучена возможность расширения полетной информации, предоставляемой экипажам воздушных судов. Проведен сравнительный анализ спутниковых архивных данных с информацией SIGMET о горных волнах.

Ключевые слова: горные волны, безопасность полетов, воздушное судно.

MOUNTAIN WAVES FORECASTING
USAGE EVALUATION OF SATELLITE DATA FOR REPRESENTATION OF FLIGHT CREWS’ FLIGHT INFORMATION, BASED ON COMPARATIVE ANALYSIS OF SATELLITE DATA WITH MOUNTAIN WAVES SIGMET INFORMATION

L.Yu. Belousova, V.V. Zavizion

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Mountain waves are a dangerous weather phenomenon that can significantly affect flight safety. This article presents the currently existing basic method for predicting mountain waves and, based on it, examines the possibility of expanding the flight information provided to aircraft crews. A comparative analysis of satellite archived data with SIGMET information on mountain waves is carried out.

Keywords: mountain waves, flight safety, aircraft.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Г. Косачевский, к.т.н., доцент, Д.В. Айдаркин к.т.н., доцент,
Л.И. Фролова, С.В. Когут, Н.А. Иргизов

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, г. Ульяновск

Ежегодные отчеты о безопасности полетов указывают на то, что человек остается слабым звеном эргатической системы «экипаж – воздушное судно». В этой связи исследование инновационных подходов к организации подготовки летного состава является перспективным направлением деятельности. Целью данной статьи является выявление особенностей реализации компетентностного подхода при первоначальной подготовке пилотов в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации, в частности, оценки освоения обучающимися профессиональных компетенций. Для достижения поставленной цели методами экспертного опроса летно-инструкторского состава было проведено исследование освоения профессиональных компетенций в процессе летной практики курсантов Ульяновского института гражданской авиации. Для обработки результатов использовался метод анализа иерархий, позволяющий повысить объективность выставляемой оценки и выявить недостатки в подготовке обучающихся для разработки индивидуальной программы подготовки.

Ключевые слова: компетентностный подход, оценка профессиональных компетенций, метод анализа иерархий, первоначальная подготовка летного состава гражданской авиации.

PROBLEMS OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO INITIAL PILOT TRAINING IN CIVIL AVIATION INSTITUTIONS OF THE RUSSUAN FEDERATION

S.G. Kosachevsky, D.V. Aidarkin, L.I. Frolova, S.V. Kogut, N.A. Irgizov

Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief marshal of aviation B.P. Bugaev, Ulyanovsk

Annual safety reports indicate that humans remain the weakest link in the human-aircraft ergatic system. In this regard, the study of innovative approaches to organizing pilot training is relevant. The purpose of this article is to identify the features of competence-based approach during initial pilot training in civil aviation institutions of the Russian Federation. In particular, criteria for assessing professional competencies are being developed. To achieve this goal, an experimental study was carried out to assess professional competencies during cadets’ flight practice in Ulyanovsk Institute of Civil Aviation (FGBOU VO UI GA). It was revealed that the development of assessment criteria requires experts evaluation methods among which analytic hierarchy process. This method makes it possible to increase objectivity of the given assessment, makes it possible to identify shortcomings in the training of each pilot and to develop an individual training program.

Key words: competence-based approach, assessment criteria, analytic hierarchy process, initial civil aviation pilot training.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ИЛ-96-300 В УСЛОВИЯХ СВЕРХНИЗКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ И С ИЗМЕНЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО БОКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СКОРОСТИ ВЕТРА

М.С. Кубланов, д.т н., профессор, А.Г. Лукьянов, В.В. Трофимов, к.т.н., доцент, В.Г. Ципенко, д.т.н., профессор.

Московский государственный технический университет гражданской авиации

В статье проанализированы результаты математического моделирования полета самолета Ил-96-300 в условиях сверх низких коэффициентов сцепления и ограничений по боковой составляющей скорости ветра. Разработаны соответствующие рекомендации и предложения по летной эксплуатации и обеспечению безопасности полета самолета Ил-96-300.

Ключевые слова: воздушное судно, посадка, коэффициент сцепления, скорость ветра, безопасность полета.

INVESTIGATION OF THE POSSIBILITY OF LANDING THE IL-96-300 AIRCRAFT IN CONDITIONS OF ULTRA-LOW COUPLING COEFFICIENTS AND WITH A CHANGE IN THE RESTRICTIONS ON THE LATERAL COMPONENT WIND SPEEDS

  1. Kyblanov M.S., Lukjanov A.G., Trofimov V. V.,Tcipenko V. G.

The article analyzes the results of mathematical modeling of the flight of the IL-96-300 aircraft in conditions of extremely low coupling coefficients and restrictions on the lateral component of wind speed. The relevant recommendations and proposals for flight operation and flight safety of the IL-96-300 aircraft have been developed.

