Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»
Историческая справка АТК

В  феврале 2017 года Авиационно-транспортному колледжу исполнилось   45 лет. С точки зрения истории, для человека – возраст небольшой, а для учебного заведения – это накопленный богатый опыт обучения и воспитания кадров среднего звена для авиации. При достижении определенного возраста принято оглянуться назад и подвести некоторые итоги.

Вспомним конец 60-х, начало 70-х годов прошлого века. Это   время характерно тем, что  услуги гражданской авиации были  доступны практически любому жителю страны, поэтому воздушные перевозки носили массовый характер, а на эксплуатацию в предприятия ГА поступали многоместные воздушные суда, способные брать на борт более 150 пассажиров, их багаж, а также почту и грузы.

Вместе с тем, массовые перевозки вызывали определенные трудности в  технологическом процессе обслуживания пассажиров, начиная с момента приобретения билета, регистрации на рейс, собственно полета и обслуживания пассажира в конечном пункте назначения.

Процесс  наземного обслуживания  пассажиров занимал продолжительное время, что вызывало определенные неудобства и скопление пассажиров в аэровокзалах и аэропортах.

Порой  получалось, что при времени полета в 1 час, наземные операции обслуживания продолжались 2-3 часа и общее время воздушной поездки,  особенно на коротких расстояниях, приближалось к времени поездки железнодорожным транспортом.

В Министерстве гражданской авиации СССР было решено начать подготовку профессионалов по наземному обслуживанию пассажиров, т.е. начальников смен, диспетчеров и других специалистов служб организаций перевозок.

Выбор места расположения будущего учебного заведения не случайно пал на город Ленинград. Во-первых, это большой культурный центр со своими традициями общения, что немаловажно для специалиста по работе с массами людей. Во-вторых, освобождались площади по адресу Литейный, 48 в связи с тем, что Высшее Авиационное Училище  Гражданской авиации перебазировалось в авиагородок. Символично и то, что  в этом здании в различные времена размещались структуры, имеющие непосредственное отношение к гражданской авиации. А еще раньше, как утверждают  исторические  документы, наследник  хозяина этого здания, построившего его в 1830 году, графа С.Ф. Апраксина его сын  Антон Степанович,  имел  страсть к воздухоплаванию. Он даже написал и издал труд, носящий  по-старинному длинное название:  «Воздухоплавание и  применение его  к передвижению  аэростатов свободных и несвободных по желаемым направлениям». По его проекту   строился крупный аэростат. Правда, он так и остался недостроенным, в связи с кончиной графа. Так что судьба этого здания  имеет глубокие авиационные корни.

В феврале 1972 года по инициативе и поддержке Министра гражданской авиации СССР  Б.П. Бугаева и при активном участии члена коллегии  МГА СССР   Б.Е. Панюкова, было принято  решение, оформленное приказом Министра от 23 февраля  1972  года № 61 о создании Ленинградского авиационного технического училища  гражданской авиации (ЛАТУ ГА), и начале подготовки по специальности  «Организация авиационных перевозок», с квалификацией   «техник-технолог».  Это  было веление времени. Авиация начинала новый этап своего развития.  Она потребовала специалистов, которые могли бы обслуживать авиапассажиров и заказчиков  ВС грамотно и качественно.

В сжатые сроки нужно было разработать принципиально новые учебные программы, аналогов которым в учебных заведениях гражданской авиации на тот момент не было.

Необходимо также было подготовить   учебные аудитории, общежитие, спортивный зал и столовую.

Тем не менее, основные трудности были впереди, так как  профили подготовки слушателей ВАУ  и курсантов училища не совпадали и все специальные учебные классы, лаборатории и кабинеты нужно было оборудовать заново. К этой объемной и трудной работе приступил с началом учебного года коллектив училища, а также студенты первого набора.

С 1 сентября 1972 года начинается подготовка авиационных кадров  среднего звена по специальности  1625 «Организация авиационных перевозок».

Учитывая заинтересованность  работников служб  перевозок, имеющих опыт работы, но не имеющих  специального образования, в 1973 году в училище образовано заочное отделение.

Чтобы охватить все стороны подготовки авиационного персонала, связанного с непосредственным обслуживанием пассажиров и клиентуры не только на земле, но и в воздухе, изучался вопрос  подготовки бортпроводников. В 1976 году впервые в гражданской авиации СССР на базе училища начинается  подготовка бортпроводников.

Сегодня невозможно представить  полет на пассажирском самолете без бортпроводника. Он выполняет две обязанности  на борту воздушного судна. Первая, самая  заметная, связана с тем, что бортпроводник выступает перед пассажирами  как «визитная карточка» авиакомпании. И от того, как будут  встречены пассажиры, как их обслужат  во время полета и как проводят, формируется благоприятное  впечатление от авиакомпании.

