3 и 4 июня 2021 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета состоялась Международная конференция «Транспортная доступность Арктики: сети и системы» под председательством ректора СПбГАСУ Рыбнова Е.И.
В рамках конференции были проведены три секции и один круглый стол, посвященные повышению доступности Арктических регионов; инновационным технологиям и оборудованию; международному сотрудничеству. Конференция проходила одновременно в очном и дистанционном формате, что позволило принять в ней большому количеству участников.
На планарном заседании были заслушаны доклады представителей научных школ России и Белоруссии и представителей предприятий (каких).
Повышенный интерес вызвали доклады посвященные темам развития авиационного транспорта в Арктической зоне.
С докладом об актуальности развития сети аэродромов в Арктической зоне выступил заведующий кафедрой № 23 «Аэропортов и авиаперевозок» СПб ГУГА доктор техн. наук, доцент Пегин П.А. В своем докладе он отметил,что в настоящее время, в Арктическом регионе расположено 73 аэродрома и примерно 200 посадочных площадок, подавляющее большинство (около 80 %) из которых не функционирует. Поэтому крайне необходимо внедрение новых технологий и инновационных методов содержания, усиления и ремонта аэродромов, для выполнения поставленных правительством задач.
С этой целью на кафедрах СПбГУ ГА ведутся разработки научных методов и инновационных способов по продлению срока эксплуатации ВПП; обеспечения коэффициента сцепления и ровности; защиты ВПП от снегозаносимости и др.
Методологические аспекты эксплуатации современных воздушных судов в условиях Крайнего Севера и Арктики осветил генеральный директор АО «Авиакомпания «Якутия» (Республика Саха (Якутия)) Горбунов В.П.
В работе секций приняло участие более 50 человек из Российких и зарубежных учебных и производственных организаций:
– Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
– Санкт-Петербургский государственный университет граждаснкой авиации;
– Санкт-Петербургский горный университет;
– Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ);
– Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России;
– Аналитический Центр при Правительстве Российской Федерации (г. Москва);
– Института экономики и организации промышленного производства СО РАН;
– Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ);
– Вологодский государственный университет;
– Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ);
– Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ);
– Тульский государственный университет» (Тула);
– Тюменский индустриальный университет (ТИУ);
– Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ);
– Белорусский национальный технический университет (Минск, Беларусь);
– Écolede Technologie Supérieur (Монреаль, Канада);
– IAARS (США);
– Czestochowa University of Technology (CUT) (Польша).
Много споров вызвал доклад «Повышение транспортной доступности Арктической зоны Восточной Сибири Российской Федерации за счет развития сети воздушного транспорта» Полешкиной И. О. к.э.н., доцента Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА)
Хочется отметить, что на конференции были представлены и доклады бакалавров, на мой взгляд было интересным выступление бакалавра гр.294 ОрАД СПб ГУГА Хомиковой А. В. представившей доклад на тему «Анализ состояния и проблемы эксплуатации аэродромной инфраструктуры в Арктической зоне РФ».
Сопредседатель конференции доктор техн. наук, профессор СПбГАСУ Евтюков С.А., отметил, что выступления представителей Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, посвященные развитию авиационной отрасли, пользуются большим интересом, а выступления посвященные развитию авиационной отрасли в Арктических условиях, заслуживают притсального внимания не только ученых, а и представилетей производства.