Keywords:aircraft, landing, coupling coefficient, wind speed, flight safety.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛАНСИРОВОЧНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА С КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКОЙ И САМОЛЕТА БЕЗ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

Арбузов В.И., д.ф.-м.н., профессор; Гусев В.Г., к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

На примере самолета Ан-24 выполнен расчет балансировочного сопротивления воздушного судна классической аэродинамической компоновки с задним расположением горизонтального оперения по отношению к крылу. Произведен сравнительный анализ полученного результата с таковым для аэродинамической компоновки самолета без горизонтального оперения.

Ключевые слова. Аэродинамическая компоновка; балансировочное сопротивление; крыло; горизонтальное оперение; градиент подъемной силы; тяга, потребная для горизонтального полета.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE AIRCRAFT BALANCING RESISTANCE WITH CLASSIC AERODYNAMIC LAYOUT AND TAILLESS AIRCRAFT

Arbuzov V.I., Dr.Sci., Professor, Gusev V.G., Ph.D.

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

On the example of the An-24 aircraft, the balancing resistance of the aircraft of the classical aerodynamic arrangement with the rear location of the horizontal plumage relative to the wing is calculated. Comparative analysis of the obtained result was made with that for the aircraft aerodynamic layout without horizontal tail unit.

Keywords. aerodynamic layout, balancing resistance, wing, horizontal tail unit, lift gradient, thrust required for horizontal flight.

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕТЫРЁХМЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ТЕОРИИ УВД

А.П. Плясовских, д.т.н.

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»

Настоящая работа представляет собой продолжение работы «Использование четырёхмерной геометрии в теории УВД» (№ 2, 2021). В работе развивается предложенный автором новый метод представления и исследования движения ВС в четырёхмерном (4D) пространстве с использованием такого современного математического аппарата, как четырёхмерная геометрия [1, 2]. Использование 4D геометрии позволяет не только получить известные результаты новым, более простым и наглядным способом, но также позволяет обосновать и получить абсолютно новые теоретические результаты, которые пока еще не были получены другими ранее использовавшимися методами. В работе рассмотрено относительное движение двух ВС в 4D пространстве, обоснован критерий своевременности-безопасности разрешения потенциальных конфликтных ситуаций (с использованием 4D геометрии), который ранее не был получен другими способами.

Ключевые слова: обслуживание воздушного движения, управление воздушным движением, потенциальная конфликтная ситуация, краткосрочный конфликт, ShortTermConflictAlert, STCA, 4D пространство, 4D геометрия, пространство-время.

ON THE QUESTION OF USING FOUR-DIMENSIONAL GEOMETRY IN ATC THEORY

A.P. Plyasovskikh, dr.tech.sc.

JSC «All-Russian Scientific Research Institute of Radio Equipment»

This work is a continuation of the work «The use of four-dimensional geometry in the theory of ATC» (No. 2, 2021). The paper develops a new method proposed by the author for representing and studying the aircraft motion in four-dimensional (4D) space using such a modern mathematical apparatus as four-dimensional geometry [1, 2]. The use of 4D geometry allows not only to obtain known results in a new, simpler and more visual way, but also allows to substantiate and obtain completely new theoretical results that have not yet been obtained by other previously used methods. The paper considers the relative motion of two aircraft in 4D space, justifies the criterion of timeliness and safety of resolving potential conflict situations (using 4D geometry), which had not previously been obtained by other methods.

Keywords: air traffic services, air traffic control, potential conflict situation, Short Term Conflict Alert, STCA, 4D space, 4D geometry, space-time.

УДАРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА ОБРАЗЦАХ ИЗ УГЛЕПЛАТИКА И АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО ОСМОТРА КОМПОЗИЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ САМОЛЕТОВ.

И.А. Давыдов, Д.А., Т.В. Петрова к.т.н., И.А. Давыдов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены ударные испытания образцов из углепластика и анализ надежности визуального осмотра композиционных конструкции самолета. Воспроизведение ударных дефектов в виде данных 3D CAD.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, ударные испытания, эксплуатация.

IMPACT TESTS ON CARBON FIBER SAMPLES AND ANALYSIS OF THE RELIABILITY OF VISUAL INSPECTION OF COMPOSITE AIRCRAFT STRUCTURES.

I.A. Davydov, D.A. Petrova, I.A. Davydov

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Abstract. This article presents impact tests of carbon fiber samples and an analysis of the reliability of visual inspection of composite aircraft structures. Reproduction of impact defects in the form of 3D CAD data.

Keywords: composite materials, aviation, impact testing, operation.

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА СЧЁТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКИ ЭЛЕМЕНТОВ ИХ КОНСТРУКЦИИCFM56-7B

Д.А.Иванов, к.т.н., доцент, Т.В. Петрова, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

В данной статье представлены результаты исследований, направленных на оптимизацию технического обслуживания и ремонта воздушных судов за счёт использования газоимпульсной обработки элементов их конструкции, а также алгоритмы обработки трещины элемента конструкции воздушного судна с целью воспрепятствования её дальнейшему распространению, восстановления механических свойств элемента конструкции ВС, снизившихся в результате воздействия нестационарных воздушных потоков в ходе эксплуатации и обработки областей с повышенной плотностью дислокаций с целью предотвращения образования трещин.