 

Коллектив курсантов и преподавателей, руководство училища принимали активное участие в проведении  Олимпийских игр в Москве в 1980 году и были отмечены правительственными наградами.

В конце 80-х годов прошлого столетия училище, как и вся отрасль гражданской авиации, столкнулось с определенными трудностями: с финансированием, распределением выпускников, организацией практики.

В 1994 году в училище начата подготовка по специальности 2402  «Управление движением воздушного транспорта». Выпускники по этой специальности  получают  квалификацию «диспетчер». Эта профессия (наряду с  профессией летчика) – одна из наиболее ответственных в гражданской авиации. Диспетчер должен обладать  обширными знаниями, иметь практические навыки работы с экипажами ВС, знать множество  документов и инструкций, владеть профессиональным английским языком.

В 1994 году Ленинградское авиационное техническое  училище  гражданской авиации переименовано в Санкт-Петербургское авиационно-техническое училище гражданской авиации (приказ Департамента  воздушного транспората  Министерства транспорта  Российской Федерации от 19.04.1994г. № ДВ-43)

В 1995 году, учитывая положительный опыт работы и высокое качество учебно-методической работы, училище было переименовано приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.1995 г. ДВ-98  в Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации (СПАТК ГА).

В 1997  году колледж явился разработчиком Государственного  образовательного стандарта (ГОС) по специальности 2401 «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» и по специальности 2402 «Управление движением воздушного транспорта». Эти образовательные стандарты являются обязательными для всех средних специальных заведений отрасли, ведущих подготовку по данным специальностям.  Сложившаяся практика показывала, что необходимо реализовывать как можно более широкий охват авиационных специалистов, т.е. вводить специализации по конкретным направлениям деятельности авиационного персонала.

Так возникла и была поддержана руководством гражданской авиации идея о подготовке в колледже специалистов по авиационной безопасности воздушного транспорта, а также специализации по лицензированию и сертификации авиационных работ, перевозок и услуг, которые остро были необходимы после распада единой авиакомпании «Аэрофлот» и создании большого количества мелких авиакомпаний. Большие изменения произошли в области распределения ресурсов мест на рейсах авиакомпаний для пассажиров, что определило необходимость подготовки специалистов для работы на компьютерных системах бронирования (КСБ) и потребовало создания новой специализации.

В 1997 году в колледже началась подготовка по специальности «Сервис на транспорте». Обучение проходило по следующим утвержденным специализациям:

  • Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна;
  • Авиационная безопасность на воздушном транспорте;
  • Лицензирование и сертификация авиационных работ, перевозок и услуг;
  • Бронирование и продажа воздушных перевозок и услуг;
  • Коммерческая деятельность авиакомпаний и аэропортов.

 

Приказом  Министерства транспорта Российской Федерации от 17.10.2000 г. № 119 Санкт-Петербургский  авиационно-транспортный  колледж  гражданской авиации  переименован в Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова

В учебном корпусе была установлена мемориальная доска с барельефом А.А. Новикова и памятной надписью.

В 2001 году колледж, одним из первых учебных заведений отрасли, прошел государственную аккредитацию на право ведения образовательной деятельности. При этом, государственная аттестационная комиссия отметила высокую корреляцию оценок по учебным дисциплинам, выставленных при контрольных опросах преподавателями колледжа, с оценками, выставленными по этим же дисциплинам экспертами государственной аттестационной комиссии.

В 2003 году была открыта специализация  «Гостиничный сервис».

Распоряжением  Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта РФ  № АЮ-324-р от 01.12.2005 г. колледж переименован  Федеральное государственное образовательное учреждение среднего  профессионального образования «Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации имени Главного маршала авиации Александра Александровича  Новикова».

Приказом  ректора Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» от 20.03.2009 г. № 115/к   в связи с реорганизацией Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова» присоединен к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» в качестве структурного подразделения «Авиационно-транспортный колледж»

В разное время учебным заведением руководили:

Григорук Владимир Устинович (1972-1979)

Халиков Виталий Каримович (1995-2006)

Букин Геннадий Александрович (1980-1982)

Коломейцев Игорь Владимирович (2009-2012)

Карелин Николай Владимирович (1982-1995)

Халин Виктор Владимирович (2006-2008, 2012 – по настоящее время)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее  время  колледж осуществляет  обучение по 3 специальностям:

  • 02.05 «Управление движением воздушного транспорта»;
  • 02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»;
  • 02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».