Ключевые слова: воздушный транспорт, техническое обслуживание, газоимпульсная обработка, критерий оптимизации.

OPTIMIZATION OF AIRCRAFT MAINTENANCE AND REPAIR THROUGH THE USE OF GAS-PULSE PROCESSING OF THEIR STRUCTURAL ELEMENTS

D.A. Ivanov, T.V. Petrova

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

This article presents the results of research aimed at optimizing the maintenance and repair of aircraft through the use of gas-pulse processing of their structural elements, as well as algorithms for processing the crack of the aircraft structural element in order to prevent its further spread, restoring the mechanical properties of the aircraft structural element that have decreased as a result of the impact of non-stationary air flows during operation and processing areas with increased dislocation density in order to prevent the formation of cracks.

Keywords: air transport, maintenance, gas pulse processing, optimization criteria.

О НОВОМ ПОДХОДЕ К РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА ТУРБОСТАРТЕРАCFM56-7B

Ю.В. Кокунин1, к.т.н., доцент, Г.Б. Афанасьева2, к.ф.-м.н., А.К. Черных3, д.т.н., доцент

1АО «ОДК-Климов», Санкт-Петербург

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

3Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

В статье представлен новый алгоритм управления расходом топлива турбостартера в стартерном режиме для двигателя самолёта, который может быть использован в сверхзвуковых бизнес-джетах гражданского назначения. Проектирование таких двигателей в настоящее время активно ведётся ведущими мировыми самолетостроительными фирмами. По результатам стендовых испытаний дана сравнительная оценка эффективности старого алгоритма, используемого в настоящее время в составе программного обеспечения блока автоматического регулирования и контроля, и нового алгоритма управления расходом топлива турбостартера. Представлены рекомендации по включению нового алгоритма в состав программного обеспечения блока автоматического регулирования и контроля и его дальнейшей проверки в ходе лётных испытаний.

Ключевые слова: турбостартер, двигатель, передаточная функция, регуляторы, управление, дозирующая игла, турбокомпрессор, точность регулирования.

ABOUT A NEW APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A TURBOSTARTER FUEL CONSUMPTION CONTROL ALGORITHM

J. V. Kokunin, G. B. Afanaseva, A. K. Chernykh

AO « ODK Klimov», St.-Petersburg

St. Petersburg state university of civil aviation, Saint Petersburg

Saint Petersburg military institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, St.-Petersburg

The article presents a new algorithm for controlling the fuel consumption of a turbostarter in the starter mode for an aircraft engine, which can be used in supersonic business jets for civil purposes. The design of such engines is currently being actively conducted by the world’s leading aircraft manufacturers. Based on the results of bench tests, a comparative assessment of the effectiveness of the old algorithm, currently used as part of the software of the automatic control and control unit, and the new algorithm for controlling the fuel consumption of the turbo starter is given. Recommendations for the inclusion of the new algorithm in the software of the automatic control and control unit and its further verification during flight tests are presented.

Keywords: turbostarter, engine, transfer function, regulators, control, metering needle, turbocharger, control accuracy.

МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ ЭТАПА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТРАНСПОРТА И НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В АЭРОПОРТАХ
CFM56-7B

Е.Н. Зайцев, д.т.н., профессор, Е.В. Коникова, к.т.н., А.А. Бурыкин

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Рассмотрен этап эксплуатации жизненного цикла транспорта и наземного оборудования (TGSE) аэропортов на принципах системности, комплексности, единого методологического подхода при исследовании процессов эксплуатации TGSE. Определены подэтапы этапа эксплуатации жизненного цикла транспорта и наземного оборудования, используемых в аэропортах. Предложен метод планирования этапа эксплуатации жизненного цикла TGSE в аэропортах, основанный на архитектурном подходе и методики RACI, что позволяет перейти к детализации каждого отдельного процесса в соответствии со спецификой конкретного аэропорта.

Ключевые слова: аэропорт, транспорт и наземное оборудование, этап эксплуатации жизненного цикла.

DIGITALIZATION OF THE OPERATIONAL PHASE OF THE LIFE CYCLE OF AN AERODROME

Zaitsev E.N., Konikova E.V.

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg

A.A. Burykin

Northern Capital Gateway LLC

The stage of operation of the life cycle of transport and ground equipment (TGSE) of airports is considered on the principles of consistency, complexity, a unified methodological approach in the study of the operation processes of TGSE. Sub-stages of the operational phase of the life cycle of transport and ground equipment used at airports. A method for planning the operational stage of the TGSE life cycle at airports is proposed, based on the architectural approach and the RACI methodology, which makes it possible to proceed to detailing each individual sub-stage in accordance with the specifics of a particular airport,

Keywords: airport, Transport and Ground Service Equipment – TGSE, life cycle operation stage.

 

 


WordPress Lessons